Использование тестирования в начальной школе как способ повышения качества УУД в начальной школе


Уважаемые коллеги!Качественное обучение в начальной школе является сегодня одним из важнейших приоритетов государственной политики в области образования. При этом основной акцент делается на повышении эффективности управления образовательным процессом. В основе такого управления – грамотно выстроенный контроль. Безусловно, все вы заинтересованы в том, чтобы своевременно, быстро и качественно оценивать результаты обучения своих учеников.
Для учителей и родителей важно знать, какими компетенциями должен овладеть ученик за время обучения в начальной школе. Речь идет о том, что собой представляет перечень знаний, умений и практических навыков, определённых стандартом образования начальной школы.
Главная задача школы первой ступени научить учиться. Для этого выпускник начальной школы должен овладеть компонентами учебной деятельности, т.е.
- научиться применять полученные знания в любой нестандартной ситуации;
- самостоятельно разбираться в учебной задаче;
- находить способ её решения;
- сравнивать свой результат с правильным ответом;
- адекватно оценивать себя и свои действия.
В современной школе в качестве итоговой аттестации введены ЕГЭ и ГИА. По мнению ученых в области образования, на сегодняшний день тестирование в процессе обучения детей является наиболее эффективной формой оценки знаний. Поэтому для контроля полученных знаний в российской школе всё чаще используются тестовые формы заданий. Эта тенденция вызвала необходимость приучать учащихся к работе с тестами уже в начальной школе.
О степени развития того или иного научного направления зачастую судят по тому, насколько развиты в этой области измерения. В педагогике в качестве измерительных средств, как правило, выступает тест, а в качестве методов измерения тестирование. Говоря о мониторинге уровня подготовки учащихся, прежде всего, имеют в виду массовые измерения, при которых к тестам предъявляют особо жесткие требования.
Что такое тест?
В переводе с английского — испытание, проба, исследование.
Тест — это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках учащихся. С помощью тестов удобно проводить контроль, дающий возможность определить, насколько ученик справился с теми требованиями, которые предъявляет школьная программа.
Тесты, в отличие от привычных форм проверки знаний, являются инструментом не столько оценки, сколько диагностики.
Достоинства тестовой проверки:
Быстрота проверки
Возможность проверки теоретического материала
Проверка большого объёма материала малыми порциями
Даёт возможность определить «проблемную зону» и даже «болевую точку»
Развивает мыслит. Операции
Формирует навыки самоконтроля
Могут служить объектом познания
Подготовка к ЕГЭ
Как в любой работе есть и небольшие недостатки:
Возможность угадывания
Часто невозможно проследить логику ученика
Тесты не могут служить основной формой контроля за качеством успеваемости учащихся (т.к у нас есть традиционная проверка – это контрольная, самостоятельная, диктант, списывания)
Достоинства традиционной проверки:
Основательность
Часто даёт возможность увидеть причину ошибки (н-р: в вычислении, при решении задач) мы можем видеть, где ребёнок делает ошибку
Недостатки традиционной проверки:
Однообразность
Необъективность
Тесты как одна из форм контроля заслуживают внимательного изучения и применения их на практике. Традиционная контрольная оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину, благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.
Тест позволяет, таким образом, определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответствующую коррекционную работу.
Формирование у учащихся умения работать с тестами нужно начинать с начальной школы.
тестирование можно использовать на разных этапах урока

Требование к тестам:
1. Тест должен быть валидным (соответствовать) целям измерения.
2. Тест должен позволять получать объективную и достоверную информацию.
3. Простота . Задания и ответы на них должны быть чёткими и краткими.
4. Однозначность. Задание должно иметь один правильный ответ.
5. Равнотрудность.
Тестирование можно проводить на уроках русского языка, математики, литературного чтения и окружающего мира.
Такие работы помогут вам организовать контроль качества освоения учебного материала по предмету и выстроить успешную целевую коррекционную работу с учётом полученных результатов как на уровне класса, так и на уровне конкретных обучающихся.
Данный подход обеспечит каждому школьнику максимально успешное выполнение итогового тестирования в конце учебного года, результаты которого позволят вам получить объективную характеристику степени готовности каждого ученика к продолжению обучения в следующем классе.

Задания предполагают проверку не только практических умений учащихся, но и научных теоретических понятий и проверяют уровень сформированности учебных действий.
Тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности:
Уровень А — задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.
Уровень Б — задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.
Уровень В — задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.
Все проверочные работы построены по единой схеме и обеспечивают проведение мониторинга качества обученности в течение всего учебного года.
Рассмотрим один из вариантов теста по математике за 1 класс
Математика 1 класс – тест
( структура тестов, оценивание тестов, как выполнять тест)
Русский язык 1 класс – тест
Математика итоговое тестирование (мини ЕГЭ)

Чтение 2 класс на (доске)
Формирование читательской компетентности – приоритетная цель современного начального образования. Это пособие призвано помочь учителям не только оценить уровень освоения детьми предметного содержания по литературному чтению, но и научить их осмысленно читать любой художественный текст, выполняя предложенные к нему задания с точки зрения реализации компетентностного подхода.
Чтобы избежать перегрузки учащихся и сделать контрольные работы более эффективными и объективными, разрабатываются интегрированные тесты, позволяющие в рамках одного контрольного мероприятия проверить знания по нескольким учебным предметам. В связи с этим разрабатываются контрольно-измерительные материалы. Каждый тест состоит из научно-познавательного текста, вопросов к нему и заданий по русскому языку и математике с опорой на этот текст. Тексты содержат интересный и познавательный материал по окружающему миру и способствуют расширению кругозора учащихся. Выполняя предлагаемые задания, ученики не только демонстрируют имеющиеся у них знания и умения, но и узнают что-то новое в процессе самой контрольной работы.
Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки.
Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно еще и потому, что, как правило, именно в этой форме в рамках разрабатываемой системы оценивания предполагается вести оценку успешности и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, региональных систем образования. И потому, учитель должен быть уверен, что дети готовы к такой форме работы, что они не растеряются в новой учебной ситуации, смогут проявить свои успехи, достигнутые за годы обучения в начальной школе.
В нашей гимназии комплексные тесты используются уже 3 года начиная с первого класса с февраля месяца.
У вас на столах лежит тетрадь комплексные задания к тестам 1 класс. Эти тексты с заданиями комплексного характера помогут подготовить первоклассников к итоговой комплексной работе. В тетради содержатся тексты и задания различного уровня сложности.
Давайте посмотрим первую работу «Сторож»
В апреле месяце у первоклассников проводилась итоговая комплексная работа.
Работа строится на основе несплошного текста, к которому дается 11 вопросов в основной части работы и 5 – 7 дополнительных заданий.
В отличие от заданий основной части дополнительные задания имеют более высокую сложность. Поэтому выполнение заданий дополнительной части для ребенка не обязательно – они выполняются детьми только на добровольной основе. Соответственно, и негативные результаты по этим заданиям интерпретации не подлежат.
Выполнение заданий дополнительной части может использоваться исключительно с целью дополнительного поощрения ребенка, но никоим образом не в ущерб ему.
Задания основной части охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения – русский язык, чтение, математика; в нашем случае к ним добавляется и окружающий мир.
В интегрированных контрольных работах оценивается
В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ
техника и навыки чтения
скорость чтения (в скрытой для детей форме) несплошного текста;
умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться;
В ОБЛАСТИ русского ЯЗЫКА
овладение ребенком основными понятиями по всем изученным разделам курса (фонетика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи)
звуко-буквенный анализ; (с 1 класса)
разбор слова по составу (начиная с 3-го кл.);
синтаксический разбор предложения;( с 4 класса)
умение строить свободные высказывания ( с 1 класса)
словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса);
сформированность правописных навыков;
объем словарного запаса и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой работы);
В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ
овладение ребенком основными понятиями предметных учебных действий (счет, числа, арифметические действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления, работа с данными)
умение рассуждать и обосновывать свои действия;
В ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
сформированность первичных представлений о природных объектах,
тела и вещества ;
объекты живой и неживой природы;
классификация и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений;
распознавание отдельных географических объектов;
Показ работы «Старик и сова»