Открытый урок Литературное чтение Некрасов Не ветер бушует над бором…


Литературное чтение
3 класс
Слайд №1
Тема урока:
Слайд №2Н.Некрасов. "Не ветер бушует над бором…"
Цель урока: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведениями.
Учебные задачи:
вырабатывать умение понимать образные выражения, самостоятельно находить в тексте слова и выражения для изображения состояния природы, внешности «рассказчика», его чувств;
развивать исполнительское мастерство (правильно сознательно читать вслух, расставляя акценты, выбирать темп речи, соотнося его с содержанием);
развивать умение определять структурные особенности текста, ритмичность стихотворения.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, колонки.
Ход урока.
1. Сообщение темы урока. (слайд 1)
На прошлом уроке мы познакомились с новым для нас именем русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, который появился в литературе после А.С. Пушкина. Сегодня мы продолжим знакомиться с его творчеством.
1. Орг момент
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз
Я знаю каждый в классе гений
Но без труда талант не впрок
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок
Литературного чтения
2. Проверка домашнего задания слайд №3
-Ребята, вспомните, с какими произведениями вы познакомились на прошлом уроке?
-«Осень»
Домашнее задание мы проверим в виде тестов «Да,нет». У вас на парте лежат карточки двух цветов. Отвечая на вопрос «да» вы поднимаете карточку зеленого цвета, а с ответом «нет» - крас-ного цвета. Слайд №4
Кто автор стихотворения?
а)Пушкин б) Лермонтов в) Некрасов
Некрасова звали:
а) Иван Алексеевич б)Алексей Николаевич в) Николай Алексеевич
Какое время года описывает поэт в стихотворении?
а) зима б) весна в) осень
что в стихотворении сравнивает поэт?
а)опавшую листву, б) росу на траве, в) лед на речке,
С чем сравнивает поэт лед?
а) тающая соль, б) тающий сахар, в) тающий снег
Выразительное чтение стихотворения «Осень» - один школьник
-Картины осени давно сменились. Слайд №5
За окнами много света и белизны.
Вспомните, как однажды вы проснулись,
Посмотрели в окно, а там…
У.-Ребята, а за осенью какое приходит время года?
Д.-Зима.
У.-Что ассоциируется у вас со словом зима?
Д.-Снег, лед, снежинки, снеговик, Дед Мороз…
У.-У зимы есть свой хозяин. Кто же это?
-Послушайте и отгадайте загадку, которую подготовила моя помощница
-Сердит!- закрыв лицо рукой
Сказал прохожий глухо.
-Ударил как!- ворчал другой,
Поглаживая ухо.
Шла мимо бабушка с клюкой,
В платок упрятав нос,
Она сказала: - «Ишь какой,
Кусается как пес!
И я скорей лицо прикрыл
Воротником пальто:
В тот день и впрямь сердитый был
Вы догадались Кто?-Дед Мороз. Слайд №6
2) Работа до чтения
Рассмотрите иллюстрации. Что вы можете сказать о Морозе? О чём будет стихотворение? Как вы думаете – это будет стихотворение-рассказ, стихотворение-басня, стихотворение-сказка или стихотворение-описание природы? (Стихотворение-сказка)
Почему? (Высказываются предположения). Мы проверим ваши предположения в ходе чтения стихотворения.
Слайд №7
Откройте с 169……Как называется стихотворение? (Своего названия не имеет. Это отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).Чтение стихотворения учителем.
Слайд №8
Почему слово «красный» с большой буквы? (Прозвище одушевлённого лица. То есть используется такой литературный приём, как олицетворение).Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода». Слово «воевода» имеет два значения. В каком значении оно используется в этом тексте: «начальник войска» или «начальник большого владения»? (Во втором).
Сейчас вы услышите отрывок из поэмы Некрасова "Мороз, Красный нос" – "Мороз-воевода", как его называет поэт. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.Слайд №9Словарная работа
Воевода- начальник войска
Дозор- обход для осмотра
Палица – старинное оружие- тяжелая дубинка с утолщенным концом
Гнет – тяжесть, груз
Обозы – несколько повозок с грузом.
Казна – имущество, деньги или иные средства.
Не скудеет – не беднеет.
Слайд №10
ФизминуткаСамостоятельное чтение стихотворения
Чтение стихотворения «цепочкой», «дождиком».
д) Анализ структуры текста.
На какие части можно разделить текст стихотворения?
Слайд №11
Обход владений Морозом, рассказ автора.
Песня Мороза.
С какой интонацией читать первую? (Неторопливо, будто осматривая просторы, по-хозяйски).Вторую? (Горделиво, громко, хвастливо).
Выборочное чтение.
Слайд №12.
У. Найдите в стихотворении место, где описывается шествие Мороза. Прочитайте это место и ответьте на вопросы. Почему поэт называет Мороза воеводой? Д. Мороз руководит жизнью природы.У. Что хотел подчеркнуть поэт, изображая Мороза как воеводу?Д. Что ему все подчиняются.У. Посмотрите внимательно на иллюстрацию к стихотворению.Каким изобразил Мороза художник? Почему художник нарисовал Мороза выше деревьев?Выслушиваются ответы учащихся.– Прочитайте те строки стихотворения, в которых говорится о "заботах" Мороза.Д. Глядит – хорошо ли метели Лесные тропы занесли,И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли?Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах?И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах?У. Найдите песню Мороза, прочитайте ее и подготовьтесь выразительно прочитать вслух. Дети выполняют задание.– Как Мороз говорит о своем могуществе?Д. Хвастливо, гордо.У. Найдите, как называет эту песню Некрасов?Д. Хвастливой.У. Какие качества характера Мороза вы постараетесь передать слушателям при чтении?Д. Он властный, грозный, удалой, хвастливый.У. Прочитаем песню Мороза вслух. Выслушивают 2–3 учеников.– Кто лучше прочитал?Высказывания детей.– Найдите в стихотворении слова, которые изображают Мороза как живое существо. Д. Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.У. Эти действия может совершать человек. Некрасов сумел подобрать такие слова, что показал Мороза как живое существо, изобразил его могучим владыкой. Некрасов – мастер поэтического слова. Как надо читать это стихотворение?Д. Первую часть – неторопливо, веско, бодро.– Вторую часть – гордо, несколько хвастливо.У. Прочитайте стихотворение про себя. Найдите описание русской природы в этом стихотворении.Дети выполняют задание.– Как понять выражение: "Я царство мое убираю/В алмазы, жемчуг, серебро"?Д. Мороз украшает все снегом, инеем.У. Прочитаем еще раз стихотворение вслух с соблюдением темпа чтения, пауз, логического ударения. Прочитайте так, чтобы слушатели почувствовали силу, могущество и удаль Мороза-воеводы.Дети читают "по цепочке".
Слайд №13Работа с иллюстрациями к тексту.
На парте лежит текст, а на слайде картинки. Вам нужно к каждой картинке подобрать текст.
Рефлексия.
Слайд №14
Кроссворд.1. Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела-
Стала улица бела. ( метель)
2.Ему не холодно в мороз,
У него морковка- нос,
А когда весна настанет,
Он, растаяв, лужей станет. (снеговик)
3.С первым месяцем в году
Я на лыжах побегу,
Поиграем мы в хоккей
И решим, кто всех главней;
В хоккее всех главней-вратарь,
Кто ж у Зимы главней? (январь)
4. Какая елочная игрушка
Стреляет, как пушка? (хлопушка)
5.Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (зима)
У. Обратите внимание, какое слово высветилось в середине? (мороз)
У. Кто такой Мороз?
слайд №15
Домашнее задание. Выучить любую часть стихотворения на память. Кто хочет, может составить кроссворд о морозе.
Оценки за урок.
Слайд №16
Итог урока. Так является наше стихотворение сказкой?
Слайд №17
Время урока истекло
Я вам, ребята благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.
Слайд №18
С П А С И Б О!
Мороз дарит вам самое большое свое сокровище-дедов морозов и снежинки.