Разработка урока Художественное мастерство М.Ю. Лермонтова в создании поэмы «Мцыри». Анализ поэтического произведения.

Урок литературы в 8 классе.
Составила учитель русского языка и литературы Гусенова З.В.
Алматинская область,
Коксуский район,
село Теректи,
средняя школа
имени Темиргали Исабаева
с пришкольным мини – центром.
Тема урока:
Художественное мастерство М.Ю. Лермонтова в создании поэмы «Мцыри».
Анализ поэтического произведения.

Цели: определить тему и идею поэмы, углубить представление учащихся о личности М.Ю.Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме, провести лингвопоэтический анализ поэмы, показать художественное мастерство Лермонтова в создании поэмы;
рассмотреть поэму как романтическое произведение в единстве формы и содержания,
воспитывать у учащихся такие нравственные качества, как мужество, стойкость, патриотизм, чувство собственного достоинства.

Методы: аналитическая беседа, выразительное чтение, частично-поисковый, исследовательский.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Формы организации познавательной деятельности (фронтальная, коллективная, индивидуальная, творческая работа)

Средства работы: портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин
с изображением Кавказа, иллюстрации учащихся, слайды.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение целей и задач урока.

Презентация
Вступительное слово учителя.
Лермонтова называют певцом родины и свободы, о Лермонтове мы можем узнать из его книг, произведений, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. Это его сочинения, в которых он отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть. Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.
Слайды – портрет и иллюстрации его книг
Его перу принадлежат произведения:
Поэмы
«Кавказский пленник»
« Корсар»
«Исповедь»
«Беглец»
« Демон»
«Мцыри»
Стихотворения
« Бородино»
«Нищий»
« Смерть поэта»
« Узник» » Утёс»
«Парус»
« Два великана» и мн. др..
Некоторые из них вы читали, а некоторые прочтёте в будущем. Но сегодня мы продолжим работу над поэмой «Мцыри».
История создания поэмы «Мцыри»
Выступление ученика исследовательского характера.

Поэма была написана в 1839 г. События происходят на Кавказе. Жизнь Лермонтова была тесно связана с Кавказом.
Там он побывал в раннем детстве, там написал многие свои произведения, там погиб на дуэли. Кавказ стал для поэта символом жизненных сил, красоты первозданной природы, свободы и воли. Поэма « Мцыри» также отчасти посвящена кавказской теме, действие разворачивается на фоне «синих кавказских гор».
Поводом к написанию произведения послужила случайная встреча, произошедшая во время путешествия поэта по Кавказу.
В Мухете он повстречал старого монастырского служку – горца, из разговора с которым узнал, что тот ещё ребёнком, пленённым генералом Ермоловым попал в монастырь, откуда несколько раз пытался бежать, но неизменно возвращался обратно. Эта история послужила поводом для написания поэмы « Мцыри».

Слайд – Кавказ
Слайд – портрет Генерала Ермолова
Экскурс в историю
Какое историческое событие, произошедшее в жизни грузинского народа, упоминается в поэме? Почему русский генерал из гор к Тифлису проезжал, ребёнка пленного он вёз?
Глава 1
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
людьми и смертью забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой – и о том,
Как, удручён своим венцом,
Такой-то царь, в такой – то год,
Вручал России свой народ.
И божья благодать сошла
На Грузию! Она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
За гранью дружеских штыков.
2
Однажды русский генерал
из гор к Тифлису проезжал;
Ребёнка пленного он вёз.

Из истории грузинского народа

С исследовательской работой, выступает ученик -----------------

В 5 веке Грузию пытались поработить персы, начиная с 7 века - арабы, в 13 - 15 веках - монголо – татары. В конце 15 века Грузия распадается на отдельные царства и княжества.
В 16-18 веках Грузия вела ожесточённую борьбу против турок и персов.
С 16 века грузинские цари стали обращаться за помощью к России.
Чтобы освободить Грузию от усилившегося турецко-персидского гнёта, грузинский царь Ираклий II вступил под протекторат России. В 1801 году Восточная Грузия, а затем и западные грузинские княжества были присоединены к России. Это избавило Грузию от разорительных набегов персов и турок.

- Как работал Лермонтов над поэмой?
Исследовательская работа ученика


« Мне случилось однажды, в Царском селе, уловить лучшую минуту его вдохновения», - пишет его современник А.Н. Муравьёв.
« В летний вечер я к нему зашёл и застал его за письменным столом, с пылающим лицом и огненными глазами, которые были у него так выразительны.
« Что с тобой?» - спросил я.
«Сядьте и слушайте», - сказал он и в ту же минуту, в порыве восторга, прочёл мне, от начала до конца, всю свою великолепную поэму «Мцыри», которая только что вылилась из – под его вдохновенного пера».

Поэма « Мцыри – романтическое произведение.
Вспомним, что называется романтизмом?

Романтизм - творческий метод в литературе и искусстве, в основе которого стремление личности к свободе, духовному совершенству, к недостижимому идеалу, в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира. Один из основных признаков романтизма – трагическое двоемирие: герой осознаёт несовершенство мира и людей, страдает от общения с ними и в то же время желает жить в этом несовершённом мире, мечтает быть понятым и принятым , мучительно переживает разлад с действительностью . Провозглашение человеческой личности , сложной и глубокой , утверждение человеческой индивидуальности , открытая субъективность , взгляд на жизнь « сквозь призму сердца»

Из истории романтизма
( Слайд)

В рамках романтического движения Жуковский был крупнейшим русским предромантиком. Наука знает свыше 10000 определений романтизма, но самое короткое принадлежит, бесспорно, Жуковскому. Однажды на вопрос придворной дамы, что такое романтизм, о котором все твердят, Жуковский ответил:
“Романтизм - это душа”

Романтизм в живописи
( Слайд)

Знаменем французского романтизма стал Эжен Делакруа. В 1831 году он написал картину “Свобода, ведущая народ”, или “Свобода на баррикадах”.
(Картина “Свобода, ведущая народ” закрепила победу романтизма во французской живописи).

Какое искусство стало главным в романтизме? (Музыка.)
– Почему? (Безграничные возможности выражения необъяснимой словами жизни человеческой души.)
– Каких композиторов-романтиков вы знаете? (Бетховен, Шуман, Шопен.) Слайд – портреты композиторов
– Какова главная тема романтических произведений в музыке? (Тема свободы)
Учитель: Каких писателей романтиков вы знаете?
Назовём основные черты романтического героя.
Докажем, что поэма «Мцыри» - романтическое произведение, и, что Мцыри – это романтический герой.
Слайд
Основные черты романтического героя
неприятие идеалов общества
трагическое одиночество
герой всегда яркая, исключительная личность
свободолюбие героя
герой всегда находится в неразрешимом конфликте со своим окружением, обществом, эпохой.
необычные, исключительные обстоятельства жизни
В романтизме отсутствует эволюция героя, т.к. обстоятельства не влияют на личность.


Поэма «МЦЫРИ» - одна из поздних кавказских поэм Лермонтова (1839) и один из последних классических образцов русской романтической поэзии.

Беседа
Как впервые в рукописи была озаглавлена поэма? ( «Бэри», что по-грузински означает монах)
Где происходят события, описанные в поэме?
На Кавказе. Поэма посвящена кавказской теме, действие разворачивается на фоне «синих кавказских гор», а главным героем является мальчик – послушник.
Имя мальчика скрыто в поэме, оно остаётся неизвестным читателю. Затем Лермонтов назвал поэму «Мцыри», что с греческого означает - неслужащий монах, пришелец, чужеземец, одинокий человек. Это экзотическое наименование он использовал только в заглавии поэмы.
Работа с эпиграфом
Эпиграфом к поэме взяты поэтом слова из Библии.
Послушайте их и объясните, как вы их понимаете? В чём смысл этих слов?
Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю.
( Я попробовал немного мёду, и вот я умираю.)
Немного радостей пришлось испытать герою, и вот он должен умереть.
Тема поэмы – борьба человека за свободу. Бегство из неволи.
Основная проблема поэмы - проблема свободы.
Идея поэмы – поэма прославляет верность Родине, борьбу сильной личности к свободе.
Мцыри герой- борец, протестующий против насилия над личностью. И хотя ему не удается найти путь в «родимую страну», «где люди вольны, как орлы», смысл поэмы в том, чтобы «прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели»

Из каких событий складывается сюжет?

Картины детства
Юность в монастыре
Бегство
Поиски Родины
Встреча с грузинкой
Бой с барсом.
Возвращение в монастырь
Болезнь.
Смерть.

Экскурс в географию.
Где стоял монастырь, в котором жил Мцыри?
Докажите словами из текста.
Слайд

Немного лет тому назад ,
Там, где сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.

О чём вам говорят слова Арагва и Кура?
Арагва – река в Восточной Грузии.
Кура – самая крупная река в Закавказье, впадает в Каспийское море.

Как Мцыри попал в монастырь?
Работаем по тексту. 1 глава
Словарно – лексическая работа

Жизнь Мцыри в монастыре.
Работа с текстом ( гл.2)

В поэме история всей жизни Мцыри изложена в одной главе, а несколько дней скитаний занимают основную часть произведения. Сделано это совсем не случайно, поскольку именно в последние дни жизни героя раскрывается сила его характера, неординарность его личности.

Антитеза в поэме

Жизнь в монастыре
Пуглив и дик
Слаб и гибок
Знаком пищу отвергал
Умирал
Безмолвен и одинок
Земля чужая
Умру рабом и сиротой
Угрюм и одинок грозой оторванный листок


Монастырь для Мцыри  символ неволи.
Жизнь на свободе
Жизнь полная тревог
Пламенная страсть к свободе
Жил
Сердце билося живей
Голубь молодой
 символ абсолютной свободы
познание мира.

Мцыри в поэме не только герой, но и рассказчик.
Мцыри страстно желает обрести свободу, он хочет выяснить, что же значит жить по-настоящему. Побег не удался. После всех своих приключений Мцыри даже исповедуется   для того, чтобы вновь пережить
три блаженных дня жизни на свободе.

Отрывок из “Мцыри”. Инсценирование
Исповедь Мцыри.
Старик! Я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас -
Зачем ? Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой – дитя, судьбой – монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и « мать».
Конечно, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имён, -
Напрасно звук их был рождён
Со мной. Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ - могил!
Тогда, пустых не тратя слёз,
В душе я клятву произнёс:
Хотя на миг когда – нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Увы! теперь мечтанья те
погибли в полной красоте,
И я, как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.

Слайд
Учитель : Мцыри уходит из монастыря в ужасную ночь, когда разыгралась буря, но это его не страшит. Он как бы отождествляет себя с природой. Он по крови своей дитя природы, частичка её.
Сколько дней Мцыри был на свободе?
Что видел Мцыри на воле ? 6 гл.
Что делал он на воле?
Встреча с грузинкой .
Одним из признаков романтического произведения является романтическая любовь героев, сильные чувства. - Где в поэме прослеживается это чувство, к кому? Найдите строчки о девушке, которая понравилась Мцыри ( гл.13)
«Держа кувшин над головой , Грузинка узкою тропой Сходила к берегу»

Любовь могла стать препятствием для героя на пути к достижению цели. Встретив у ручья молодую грузинку, Мцыри очарован ее пением. Он влюблен. Оказавшись в ситуации выбора, Мцыри не изменяет своей цели: он хочет попасть на родину.  Отказавшись от любви, герой предпочел ей свободу.

Слайд
О, я как брат обняться с бурей был бы рад”.
В течение “трех блаженных дней”, проведенных Мцыри на воле, раскрылась натура  горца:  свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание ее красоты и мощи:     ...О, я как брат.
Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнии ловил...
Бой с барсом
И еще одно испытание предстояло пройти Мцыри схватка с барсом. Юноша и барс! Почему одержал победу над сильным зверем юноша? Да потому, что силен он духом. Он выходит победителем в этой схватке. Невероятное, но очевидное. Мужество, отвага, жажда жизни раскрываются в эпизоде борьбы с барсом. Герой сражается с барсом, не обращая внимания на физическую боль, не ведая страха за свою жизнь: Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы.
Эпизод битва с барсом основанный на мотивах грузинской народной поэзии (известны 14 вариантов древней грузинской песни «Юноша и тигр»), тема, которой нашла отражение в поэме Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» и в поэме Лермонтова «Мцыри».
Пейзаж в поэме
Пейзаж помогает раскрыть характер Мцыри, становится одним из способов создания романтического героя.
Романтический пейзаж: «пышные поля, холмы», « груды тёмных скал»,
«горные хребты», «седой , незыблемый Кавказ».
Найдите в тексте пейзаж – картины природы в поэме.
Приёмы и изобразительные средства языка в поэме. Какими изобразительно- выразительными средствами и приёмами пользовался поэт при создании поэмы?
Сравнение
Антитеза
Олицетворение
Метафора
Анафора
Эпитет
Гипербола
Символы
Оксюморон
Найдите эти средства и приёмы в поэме.
Ученики работают с текстом, находят и зачитывают.

Риторические вопросы, восклицания и обращения в поэме.
Оксюморон – поэтический приём, состоящий в сочетании противоположных друг другу по значению слов.

Её пред небом и землёй (3 гл.)
Хоть незнакомой, но родной ( 4 гл.)
Как ненавидел и любил (5 гл.)

В главе 6 найдите сравнения.
Сравнение
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Она, как червь во мне жила
Где люди вольны, как орлы..


Каким стихотворным размером написана поэма «Мцыри»?
Практическая работа №1.
Гл. 11
Кругом меня цвёл божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слёз,

Кру-гом ме-ня цвёл бо-жий сад;
- ' /- ' / ' ' / - ' /
Рас-те-ний ра-дуж-ный на-ряд
- ' /- ' / - - / - ' /
Хра-нил сле-ды не-бес-ных слёз,

- ' /- ' / /- ' / - ' /

/- ' / ямбическая стопа

Четырёхстопный ямб, где
в первом стихе третья стопа переходит в спондей.
/ ' ' / спондей
Утяжелённая стопа с двумя ударными слогами называется спондеем.
А во втором стихе третья стопа переходит в пиррихий.
/ - - / пиррихий.
Облегчённая стопа с двумя безударными стопами называется пиррихием.
Ещё Белинский писал о звучном и однообразном падении ямба в поэме Лермонтова.
« Этот четырёхстопный ямб звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силой могучей натуры и трагическим положением героя поэмы.
Практическая работа №2.
Определите тип рифмы в поэме.
Вспомните, что называется рифмой? Какие типы рифм существуют.
Рифма – (звуковые повторы) звуковое совпадение слов, находящихся в конце
( реже в начале или в середине ) стихов. Стихом называется одна строка стихотворения, а само слово « стихотворение», следовательно, означает : произведение , состоящее из стихов.
Рифмы бывают трёх типов: мужские, женские, дактилические.
Мужские – ударение падает на последний слог рифмующихся слов:
пропал
умирал
Женские – ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов:
чахнет
пахнет
Дактилические – ударение падает на третий от конца слог рифмующихся слов:
Играючи
разгоняючи
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если мог.


Ответ : ударение падает на последний слог. Это мужская рифма.

Определите способ рифмовки.
Скажите, что называется рифмовкой.
Рифмовка – порядок расположения рифм в строфе или стихотворении.


Тогда, пустых не тратя слёз,
В душе я клятву произнёс:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.

Смежной рифмовкой (парной) называется рифмовка соседних стихов: первого со вторым, третьего с четвёртым. ААББ
Перекрёстной называется рифмовка первого стиха с третьим, второго с четвёртым. АБАБ
Кольцевой (или опоясывающей) называется рифмовка, где первый стих рифмуется с четвёртым, а второй с третьим АББА



Какова развязка сюжета?

Ему уже не суждено попасть на родину. Он умирает в чужой стране, у чужих людей. И мы уже не видим  жажды жизни, борьбы со смертью. Мцыри потерпел поражение в споре с судьбой, но три дня, прожитые им на свободе, для него и есть жизнь. А неволя – это смерть.

 Мцыри находит в себе силы признать свое поражение и умереть. И, как мне кажется, его смерть – это тоже побег из плена. Он просит перед смертью перенести его в сад.

Беседа
Что значит свобода для Мцыри? ( Родина, дом , мать и отец, родные , природа , где дышится легко , и где его понимают .
Что значит для вас свобода? Есть ли у вас та свобода , которой не было у Мцыри.
Давайте попытаемся ответить на вопрос Мцыри. Это вопрос самого Лермонтова в устах Мцыри, Образ Мцыри – это воплощение самого автора, который мятежно боролся за свободу , и погиб таким же молодым , как его любимый романтический герой , не получив ответа на риторический вопрос :
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
Выводы Свобода для Мцыри – это жизнь. Только на свободе он мог любоваться красотой природы, с жизнью в поединке с барсом. Только на свободе он мог жить. Мцыри – любимый герой поэта. Образ Мцыри – это образ самого автора, образ молодого поколения того времени, в котором жил Лермонтов. Поэма « Мцыри» ещё до написания жила в душе поэта. В неё вложил он самые заветные свои чувства, много раз пережитые, самые яркие свои мысли. Образ Мцыри близок Лермонтову. И судьбы их похожи, оба погибают молодыми.


Рефлексия
Тест.
«Мцыри» М.Ю. Лермонтова – это
А) драма
В) рассказ
С) роман
Д) поэма
Е) повесть


2. Он был, казалось, лет шести;
Как серна гор, пуглив и дик,
И слаб и гибок, как тростник.
В этих строках М.Ю. Лермонтов использовал троп

А) сравнение
В) олицетворение
С) эпитет
Д) гиперболу
Е) метафору
3. Укажите пропущенные слова в строке из поэмы М.Ю.Лермонтова « Мцыри».

«Для иль
На этот свет родимся мы»

А) воли иль тюрьмы
В) свободы иль неволи
С) радости иль горя
Д) любви иль боли
Е) счастья иль несчастья




4. Три дня скитается в поисках родины герой поэмы

А) Д.Г. Байрона «Корсар»
В) А.С. Пушкина « Цыганы»
С) М.Ю. Лермонтова « Беглец»
Д) А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Е) М.Ю. Лермонтова « Мцыри»

5. Определите стихотворный размер строки М. Ю Лермонтова
«Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
седой, незыблемый Кавказ».
А) Анапест
В) Ямб
С) Дактиль
Д) Амфибрахий
Е) Хорей



6. Укажите, какое слово пропущено в поэме Лермонтова из монолога Мцыри:
«Я мало жил, и жил в плену,
Таких две жизни за одну,
Но только полную .
Я променял бы, если б мог».

А) тревог
В) покоя
С) страстей
Д) любви
Е) борьбы

7. В строках поэмы М.Ю. Лермонтова « Мцыри»:
« Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил» - использован художественный приём

А) гипербола
В) метафора
С) антитеза
Д) эпитет
Е) сравнение




8. Укажите средство образной выразительности, использованное М.Ю. Лермонтовым в следующих строчках:
«Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит»
А) эпитет
В) метонимия
С) литота
Д) сравнение
Е) олицетворение

9 М. Ю. Лермонтов учился
А) в Университетском Благородном пансионе в Москве
В) в лицее
С) в Петербургском университете
Д) за границей
Е) в Казанском университете

10. Кто автор этих замечательных строк

« Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой»
А) А.С. Пушкин
В) М.Ю. Лермонтов
С) Д.Г. Байрон
Д) Н.А. Некрасов
Е) Л.Н. Толстой

Ответы к тесту
1. Д)
2. А)
3. А)
4. Е)
5. В)
6. А)
7. А)
8. Е)
9. А)
10. В)

Итоги
Домашнее задание - написать сочинение на тему:
« Художественное мастерство М.Ю. Лермонтова в поэме «Мцыри»».















13PAGE 15


13PAGE 14115