Исследовательская работа Развитие межличностных отношений в младшем школьном возрасте с учётом закономерностей групповой динамики


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
среднего образования
«Камышловский педагогический колледж»
ОП.02. ПСИХОЛОГИЯ
Исследовательская работа
Развитие межличностных отношений в младшем школьном возрасте с учётом закономерностей групповой динамики
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Исполнитель: Старкова Юлия,
студентка 2 «А»группы
Руководитель: Устьянцева И.Ю.,
преподаватель психологических дисциплин
Камышлов, 2016
Оглавление
Введение……………………………………………………………………...........3
1 глава Теоретическая часть
1.1 Определение межличностных отношений…………………………………..6
1.2 Классификаци межличностных отношений………………………………9
1.3 Психологические особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте……………………………………………………………15
2 глава Практическая часть
2.1 Рефлексивное задание методики по изучению межличностных отношений у младших школьников …………………………………………………………23
2.2 Диагностические методики по изучению межличностных отношений у младших школьников……………………………………………………………24
2.3 Рекомендации для учителей и родителей по коррекции межличностных отношений в младшем школьном возрасте …………………………………...28
Заключение ………………………………………………………………………30
Список литературы………………………………………………………………32
Приложения №1 Схема «Виды Межличностных отношений»
Приложение №2 Схема «Межличностные отношения в малой группе»
Приложение №3 Буклет на тему: « Рекомендации педагогу и родителям по развитию межличностных отношений в младшем школьном возрасте»
Приложение №4 Видеозапись на тему: « Межличностные отношения как цель и средства образования»
Приложение № 5 Диск «Электронный вариант исследовательской работы»
Введение
Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания. Основополагающая значимость проблемы взаимоотношений детей в последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Изучение вопроса межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Исследование этой проблемы во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим изучением ребенка, проникновением в область многообразных контактов детей с взрослыми и сверстниками.
В ФГОС НОО прописаны пункты, связанный с темой исследовательской работы: «Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций»
Исследования, проводимые такие психологами и социологами, как
С. .Л Рубинштейн, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищева, М.И. Лисина, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, Я.Л. Коломенский, Л.Ф. Лисенкова, К. Левин, Л.С. Выготский и др., убедительно показывают, что мы чаще озадачены тем, как изменить других людей или ситуацию. Значительно труднее причину своего неблагополучия, личных неудач, безрадостной жизни увидеть в себе, в своём отношении к жизни и другим людям.
В данный момент наблюдается значительный рост исследований, посвященных межличностным отношениям и развитию младшего подростка в семье. Возникает необходимость определения той роли, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности школьника на различных этапах его жизни, и в частности в младшем школьном возрасте — наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений. Актуальность его заключается в выявлении скрытых механизмов, которые лежат в основе межличностных отношений в коллективе младших школьников.
Проблема развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте актуальна еще и тем, что именно в этот период происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.
Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течении его жизни.
Целью исследовательской работы стало изучение особенностей межличностных отношений в младшем школьном возрасте с учётом закономерностей групповой динамики
Объект исследования: межличностные отношения
Предмет исследования: межличностные отношения, их специфика и особенности в младшем школьном возрасте.
Задачи работы:
рассмотреть межличностные отношения в младшем школьном возрасте;
выявить различные классификации межличностных отношений;
провести наблюдение за 4 классом начальной школы;
подобрать диагностические методики по изучению межличностных отношений у младших школьников;
подобрать рекомендации педагогам, родителям по развитию межличностных отношений у младших школьников
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, социометрия.
Глава 1
Определение межличностных отношений
«Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, её сердцевину».
С.Л. Рубинштейн
В развитии личности школьника большое значение имеют те отношения, которые складываются и формируются у него с окружающими людьми, со сверстниками, ибо, как утверждал крупнейший ученый – психолог С.Л.Рубинштейн, личность «… не может жить, действовать, проявлять себя иначе, как в отношениях к действительности, главными из которых являются отношение к обществу, к людям». Среди многообразных видов отношений к людям в психологии особо выделяются межличностные отношения, как отношения симпатий – антипатий. Учителю, воспитателю необходимо знать особенности формирования межличностные отношений на каждом возрастном этапе. Для более эффективной организации учебно – воспитательного процесса, для управления им учитель, воспитатель должны четко представлять, знать положение каждого ребёнка класса, группы в системе межличностных отношений, степень удовлетворённости ребёнка в общении, круги желаемого общения ребёнка, наличие и характеристику малых групп, группировок в классе, а может быть и вне класса.
С.А. Рубинштейн исследует понятие «межличностные отношения» как специфическую форму отражения действительности. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений; то, из чего оно состоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится.
С.А. Рубинштейн рассматривал отношения в рамках сознания. Сознание – специфическая форма отражения объективной действительности, существующей вне и независимо от него, потому психический факт не определяется однозначно лишь отношением к субъекту, переживанием которого он является.
В своих работах А.Ф. Лазурский отмечает, что индивидуальность человека определяется не только своеобразием его внутренних психических функций, вроде особенностей его памяти, воображения, внимания и т.п., но в не меньшей степени и его отношениями к окружающим его явлениям, тем, как каждый человек реагирует на те или иные объекты, что он любит и ненавидит, чем интересуется и к чему равнодушен, т.е. его экзопсихическими проявлениями.
«Межличностные отношения» - по определению А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, - это субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения».
Указанное выше определение межличностных отношений означает, что межличностные отношения, как отношения, в основе которых лежат непосредственные отношения, антипатий, симпатий, безразличия, представляет собой отношения в первую очередь оценочные, эмоциональные, во вторую очередь – действенные.
Наиболее полное изучение межличностных отношений представлено в теории отношений В.Н. Мясищева. Он дал определение отношения, как «… целостной системы индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности».
Система межличностных отношений вытекает из всей истории развития человека и определяет характер переживания личности, особенности ее восприятия, поведенческих реакций и др. Положительный или отрицательный опыт межличностных отношений формирует его систему внутренних отношений к миру.
Отношения связывают человека не столько с внешними сторонами вещей, сколько с самим предметом в целом, хотя в отношении к предмету или лицу могут выявляться различные стороны связи с разными сторонами, например, отрицательными или положительными свойствами объекта.
В.Н. Мясищев дал определение понятию «психическое отношение». Особенная важность этого понятия для психологии заключается в том, что, во-первых, категория психических отношений вынуждает объединить внешнее с внутренним. Во-вторых, исследование отношений целостно-личностное, потому что относится к человеку в целом как личности. В-третьих, в системе отношений человека к действительности с исключительной убедительностью выступает доминирующая и все определяющая роль отношений к людям.
В-четвертых, особенно характерно, что в главном, т.е. применительно к людям, выступает двусторонний взаимный характер этих отношений. Они выступают не только как отношения субъекта – человека к другому человеку как объекту- субъекту, но как межличностные отношения двух субъектов.
В связи с проблемой взаимодействия и межличностных отношений необходимо рассмотреть вопрос о связи того и другого. Является ли взаимодействие лишь процессуальным выражением отношения как потенциального, или, наоборот, отношение является потенциальным эквивалентом процессов взаимодействия? Здесь существует внутренняя зависимость, но нет постоянной связи. Сущность этого неполного совпадения заключается в том, что взаимодействие внешне регламентируется, в нем отношение выражается в отрегулированной социальными требованиями форме. Требования дисциплины и соблюдения социальных форм поведения, (конвенциальных норм приличия, такта, этикета) не допускают непосредственного проявления отношений, а особенности связи между требованием формы взаимодействия и истинным характером отношения чрезвычайно важны для динамики взаимодействия и характеристики взаимоотношений людей.
Свой вклад в развитие психологии отношений внесла М.И. Лисина. Она выделяет три вида отношений: отношение к себе, отношение к другим людям и отношение к предметному миру.
В этой совокупности, которая составляет сущность личности, указанные три вида если не исчерпывают ее, то действительно считаются важнейшими.
Три указанных вида отношений не изолированы друг от друга, а составляют именно «ансамбль»: мы познаем себя через других людей, а в других глядимся как в зеркало. Через вещи относимся к человеку, а отношение к предметному миру опосредуем отношением к себе и другим людям.
Я.Л. Коломенский характеризует межличностные отношения как внутреннее состояние человека, отражающее отношение людей друг к другу.
Классификация межличностных отношений
В многочисленных работах, посвященных исследованию групп и коллективов, групповой динамике, группообразованию, коллективообразованию и т.д., показано влияние организации совместной деятельности и уровня развития группы на становление межличностных отношений на становление сплоченности, ценностно-ориентационного единства членов коллектива. Поэтому, в качестве объяснительного принципа изучения межличностных отношений, А.В. Петровский предлагает принцип деятельного опосредствования межличностных отношений, опирающийся на общепсихологическую теорию деятельности Л.С. Выготского – А.Н. Леонтьева: объектом исследования выступает коллектив. Применительно к социальной психологии введения принципа деятельностного опосредствования позволяет преодолеть фактически существующий параллелизм в изучении межличностных отношений, проявляющийся в анализе межличностных отношений вне совместной деятельности, а совместной деятельности – вне межличностных отношений. Совместная предметная деятельность, во-первых, порождает, вторит межличностные отношения её участников; во-вторых, является средством, орудием, через которое только и могут быть преобразованы межличностные отношения; и, наконец, в-третьих, процесс реализации межличностных отношений в ходе совместной деятельности предполагает собой движущую силу развития социальной группы. Все эти черты совместной деятельности с предельной отчетливостью проявляются при анализе межличностных отношений в коллективе. Прежде всего, благодаря использованию категории совместной деятельности, А.В. Петровский вводит в социальную психологию малых групп идею развития социальной группы. Эта идея концептуально фиксируется через понятие «уровень развития группы». Коллектив же выступает как группа высокого уровня развития. Далее, в коллективе более ярко, чем в других, проступает исследуемая А.В. Петровским многоуровневая структура межличностных отношений. Осуществляя анализ межличностных отношений, необходимо видеть различную психологическую природу этих отношений и понимать, что они образуют различные слои (страты) групповой активности в коллективе, как поверхностные, так и глубинные.
Многоуровневая структура межличностных отношений в коллективе по Петровскому А.В. Основу групповой структуры образует сама групповая деятельность, ее содержательная общественно-экономическая и социально-политическая характеристика. По сути своей это хотя и ядерное – по отношению к психологическим стратам, - но не только лишь психологическое образование. Это предметно-деятельностная характеристика группы как коллектива, являющегося частью общественного целого. Первая ядерная страта – психологическая по своей сущности - фиксирует отношения каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию деятельности, ее социальный смысл для каждого участника. Во второй страте локализируются характеристики межличностных отношений, опосредствованных содержанием совместной деятельности (ее целями и задачами, ходом выполнения), а также принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями, которые в конечном являются проекцией идеологических конструкций, функционирующих в обществе. Именно сюда, видимо, следует отнести различные феномены межличностных отношений, например, коллективистическое самоопределение и другие, о которых речь пойдет дальше. Деятельностное опосредствование – принцип существования и принцип понимания феноменов второй психологической страты. Поверхностный слой межличностных отношений предлагает наличие связей (главным образом эмоциональных), по отношению к которым ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредствующего личные контакты членов группы. Это не значит, что такие связи в полном смысле слова непосредственные. Итак, рассмотрев межличностные отношения, в целом ниже мы выделим феномены межличностных отношений. Дело в том, что многочисленные концепции групповой динамики в традиционной социальной психологии (К. Картрайта, Зандера, К. Левина и других), берут в качестве одного из исходных феноменов межличностных отношений, выражающего тип взаимодействия между личностью и группой, феномен конформности. Группа «давит» на личность, а она либо послушно подчиняется мнению группы, превращается в соглашателя, и тогда ее характеризуют как конформиста; либо личность идет вопреки мнению группы, противостоит социальному окружению, и тогда ее характеризуют как конформиста. Теперь взглянем на эти определения через призму теории деятельностного опосредствования межличностных отношений. За этим фактом выступает новый социально-психологический феномен межличностных отношений, который А.В. Петровским был назван феномен коллективистского самоопределения. Он заключается в том, что отношение личности к воздействиям со стороны группы опосредовано ценностями и идеалами, выработанными в ходе совместной деятельности коллектива. Именно коллективистское самоопределение, в котором проявляется сознательная солидарность с ценностями и задачами коллектива, снимает мнимую дихотомию «конформизм или нонкомформизм». На смену альтернативе «эгоизм или альтруизм» приходит феномен коллективистской идентификации, проявляющийся в опосредствованном ценностями и целями совместной деятельности, отношении к участнику этой деятельности как к самому себе при отношении к себе как к другим членам коллектива.
Следующим социально-психологическим феноменом взаимоотношений является сплоченность. Начало систематического изучения групповой сплоченности относится к концу 40-х гг. Первые специальные исследования были выполнены под руководством Л. Фестингера. Ему принадлежит наиболее распространенное и употребимое определение групповой сплоченности как «результирующей всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней». Почти два десятилетия спустя Д. Картрайт практически повторил первоначальное определение: «групповая сплоченность характеризуется тем, в какой степени члены группы желают остаться в ней». Представления о сплоченности группы как ее ценностно-ориентационном единстве развивались А.В. Петровским и сторонниками стратометрической концепции групповой активности. Согласно А.В. Петровскому, «сплоченность как ценностно-ориентационное единство – это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом». Причем, как подчеркивает автор стратометрической концепции, «ценностно-ориентационное единство группы как показать ее сплочения, отнюдь не предполагает совпадения оценок и позиций членов группы во всех отношениях, нивелировку личности в группе, например, в сфере вкусов, эстетических ценностей, читательских интересов и т.д. Ценностно-ориентационное единство в коллективе – это, прежде всего сближение оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности». Одним из наиболее значимых проявлений межличностных отношений в коллективе является его социально-психологический климат. Содержательная характеристика психологического климата связана, как правило, с самочувствием человека в коллективе (настроением, удовлетворенностью, психологическим комфортом); когда же самочувствие людей переносится на их отношение к труду и другим членам коллектива, на межличностные отношения, на общие взаимоотношения, тогда складывается социально-психологический климат. В таком аспекте рассматривают психологический климат Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, Г.А. Моченов, М.Н. и другие. Следовательно, содержательная характеристика социально-психологического климата выражает отношения между членами коллектива. Понятия «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «эмоциональный климат», «духовная атмосфера» и т.п. широко используется в научной литературе как синонимы. Но при определении социально-психологического климата всегда отмечается общее психологическое группы, отражающее интегрированным образом особенности ее жизнедеятельности .
Классификация межличностных отношений в коллективе
1) По характеру взаимодействия:
а) Деловые отношения;
б) Неофициальные межличностные отношения в производственных группах могут быть непосредственными – общение с членами группы, руководителями; так и опосредованными – с помощью других лиц (посредников) или технических средств направляются системой эмоционально опосредованных связей: взаимных симпатий и антипатий, дружбой, доверием и т.п. На основе этих отношений малая группа 20-30 человек стихийно разделяется на несколько неформальных контактных микрогрупп по 3-7 человек.
2) По форме взаимодействия:
а) психомоторные
б) интеллектуальные
в) перцептивные
г) коммуникативные.
Осуществление практических совместных действий при решении мыслительных задач (принятие решений и т.п.). При решении задач на опознание и декодирование сигналов посредством речевых функций и других средств общения межличностные отношения различают также по валентности или знаку: положительные, индифферентные, отрицательные. На основании предложенной классификации можно сказать, что вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и другие. Признаком хорошей организации производственных групп является преобладание официальной структуры над неофициальной. В свою очередь, важно знать, на каких ценностных ориентирах строятся неформальные отношения в группе .
В структуре взаимодействия и общения людей, как правило, выделяют три составляющие: поведенческую, аффективную и когнитивную (по Я.Л. Коломенскому); практическую, аффективную, гностическую (по А.А. Бодалеву); регулятивную, аффективную, информационную (по Б.Ф. Ломову).
К поведенческому компоненту относят результаты деятельности и поступки, мимику, жестикуляцию, пантомимику, локомоцию (перемещение в пространстве), речь.
Эмоциональный компонент проявляется в разнообразных эмоциональных состояниях и может быть зафиксирован на уровне физиологической регистрации и субъективных отчетов.
Когнитивный компонент включает в себя все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя (например: ощущения, восприятия, память, мышление, воображение).
Частичным случаем психологических отношений являются межличностные отношения. Такие отношения охватывают значительный круг явлений, но не все они могут быть квалифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия: восприятия и понимания людьми друг друга; межличностной привлекательности (притяжение и симпатия); взаимовлияния и поведения (в частности ролевого).
Симпатия - это эмоциональная положительная установка на субъект взаимодействия. Взаимная симпатия создает целостное внутригрупповое состояние удовлетворения. Притяжение, в основном, связано с потребностью человека быть вместе с другим конкретным человеком. Притяжение часто сопряжено с переживанием симпатий (эмоциональный компонент взаимодействия). Симпатия и притяжение могут проявляться иногда независимо друг от друга.
Межличностное притяжение (отталкивание), симпатии (антипатии) можно рассматривать как условие и результат совместимости (несовместимости) двух лиц в определенных условиях взаимодействия. Характер межличностного взаимодействия определяется типом ситуации и личностными особенностями его участников. Ситуации сотрудничества и соперничества предполагают разный характер действий и поведения человека в целом.
Механизм формирования межличностной привлекательности (лежащей в основе дружеских отношений) имеет специфику в зависимости от возраста и условий, в которых возникает отношения взаимной привязанности. Регуляция привлекательности опирается на условия взаимодействия.
1.3 Психологические особенности межличностных отношений
в младшем школьном возрасте.
При поступлении ребенка в школу решающим фактором социализации становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков. Параллельно с этим школьник включается и в другой, менее оформленный организационно, но не менее значимый процесс усвоения социального опыта – складывающиеся в школе межличностные отношения. Это так называемая «скрытая программа социализации», благодаря которой развивается эмоциональная и социальная жизнь ребенка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нем другие.
Групповая динамика- это процессы взаимодействия членов группы, а также изучающее эти процессы научное направление, основателем которого считается Курт Левин. Курт Левин ввел термин групповая динамика, описывающий позитивные и негативные процессы, происходящие в социальной группе.
С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития.
Наблюдения за первоклассниками показывают, что вначале дети как будто даже избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока еще сам по себе. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.
Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.
Если у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, это значит также, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.
Результаты специальных исследований показывают, что отношения к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении младшего школьного детства. Для детей 5-7 лет друзья – это, прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется, прежде всего, внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т.п.
В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.
Между 7 и 10 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.
Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у ребенка складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.
Данные социометрических исследований показывают, что положение ученика в системе сложившихся в классе межличностных отношений определяется рядом факторов, общих для разных возрастных групп. Так, например, дети, получающие наибольшее число от одноклассников («звезды»), характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазией; большинство из них хорошо учится; девочки отличаются привлекательной внешностью.
Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.
Перечисленные общие качества имеют определенную специфику проявления на разных этапах младшего школьного возраста.
Для первоклассников, обладающих высоким социометрическим статусом, наиболее значимыми являются следующие особенности: опрятная внешность, принадлежность к классному активу, готовность поделиться вещами, сладостями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учению. Для популярных в классе мальчиков большое значение имеет также физическая сила.
«Непривлекательные» для сверстников первоклассники характеризуются следующими особенностями: непричастность к классному активу; неопрятность; плохая учеба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с нарушителями дисциплины, а также плаксивость.
Таким образом, первоклассники оценивают своих сверстников, прежде всего по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.
К концу младшего школьного возраста критерии приемлемости несколько меняются. При оценке сверстников на первом месте также стоит общественная активность, в которой дети уже ценят действительно организаторские способности, а не просто сам факт общественного поручения, данного учителем, как это было в первом классе; и по-прежнему красивая внешность. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определенные личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. Примечательно, что показатели, связанные с учением, у третьеклассников менее значимы и отходят на второй план. Для «непривлекательных» третьеклассников наиболее существенны такие черты, как общественная пассивность; недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам.
Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников отражают особенности восприятия и понимания ими другого человека, что связано с общими закономерностями развития познавательной сферы в этом возрасте: слабая способность выделять главное в предмете, ситуативность, эмоциональность, опора на конкретные факты, трудности установления причинно-следственных отношений и т.д.
Специфика социальной перцепции младших школьников сказывается и на особенностях их первого впечатления о другом человеке. В целом, становясь более точным и дифференцированным к третьему классу, первое впечатление отличается у детей ситуативностью, стереотипностью, ориентацией на внешние признаки. Физически облик и его оформление являются для младших школьников «каркасом», на котором выстраивается образ другого человека. Поэтому взрослые, работающие с младшими школьниками (впрочем, не только с ними), должны обязательно учитывать ориентацию детей на внешность и уделять специальное внимание своему костюму.
Необходимо отметить, что, как правило, с возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников.
Но в конце этого возрастного периода, т.е. у третьеклассников, адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка, как самих межличностных отношений, так и их осознания. Безусловно, это связано с возникновением в этот период потребности занять определенное положение в группе сверстников. Напряженность этой новой потребности, возрастающая значимость мнения сверстников и являются причиной неадекватности оценки своего места в системе межличностных отношений.
О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет (в отличие от более младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников, они становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста.
Происходящие в этом возрасте изменения в отношениях со сверстниками необходимо учитывать при организации воспитательных мероприятий. Нередко учителя начальных классов практикуют осуждение ученика за какой-либо проступок перед всем классом. Это мощный травмирующий фактор для ребенка, последствия которого зачастую требуют от психолога срочного психотерапевтического вмешательства.
Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций. Однако если у ребенка существует хотя бы одна взаимная привязанность, он перестает осознавать и не очень переживает свое объективно плохое положение в системе личных отношений. Даже один-единственный взаимный выбор является своеобразной психологической защитой и может уравновесить несколько отрицательных выборов, поскольку превращает ребенка из отверженного в признаваемого.
В первом классе дети выбирают партнера в основном потому, что он «не дерётся», «не обижается», «дал конфету», «приносит вкусное», т.е. потому что товарищ не делает ему ничего плохого.
Итак, основными мотивами симпатии у первоклассников является примерное поведение, хорошая учёба, опрятный внешний вид, доброжелательное отношение к товарищам.
Во втором классе дети мотивировали свой выбор определениями нравственными качествами товарища: добрый, отзывчивый, трудолюбивый, честный, дисциплинированный, вежливый, не ссорится, выполняет обязанности. Во втором классе появляются мотивы, связанные с содержательной стороной общения. Они обусловлены общностью интересов, совместным проведение досуга.
У третьеклассников решающее место в оценке товарища занимают такие моральные качества, как смелость, воля, скромность, простота общения. Детьми осуждаются лживость, нечестность, завистливость.
Итак, в младших классах, особенно к концу периода начального обучения, большое значение начинают приобретать нравственные качества учащихся, т.е. межличностный выбор определяется не только хорошей успеваемостью, но и такие качества, как трудолюбие, доброта, умение дружить, умение помогать друг другу.
В формировании возникающих у младших школьников межличностных отношений решающая роль принадлежит педагогу. В начале школьного обучения, пока еще у детей не сложились собственные отношения и оценки, как себя, так и одноклассников, они безоговорочно принимают и усваивают оценки учителя, являющегося для детей высшим авторитетом.
Анализ характеристик, которые педагоги давали детям с различным социальным статусом, показывает, что «изолированных» детей не любят сами педагоги. Это значит, что учителя вольно или невольно могут способствовать усилению изоляции ребенка в классе. Систематические отрицательные оценки и суждения, резкие замечания в адрес ребенка («Опять ты всем мешаешь!») становятся для остальных детей своеобразным «ярлыком», характеризующим одноклассника, и некритически повторяются в собственных оценках детей, которые перестают принимать сверстника.
Негативное влияние на положение ученика в системе межличностных отношений может оказать и неумеренное захваливание кого-то из детей, противопоставление ребенка всему классу в качестве примера для подражания. Дети, иногда несправедливо, начинают считать таких школьников «любимчиками» и «подлизами» и потому избегают общения с ними.
В этой связи необходимо отметить, что дидактогении (т.е. нарушения психогенного характера, вызванные непедагогическими поступками учителей) наиболее часто встречаются именно у младших школьников.
Вместе с тем именно педагог, в силу своей исключительной значимости для младшего школьника, может сыграть решающую роль и в обратной ситуации, когда необходимо вывести ученика из статуса «изолированного» члена группы. Поведение учителя в каждом конкретном случае должно строиться сугубо индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации, своеобразия личностных характеристик самого ребенка, уровня развития межличностных отношений в классе.
В анализе причин сложившейся ситуации и поиске путей выхода из нее существенную помощь может и должен оказать психолог, владеющий методами диагностики и коррекции межличностных отношений.
Наиболее распространенным методическим приемом, позволяющим установить положение ребенка в системе личных отношений в классе, является социометрическая процедура. Самым популярным критерием выбора, который предлагается младшим школьникам, является «Выбор товарища по парте», зарекомендовавший себя в отечественных исследованиях как один из интегративных критериев, наиболее адекватных для этого возраста, а также социометрическая процедура «Выбор в действии».
Как уже отмечалось, для установления дружеских отношений со сверстниками большое значение имеет наличие у ребенка таких качеств, как самостоятельность, уверенность в себе, инициативность.
Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Не зря именно этот возрастной период характеризуется стремление ребенка овладеть различными умениями, что определяет в случае успеха развитие чувства собственной умелости, компетентности, полноценной или, в случае неудачи, напротив, чувства неполноценности.
Умелость ребенка может проявляться в самых разных областях и носить самый разнообразный характер. Главное, чтобы это умение было ценным в глазах и взрослых, и сверстников. Так, например, кто-то лучше всех решает задачи по математике («наш математик»), кто-то быстрее всех бегает («он у нас спортсмен»), или лучше всех играет в «ножички», или умеет рисовать, играет на музыкальном инструменте, или дольше всех может отбивать головой футбольный мяч, или шевелить ушами.
Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость. И успеваемость здесь уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и в других такие качества, которые непосредственно не связаны с учебой.
Задача взрослых помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника и для его одноклассников. Иллюстрацией может служить такой эпизод из школьной жизни: один из второклассников отличался очень низкой успеваемостью по всем основным предметам. Неуспех его приобрел хронический характер, и перспектив на улучшение было немного: ребенок ходил в школу неохотно, на уроках был пассивен, домашние задания выполнял нерегулярно. В классе ни с кем не дружил. Но мальчик хорошо рисовал. И рисовал он везде: в альбоме, в тетрадях, иногда на парте. И тогда его учительница, отчаявшись как-то повлиять на нерадивого школьника и его родителей, предприняла следующий шаг: она организовала в школе персональную выставку рисунков своего ученика и его родителей, которые были профессиональными художниками. Выставка имела большой успех, мальчик был очень горд. Это событие преобразило его. Он стал более внимателен к тому, что происходит в классе и в школе. Согласился на дополнительные занятия с учительницей. Отношение одноклассников к нему тоже изменилось в лучшую сторону. Маленький художник не стал отличником, его школьные успехи были довольно скромными, но отношение ребенка к школе и классу, и его класса к нему во многом переменилось.
Таким образом, умелость ребенка, знание им своих сильных и слабых сторон является основанием для формирования самостоятельности, уверенности в себе, личностной независимости, что позволяет быть более компетентным и в общении со сверстниками.
Глава 2
2.1 Рефлексивное задание
Изучив теоретическую часть на тему: «Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте», я решила проанализировать, как же всё таки дети, начиная с 1 класса, меняют своё межличностное отношение к 4 классу. Ведь у детей на протяжении всех лет, обучения в начальной школе, меняется всё и общение со сверстниками, родителями, учителями не стало исключением.
Объектом изучения стал 4 А класс, МКОУ СОШ №58 КГО.
На протяжения месяца наблюдения, можно сказать о том, что в классе складываются, скорее всего, отрицательные, чем положительные отношения. Например, по словам учителя, в классе много драк и дерутся не просто так, а «не на жизнь, а на смерть». Так же каждый в этом классе сам за себя, значит, в классе складываются отрицательные межличностные отношения, поэтому и успеваемость у многих в классе удовлетворительная. По результатам проведённой диагностики «Социометрии» (Я. Морено) можно сказать о том, что «Звезд» - 4 человека; «Предпочитаемые» - 12 человек; «Пренебрегаемые» - 3 человека; «Изолированные» - 1 человек; «Отражённые» - 2. Графически это выглядит так:

2.2 Диагностические методики по изучению межличностных отношений у младших школьников
1. Диагностика особенностей детской группы (Я. Морено)
Цель. Изучение социометрической структуры школьного класса и социометрического статуса ребёнка в учебной группе.
Инструкция: «Сейчас я задам тебе 4 вопроса, при ответе на каждый вопрос тебе нужно выбрать 3-х человек из вашего класса».
Основные вопросы:
С кем бы ты пошёл в поход? (Эмоциональный лидер)
С кем бы ты не пошёл в поход? (Низкостатусные)
К кому бы ты обратился за помощью по учебным предметам? (Деловой лидер)
Кто бы из класса мог бы организовать на общее дело? (лидер- организатор)
Предлагается делать не более 3-х выборов по всем вопросам.
Общая схема обработки результатов:
7 и более положительных выборов – «звезда»; 4-6 положительных выборов- предпочитаемый (больше положительных выборов, чем отрицательных); 1-3 положительных выборов (больше отрицательных, чем положительных)- пренебрегаемый; только отрицательные выборы- отвергаемый; отсутствуют выборы- изолированный.
2. «Поздравь товарища» по методике И.Л. Коломинского
Цель методики состоит в изучении динамики развития взаимоотношений. На каждого ученика раздается поздравительная открытка с картинками. Дети по одному заходят в класс и раскладывают свои открытки на парты тех кого хотели бы поздравить.
После того как все дети положили открытки, учитель фиксирует выборы и приглашает ознакомиться с результатами. В запасе следует иметь несколько лишних открыток, чтобы положить по 1- 2 открыток тем детям, которые не получили их от сверстников. Это делается втайне от детей, до прихода в класс.
Оценка результатов производится по следующим критериям:
- от 2 и более открыток – относят к категории «принятых»;
- 0 открыток – относят к категории «изолированных»;
3. Анкета для оценки привлекательности классного коллектива
Методика предназначена для оценки привлекательности для ученика классного коллектива. Представляет собой анкету, в которой к каждому вопросу предлагается определенным количеством баллов. Анкетирование может проводиться в группе и индивидуально.
Ответ :“а” - 5 баллов, “б” - 4 балла, “в” - 3 балла, “г” - 2 балла, “д” - 1 балл,
“е” - 0 баллов.
Максимальное количество баллов, которые может набрать ребенок после заполнения анкеты, составляет 25 баллов.
Вопросы:
1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?
а) Чувствую себя членом класса, частью коллектива;
б) Участвую в большинстве видов деятельности;
в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;
г) Не чувствую что являюсь членом коллектива;
д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса;
е) Не знаю, затрудняюсь ответить.
2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?
а) Да, очень хотел бы перейти;
б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;
в) Не вижу никакой разницы;
г) Скорее всего, остался бы в своем классе;
д) Очень хотел бы остаться в своем классе;
е) Не знаю, трудно сказать.
3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?
а) Лучше, чем в любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
г) Хуже, чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
4. Каковы взаимоотношения учеников с классным руководителем?
а) Лучше, чем в любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как большинстве классов;
г) Хуже, чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
5. Какого отношение учеников к учебе в классе?
а) Лучше, чем любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
г) Хуже ,чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
Обработка результатов.
Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:
25-18 баллов – классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.
17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка.
11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем.
5 и менее баллов – негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре.
Сопоставление полученных данных по анкете и методике позволит сделать вывод о соответствии собственных впечатлений ребенка об учебном коллективе, его месте в структуре класса и отношении школьников к ребенку.
2.3 Рекомендации для учителей и родителей по коррекции межличностных отношений в младшем школьном возрасте
Педагогу:
1. Установить дружескую атмосферу среди детей.2. Развитие коммуникативных навыков общения.3. Создание ситуаций для творческого самовыражения в процессе коммуникативной деятельности.4. Развитие навыков межгруппового взаимодействия.5. Раскрытие положительных качеств и черт детей.6. Воспитание интереса к своим сверстникам.7. Развитие чувств понимания и сопереживания к другим людям.
8. Создание спокойной, дружелюбной обстановки.
9. Медленная и уравновешенная речь.
10.Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей.
11. Следует выявить и развить у них положительные качества.
12. Поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.
13. Вести работу с родителями по формированию положительных детско-родительских отношений.
Родителям:
Не разговаривать при ребенке о его проблеме.
Поддерживать своего ребёнка, учитывать его интересы.
Не допускать негативного отношения к ребенку.
Раскрытие положительных качеств и черт ребёнка.
Развитие чувств понимания и сопереживания к другим людям.
. Создание спокойной, дружелюбной обстановки.
Заключение
В процессе данной исследовательской работы, по моему мнению, мне удалось осуществить цели и задачи, которые я поставила в начале работы. Я рассмотрела определения «Межличностное общение» и классификации с позиций разных авторов; выявила основные особенности межличностного общения младших школьников, провела рефлексивное задание, которое было направлено на анализ межличностных отношений 4 А класса, подобрала диагностические методики и рекомендации педагогу и родителям по развитию межличностных отношений у младших школьников.
Проведённый анализ психологической и педагогической литературы позволил выяснить особенности межличностных отношений у школьников, на которые учитель должен опираться, используя систему приёмов организации и развития межличностных отношений.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности его отношения к себе, к другим, к миру в целом. Межличностные отношения - система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Для практического психолога огромное значение имеет психодиагностика межличностных отношений.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. У младших школьников преобладает эмоциональное отношение к товарищам. В младшем школьном возрасте существенно развиваются мотивы поведения, которые характеризуют личность ученика. Основными мотивами межличностного выбора оказываются игровые, а также мотивы чисто внешнего плана. Мотивы деловых отношений носят главным образом формальный, а не содержательный характер. Отчетливо прослеживается и такая особенность межличностных отношений, как их недостаточная обобщенность и устойчивость.
Межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость. Постепенно в классном коллективе начинают все глубже осознаваться те или иные стороны личности сверстников.
В основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, и эта потребность изменяется с возрастом. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково. Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура.
В заключение хотелось бы привести слова Д. Б. Эльконина: «С определенного момента ребенок - это всегда два человека - он и взрослый. Может быть, это внутреннее взаимодействие раскроет нам процесс развития как самодвижения...». По-видимому, этот момент наступает очень рано, и это «внутреннее взаимодействие» уже не прекращается на протяжении всей жизни человека.
Список литературы
1. Байгазова Р.В., Каримова Л.М. Взаимосвязь социометрического статуса и эмоционального состояния младших школьников //Наука в школе и вузе: Материалы республиканской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Часть II. - Бирск: Бирск. гос. соц. - пед. акад., 2012. - С.289 .
2. Особенности межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста- http://xreferat.com/77/7345-1-osobennosti-mezhlichnostnyh-otnosheniiy-v-gruppe-sverstnikov-mladshego-shkol-nogo-vozrasta.html
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.В.В. Давыдова. М.: 1999.- 560с
4. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте- http://bibliofond.ru/view.aspx?id=555078
5. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - Т.1. - 688 с.
6. Исследование межличностных отношений в отечественной психологииhttp://www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/Psihologia/37153.doc.htm
7. Блонский П.П. Психология младшего школьника: Избран.психолог. труды / Под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской.- М.; Воронеж: МПСИ: НПО"МОДЭК", 2006.- 631 с.
8. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте
http://refleader.ru/jgejgeotratyaty.htmlт
9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
10. Становление межличностных отношений в классном коллективе в младшем школьном возрасте- http://www.studfiles.ru/preview/5024073/page:17
11. Межличностные отношения младших школьников как цель и средство- https://yandex.ru/video/search?text=видео%20межличностные%20отношения%20в%20младшем%20школьном%20возрасте&path=wizard&parent-reqid=1467141678870000-125171264110161456025256-man1-3531&redircnt=1467141704.1
12. Картинки межличностных отношений в младшем школьном возрасте-https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20межличностные%20отношения%20в%20младшем%20школьном%20возрасте&isize=wallpaper&wp=wh16x9_1600x900