тема урока по ПОЗНАНИЮ МИРА В 4 классе: « Круговорот воды в природе. Вода путешественница»



Тема урока: « Круговорот воды в природе. Вода путешественница»
Открытый урок на семинаре
24.10.2013
КГУ «Костряковская средняя школа»
Миллер Т.Б.
163323232948473464560485140167873460942
Класс: 4 семинар директоров и завучей 2014
Урок: Познание мира
Тема урока: « Круговорот воды в природе. Вода путешественница»
Цель:- Закрепить знания детей о разных состояниях воды; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде; активизировать работу по изучению свойств воды при нагревании и охлаждении (из наблюдений); дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе
-развивать наблюдательность, чувство прекрасного, умение работать в группах, формировать оценивание и самооценивание, уметь обобщать и делать выводы; развивать интерес к профессиям связанные с водой.
-воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока:комбинированныйОборудование: презентация, раздаточный материал для работы в группах (для кластеров, на начало урока-капельки, карточки с задачами, с профессиями, мультфильм, музыка к физкультминутке, Капитошка, библиотека «Это полезно и интересно», конверты, маркеры, клей, Ход урока
1. Психологический настрой:Добрый день! "Какая сегодня погода в классе? Дождик или солнышко? А после дождя бывает… радуга! На уроке много гостей, и вместе с ними к нам пришла еще одна гостья…Капитошка.Улыбка подаренная друг другу и гостям порадует нас всех. А я вам желаю всем только безоблачного настроения. (дети получают по капельке (4 цвета, 4 группы) с пожеланием)
2.Проверка домашнего задания
Но прежде чем мы перейдём к изучению новой темы, я проверю ваше понимание пройденного материала по разделу «Полезные ископаемые», дано было задание нарисовать профессии людей связанные с добычей полезных ископаемых. (спикер вывешивает на доске, заголовок «Это полезно и интересно»)
3. Введение в тему: «Поиск» МТКМ (показ начало мультфильма «Круговорот»)
-Посмотрим начало мультфильма и попробуем определить, о чем мы будем говорить на уроке, тему урока.
4. Конкретизация. Работа в группах Карты самооценивания с критериями
Ассоциативный ряд КЛАСТЕР к слову ВОДА «Портрет воды»
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Учитель. -Чтобы хорошо разобраться в материале, надо вспомнить, что же такое вода.
ученики составляют кластер по группам с заданием
1 группа - кластер из готовых слов по ассоциативному ряду к слову вода (жидкая газообразная твердая, Без запаха, Прозрачна,Бесцветна,Текучесть,Растворитель,Испаряемость)
2 группа - кластер из картинок дождь, снег, туман, град, облака, лед, роса, иней, река, море, ручей, 3 группа - кластер символы обозначающие знаки, воды лед облака, снег, роса, иней, река.
4 группа – работают самостоятельно без ресурса
ЗАЩИТА КЛАСТЕРОВ оценивание в группах
Учитель.Мы с вами вспомнили, что такие явления природы, как дождь, снег, туман, град, облака, лед, роса, иней, все это … (вода)
Учитель.Какие три состояния воды вы вспомнили?
Поэтому получается, что вода - + (волшебница).
- Прочитайте на доске тему урока (Круговорот воды в природе.Вода путешественница.)
5.Постановка целей урока
- Какие бы вы поставили перед собой цели? ( Узнать что такое круговорот воды в природе? Почему воду называют путешественницей?)- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с путешествием воды. И попробуем доказать, что вода - действительно совершает круг.
6.Словарная работа:Как понимаете слово КРУГОВОРОТ?
СЛАЙД– Какие слова спрятались в этом слове? (КРУГ и ВОРОТ.) – ВОРОТ – вращение. Так происходит и в природе.
-КОНДЕНСАЦИЯ это когда холодный воздух встречается с теплым высоко над землей (в атмосфере) газообразные частицы воды начинают притягиваться друг к другу, превращаясь в капли
7.Объяснение новой темы
Беседа по наблюдениям учащихся:
- Как выглядят тела в природе и предметы после дождя?
(Влажные, мокрые).
Если уронить платок в чёрное море каким он станет?
(Мокрым).
- Что происходит с этим платком, если его сушить утюгом? Куда девается вода?
(Испаряется).
- Когда помоют доску, то сначала она блестит, видно, что мокрая, затем высыхает. Что происходит?
(Вода испаряется).
- Мы встречаем такое явление, «как превращение жидкой воды в невидимый пар»? (чайник…)
- Итак, мы видим, что вода настоящая волшебница. Она умеет превращаться из одного состояния в другое.
8. Чтение с остановками
- Так как же происходит круговорот воды в природе? Давайте узнаем это вместе с Капитошкой.
В маленьком родничке родилась капелька, КапитошкаОна с интересом слушала журчание родного ручейка, пение птиц,
кваканье лягушек и мечтала … о путешествии. А для этого ей нужно
было попасть в ручеёк, который вытекал из родничка. Помог ей лягушонок, на своих лапках он перенёс капельку в ручеёк.
-О чем мечтает каждая капелька?
Ручеёк бежал быстро и очень скоро влился в небольшую речку.
Капельки играли, переливались на солнце. Всем было очень весело.
Наступили жаркие дни. То одна капелька, то другая от жары, испаряясь, поднималась к небу. Сначала на небе была одна капелька, но потом к ней присоединились другие и облачко поплыло.
- Что произошло с водой в жаркий день? Слайд
Плыло над лесами, полями, городами и селами.
Что происходит к водой?
И все новые и новые капельки присоединялись к этому облаку, а
оно соединялось с другими, превращаясь в огромную тучу. Наконец
туча стала большой и тяжелой, так что хлынул дождь!
- Какой процесс описывает Капля? (Когда холодный воздух встречается с теплым высоко над землей (в атмосфере) газообразные частицы воды начинают притягиваться друг к другу, превращаясь в капли)
- В виде чего капли воды выпали на землю? (осадки) Слайд
Наша капелька попала на землю, вместе с другими просочилась вглубь. Проходя через почву и песок, капля очистилась, стала прозрачной, похожей на маленький хрусталик.
Теперь она снова жила в родничке и готовилась к новому путешествию.
-вывод:Можно сказать, что вода вращается по кругу.
-Как называется этот процесс?
-Этот процесс называется круговорот воды в природе.Круговорот воды в природе происходит непрерывно.
Слайд: - Что такое круговорот?
(Круговорот воды в природе - это испарение воды с поверхности Земли, перенос водяных паров ветрами, сгущение водяных паров и образование облаков, выпадение атмосферных осадков (дождя, снега, града) и стока их в реки, озера).
9. Физминуткапод шум дождя
- Представьте, что каждый из вас « молекула воды» и изобразите, что происходит с молекулами воды:
в паре над кипящим чайником;
в стакане воды, которую поставили в холодильник;
в чайнике, который поставили на огонь.
перевоплотились в нахохлившегося воробья, который попал под дождик
в милого котенка
и в маленького ребенка
10. Закрепление материала
м/ц: просмотрим весь мультфильм про Лунтика, смотрите внимательно,после чего вам будет дано заданиевремя показа: 4:30
Слайд №6: Схема круговорота воды в природе.
- Вот такую схему круговорота воды в природе , постаралась составить вам я.
Д\З на А- 4 или любого другого размера листе, составить круговорот воды в природе используя в своей работе природные материала
11. Работа с учебником. Чтение в группах
1,3 группа поиск ответа на первый вопрос
2,4 группа- поиск ответа на второй вопрос
Дима: Вода – единственное вещество, которое в природе присутствует в жидком, твердом и газообразном состояниях.
Вода находится в постоянном движении. Источником движения воды на Земле является энергия Солнца. Под действием солнечных лучей Мировой океан и суша нагреваются. В результате этого вода переходит из жидкого состояния в газообразное (пар) и поднимается вверх. В среднем каждый час с 1 квадратного метра водной поверхности испаряется 1 килограмм воды! На суше испарение воды идет не только с поверхности ручьев, рек и озер. Пары воды попадают в атмосферу и в результате деятельности вулканов, и испаряются поверхностью растений.
Рита: Невидимый глазу водяной пар поднимается вверх. Известно, что с высотой воздух становится все холоднее. Пары воды, встречаясь со все более холодными слоями воздуха, начинают остывать и образовывать облака. Из облаков вода в виде осадков (снег, дождь, град) возвращается на землю. Атмосферные осадки попадают в реки, которые извиваясь и впадая друг в друга, несут свои воды в Мировой океан, где вода снова начинает испаряться. Часть воды просачивается в подземные воды, используется растениями и животными, человеком.
– А почему до сих пор вся вода не испарилась с поверхности земли?
?(Высоко над землёй воздух очень холодный. Соприкасаясь с ним пар опять превращается в воду и опускается на землю в виде дождя , снега и града. Происходит круговорот воды в природе.)12. Профилизация.
Вывод: Вода жизненно необходима и является помощником. Её нужно беречь!
- Как вы, дети, можете беречь воду?
- Какие меры предпринимает государство, чтобы сохранить воду чистой?? (Создает заповедники, заказники, на предприятиях используют очистительные сооружения, контролировать за уровнем загрязнения воды, сажать деревья по берегам водоёмов, т.к. лес охраняет реки от высыхания).
Кто этим занимается? (профессии связанные с водой)
Какие профессии людей связаны с водой? (экономист, эколог, водолаз, строители каналов, гидроэлекстростанции, Целая система )Работа в группах, оценивание
Задание: На карточках описание профессии, нужно назвать название
1 группа- Особенности профессии Экологи - это те специалисты, которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, гибнет рыба или летом выпадает снег.Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека.Если содержание вредных веществ выше критического уровня, выявляют причины, составляют прогноз развития ситуации.Они выясняют причины природных катаклизмов и разрабатывают пути наименьшего воздействия людей на природуПутем наблюдений, опросов, с помощью приборов и других методов эколог проводит анализ состояния воды, земли, воздуха, растений, животных, а также изучает влияние природной среды и мн.др.
2 группа Описание профессии
Океанологи занимаются изучением вод, морей и океанов, состоянием дна и шельфа, наблюдением за развитием водной флоры и фауны. Анализ физических, химических и биологических процессов, происходящих в глубине вод, дает возможность ученым прогнозировать дальнейшее развитие экосистем. Главная задача океанологов экологическая: спасение природных богатств моря, предотвращение условий исчезновения того или иного вида подводной флоры и фауны. Большая часть исследований проводится со специально оборудованных кораблей, подводных лодок, батискафов и других технических приспособлений. Для первичного сбора информации или материала океанологам приходится спускаться на глубину.
3 группа - Особенности профессииОт греч. hydor– вода иlogos – учение)Гидрология – изучает водный режим рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, расчетов стока воды, определения водных ресурсов и водного баланса территорий.Специалисты этого направления следят за состоянием водных объектов, изучают влияние человека на их экологию, выявляют опасные гидрологические процессы, участвуют в управлении водными ресурсами водохранилищ.
4 группа-Особенности профессии
Метеорологи различают две большие группы осадков: фронтальные и внутримассовые. Фронтальные – те, которые связаны с атмосферными фронтами. Здесь различают осадки теплого, холодного фронтов и фронтов сложных (смешанных), метеорологи называют их окклюдированные фронты или фронты окклюзий. С холодными фронтами и некоторыми типами фронтов окклюзий, как правило, связаны кучево-дождевые облака, дающие ливневые осадки в виде дождя или снега (мокрого снега, града, снежной или ледяной крупы и т. д). С этими облаками связаны и такие атмосферные явления, как шквалы, смерчи, грозы, сильный и порывистый ветер и др.
На слайде порядок профессий- 1 гидролог, 2 океанолог, 3 эколог, 4 метеоролог
-Кто заинтересовался этими профессиями, может все узнать, прочитать в нашей библиотеке.
13. Дополнительная информация-Миша Бофонов готовится участвовать в НОУ (это научное общество учащихся), и тема его работы связана с водой, может быть он станет ученым. Миша приготовил интересные факты о воде (2 минут)
14. Решение экологических задач-Чтобы произвести подсчеты использования воды в природе, в быту, по медицинским показаниям, в строительстве, и в других областях, тоже есть свои специалисты. Сейчас мы превратимся в экономистов…
Работа в группах далее дети зачитывают ответ и выходит решение на слайде
1 группа-При утечке воды из крана за сутки набегает одно ведро это 10 литров Сколько наберётся за неделю? А за 30 дней?
2 группа – в водоемах нашей страны за год оказалось 40 тонн загрязненных веществ. Сколько вредных веществ окажется в воде за 5 лет.
3 группа–Длина озера 8 км, ширина 4 км, найти площадь.
4 группа–В реках и ручьях Наурзумского заповедника обитает 18 видов рыб, что на 10 меньше, чем земноводных. Сколько видов земноводных в Наурзумском заповеднике?
МОЛОДЦЫ!!!
15. Контроль:
- А с помощью теста вы покажете мне, как вы усвоили новый материал.
ТЕСТ
1. Лёд и снег - эта вода…
а) в твердом состоянии;
б) в жидком состоянии;
в) в газообразном состоянии.
2. Водяной пар - эта вода…
а) в твердом состоянии;
б) в жидком состоянии;
в) в газообразном состоянии.
3. Прочитай текст. Какое явление природы в нем описано?
поверхность океанов, морей, рек, испарение воды, водяной пар, облако, капелька воды, океаны, моря, реки Это ________________________________
4. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он
стал сухим?
а) вода с поверхности пола испарилась;
б) вода впиталась в поверхность пола;
в) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.
16. Рефлексия:слайд с тремя вопросами
Метод шести шляп ТРКМ
-Ребята, кроме рек, озёр и океанов, где ещё встречается пресная вода? (под землёй)
Вот об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.
17. Суммативное оценивание. Домашнее задание от Капитошки1) Подготовить сообщение о круговороте воды в природе.
2) Провести опыт как написано в учебнике
3) создать проект круговорота воды в природе
4) Рисунки по профессиям связанные с водой
Дополнительная литература (если останется время на уроке)
Много стихотворений посвящено этой казалось бы простой, но необходимой воде.
Адриана
Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ:
- Издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу.
Росой искрилась вся поляна.
-Откуда ты? - спросил росу.
- Поверь, и я из океана!
На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана!
- Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донёсся шёпот:
- Знай, малыш,
И я пришла из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле.
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
Сегодня на уроке прозвучали замечательные стихотворения о воде. Чтобы написать такие строки, надо быть внимательным к чудесам природы. И тогда благодарная природа раскроет перед вами множество новых чудес. Я желаю вам новых открытий.
Спасибо за урок!