Технологическая карта урока математики в 1 классе на тему Выявление закономерностей. Присчитывание и отсчитывание по одному. Число и цифра нуль.


Технологическая карта урока на основе системно – деятельностного подхода
Предмет, класс, УМК Математика, 1 класс, УМК «Гармония»
Учитель Алексеева Валентина АлександровнаТема урока Выявление закономерностей. Присчитывание и отсчитывание по одному. Число и цифра нуль.
Тип урока Открытие новых знаний.
Цель урока Создание условий для осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через различные формы организации познавательной деятельности.
Задачи урока Обучающие:
- организовать деятельность обучающихся по формированию умения присчитывать и отсчитывать по одному;
- учить записывать цифрой количество предметов;
- формировать умение разбивать предметы на группы по различным признакам (форма, цвет, размер)
Развивающие:
- Развивать умение ориентироваться в учебнике и тетради;
- способствовать развитию грамотной математической речи, внимания, логического мышления;
- развивать умение анализировать и сравнивать, контролировать свои действия по ходу выполнения задания.
Воспитательные:
- воспитывать умение организовать свою учебную деятельность;
- содействовать воспитанию взаимного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
- воспитывать интерес к предмету через использование игровых технологий.
Актуальность использования средств ИКТ.
Вид используемых на уроке средств ИКТ. Презентация к уроку.Этапы урока и хронометраж
№ п/п Этап урока Хронометраж
Организационный момент 1 мин.
Мотивация к УД 2 мин.
Устный счет 4 мин.
Минутка чистописания 1 мин.
Физкультминутка 1 мин.
Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений 10 мин.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 7 мин.
Физкультминутка 1 мин.
Включение в систему знаний и повторение 4 мин.
Рефлексия УД 4 мин.
Характеристика этапов урока
№ Этап урока Содержание учебного материала ФОУД* Деятельность учителя Деятельность обучающихсяПланируемые результаты
познавательная коммуникативная регулятивная 1 Организационный момент Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Усаживайтесь поудобнейИ начинаем наш урок! Ф Проверка готовности рабочих мест. Мотивация к учебной деятельности.
Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Включение в учебную деятельность.
2 Мотивация к учебной деятельности - Какие правила выполняет ученик на любом уроке?
- Чему мы учимся на уроках математики?
- Зачем нам нужны эти знания?
Ф Создание ситуации необходимости получения новых знаний. Нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Оформление своих мыслей в устной форме; умение слушать и понимать речь других. Развитие умения анализировать, и сопоставлять. Решение учебно-познавательных задач через систему вопросов.
3 Устный счет - А закрепим мы наши знания в игре «Большие гонки».
Работа по числовому ряду.
1 ряд: Сосчитайте от самого большого числа до самого маленького в числовом ряду.
2 ряд: Назовите соседей числа 7.
3 ряд: Назовите число, которое при счете называем после 4.
- А теперь поиграем в «Молчанку»
Вы не будете называть цифры вслух, а будете показывать ответ на математическом веере.
1 ряд: Какое число расположено между числами 5 и 7?
2 ряд: Какое число стоит перед числом 8 при счете?
3 ряд: Покажите самое маленькое число?
Вывод: Подсчет набранных баллов.
Разминку провели хорошо, а теперь приготовим руку к письму.
И, Г
И, Г Фиксирование правильных ответов, выявление затруднений, коррекция.
Осуществление контроля по средствам обратной связи. Развитие умения анализировать и сопоставлять. Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Актуализация опорных знаний через игровые технологии.
4 Минутка чистописания - Откройте тетради, посмотрите, какие цифры там прописаны?
- Какой общий элемент у этих цифр?
- Напишите цифры в том же порядке. Ф, И Рекомендации по работе в тетради и правильному начертанию цифр.
Контроль, коррекция. Выполнение действий по заданному алгоритму.
Оформление своих мыслей в устной форме. Умение контролировать деятельность по ходу выполнения задания. Письмо цифр 1, 4, 7 по образцу, выявление у них общего элемента « /»
5 Физкультминутка Музыкальная, двигательная. Г Создание условия для снятия переутомления у детей. Выполнение действий по заданному алгоритму.
Умение сотрудничать с одноклассниками. Реализация здоровьесберегающих технологий.
6 Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений
- А сейчас поиграем в игру «Семеро смелых». В ходе игры постараемся получить новые знания и вывести правило, по которому будем работать.
Ученикам выдаются карточки от 1 до 7 и предлагается построиться у доски по порядку.
- 1-й, 2-й, 3-й ученик, сделайте шаг вперед.
- Прибавим еще 1 ( 4-й ученик, шаг вперед) получится 4.
-Прибавим еще 1 ( 5-й ученик, шаг вперед) получится 5… И т. д. до 7.
- Если будем и дальше прибавлять по одному, то какие номера могут получить другие ребята?
Вывод: При присчитывании по одному, мы каждый раз получаем следующее при счете число.
-Запишем полученные выражения в тетради.
1+1=2 4+1=5 7+1=8
2+1=3 5+1=6 8+1=9
3+1=4 6+1=7 9+1=10
- А теперь посмотрите на слайд.
- Сколько голубей прилетело во двор?
- Что произошло?
- Сколько голубей осталось?
- Улетел еще один голубь. Сколько теперь голубей осталось? И т. д. пока на слайде не останется один голубь...
- Улетел последний голубь. Сколько теперь голубей осталось?
- Покажите на веере, какой цифрой обозначим «ни одного»
Вывод: При отсчитывании по одному, мы каждый раз получаем предыдущее при счете число.
- Запишем полученные выражения в тетради.
9-1=8 6-1=5 3-1=2
8-1=7 5-1=4 2-1=1
7-1=6 4-1=3 1-1=0
Г
Ф
Ф
И
Ф
И
Ф
И Организация деятельности обучающихся по формированию умения присчитывать и отсчитывать по одному.
Фиксирование правильных ответов, выявление затруднений, коррекция.
Рекомендации по работе в тетради.
Проверка умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Формирование грамотной математической речи. Коррекция.
Рекомендации по работе в тетради.
Развитие умения анализировать, коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них информацию, делать выводы.
Учебное сотрудничество в совместной деятельности, соблюдение правил речевого этикета, высказывание своего мнения, слушание и понимание других точек зрения. Самооценка правильности выполнения своих действий.
Развитие умения анализировать, и сопоставлять.
Развитие умения анализировать, и сопоставлять.
Актуализация знаний через игровые технологии.
Составление и запоминание таблицы сложения на +1.
Составление и запоминание таблицы вычитания на -1.
7 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. - Работа с учебником и тетрадью.
С.52. №104.
- Посчитайте жуков на рисунке.
- Сколько их?
- Как называется счет предметов в таком порядке?
- Запишите в тетради цифрой каждое число, которое вы называете при счете.
- Сверьте свой числовой ряд с записью на доске.
- Как получили каждое следующее число?
С.52. №106.
- Выберите числовой ряд, где дан обратный счет предметов.
- Запишите его в тетрадь самостоятельно.
- Выполните взаимопроверку по эталону.
- Как получили каждое следующее число?
Ф
И
ППНаправление деятельности обучающихся на усвоение нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Организация самостоятельной работы, контроль, коррекция при выявлении затруднений. Закрепление новых знаний: нахождение ответов на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Оформление своих мыслей в устной и письменной форме.
Умение сотрудничать с одноклассниками, работая в паре. Планирование и контроль своих действий в соответствии с поставленной задачей. Закрепление полученных знаний, умение применить полученные знания на практике.
Внесение корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
8 Физкультминутка Для снятия напряжения с глаз. Г Создание условия для снятия переутомления у детей. Выполнение действий по заданному алгоритму.
Умение сотрудничать с одноклассниками. Реализация здоровьесберегающих технологий.
9 Включение в систему знаний и повторение. - Вспомните, по каким признакам можно разделить предметы на группы?
- Работа с учебником.
С.53. № 109.
- По каким признакам детали конструктора разложили на две группы?
- Работаем в парах.
- 1 ряд: рисунок № 1.
- 2 ряд: рисунок № 2.
- 3 ряд: рисунок № 3.
Ф
П, Г Формирование умения разбивать предметы на группы по различным признакам (форма, цвет, размер) Нахождение ответов на вопросы, используя учебник, и информацию, полученную на предыдущих уроках. Умение сотрудничать с одноклассниками, работая в паре. Развитие умения анализировать, и сопоставлять. Умение применить полученные знания на практике.
10 Рефлексия УД
- Что нового узнали на уроке математики?
- Чему учились?
- Что показалось вам самым интересным?
- Самым трудным?
- А теперь давайте проанализируем наше настроение на уроке. У вас на парте есть листочки красного, желтого и зеленого цвета, а меня на доске есть «Дерево знаний»
Давайте украсим его листочками:
-590552602865
– Урок понравился. Я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.
– Настроение хорошее. Хотя, некоторые задания я не мог выполнить сам, но мне было интересно.
-40005151130
– Задания на уроке оказались слишком трудными для меня.
-40005-1453515
Ф
И Организация фиксирования нового содержания.
Организация рефлексии.
Организация самооценки учебной деятельности. Оформление своих мыслей в устной форме.
Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Самооценка на основе критерия успешности.
Ученики фиксируют материал, изученный на уроке, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.
Учебно-методическая литература
Истомина Н.Б. Основная образовательная программа: 1,2,3,4 кл. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.
Рабочие программы «Начальная школа» 1 класс УМК «Гармония», ФГОСТ образовательный стандарт. Методическое пособие с электронным приложением. – Москва: «Планета», 2013
Истомина Н.Б., Немкина Е.С., Редько З.Б. «Математика. 1 класс». Уроки математики: содержание курса, планирование уроков, методические рекомендации. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.
Истомина Н.Б., Математика: учебник для 1 класса: в 2 ч. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012. – («Гармония»).
Математика. 1 класс. ( Сайт «Гармония», http://umk-garmoniya.ru/)