Урок литературы. «Ночь перед Рождеством». Герои повести. Мифические образы и их роль в произведении.


Урок литературы. «Ночь перед Рождеством». Герои повести. Мифические образы и их роль в произведении.
Цель:
продолжить знакомство с повестью Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», ее героями, мифическими персонажами, показать их роль в произведении;
развивать мышление, речь, способность к творческому восприятию текста;
воспитывать бережное отношение к культурному наследию, любовь к литературе, художественному слову.
Ход урока
Организационный этап
Актуализация
Рабочая тетрадь, задание 48*.
Кого из героев повести можно отнести к нечистой силе? Чем отличаются они от традиционных представителей нечистой силы?
Рабочая тетрадь, задание 46.
Узнайте героев повести по их описаниям.
«Сухощавый, высокий, в коротком тулупе, мужик с обросшею бородой,
показывавшею, что уже более двух недель не прикасался к ней обломок косы, которым обыкновенно мужики бреют свою бороду за неимением бритвы».«Она села на лавку и снова взглянула в зеркало и стала поправлять наголове свои косы. Взглянула на шею, на новую сорочку, вышитую шелком, и тонкое самодовольство выразилось на устах, на свежих ланитах и отсветилось в очах».
«Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такиегода. Однако она умела причаровать к себе самых степенных козаков и умела искусно обходиться с ними».«Несмотря на небольшой рост, он в ширину был довольно увесист. Притом
шаровары, которые он носил, были гак широки, что, какой бы большой ни сделал он шаг, ног было совершенно не заметно, и казалось - винокуренная кадь двигалась по улице».
«Он увидел стоявшую перед собой женщину, несколько даже дородную, напудренную, с голубыми глазами, и вместе с тем величественно улыбающимся видом, который так умел покорять себе все...» Формирование новых понятий и способов действия.
Рабочая тетрадь, задание 49.
Кому из героев повести принадлежат эти реплики?
Поди прочь, у тебя руки жестче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я
думаю, меня всю измарал сажею.
Прежде, бывало, я мог согнуть и разогнуть в одной руке медный пятак и лошадиную подкову; а теперь мешков с углем не подыму
Формирование новых понятий и способов действия.
Рабочая тетрадь, задание 49.
Кому из героев повести принадлежат эти реплики?
Поди прочь, у тебя руки жестче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я
думаю, меня всю измарал сажею.
Прежде, бывало, я мог согнуть и разогнуть в одной руке медный пятак и
лошадиную подкову; а теперь мешков с углем не подыму.
Это я - твой друг, все сделаю для товарища и друга. Денег дам, сколько
хочешь, - пискнул он ему в левое ухо. - Оксана будет сегодня же наша.
Светлейший обещал меня познакомить сегодня с моим народом, которого я
до сих пор еще не видала.
Это я, человек добрый! Пришел к вам на забаву поколядовать немного предокнами.
Беседа.
Кто из героев олицетворяет в повести добро?
Назовите героев, воплощающих зло? Посредников между добром и злом?
Какие черты в описании черта характерны для мифологического персонажа, а какие добавлены автором? Страшной ли изображается в повести нечистая сила?
Она, скорее, изображается с юмором. Иногда черт даже кажется жалким. Солоха выглядит ветреной, хитрой женщиной, сметливой и привлекательной, что вызывает зависть и сплетни деревенских кумушек. Пацюк тоже не производит устрашающего впечатления. Он ленив, прожорлив, хотя и неглуп. Знает всех чертей и имеет славу знахаря. Выступает посредником между Вакулой и чертом.
Как черт и ведьма пытаются навредить «добрым людям»? Почему им это не удается?
Кто из героев изгоняет нечистую силу за пределы хутора и из душ героев?
Почему Чуб уходит из дома в рождественскую ночь?
Он приглашен к дьяку на кутью.
Кто пытается помешать его планам и почему?
Черт крадет месяц и вызывает метель, чтобы Чуб никуда не ходил, а сидел дома и караулил свою дочь Оксану. Черту очень хотелось насолить Вакуле, помешав ему встретиться с любгшой девушкой.
Почему Чуб все-таки уходит из дома? Какие черты его характера проявляются при этом?
Чубу было неприятно в такую ночь уходить из дома, но он действовал наперекор куму, который предложил остаться дома. Чуба как будто что- то дергало идти наперекор. В этом проявляется упрямство и своеволие Чуба.
Почему Солоха ссорила своего сына Вакулу с Чубом?
Она хотела выйти замуж за Чуба и прибрать к рукам его хозяйство. Если бы Вакула женился на дочери Чуба Оксане, ее планы не смогли бы осуществиться.
Какую роль играет метель в судьбе Чуба?
Метель, которую устроил черт, запутала Чуба, запорошшш ему глаза, спутала дорогу и привела вместо дома дьяка к дому Солохи.
Как ведет себя Чуб, выбравшись из мешка? Почему?
Чуб делает вид, что нарочно разыграл кума, забравшись в мешок. И только когда дьяка вытащили из мешка, изумился и решил, что у Солохи «в каждом мешке сидело по 2 человека».
Что произошло с ухажерами Солохи? Почему Чуб и голова начали говорить о погоде и о сапогах?
Чуб и голова растерялись, не ожидали увидеть друг друга. Оба оказались в глупом положении, не соответствующем их авторитету.
Какое значение для судьбы Оксаны и Вакулы имело происшествие с мешками?
Чуб убедился в ветрености Солохи, и для него стала невозможна женитьба на ней.
Применение. Формирование умений и навыков.
Определить, о ком идет речь в этих описаниях.
Узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась кругленьким пятачком, ноги были тонки. Сзади у него висел острый и длинный хвост. У него была козлиная борода под мордой и небольшие рожки на голове.
Вместе с дымом из трубы она поднялась верхом на метле. Она поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком мелькала вверху. Скоро она набрала звезд полный рукав.
Работа с текстом.
Какие слова в этих предложениях использованы в переносном смысле? Что такое метафора?
Снег загорелся широким серебряным полем, весь обсыпался хрустальными звездами;
От мороза горят щёки.
Этан информации о домашнем задании
Найти примеры комического в повести (юмор, ирония).
Подготовить пересказ эпизода «Вакула во дворце».
Этан рефлексии