Сценарий открытия недели русского языка в начальной школе


Открытие недели русского языка в начальных классах
Подготовила и провела: учитель начальных классов
Майорова Л.Д.
Новоникольская СШ
Ведущий 1: Сегодня мы отправляемся в увлекательное, хоть и трудное, путешествие - путешествие в Страну Русского Языка!
Ведущий 2. А что это за страна такая?
Ведущий 1. Этой страны вы не найдёте ни на одном глобусе или карте. Эту страну предстоит открыть вам, ребята, с помощью учителей.
Ведущий 1. Русский язык необычайно красив и богат.
Ведущий 2. Он считается одним из самых выразительных языков мира.
Ведущий 1. Замечательный русский учёный Ломоносов считал, что в русском языке заключены вместе достоинства, лучшие отличительные качества многих языков мира.
Ведущий 2. Он находил в нём «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, богатство и краткость греческого и латинского языков».
Ведущий 1. Именно на русском языке говорили и писали свои великие творения Толстой и Пушкин, Чехов и Михалков.
Чтец 1.
Судьба свела нас с величайшим в мире
С красивым, умным, Русским языком.
Пусть разливается по свету он всё шире
И будет, словно в море маяком.
Его нам завещали предки,
И им владеем мы сейчас,
Поэтому должны и взрослые и детки
Приумножать его богатство много раз.
Чтец 2.
Язык наш прекрасный – богатый и звучный.
То мощный и страстный, то нежно-певучий.
В нём есть и усмешка, и меткость и ласка.
Написаны им и рассказы, и сказки –
Страницы волшебных чарующих книг!
Люби и храни наш великий язык!
Чтец 3.
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык
Чтец 4 :Я люблю свой родной язык!Он понятен для всех, Он певуч, Он, как русский народ, многолик,Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет, Наших спутников и ракет.На совете за круглым столомРазговаривайте на нем: Недвусмысленный и прямой, Он подобен правде самой.
Чтец 2 :Родной язык!Он с детства мне знаком.На нем впервые я сказала «мама»,На нем клялась я верности упрямой,И каждый вздох понятен мне на нем.Но, как родной.Люблю язык я русский,Он нужен мне, как небо,Каждый миг.На нем живые, трепетные чувстваОткрылись мне.И мир открылся в них.Забыв родной язык - я онемею. Утратив русский, - стану я глухой.
1 Ведущий:
- В своём прекрасном произведении «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
Он говорил :  «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».
2 Ведущий: - Да, ребята, если в умелых руках, то чудеса действительно случаются. Наверно, всем известен случай, когда от запятой зависела жизнь человека. Вспомните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!».
- Сейчас мы вам напомнят этот случай.
(На сцену выходят Придворный и Королева Пунктуация)
Придворный: Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.
Королева: Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.
(Входит Федя)
Федя: Какое-то здесь всё странное. Куда я попал?  А это кто ещё мешает мне пройти?  Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?
Королева: (Поправляет корону) - Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?
Федя:  Федя.
Королева: Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.
Федя:  Давайте ваше предложение и запятую.
(предложение написано на листочках А4)
Королева: Задание. Поставь запятую на нужное место.
Федя: (запятую ставит после слова «казнить»)
Королева: Прочитай, что у тебя получилось.
Федя: (читает) Ой, что-то я не то сделал…
Королева: Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.
(выбегают слуги и оттаскивают его в сторону)
Федя: Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.
Королева: Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.
Федя: Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.
Королева: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!
Федя: Не надо. Мне домой, если можно.
Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:
Не   надо   мне   домой   если   можно   .   ,   ,
(предложение написано на А4)
Федя (ставит запятые): 
Не надо, мне домой, если можно.
Королева: Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. И никогда  больше не будь таким дерзким.
Королева: Вот какую роль сыграла такая маленькая запятая. И такую же большую роль в предложениях играют и другие знаки препинания, которые сегодня пришли со мной.
- Прошу Вас! Проходите! Представьтесь,  пожалуйста!
(На сцену входят знаки препинания в чёрных костюмах и с табличками на груди)
1 уч-cя (?): Разные вопросы задаю я всем:
-Как?-Откуда?-Сколько?-Почему?-Зачем?-Где?-Куда?-Какая?-Отчего?-О ком?-Что?-Кому?-Который?-Чья?-Каким?-О чём?Вот какой я мастак, Вопросительный знак! (А. Шибаев)                                                                                                                                      
2 уч-ся (!): -Обычно в предложенииСтою я для того,Чтоб выделить волнение,Тревогу, восхищение, победу,  торжество…Мне право от рожденияВ грамматике дано:Где я, то предложениеС особым выражениемПроизнестись должно! (А. Тетивкин)
3 уч-ся (.):  ТочкаУ меня особый постВ самой малой строчке.Если Точка —Вывод прост:Это значит —Точка.Фразу следует кончать,Если Точка рядом.Точку надо уважать.Точку слушать надо.И хотя же я твердыняВ книге и в тетради,Без особого трудаНужно со мной  поладить,Если только мыслиНитьОт воды избавить,Если ТочкуНе забытьВовремя поставить. (Ф. Кривин)
4 уч-ся (…):  - Я -  многоточие. (пауза)Обо мне сложены такие строчки:Стоят три кумушки рядком,Ведут беседу, но тайком,Какими-то далёкимиТуманными намёками…(А. Шибаев)
5 уч-ся (:): - Я - двоеточие.Обо мне говорят так:
Двоеточие глазастоеХодит, знаниями хвастая:Так и хочется емуРазъяснить нам,Что к чему...(А. Шибаев)
6 уч-ся (-): - Я - тире. (пауза)Лягу палочкой на строчку:-Проходите по мосточку. (По А.Шибаеву)
7-8 уч-ся (« »)   - 2 уч-ся:
- Мы - кавычки. О нас есть такие стихи:Всегда подслушать норовятТо, что другие говорят…(А. Шибаев)
9-10  уч-ся ( ( ) )  - 2 уч-ся:
- Мы - скобки.Словам раскрываем объятия:- Ждём в гости вас,Милые братья! (По А.Шибаеву)
Ведущий: - Вот   и   все   наши   гости.   Прошу   садиться. (Жестом  приглашает сесть на стулья .)                 
Федя (шумно вбегает на сцену): - Да что же это такое?! Разве все знаки препинания вышли?  Еще один знак препинания не представился, а Вы говорите: «Вот и все наши гости. Вот так всегда! Ведь многие ребята о нем забывают в своих сочинениях, диктантах.
Ведущий: - Кого же мы забыли? Кого не пригласили?
11 маска ( выглядывает из-за кулис):
- А,   это   вы   не   пригласили   ту,   о   которой говорят:
«Выйдет на дорожку,    Всем подставит ножку». (А. Шибаев.)
Федя: - Ребята, вы догадались, о ком это идёт речь?
Дети:  - Речь идет о запятой!
Федя: - Ведь она помогает людям  читать. Там,  где  она стоит,   нужно   сделать   небольшую   паузу. Многие вежливые слова любят стоять с нею рядом: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания.   А меня как она выручила. Вы же сами в этом убедились только что. Так ведь, ребята?
Ведущий:
- Спасибо Федя, что напомнил о нашей важной гости, которая тебя спасла от смерти. Проходите  гости дорогие.
Ведущий: - А наш праздник продолжается.
В современном русском языке много разделов: Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика; Сложные названия разделов. Но ещё сложнее эти разделы выучить. Но на это у нас ещё впереди много лет! И не нужно лениться их все изучать. Но бывают такие случаи, когда дети ленятся познавать новые знания. И вот какие истории получаются.
- Послушайте, что думал мальчик из стихотворения Граубина, которое называлось «Ленительный падеж».
Автор: Спросили Лежебокина: 
Девочка: - А ну-ка, расскажи, За что так ненавидишь ты,Не любишь падежи? Давным-давно все школьникиИх знают назубок.Из-за два года выучить Лишь ты один не смог.
Автор: Ответил он рассерженно: 
Лежебокин: - В том не моя вина. Пусть им, сперва, ученые Изменят имена.Ведь я падеж творительныйНарочно не учу:Трудиться,А тем болееТворитьЯ не хочу.Такой падеж, как Дательный,Я с детства не терплю.Давать, делиться чем-нибудьС друзьями не люблю.Предложный ненавижу я:Чтоб не учить урок,Приходиться выдумыватьКакой-нибудь предлог.А на падеж ВинительныйИ вовсе я сердит.Отец во всякой шалостиВсегда меня винит
Мальчик: - Да, переделка, кажется,Серьезная нужна.А сам бы смог-то новыеПридумать имена?
Лежебокин: - Давно придумал:Взятельный,Грязнительный,Лежательный,Грубительный,ЛенительныйИ, наконец, Простительный!
Ведущий: - Вот какой был ленивый Лежебокин.Стихотворение «Выучи русский язык!».
1 -й ученик:Если ты хочешь судьбу переспорить,Если ты ищешь отрады цветник,Если нуждаешься в твердой опоре,Выучи русский язык!
2-й ученик:Он твой наставник - великий, могучий,Он переводчик, он проводник,Если штурмуешь познанья кручи,Выучи русский язык!
3-й ученик:Русское слово живет на страницахМир окрыляющих пушкинских книг.Русское слово - свободы зарница,Выучи русский язык!
4-й ученик:Горького зоркость, бескрайность Толстого,Пушкинской лирики чистый родник,Блещет зеркальностью русское слово -Выучи русский язык!
5-й ученик: Мир разобщенных  безрадостно тесен,Спаенный  мир необъятно велик. Сын мой, работай, будь людям полезен,Выучи русский язык!
Ведущий 2. Путешествие наше будет длиться целую неделю.
Ведущий 1. Всю эту неделю вас, ребята, ждут интересные конкурсы и
викторины, занимательные игры и приключения.
Ведущий 2. В связи с этим торжественным днём по школе издан
указ, который сейчас мы и огласим. Вместе. Слушайте все!
(Ведущие достают свитки и читают.)
Ведущий 1. Пункт первый. Всем! Всем! Всем! Чтобы не заблудиться в Стране Русского языка, каждому классу выдать «маршрутный лист», в котором указано, в каком направлении нужно двигаться каждый день.
( Каждому классу вручают маршрутные листы.)
Ведущий 2. Пункт второй. Каждый ученик может принять участие во всех проводимых конкурсах. Вам, ребята, предстоит попробовать свои силы в самых разных областях: сочинять стихи, писать сочинения, фантазировать, рисовать, загадывать и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки. Ведущий 1. Пункт третий. Каждый день подводить итог проделанной работы и оценивать знания школьников, выбирать самых находчивых и любознательных. Ведущий 2. Пункт четвёртый. В конце недели провести праздник, на котором дипломами и грамотами наградить лучших из лучших. Ведущий 1. К исполнению Указа приступить немедленно! Ведущий 2. Народная мудрость гласит: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». А русский язык следует изучать всю жизнь. Ведущий 1. И каждый раз вы будете делать удивительные открытия!Ведущий 2. В добрый путь, дорогие друзья, в Страну Русского языка! Пусть ваше путешествие будет полезным и увлекательным!