Сценарий открытия предметной Недели русского языка





















Подготовила
учитель русского языка
и литературы
Тихомирова Т.В.






ОГКОУ Шуйский детский дом-школа
Декабрь 2013 г

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, высказывания русских писателей о русском языке, таблицы, костюмы и реквизит выступающих.

Звучат фанфары (Слайд № 1)
Ученик читает стихотворение

Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.

Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!

(Слайд № 2)

(На сцену выходят Королева Пунктуация, Королева Орфография, их слуги. У королевы Орфографии в руках письмо и оно же на экране)
Королева Пунктуация: Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе?
(Слайд № 3)

Королева Орфография: Да, письмо-то меня и озадачило.
("Грустные вести" А. Шибаев )
Пришло письмишко мне,
Гляжу –из лагеря, от Мишки
"Здесь чудный лук, и я лижу", -
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут
Читаю дальше:
"Здесь – лиса, красивый длинный прут".
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
"Когда отряд идет в поход, я запиваю песни
На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен"
Королева Пунктуация:
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Твой друг серьезно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставь - ка правила учить
Королева Орфография: Да-да , пойду его лечить.
Заставлю правила учить!
Придворный (вбегая): Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел  чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.
Королева: Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.
(Входит Федя, нечёсаный, неопрятный )
Федя: Какое-то здесь всё странное. Куда я попал?  А это кто ещё мешает мне пройти?  Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?
Королева: (Поправляет корону) - Как смеешь говорить ты так со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?
Федя:  Ну, Федя.
Королева: Так вот, Нуфедя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.
Федя:  Да не нуфедя я, а Федя ! Фёдор! Нашли, чем напугать! Давайте ваше предложение и запятую.
(предложение на карточках держат слуги.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Королева: Задание. Поставь запятую на нужное место.
Федя: (запятую ставит после слова [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]) Эка невидаль! Какая разница! Воткнём вот сюда
Королева: Прочитай, что у тебя получилось.
Федя:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Королева: Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.
(выбегают слуги и тащат его в сторону)
Федя: Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.
Королева: Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.
Федя: Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово « казнить», от слова «нельзя» не убежишь, запятая тебе путь преграждает.
Королева: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!
Федя: Не надо. Мне домой, если можно.
Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:

(Слайд № 4- 5 -6)

Не   надо   мне   домой   если   можно  
(предложение написано на экране)
Федя (ставит запятые):  Не надо, мне домой, если можно.
Королева: Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. Иди и помни, правила русского языка надо знать, надо стремиться расширять свой словарный запас, пренебрегать даже маленькой запятой, даже ударением в слове нельзя. А то такое может случитьсяда вон далеко ходить не надопосмотрите и послушайте (на сцену выходят двое учеников)
(Слайд № 7)

Сценка об омофонах "Несуразные вещи».
- Здравствуй!
- Привет!
- Что это ты несешь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Раз-ны-е. Понял? Вот несу мел
- Что не сумел?
- Отстань.
- Да ведь сам говоришь: "Не сумел". Что не сумел-то?
- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.
- Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь?
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится, значит.
- Вот оно что
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
- Тамарка?
- Ага.
- И ничего, симпатичная?
- Красивая! Зеленая такая.
- То есть как?
- Зеленого цвета.
- Постой, постой Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
- У кого волосы?
- Да у Тамарки-то.
- Что-о?!
- Ну ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка"
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил.
- Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.
- Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
- А ну тебя
- Да! Стой, стой!
- Ну, что еще?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Королева: Вот ведь как иногда случаетсяКазалось бы, на одном языке говорят. А понять друг друга не могут.
Придворный: Язык-то один, ваше величество, да люди разныепо-разному к изучению грамматики относятся.. Есть у меня один знакомый Петька Лежебокинзнали бы вы его взгляды на изучение грамматики.
Королева: А разве могут быть какие-то иные взгляды на изучение родного языка, кроме тех, что его надо изучать, причём прилежно и старательно!
Придворный: Оказывается, есть. Вот послушайте:

1-ый
Спросили Лежебокина: - А ну-ка, расскажи, За что так ненавидишь ты, Не любишь падежи? Давным-давно все школьники Их знают назубок. И за два года выучить Лишь ты один не смог. Ответил он рассерженно: 2-ой
- В том не моя вина. Пусть им, сперва, ученые Изменят имена. Ведь я падеж творительный Нарочно не учу: Трудиться, А тем более Творить Я не хочу. Такой падеж, как Дательный, Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. Предложный ненавижу я: Чтоб не учить урок, Приходиться выдумывать Какой-нибудь предлог. А на падеж Винительный И вовсе я сердит. Отец во всякой шалости Всегда меня винит. 1-ый
- Да, переделка, кажется, Серьезная нужна. А сам бы смог-то новые Придумать имена? 2-ой
- Давно придумал: Взятельный, Грязнительный, Лежательный, Грубительный, Ленительный И, наконец, Простительный!

(Слайд № 8)

Придворный :Вот какой ленивый Лежебокин.
Королева И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди нас немного.
Придворный: Конечно. Конечно. Наши гости, ваше величество, очень стараются в изучении русского языка
Королева Тогда на правах Королевы Пунктуации разрешаю считать Неделю русского языка в Шуйском детском доме-школе считать открытой!
(Слайд № 9)

«Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий).
(Слайд № 10)

Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.
(Слайд № 11)

Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.
(Слайд № 12)


Язык национальной гордости и достоинства
(Слайд № 13)


Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
(Слайд № 14)

В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
(Слайд № 15)

Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

(Слайд № 16)


В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».



(Слайд № 17)

В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку. Он пишет следующее:
«Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба  Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..» (Слайд № 18 -19)
(стихотворение Дениса Коротаева)
 Д о р о ж и т е Родным, милым словом: М н о г о л и к и м - Большим языком ! Нашей жизни ОН - П е р в о о с н о в а - Всем народам Планеты - знаком ! Берегите ЕГО От цветистых Иностранных И чуждых нам слов, Чтоб поток - От наречий ручьистых - Не затмил Родника - Родников ! В нём черпайте Живящую силу: Русских говоров, Песен, стихов... - Всё, что дорого С е р д ц у, Чтоб слилось в ЯЗЫКЕ,
Как ОСНОВЕ основ!


( стихотворение В.Шефера)
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.

Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.








(Слайд № 20)

Звучит песня Григория Гладкова "Песня о русском языке".

(Слайд № 21)












Пришло время получать задания на Неделю Русского языка.
(Выдаются задания классам, знакомство с планом Недели и мероприятиями)

(Слайд № 22)

Просмотр мультфильма «Вовка в тридевятом царстве»


(Слайд № 23)
Спасибо за внимание! Всем успехов!
































































Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.

Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!


















































































































Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи, выучи русский язык.
Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи, выучи русский язык.
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи, выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи, выучи русский язык!




















































Неделя русского языка . (9 – 13 декабря 2013 г.)
Цели:
развитие интереса к изучаемому предмету;
развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, выявление одарённых детей;
развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.

Знакомство с программой недели.

Понедельник (21.02)
Открытие недели русского языка и литературы (актовый зал)

Вторник ( 22.02)


1) конкурс «Самый грамотный класс» (второй урок)
2) конкурс чтецов, посвящённый Дню защитника Отечества ( 6 урок, актовый зал)


Четверг (24. 02)


1) малая олимпиада по русскому языку в 5-8 классах
2) классные часы – «Уроки вежливости» подскажут нам, правильно ли мы говорим


Пятница (25.02)




1) библиотечные уроки, мероприятия по индивидуальному плану учителей русского языка и литературы
2) подведение итогов конкурсов рисунка, стенгазет, викторины «В мире литературы»

Понедельник (28.02) .

1) Лингвистическая игра «В мире слов» (8 – 10 класс)
2) Закрытие недели русского языка и литературы: награждение победителей ( актовый зал)



В рамках недели пройдут следующие конкурсы:

1. Конкурс стихов «Юные дарования»
2. Конкурс чтецов, посвящённый Дню защитника Отечества (2– 8 классы) - 22.01
3. Конкурс рисунка «По страницам любимых книг» (1– 6 классы)
4. Конкурс стенгазет «Путешествие по разделам языкознания» (8–11 классы)
5. Заочная викторина «В мире книг» (9- 11 классы)

Сценарий
открытия Недели
русского языкаArial Black15