Использование активных форм работы в начальной школе- ИКТ в начальной школе


Использование активных форм работы в начальной школе- ИКТ в начальной школе
Е.Н. Сукманова
МАОУ «СОШ №112 с углубленным изучением информатики» г. Новокузнецк
Новации - это качественно новые введения в устоявшуюся систему.
Инновационность-важный признак современного образования. Образование меняется по содержанию, формам, методам, реагирует на изменения в обществе, учитывает мировые тенденции. Образовательные инновации - результат творческого поиска учителей и ученых: новые идеи, технологии, подходы, методики обучения, а также отдельные элементы учебно - воспитательного процесса.
Мудрость обитателей пустыни говорит: «Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться». Эта пословица отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия для обучения, но само познание произойдет только тогда, когда ученик захочет узнать. Как сделать так, чтобы ученик чувствовал себя нужным на каждом этапе урока, был полноценным членом единой команды класса? Другая мудрость учит: «Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь» По такому принципу в основу обучения положена собственная активная деятельность. И поэтому, одним из путей повышения результативности в изучении школьных предметов является внедрение активных форм работы на разных этапах урока.
Исходя из степени активности учащихся в учебном процессе, методы обучения условно разделяют на два класса: традиционные и активные. Принципиальное отличие этих методов заключается в том, что при их применении учащимся создают такие условия, при которых они не могут оставаться пассивными и имеют возможность для активного взаимообмена знаниями и опытом работы [2, с.21]. Цель использования активных методов обучения в начальной школе - формирование любознательности. В ходе своих исследований выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже высказал мнение, что логика не является врожденной, а развивается постепенно с развитием ребенка. Поэтому на уроках в 2-4 классах нужно использовать больше логических задач, связанных с математикой, языком, познанием окружающего мира и т.д. Задачи требуют выполнения конкретных операций: интуитивное мышление, опирающееся на детальные представления об объектах, простые операции (классификация, обобщение, взаимно однозначное соответствие). [1, с.73]. Это возможно с внедрением ИКТ в процесс обучения. Целью является формирование практических навыков работы с нетбуком - портативным компьютером ученика, с прикладным программным обеспечением учебного назначения - операционной системой, графическим редактором, педагогическими программными средствами с целью использования информационных технологий для инновационного обучения учащихся математике, родному и иностранному языкам и другим предметам с целью реализации идей личностно - ориентированного обучения. Это достигается через практическое овладение учащимися навыками работы с основными составляющими современного программного обеспечения, ознакомления с функциональным назначением основных устройств компьютера, принципами их строения и действия, основами технологии решения учебных задач с помощью школьных нетбуков. Также возможно расширить работу на уроке с помощью локальной сети. Электронные тренинги в начальной школе: математика, обучение грамоте, окружающий мир [3, с.315].
Тренинг - это форма групповой работы, которая обеспечивает активное участие и творческое взаимодействие участников между собой и с учителем.
Тренинг является тщательно спланированным процессом предоставления или пополнения знаний, отработки умений и навыков, изменения или обновления определенных отношений, взглядов и убеждений. Итак, в педагогике сотрудничества и развивающего обучения тренинг - это:
1. Новые подходы (сотрудничество, открытость, активность, ответственность).
2. Новые знания (интенсивное усвоение, уточнение).
3. Положительные ценности, отношение, идеалы.
4. Новые умения и навыки (эффективной коммуникации, самоконтроля, лидерства, работы в команде, умение оказывать и получать помощь, анализ ситуаций и принятие решений).
Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль[4]. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Использовать презентации можно на всех этапах урока. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов. Возможные направления педагогического использования компьютеров в начальной школе многообразны. Вот лишь некоторые из них: 1. Использование средств новых информационных технологий для усиления мотивации учения благодаря новизне работы с компьютером. Он помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения. 2. Индивидуальная работа ребенка за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих. 3. Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребенка. В процессе совместной компьютерно-игровой деятельности возникает «эффект кооперации» [4]. Ученики ищут рациональные способы организации действий, даже в том случае, когда такая задача им не ставится в явном виде. Обучающие и контролирующие программы, программы-тесты, программы-редакторы стимулируют интерес младших школьников к учебной деятельности, способствуют формированию логического, творческого мышления, развитию способностей учащихся.
В своей работе использую готовые электронные учебники, составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, разрабатываю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, презентаций. Это позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач - наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности использую предметные коллекции, портреты, фотографии, иллюстрации объектов.
Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников - необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство[3, с. 310-321].
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для развития индивидуальных качеств. Применение современных информационных технологий в начальной школе способствует более активному и сознательному усвоению учащимися учебного материала. Компьютерные игровые программы способствуют лучшему усвоению учебного материала, создают положительное эмоциональное отношение учащихся к деятельности, опосредованной компьютером.
Список литературы
1. Л.А. Турик, Н.А.Осипова «Педагогические технологии в теории и практике» М.:Просвещение, 2010. 69-75 с.
2. Л.Ф. Климанова «Информационные технологии на уроках в начальной школе» М.«АСТ, 2011. 21 с.
3. Л.И. Ягодко «Использование технологии проблемного обучения в начальной школе» М.: Просвещение, 2010. 307-321 с.
4. Е.Л. Мельникова «Проблемный урок или как открывать знания с учениками» электронный ресурс/- Режим доступа: http://www.telepat-defence.com/piramides1.htm /~ufolog/exp4.php