Предмет химии. Вещества и их свойства.


Урок № 1.
Предмет химии. Вещества и их свойства.
Цели урока:
Обучающая:  сформировать представление о предмете химии. Дать первоначальные понятия о веществе, химическом элементе, о простых и сложных веществах, о трёх формах существования химического элемента.
Развивающая: развитие логико - смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.
Воспитывающая: воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности.
Тип урока: изучение новой темы.
Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Организационные формы: беседа, самостоятельная работа, практическая работа.
Материальное обеспечение урока: На демонстрационном столе: коллекция изделий из стекла и алюминия. Железные  опилки, сера, магнит, лист белой бумаги и стакан с водой.На столах учащихся: сахар, растительное масло, песок, алюминий – в пробирках  и вода в колбе, заготовки для оформления лабораторного опыта.
Мотивация:   Актуализация знаний.
Начинаем с вопроса “ Что вам известно о химии?” В процессе беседы, подводим разговор в русло значения химии,используя стенд “ Химия в нашей жизни”.Химия обладает огромными возможностями, создаёт неизвестные ранее материалы, Облегчает труд человека, одевает, экономит его время, создаёт уют и комфорт и даже изменяет внешность людей.Но та же химия может стать опасной для здоровья, даже смертельно опасной…Писатель – фантаст и учёный – биохимик  Айзек Азимов писал: ” Химия – это смерть, упакованная   в  банки и коробки…”Сказанное иногда справедливо не только по отношению к химии, но и по отношению к электричеству, бытовой технике, транспорту.Мы не можем жить без электричества, но оголённый провод смертельно опасен, мы все любим смотреть телевизор,  но за его задней панелью напряжение в тысячи вольт, нам необходим автомобиль, но под его колёсами часто погибают люди.Так и использование людьми достижений современной химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний.
Далее подводим учащихся к мысли, что современный человек не может обойтись без того, что даёт ему химия, и чтобы не уподобиться ребенку, который играет с огнём и не понимает, с чем он играет, современный человек должен иметь хотя бы общее представление о предмете химии. Наша задача сегодня выяснить, как возникла эта древняя наука и  что же является предметом изучения этой науки?
Изучение нового материала и первичный контроль:
Что же изучает наука химия? Химия изучает: (запись на доске и в тетради):
Вещества.
Свойства веществ.
Превращения веществ.
Демонстрация коллекции изделий из стекла и отдельно  алюминия.- вопрос: что общего у всех этих предметов (демонстрируются пробирки, колбы, стакан). Ответ: они - из стекла;- вопрос: а почему ту же пробирку нельзя сделать из алюминия? Чем отличаются стекло и алюминий? Ответ – свойствами;
Демонстрация: действием  магнита на железные опилки и на серу, помещаем железные опилки и серу в стакан с водой.Фронтальное обсуждение свойств железных опилок и серы.
Закрепление: выполним лабораторный опыт, оформляя результат в предложенные формы- заготовки по образцу:
Образец:
Лабораторный опыт.
Тема: Изучение физических свойств различных  веществ.Цель:________________________________
Результат работы.
1.Прилейте к содержимому каждой из четырёх пробирок немного воды.2.Опишите что происходит в пробирке.3. Из веществ, свойства которых вы только что описали, укажите  те, которые:        а) находятся в одинаковом агрегатном состоянии;        б) практически не растворимы в воде.4.Сравните по свойствам сахар и песок, укажите сходства и различия в свойствах этих веществ.ВЫВОД: Различные вещества могут обладать, как _____________, такИ _________________ свойствами.
Вопрос к классу : что такое физическое тело? Приведите примеры?Выводы:  (запись в тетради)
Вещество – это то, из чего состоят физические тела.
Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Вопрос: зачем надо знать свойства тех или иных веществ? Ответ – чтобы применять их с пользой для себя.
Итог этой беседы подводится к схеме: 
2. Дополните  схему:
Контроль усвоения:Тест-самоконтроль с самопроверкой – ответы заранее заготовлены. Об усвоении судим по числу правильных ответов.
1. Любой предмет, нас окружающий – это:а) физическое тело;б) вещество
2. Стеклянная ваза, стеклянный стакан, стеклянная колба – это:а) тела;б) вещества.
3. Вещество – это: а) то, из чего состоит физическое тело;б) любой предмет нас окружающий.
4. В каком из предложений, приведенном ниже, речь идет о стекле  как о физическом теле?а) он разбил оконное стекло;б) ваза сделана из стекла.
5. Свойства вещества – это:а) признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга;б) цвет вещества.
6. Выпишите какие качественные прилагательные – хрупкий, короткий, зеркальный, зловонное, рассыпчатое, симметричный, пористый, изогнутый, серебристый, тающий – могут  быть   отнесены:а) к веществам;б) к телам;в) и к телам и к веществам.
Рефлексия и подведение итогов:
В завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения, посвященные сегодняшнему дню.Сегодня я  узнал____________________________________________ 
Домашнее задание:
При сообщении ребятам домашнего задания надо дать разъяснение о порядке его выполнения. Какие упражнения можно выполнить устно, а какие письменно §1., упр. 3,4,5 (письменно)

Лабораторный опыт.
Тема: Изучение физических свойств различных  веществ.Цель:________________________________
Результат работы.
1.Прилейте к содержимому каждой из четырёх пробирок немного воды.2.Опишите что происходит в пробирке.3. Из веществ, свойства которых вы только что описали, укажите  те, которые:        а) находятся в одинаковом агрегатном состоянии;        б) практически не растворимы в воде.4.Сравните по свойствам сахар и песок, укажите сходства и различия в свойствах этих веществ.ВЫВОД: Различные вещества могут обладать, как _____________, такИ _________________ свойствами.
Лабораторный опыт.
Тема: Изучение физических свойств различных  веществ.Цель:________________________________
Результат работы.
1.Прилейте к содержимому каждой из четырёх пробирок немного воды.2.Опишите что происходит в пробирке.3. Из веществ, свойства которых вы только что описали, укажите  те, которые:        а) находятся в одинаковом агрегатном состоянии;        б) практически не растворимы в воде.4.Сравните по свойствам сахар и песок, укажите сходства и различия в свойствах этих веществ.ВЫВОД: Различные вещества могут обладать, как _____________, такИ _________________ свойствами.
Лабораторный опыт.
Тема: Изучение физических свойств различных  веществ.Цель:________________________________
Результат работы.
1.Прилейте к содержимому каждой из четырёх пробирок немного воды.2.Опишите что происходит в пробирке.3. Из веществ, свойства которых вы только что описали, укажите  те, которые:        а) находятся в одинаковом агрегатном состоянии;        б) практически не растворимы в воде.4.Сравните по свойствам сахар и песок, укажите сходства и различия в свойствах этих веществ.ВЫВОД: Различные вещества могут обладать, как _____________, такИ _________________ свойствами.

1. Любой предмет, нас окружающий – это:а) физическое тело;б) вещество
2. Стеклянная ваза, стеклянный стакан, стеклянная колба – это:а) тела;б) вещества.
3. Вещество – это: а) то, из чего состоит физическое тело;б) любой предмет нас окружающий.
4. В каком из предложений, приведенном ниже, речь идет о стекле  как о физическом теле?а) он разбил оконное стекло;б) ваза сделана из стекла.
5. Свойства вещества – это:а) признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга;б) цвет вещества.
6. Выпишите какие качественные прилагательные – хрупкий, короткий, зеркальный, зловонное, рассыпчатое, симметричный, пористый, изогнутый, серебристый, тающий – могут  быть   отнесены:а) к веществам;б) к телам;в) и к телам и к веществам