Сценарий открытия недели русского языка и литературы В городе чистых слов


Открытие недели «В городе Чистых Слов» 
Неделя русского языка и литературы. 
Цели: развитие интереса к изучаемому предмету; развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, выявление одарённых детей; развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов. 
(Перед началом мероприятия – показ ролика «Читать модно?!»)
=============================================================
Ученик (Коля Пузанков):Много языков на свете разных - выучить их все не смог бы я,Все они по-своему прекрасны, в каждом есть изюминка своя. Говорят в Париже по-французски, по-немецки говорит Берлин; Мне же дорог мой, привычный, русский, для меня родной лишь он один. Мелодичный, гибкий и певучий, с детства он меня очаровал, И не зря великим и могучим наш язык Тургенев называл. Развиваясь быстро, динамично, впитывая разные слова. Новое воспринимал отлично, но и мудрость предков в нём жива. Да и только нашей, русской речью, можно Русь привольную воспеть! Будет жить язык наш русский вечно, и не сможет, верю, умереть! (На сцену выходят Королева Пунктуация, Королева Орфография, их слуги.У королевы Орфографии в руках письмо)Королева Пунктуация (Юля Евстифеева): Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе?
Королева Орфография (Настя Павлочева): Да, письмо-то меня и озадачило.
Пришло письмишко мне, Гляжу – Из лагеря, от Мишки… "Здесь чудный лук, и я лижу", - Написано в письмишке. Лук лижет?! Что за чудеса! Наверно, шутит плут…Читаю дальше: "Здесь – лиса, красивый длинный прут". И что такое он плетет – Не разберусь, хоть тресни: "Когда отряд идет в поход, я запиваю песни… На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…"Нет, нет, не шутит он! Боюсь…
Королева Пунктуация (Юля Евстифеева):Твой друг серьезно болен. Вернется – надо подлечить: Заставь - ка правила учить…
Королева Орфография (Настя Павлочева): 
Да-да , пойду его лечить. Заставлю правила учить! 
Придворный (Мачула Константин) (вбегая): 
Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом. 
Королева Пунктуация (Юля Евстифеева):
Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться. (Входит Федя, нечёсаный, неопрятный) 
Федя (Сергей Крутов): 
Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове? 
Королева Пунктуация (Юля Евстифеева): (Поправляет корону) 
- Как смеешь говорить ты так со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий? 
Федя (Сергей Крутов): Ну, Федя. 
Королева Пунктуация (Юля Евстифеева): 
Так вот, Нуфедя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь. 
Федя (Сергей Крутов): 
Да не нуфедя я, а Федя! Фёдор …………Нашли, чем напугать! Давайте ваше предложение и запятую.(предложение на карточках держат слуги.) Королева Пунктуация (Юля Евстифеева): Задание. Поставь запятую на нужное место.
Федя (Сергей Крутов): (запятую ставит после слова ) Эка невидаль! Какая разница! Воткнём вот сюда…
Королева Орфография (Настя Павлочева): Прочитай, что у тебя получилось.
Федя (Сергей Крутов) показывает: Ну вот
Королева Пунктуация (Юля Евстифеева): 
Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.(выбегают слуги и тащат его в сторону) 
Федя (Сергей Крутов): 
Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается. 
Королева Пунктуация (Юля Евстифеева): Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь. 
Федя (Сергей Крутов): Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово « казнить», от слова «нельзя» не убежишь, запятая тебе путь преграждает. 
Королева Пунктуация (Юля Евстифеева):Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу! 
Федя (Сергей Крутов): Не надо. Мне домой, если можно. 
Королева Пунктуация (Юля Евстифеева): Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении: Не надо мне домой если можно Федя (Сергей Крутов) (ставит запятые): Не надо, мне домой, если можно. 
Королева Пунктуация (Юля Евстифеева): Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. Иди и помни, правила русского языка надо знать, надо стремиться расширять свой словарный запас, пренебрегать даже маленькой запятой, даже ударением в слове нельзя. А то такое может случиться…да вон далеко ходить не надо…посмотрите и послушайте (на сцену выходят двое учеников) Сценка об омофонах "Несуразные вещи» (1-Эрик Ганеев, 2-Семён Глухов)- Здравствуй! - Привет! - Что это ты несешь? - Несу разные вещи. - Несуразные? Почему они несуразные-то? - Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Раз-ны-е. Понял? Вот несу мел… - Что не сумел? - Отстань. - Да ведь сам говоришь: "Не сумел". Что не сумел-то? - Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет. - Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь? - Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится, значит. - Вот оно что…
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет. - Тамарка? - Ага. - И ничего, симпатичная? - Красивая! Зеленая такая. - То есть как? - Зеленого цвета. - Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые? - У кого волосы? - Да у Тамарки-то. - Что-о?! - Ну ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка"… - Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована. - Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил. - Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне. - Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи. - А ну тебя… - Да! Стой, стой! - Ну, что еще? - Привет передавай. - Кому? - Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене. Королева Орфография (Настя Павлочева): 
Вот ведь как иногда случается…Казалось бы, на одном языке говорят. А понять друг друга не могут. 
Придворный (Мачула Константин): 
Язык-то один, ваше величество, да люди разные…по-разному к изучению грамматики относятся.. Есть у меня один знакомый Петька Лежебокин…знали бы вы его взгляды на изучение грамматики. 
Королева Орфография (Настя Павлочева): 
А разве могут быть какие-то иные взгляды на изучение родного языка, кроме тех, что его надо изучать, причём прилежно и старательно! 
Придворный (Мачула Константин): 
Оказывается, есть. Вот послушайте:
Рассказывают (слуги) (Шишкины 1-Вова, 2-Витя)
Вова:
Спросили Лежебокина: - А ну-ка, расскажи, За что так ненавидишь ты, не любишь падежи? Давным-давно все школьники их знают назубок. И за два года выучить лишь ты один не смог. Ответил он рассерженно: 
Витя:- В том не моя вина. Пусть им, сперва, ученые изменят имена. Ведь я падеж творительный Нарочно не учу: трудиться, а тем более , творить - я не хочу. Такой падеж, как Дательный, я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь - с друзьями не люблю. Предложный ненавижу я: чтоб не учить урок, Приходиться выдумывать какой-нибудь предлог. А на падеж Винительный - и вовсе я сердит. Отец во всякой шалости - всегда меня винит. 
Вова:
- Да, переделка, кажется, серьезная нужна. А сам бы смог-то новые придумать имена? 
Витя:- Давно придумал: Взятельный, Грязнительный, Лежательный, Грубительный, Ленительный и, наконец, Простительный! Придворный (Мачула Константин):
Вот какой ленивый Лежебокин. 
Королева Орфография (Настя Павлочева):
И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди нас немного.
Придворный (Мачула Константин): 
Конечно. конечно…Наши гости, ваше величество. Не только в изучении русского языка преуспели. Они с успехом изучают английский и татарский языки.
Королева Пунктуация (Юля Евстифеева): 
А знаете ли вы, ребята, что 21февраля весь мир отмечает День родного языка.
А мы собрались здесь с вами, чтобы вспомнить этот праздник и открыть в нашей школе неделю русского языка и литературы. На правах Королевы Пунктуации разрешите неделю считать открытой.
Выходят чтецы.6 класс
1-й (Аня Соловей):
 «Тот, кто жизнью живет настоящей, кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий, полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий).
2-й (Настя Коновнина): Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.
3-й (Коля Пузанков): Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.
4-й (Саша Махонин): Язык национальной гордости и достоинства!

Показ ролика «Пять Фактов о Чтении Книг, о Которых Вы не Знали!»
=============================================================
Выходят чтецы 5 класс
1-й (Дима Тельнов): Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков. 
2-й (Лена Плаксина): Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа. В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным». 
3-й Никита Бикмохаметов): В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку. Он пишет следующее: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба …
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».
4-й (Катя Масляева):
Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, он певуч,
Он, как русский народ, многолик, как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет, наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой, он подобен правде самой.
=============================================================
Выходят чтецы 6 класс
1-й (Маша Пестрова):
Родной язык! Он с детства мне знаком. На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я верности упрямой, и каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык! Он дорог мне, он мой, на нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать, мне лепет птиц зеленою порой.
Но, как родной. Люблю язык я русский, он нужен мне, как небо, каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства открылись мне. И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье», большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья, с ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея, становятся единою рекой...
Забыв родной язык - я онемею. Утратив русский, - стану я глухой.
2-й (Коля Пузанков):
Дорожите родным, милым словом:
Многоликим - Большим языком !Нашей жизни ОН - Первооснова - Всем народам, планеты - знаком !От цветистых иностранных, и чуждых нам слов,
Чтоб поток - от наречий ручьистых - не затмил Родника - Родников !В нём черпайте живящую силу:
Русских говоров, песен, стихов... -
Всё, что дорого сердцу,
Чтоб слилось В ЯЗЫКЕ, - Как Основе Основ !3-й: (Никита Кузьмин):
Гаснет устная словесность, разговорная краса;
Отступают в неизвестность речи русской чудеса.
Сотни слов, родных и метких, сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках, дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда, в быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо – не скудела в наши дни.
4-й (Катя Шайтанова):
Если ты хочешь судьбу переспорить, если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре – выучи, выучи русский язык.
Он твой наставник – великий, могучий, он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи – выучи, выучи русский язык.
Русское слово живет на страницах,мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница, выучи, выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово - выучи, выучи русский язык!
=============================================================
Выходят чтецы 5 класс
1-й (Карина Тухфеева):
В русской речи, в русской речи, есть волшебная страна,
Та, которая словами, как людьми населена.
В город Чистых Слов может попасть любой человек, который любит свой родной язык и выполняет правила.
Любите свой родной язык! Не засоряйте язык словами-сорняками!
Не засоряйте язык кличками! Красиво и точно излагайте свои мысли!
2-й (Ксюша Сухорукова):
На свете много стран больших, и много малых есть,
И для народностей любых, язык свой – это честь.
Китаец, турок, серб иль чех, датчанин, грек иль финн,
Конечно, вам дороже всех, родной язык один.
А я судьбу благодарю, мне выше счастья нет,
Что я на русском говорю, уж целых 10 лет.
=============================================================
Ролик о книгах
=============================================================
Выходят чтецы 5-6 класс
1-й (Катя Масляева):
Спокоен, весел и певуч, насмешлив и суров,
И беспощаден и могуч, и грозен для врагов.
2-й (Аня Соловей):
Суворов одобрял солдат, на русском языке.
Бессмертный Пушкин сочинял, на русском языке!
3-й (Мачула Костя)
Чистый, красивый язык – это оружие в борьбе за знания. Если каждый из вас будет хорошо владеть родным языком, то вы сможете четко и точно излагать свои мысли.
4-й (Настя Коновнина):
Как много добрых слов на Голубой планете:
Мир, Родина, любовь, учитель, школа, дети!
А грязные слова нам Землю засоряют; Калечат души нам и счастье разрушают.
5-й (Карина Тухфеева):
И пусть из чистых уст на Голубой планете
Прекрасные слова лишь произносят дети!
И голубь мира всем несет благое слово,
Чтоб наш родной язык мог возродиться снова!
6-й (Ксюша Сухорукова):
Изгоним же, друзья, из нашей с вами речи, все грубые слова и злое просторечье.
А чистые слова бриллиантом засверкают, как капельки росы на солнце засияют.
Пусть радуга-дуга, как символ красоты, приносит в нашу речь побольше…
Чистоты!
7-й (Семён Глухов):
Чистое слово, чистое дело, чистое сердце, радостно, смело…
Провозглашаем мы на планете, чтоб были счастливы люди на свете!