Предмет химии. Вещества и их свойства.


8 клТема урока: Вводный инструктаж по ТБ. Предмет химии. Дата: 01.09.2014
Вещества и их свойства. Урок № 1
Тип урока: № 1.приобретение новых знаний и умений
Цель урока: Знакомство с предметом, требованиями учителя, основами техники безопасности.
Задачи урока:
О. Дать представление о предмете химии. Раскрыть роль химии в повседневной жизни человека. Познакомить учащихся с возникновением и развитием химии как науки. Дать первоначальные понятия о веществе и его физических свойствах.
Р. создать условия для проявления и формирования умений активной познавательной деятельности: выделять главное, делать выводы, анализировать увиденное и услышанное. Провести вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете химии.
В. Воспитание эстетических качеств, патриотизма, культуры учащихся.
Формы урока: панорамныйМетоды обучения: наглядно-демонстрационный метод, фронтальный опрос
Технологии: стандартный урок, ИКТ
Наглядности: презентация
Оборудование: компьютер, интерактивная доска
Место практической работы: рабочее место учащихся
Этапы урока. Ход урока
время
1. Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности класса и кабинета к уроку.
Отсутствующие. Знакомство с классом, с требованиями учителя,
структурой, изучаемого предмета. Ознакомление с правилами
поведения на уроке, нормами выставления отметок.
- Правила поведения на уроке (нормы)
1) один говорит – остальные слушают;
2) не понял – спроси;
3) не выкрикивать с места, а отвечать, когда дано право;
4) высказываться и спрашивать по теме;
5) не отвлекаться и не отвлекать других.
- Почему необходимо соблюдать эти правила на уроке?
- Какие правила вы можете предложить? 3
мин
2. Сообщение Темы: Вводный инструктаж по ТБ. Предмет химии. Вещества и их свойства.
Цели: ознакомиться с новым предметом, требованиями учителя, вводным инструктажем по ТБ.
Задачи: знать роль и значение химии в жизни человека. Иметь представление о физических свойствах.
Мотивация: дальнейшее изучение химии. 1
мин
3.Актуализация знаний Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете химии:
Правила поведения в кабинете химии. Поведение при возникновении возгорания. Правила техники безопасности.
Учебник, его структура и правила пользования.
Необходимое обеспечение учебного процесса: рабочая тетрадь, тетради для практических и контрольных работ; требования к ведению рабочих тетрадей. 6
4. Изложение нового материала.
Сегодня всем знакомо слово “химия”. Химические продукты широко применяются в быту, технике, сельском хозяйстве. Это пластмассы, химические волокна, удобрения. Изделиями из металлов люди постоянно пользуются в повседневной жизни. Мы употребляем в пищу сахар или поваренную соль. Что объединяет все это многообразие материального мира, вы узнаете на уроках химии.
Химия, как и природоведение, физика, биология и география, относится к предметам естествознания, которые помогают нам понять окружающий мир.
1. Возникновение химии как науки и ее развитие (кратко).
Химия – очень древняя наука. Химическое производство существовало уже за 3 тыс. лет до нашей эры. В Древнем Египте умели выплавлять из руд металлы, получать их сплавы, производили стекло, керамику, красители (пигменты), духи.
Первыми учеными-химиками были египетские жрецы. Они владели приемами бальзамирования тел, способами получения некоторых красок.
Отдельная эпоха в развитии химии – алхимия. Целью алхимии было найти способ превращения неблагородных металлов в благородные (золото и серебро) с помощью философского камня. Демокрит, Аристотель, Парацельс и многие другие выдающиеся ученые внесли свой вклад в развитие химии в те далекие времена.
На Руси алхимия распространение не получила. В Киевской Руси осуществляли выплавку металлов, производство красок, тканей. При Иване Грозном в Москве была открыта первая аптека. При Петре Первом были построены купоросные заводы , первые химические мануфактуры, а в Москве насчитывалось уже 8 аптек. Дальнейшее развитие химии в России связано с именем М.В.Ломоносова. Выдающиеся ученые-химики, имена которых известны всему просвещенному миру, наши соотечественники: Менделеев Д.И., Бутлеров А.М., Зелинский, Зайцев, Марковников и др.
Точки зрения на происхождение термина «химия»:
- Хеме (Египет.) – «черная» (земля). Это древнее название Египта, где зародилась наука химия.
- Кеме (Египет.) – «черная» (наука). Алхимия как темная, дьявольская наука.
- Хюма (древнегреч) – «литье» металлов (глагол хео – «лью»)
- Ким (древнекитайск.) – «золото».
2. Роль химии в повседневной жизни человека.
На уроках биологии вы говорили о единстве живой и неживой природы. Горные породы, минералы и живые организмы, космическое вещество и атмосфера состоят из одних и тех же химических элементов, в различных соотношениях. Различие между живой и неживой природой в том, какие именно молекулы построены из данных химических элементов. Круговорот химических элементов – основа существования биосферы – живой оболочки Земли. В основе процессов жизнедеятельности любого живого организма – биохимические превращения веществ.
Лекарства, витамины, пищевые продукты, полимерные материалы (пластмассы, искусственная кожа и каучук, искусственные волокна, строительные материалы (бетон, цемент, стекло), лакокрасочная продукция, горюче-смазочные материалы, чистящие и моющие средства, гигиенические и косметические вещества, минеральные удобрения, средства борьбы с насекомыми-вредителями и сорняками – инсектециды и гербициды – все то, без чего невозможна жизнь современного человека – это продукция химической промышленности. 3. Предмет химии.
Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Химия – одна из наук о природе, поэтому она относится к естественным наукам. Химия тесно связана с биологией, физикой и другими естественными науками. Химия имеет множество разделов. В школьном курсе рассматриваются основы химии, знание которых необходимо каждому культурному человеку. Моя цель – помочь вам понять огромное значение химической науки и дать вам знания, которые помогут вам грамотно использовать ее достижения.
4. Первоначальные понятия о веществе и его свойствах.
Что же отличает химию от физики и биологии? Возьмем кусочек сахара. С точки зрения физики, это твердое тело белого цвета с определенной массой. Биология относит сахар к необходимым человеку продуктам питания. Чтобы узнать, как изучается сахар в химии, проведем опыт. Поместим сахар в металлическую ложку и медленно нагреем. Что мы наблюдаем? Вначале сахар плавится, переходит в жидкое состояние, затем постепенно окрашивается в коричневый цвет и, наконец, становится черным порошком. Продолжим нагревание порошка. Он сгорает и превращается в газ. Химия объясняет, что происходит с сахаром при нагревании, почему он превращается из одного вещества в другое.
Среди всех предметов естествознания физика и химия особенно тесно связаны между собой. Физика изучает тела. Химия изучает вещества.
Вещество — это то, из чего состоят тела. Из одного и того же вещества можно получить предметы различных форм. Например, из железа можно делать гвозди, посуду. И, наоборот, одинаковые по форме и объему предметы, например стаканы, можно делать из разных веществ: стекла, пластмассы, металла.
Кусочек сахара химия рассматривает как вещество. В природе очень много веществ. Они составляют основу окружающего нас мира. Каждое вещество обладает определенными, присущими только ему свойствами.
Признаки, позволяющие отличить одни вещества от других и установить сходство между ними, называются свойствами.
Основу химии составляют вещества и их свойства. Химические свойства вещества определяются по его превращениям. Рассмотрим горение металлического магния на воздухе. Он легко воспламеняется при нагревании и горит со свечением, образуя белый порошок. Во время горения выделяется много тепла. Химические свойства магния — горение на воздухе и превращение в белый порошок.
Химия изучает вещества, их состав, свойства и превращения в другие вещества.
Каждое вещество обладает определенными свойствами физическими и химическими.
Физические свойства – это признаки, по которым одни вещества отличаются от других.
К физическим свойствам вещества относятся: агрегатное состояние, цвет, плотность, блеск, запах, растворимость, температура плавления и кипения, электропроводность, плотность.Одна из задач химии – изучение физических и химических свойств веществ.
Окружающая нас живая и неживая природа, предметы, создан¬ные человеком, состоят из различных веществ. К настоящему времени человечеству известно более 7 млн. веществ. Каждый день исследователи синтезируют сотни новых соединений.
На уроках химии вы научитесь описывать свойства веществ, давать им характеристики.
Опишем свойства сахара и магния.
Сахар — это белое твердое вещество, легко измельчается, имеет сладкий вкус, растворим в воде, при нагревании сначала плавится и меняет цвет из белого в коричневый и, наконец, превращается в черный порошок, уголь.
Магний — твердое вещество, в воде не растворим, на воздухе горит и превращается в белый порошок.
Есть и другие физические и химические свойства этих веществ. Например, плотность магния и сахара, температуры их кипения и плавления, теплопроводность и электропроводность, а также их способность к различным превращениям.
Важнейшим свойством веществ является их влияние на живые организмы. Некоторые вещества оказывают вредное воздействие на человека и окружающий мир. К вредным веществам относятся яды. При работе с химическими веществами следует соблюдать осторожность. Например, нельзя нюхать или пробовать на вкус неизвестные вещества, брать их руками, иначе можно отравиться. Некоторые вещества, попадая на кожу человека, могут вызвать ожоги. При изучении химии вы обязательно познакомитесь с правилами техники безопасности при работе с различными веществами.
Одна из главных задач химии заключается в использовании химических продуктов во всех сферах хозяйства. Прежде чем применить химическое вещество, надо тщательно изучить его свойства. Например, чистый магний легко загорается и дает много света. Эти свойства магния применяются в фотосъемке (магниевая вспышка).
К важной задаче химии относится получение синтетических веществ, которые не встречаются в природе. Новые химические веще¬ства широко используются в разных отраслях народного хозяйства, в быту. К ним относятся хорошо знакомые вам пластмассы, синтети¬ческие волокна, минеральные удобрения, лекарства и краски. Все они получены искусственным путем. Химия вносит свой вклад в развитие технического прогресса и улучшение быта человека. С помощью химии полезные ископаемые перерабатывают в металлы и сплавы, нефть — в топливо, а азот воздуха — в минеральные удобрения. Все эти примеры подтверждают важность химической науки.
Знание предмета химии, проведение лабораторных опытов помогут вам глубже понять многие природные явления, свойства различных веществ. При неправильном использовании химических веществ можно причинить большой вред окружающей среде, жизнедеятельности человека, животным и растениям.
Значение химии в современной жизни, особенно в производственной деятельности человека, неоспоримо. Знание основ химии необходимо всем. 20
5. Закрепление
Работа с учебником – выписать рассмотренные определения
Физическое тело – имеет форму и объём, состоит из вещества.
Вещество – конкретный вид материи, с определёнными свойствами.
Свойства вещества – признаки, по которым вещества отличаются или сходны между собой.
Химия изучает вещества, их состав, свойства и превращения. Вещества — это то, из чего состоят тела. Они отличаются друг от друга физическими и химическими свойствами.
адачи химии — изучение свойств веществ с целью дальней¬шего их применения, получение новых химических веществ, необходимых для нужд человека, рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды.
Беседа по вопросам 2,3,6,12,13 (с 7) 10
6. Итог урока
1. Беседа с учащимися :
1. что вы узнали на уроке?
2. чему научились?
3. что вам было интересно?
4. что непонятно?
2. обобщение урока
1. оценка работы всего класса
2. оценка работы учащихся индивидуально 3
7. Д/ЗПредисловие – ознакомиться, § 1 – изучить,
ответить на вопросы 16-17 2
Итого: 45
Урок подготовлен: учителем химии Старцевой О.В.