Конспект урока литературы Мцыри М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма. (8 класс)

Ивченко Н.В.,
учитель русского языка и литературы

Тема: «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма.
Цели:
Познакомить учащихся с понятием романтизм, историей создания поэмы, понятием «свобода» и «несвобода».
Развитие мыслительной деятельности через установление логических связей между реальными событиями и событиями, описанными в поэме. Развитие речи через словарную работу, ответы на вопросы.
Воспитание интереса к творчеству М.Ю.Лермонтова.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, выход в Интернет.
Дидактический материал к учебному занятию: иллюстрации, словари, справочники, раздаточный материал.
Ход урока
I. Орг. Момент
- Я хочу вам пожелать
Активности;
Усидчивости;
Удачи;
Самостоятельности;
Хороших успехов.

II. Постановка проблемного вопроса.
К поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтов в качестве эпиграфа взял библейское изречение «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Под мёдом поэт подразумевает сладость свободы.
Как вы понимаете, что такое «свобода» и «несвобода»? (ответы учащихся).
III. Вступительное слово учителя.
Эту проблему свободы личности мы рассмотрим с вами при изучении произведения Лермонтова «Мцыри». Дайте определение поэмы.
Тема – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней. Идея – лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетние заключение в стенах монастыря, где человек не живёт полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.
Композиция поэмы своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе – строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трёх днях, проведённых на свободе, написана целая поэма. Как вы понимаете, что такое исповедь? (ответы учащихся)
Сегодня мы будем работать в группах.
Задания группам:
Первая группа
Произведение Лермонтова «Мцыри» - это романтическая поэма. Первая группа обозначит основные черты романтизма (работа в Интернете, со словарями и справочниками)
Вторая группа подготовит краткий рассказ о поэте (работа с источниками)
Третья группа
История создания (работа с источниками)
Четвёртая группа попробует определить понятия, работа со сносками учебника (Мцыри, кадильница, обет, алтарь, чадра, терновник) (в это время играет Симфоническая поэма Мцыри Тактакишвили Омара Васильевича)
Пятая группа
Работа с текстом. Найти цитаты о свободе
IV. Выступление групп
V. Слово учителя. Беседа по вопросам.
Где происходит действие поэмы? (На Кавказе)
Как Мцыри попал в монастырь?
Какова цель побега?
Что значит для Мцыри быть свободным?(ответы детей)

Вывод:    Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:
      Про милых близких и  родных,
      Про волю дикую степей,
      Про лёгких, бешеных коней,
     Про битвы чуждые меж скал
    В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

VI.  Тест.
1.  К какому литературному направлению можно отнести поэму?
    А) сентиментализм                  В) романтизм
    Б) реализм                                 Г) классицизм
 
2.  Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:
    А) былин               
   В) древнерусских летописей
    Б) Библии                 
Г) стихотворения Горация

 3.  В чём заключается смысл эпиграфа?
    А) восстание против судьбы, против Бога
    Б) раскаяние, бесконечное смирение
   В) защита прав человека на свободу

4.  Определите жанр произведения.
   А) баллада                     В) поэма-исповедь
   Б) элегия                         Г) притча

 5. В чём заключается основная идея произведения?
а) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения;
б) тоска по воле;
в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;
г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.
  6.  Почему местом действия поэмы выбран Кавказ?
   А) проявляется любовь автора к Кавказу
   Б) природа Кавказа сродни натуре главного героя
   В) связь с историей России

А теперь вы можете сами себя проверить и оценить свою работу на уроке. Лист, на котором находится тест нужно вставить в файл, и вы увидите правильные ответы. Если вы набрали 6 баллов, то получаете оценку «5», если баллов 4-5 – ваша оценка «4», но если - ниже 4 баллов, вам следует повторить материал.
Домашнее задание: дать характеристику Мцыри.
VII. Оценка урока учащимися.
Ребята, сейчас вы с помощью цвета должны будете дать оценку уроку. Если вам на уроке было комфортно, понятен изученный материал, вам не было скучно, вы достанете из конверта и поднимите цветок синего цвета, если же что-то осталось непонятно, возникли вопросы, ваш цветочек будет жёлтого цвета. Ну, а если вам было скучно, некомфортно, вы не поняли материал, об этом будет сигнализировать красный цветок.
Литература
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]