«Требования к выполнению проектных работ. Примерная тематика проектных работ»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №69 ИМ.С.Е.ЕСЕНИНА Г. ЛИПЕЦКА

«Требования к выполнению проектных работ. Примерная тематика проектных работ»
Выполнила:
Срапян Арменуи ВолодяевнаУчитель английского языка
МАОУ гимназия №69 г. Липецк
Липецк 2015 г.
2

Содержание
1. Титульный лист--------------------------- с. 1
2. Оглавление --------------------------------- с.2
3. Введение ---------------------------------------с.3
4. Основная часть--------------------------------с.4-17
5. Заключение (выводы)-----------------------с.18
6. Список использованной литературы----с.19
7. Приложения-----------------------------------с.20
3
Введение
Изучение иностранных языков - важнейшая тенденция современного профессионального образования, целью которого является воспитание человека, способного к деятельности в огромном потоке информации, умеющего работать с разнообразной литературой, осваивать новые технологии и перед преподавателем стоит цель развития творческих способностей детей как составной части развития их творческого мышления.
«Система образования должна формировать такие новые качества школьника как инициативность, мобильность, гибкость и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию, на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить» (Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. -№5.-С.5-12.)Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений - от отношений в классе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых.
Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции:•познавательную •коммуникативную •общенаучную •информационную •социальную
• стремления личностного самосовершенствования.
4
Основные преимущества проектной деятельности в школе:
-  Школьники учатся определять цель и задачи проекта
- Дети всегда активны и заинтересованы в углубленном изучении предмета;
-  Формируются интересы детей в интегрированных областях знаний;
- Ученик субъект обучения – учитель партнёр;
-  Проект помогает сплачивать детей;
-  Развитие творческого потенциала детей;
-  Развитие коммуникативных навыков, совершенствование знаний иностранного языка (особенно ценны международные проекты);
- Расширение знаний по предмету;
- Видимый результат проекта повышает самооценку учащихся и даёт веру в свои силы.
Комплексный интегративный характер проектной работы позволяет
ученикам выстраивать единую картину мира, собирая для этого ранее
полученные знания и навыки, и приобретая новые. При этом, ориентация на
создание проекта как личностного образовательного продукта делает процесс
овладения предметным знанием личностно - значимым, личностно-мотивированным.
Творческие задания по проекту предполагают нахождение через Интернет информации, её креативное преломление для поставленной цели; для отработки конкретных языковых умений и навыков предлагается работа с языковым портфелем (заполнение языкового паспорта, биографии, досье), что поможет осуществить мониторинг автономной учебной деятельности и получить представление об уровне владения языком. Технология драматизации на завершающем этапе позволяет детям продемонстрировать не только свой творческий потенциал, но и уже полученные и отработанные знания, умения и навыки.
5
Виды проектов, используемые в школах
По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка
Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета. Хорошо укладывается в классно-урочную систему. (использую в 3-7 классах).
Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Используется в качестве дополнения к учебной
деятельности, носит характер исследования (8-11 классы, чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности).
Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание.
Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).
Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка» включены в программу по страноведению, например в 10 классе по теме «Новая Зеландия »
Сценарные проекты - сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса
Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого язык).
Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.
По длительности проекты бывают:
-  краткосрочные
-  долгосрочные
6
Основные требования к проекту
Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности
педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя.
Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту совершенно особые.
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) —исследовательской, информационной, практической. В роли заказчика может
выступать как сам учитель, так и сами учащиеся.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий
по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации. Важной частью плана является работа проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
7
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
6.Создавать портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности. Важное правило: каждый этап проекта должен иметь свой конкретный продукт.
При организации работы над коллективным проектом выбирается консультант для отслеживания хода и темпа выполнения запланированного. Во время защиты проекта учащиеся демонстрируют уровень владения иностранным языком, представляется ясная картина, чему ученик научился при изучении данной темы. Нужно помнить, что суть проектной деятельности , при изучении иностранного
языка - это, прежде всего, коммуникативная деятельность, включённая в другие виды деятельности.
Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщения к новой культуре. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:
• Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.
• Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.• В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это
8
особенно важно, например, при подборе картинок для коллажей и другой работе подобного рода. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок, поэтому в классе желательно также держать старые журналы, ножницы, клей. Третья рекомендация еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.
Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – выбирать то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например «Портрет писателя», «Путеводитель по стране изучаемого языка», включая, такие простейшие темы, как «Генеалогическое древо» (Family Tree), «Школа
будущего » или «Экскурсия по школе», «Дом моей мечты» и другие.
У детей должно создастся впечатление, что английский язык - это развлечение, цвет, деятельность, удовольствие.
Кабинет обычно превращается в мастерскую – дети приносят клей, бумагу, цветные карандаши, ножницы, особенно, когда мы делаем какие-либо практические проекты из серии «Мы мастерим» Незаметно для себя, начинаем говорить по-английски, склеивая, вырезая необходимые атрибуты. Очень современная и увлекательная форма работы – составление различных коллажей: например: «Я и мои родители», «Мы и музыка», «Сохраним нашу природу». С удовольствием ребята выполняют и такие проекты, как ролево-игровые: это инсценировка сказок и песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.
(см: приложение 1)
9
Обязательные условия реализации проектной деятельности
Определение интересной тематики проектной работы, ограничивающей рамки и направления исследования, с одной стороны, и достаточно широкой для «маневра» в ее пределах, с другой. Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания,
Степень готовности учащихся к осуществлению данного вида деятельности, то есть сформированность необходимых и достаточных информационно-коммуникативных умений, связанных с получением и обработкой информации, а также с умениями работать самостоятельно и в группе планировать собственную деятельность, следить за соблюдением намеченных сроков выполнения отдельных этапов работы. Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений ребят в рамках обсуждаемой проблематики необходимо обучить их стратегии и тактике группового общения.
Ориентация учащихся на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных, по возможности аутентичных, источников информации.
Вовлечение в работу над проектом всех учащихся класса, предложив каждому задание с учетом уровня его языковой подготовки.
Наличие методических рекомендаций и памяток-инструкций по осуществлению различных типов проектных заданий, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.
Мониторинг данной работы, проведение текущего и промежуточного контроля в процессе проектной деятельности со стороны учителя.
10
Примерные темы проектных работ по английскому языку
«What is hot with the young generation?» «Что популярно среди молодежи?»«Золотой век» в Британской истории.Secrets of Global Communication (Секреты глобального общения).Английские и русские поговорки и пословицы - сходство в различии.Английский как глобальный язык общения.Биография и творчество А. Милна.Биография и творчество Вильяма Шекспира.Биография и творчество Люиса Кэррола.Влияние группы "Битлз" на музыку 20 века.Исторические связи России и Великобритании.История английского чая.История Британии в архитектуре.
Культурная карта Великобритании.Международный институт защиты прав ребенка.Мода в Великобритании: вчера и сегодня.Начальная школа в Британии.Некоторые аспекты Британской семейной жизни.О чем говорят надписи на одежде учащихся нашей школы.Одежда: мода и традиция.Отличительные особенности домов в Британии.Почему англичане дарят подарки на Рождество, а мы на Новый год?Права ребёнка в России и Великобритании.Пресса - зеркало мира. Разные бывают зеркала.Приметы и суеверия Великобритании и России.Проблемы молодёжи и пути их решения.Пути изучения английского языка с помощью Интернет.Различия между Британским и американским вариантами английского языка.Роль английского языка в современном мире.Самые известные изобретения британцев.Сравнительная характеристика двух вариантов английского языка: британского и американского.Сравнительная характеристика праздников в США и Великобритании.Средства массовой информации в Великобритании и США.Традиции и обычаи Шотландии и Уэльса. Сравнительные характеристики.Традиции питания в Великобритании и США.Формы обращения в английском языке.Хэллоуин и праздник Ивана Купалы. Сходства и отличия
Великобритания: символы, имена, открытия.
11
Лучшие идеи, использованные в проектной методике
 В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания иностранных языков. К ним относят: решение проблем, вариативность или разнообразие, учение с увлечением, личностный фактор и адаптация знаний. Остановимся подробнее на них.
  1. Решение проблем.   В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материал практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для ученика (человек и его окружение). Главное – это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в ходе работы над темой. 2. Вариативность или разнообразие.  Разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию интереса к учебе. Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую форму работы. Что касается текстов, то это могут быть диалоги, письма, таблицы, описания, диаграммы, карты, комиксы. Необходимы различные варианты тем и типов упражнений. 3. Учение с увлечением.  Безусловно, важно, чтобы школьники учились с удовольствием. Учащиеся учатся продуктивно, много узнают и усваивают, если они учатся свободно, без принуждения, испытывая радость. Получение удовольствия, развлекательность – это одна из особенностей проекта, одно из главных условий эффективности обучения, поэтому можно и нужно включать в учебный процесс игры, шутки, задания, головоломки, загадки и т.п., задания могут иметь музыкальное сопровождение, шумовые эффекты, иллюстрации.
12
4. Личностный фактор, т.е. возможность говорить о том, о чем школьники думают, имеет огромное значение. При организации общения лучше применять, по возможности, такие ситуации, которые затрагивают интересы учащихся, связаны с их личным опытом. В процессе общения обсуждаются события, происходящие в жизни учеников, в школе, городе, в жизни страны. Ученику хочется и есть, что сказать, когда речь идет о некоторых реальных событиях или переживаниях, имеющих место в его жизни. Посредством проектной работы ребенку предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях и. т.д.
5. Адаптация. Нельзя предлагать ученику задание, которое он не может выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый. Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте, при этом обучение направлено на предоставление на уроке иностранного языка устной практики каждому ученику с учетом его способностей, возможностей и задатков.
13
Исследовательские и языковые аспекты
 Выполнение определенных проектов предполагает информационный диапазон, исследовательский и языковой аспекты.         Информационный диапазон. Это означает, что ученик должен уметь ориентироваться в большом количестве источников (письменных, устных, изобразительных); отобрать те сведения, события, факты, которые помогут ему наилучшим образом раскрыть предмет своего исследования и исключить более частные, второстепенные сведения, детали.Исследовательский аспект.
Ученик должен уметь выбрать из многочисленных проблем, связанных с темой проекта, те, которые значительны по своей важности, познавательны, интересны для окружающих, актуальны. При этом ученик должен обладать способностью анализировать материал, сравнивать, прогнозировать, обобщать, делать выводы, опираясь на свой жизненный, учебный опыт, эрудицию, творчество.Языковой аспект.
Ученик должен уметь описать или устно изложить средствами иностранного языка ход и результат своего исследования. При этом важно выразить авторское отношение к предмету исследования, к рассматриваемым проблемам.         Важно, чтобы учащиеся свободно владели активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы. Кроме того, школьники должны уметь составлять все типы вопросов, включая разделительный (поскольку он часто используется носителями языка). Необходимо повторение или изучение таких разделов грамматики:
1) There is/are…; 2) Модальные глаголы: should, have to, must.В ходе подготовки к работе над проектом необходимо совершенствовать не только сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладывать основы будущих самостоятельных высказываний учеников, но и
14
целенаправленно обучать коммуникативным речевым штампам. Дети должны уметь выражать свое собственное мнение. В данном случае используются клише типа: I think…; It seems to me…; I’m sure…; As far as I see it…; As for me…; In my opinion…; To my mind и т.д.Для итоговой дискуссии учащимся предлагаются фразы         а) согласия: Yes, I think so too; Right. I think the same; I (absolutely) agree with you; that’s true; So do I; Right, I have the same problem.         б) несогласия: No, I can’t say (that)…; I’m not sure (that)…; Sorry, I don’t think so; I doubt it somehow; I’m afraid you are wrong.         в) обобщения сказанного: On the whole…; In general…; Thus… . While
(см: Приложение 1)       
15
Трудности в работе по проектной методике
  1. Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся «идут не туда». Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.         2. Нелегкое дело – и оценка проектной работы. Способы оценки ее вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу ученика. Очевидно, что язык – это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической направленности. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации.         3. Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс. Это связано с тем, что оценка за проект ставится на основании презентации его продукта. Чтобы она получилась максимально объективной и всеобъемлющей, участникам необходимо внимательно отнестись к составлению, а преподавателям – к последующему анализу портфолио проекта.          4. При выполнении исследовательского проекта важно избежать его превращения в реферат. Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании, и учиться писать рефераты необходимо. Но создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей недопустимо. Мало изучить какие-то работы и грамотно изложить их содержание, - проектант должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику.
16         5. Одним из наиболее непростых является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности. При традиционной системе

обучения вопросы воспитания рассматриваются, как правило, с интеллектуальной стороны: моральные принципы должны быть правильно изложены и поняты. В философии образования, основанной на проектной деятельности, основные моральные принципы – взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения – основываются на действии, они должны быть «прожиты».         6. Неизбежны и языковые ошибки: ведь часть дополнительной информации ученики находят в русских источниках. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического материала должна предшествовать разработке
проектов, а сами проекты целесообразнее разрабатывать на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.Советы
Хочется еще раз подчеркнуть: чем вдумчивей учитель готовится к уроку, прогнозируя возможные речевые и неречевые действия учеников, планируя уровень опор, необходимых для каждой группы или школьников в отдельности, тем продуктивнее проходят занятия. Велика роль юмора и экспромта на уроке.В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, авторы учебно-методического комплекта по английскому языку для 6 класса, приводят советы Джейн Маилз, главного редактора журнала “Mary Glasgo Magazines”, которые они находят чрезвычайно полезными для проведения проектной работы:
.Убедитесь, что тема подходит каждому, если учащиеся не выбрали ее сами.
17
Будьте уверены, что это гибкая тема, с множеством точек зрения, чтобы учащиеся могли найти в ней то, что соответствует их темпераменту и умениям.
Убедитесь, что она предполагает разнообразную деятельность: сбор материала, рисование, запись интервью, драматизацию и т.д.
Не перегружайте учащихся.
Всегда будьте готовы помочь. Интересуйтесь работой учащихся. Попытайтесь вовлечь в работу других учителей, если работа касается других дисциплин.
Установите объем работы. Если это письменная работа, определите требуемое количество страниц, иначе между сильными учащимися начнется соревнование за самую большую работу, а слабые учащиеся будут чувствовать себя дискомфортно.
Если учащиеся собираются проводить исследования или выбрать интервью в школе, предупредите других учителей об этом.
Не выбирайте тему, если у вас нет дополнительных источников и справочных материалов кроме словарей, грамматических справочников и атласов. Если проект требует специального оборудования, убедитесь, что достаточно ножниц, линеек, бутылочек клея, красок и т.д.
Если взяли проект на проверку, не держите его долго, так как учащиеся вложили в него много времени и сил, и для них это очень значимо.
Всегда помните, что проект для учащихся больше, чем обычная классная работа. Они бывают более чувствительны по отношению к нему, чем к чему-либо другому.

18
Вывод
 Изучение опыта использования проектной технологии на уроках английского языка показало ее эффективность в практике обучения. Есть данные, что по всем видам речевой деятельности увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода, содержание которого соответствует темам проектов, значительно расширяются кругозор учащихся, отмечаются развитие коммуникативных навыков, умение вести дискуссию на английском языке.          Все это убедило меня в необходимости попробовать данную технологию на своих уроках.  Выступления учителей на педагогических чтениях, публикации коллег в журнале «Иностранные языки в школе», собственный опыт педагогической работы позволяют сделать следующие выводы. Проектная работа – это один из способов подготовки учащихся к реальному общению с носителями языка. Работа над проектом развивает познавательные и творческие способности учащихся, поддерживает мотивы учебной деятельности, формирует потребности общения и обеспечивает условия для удовлетворения этой потребности, помогает формировать логическое мышление, развивает умения самостоятельно находить решения на основе суммы фактов, отстаивать свою точку зрения, свои убеждения. Проект ориентирует школьников на относительно свободную речь, совершенствуются умения устной и письменной речи, навыки компьютерной обработки текстовой информации,
 
19
Использованная литература
Ваторопина Е.В. Внедрение метода проектов в учебную деятельность по английскому языку // Языковое образование – векторы развития. Материалы III международной научно-практической конференции-форума. ФГБОУ ВПО Урал. гос. пед. ун-т.  Екатеринбург, 2012. – 232 с.
Журнал на английском языке «TeenLife». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://xn--67-8kc3bfr2e.xn--p1ai/index/quot_teenlife_quot/0-84Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе, 2003, № 5
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, № 7, 2000
Ратина Н.Ф. Проектная деятельность во внеклассной работе // Иностранные языки в школе, 2009, № 4
Шелавина И.Н. Проектная деятельность на уроках английского языка // Иностранные языки в школе, 2009, № 7
Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам М.,2000.
Копылова В. В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., 2003
· Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. М., 2002
RamonRibeProjectwork20
Приложение 1

While presenting and evaluating each other’s projects you could use suggested vocabulary:
We`d like to present a project…
It was done by…
I/we` ve chosen this topic because…
Our project is about…
First, we`d like to…
And now have a look at the photos ( pictures, maps, etc.) that illustrate…
Sorry, I don`t understand why…
I`d like to know…
Could you explain, please…In my opinion…From my point of view…I consider…
…gave a good / boring description of…
…gave a clear / poor explanation why…
… gave some new / dull information about…
…offered a good suggestion about…
…had convincing arguments for/ against…
The project … is great, fantastic, terrific, boring, wonderful, interesting, nothing special, good, excellent etc.
The description(s ) of … is / are great, fantastic, terrific, boring, wonderful, interesting, nothing special, good, excellent etc.
The illustration(s) of… is / are great, fantastic, terrific, boring, wonderful, interesting, nothing special, good, excellent etc.