ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО


Карнаухова Наталья Сергеевна, старший воспитатель, МБДОУ «Д/с «Капитошка»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДОДошкольному образовательному учреждению, работающему в современных условиях в соответствии с ФГОС ДО необходимы различные методы и формы организации образовательной деятельности, формирующие самостоятельность, активность и инициативность у дошкольников.
Согласно ФГОС ДО содержание, соответственно и планирование образовательной деятельности в ДОУ должно выстраиваться с учётом интегративного принципа (принципа интеграции образовательных областей) в соответствии с особенностями и возрастными возможностями дошкольников, что позволяет значительно повысить эффективность образования.
Реализация принципа интеграции требует от педагогов отбора содержания образования, которое обеспечивает осознание разнообразных связей между объектами и явлениями окружающего мира, целостное восприятие ребенком окружающего мира.
Современному ребенку-дошкольнику нужно уметь самому добывать знания, у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Современному педагогу, согласно профессиональному стандарту, необходимо сформировать способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач, т. е. компетенции. [2, 54]
По нашему мнению, оптимальным методом, отвечающим в полной мере федеральному государственному образовательному стандарту, является проектный метод.
Проектную деятельность, как средство интегрированного метода обучения детей дошкольного возраста рассматривают в своих трудах Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. Так же, проектная деятельность в работах некоторых педагогов рассматривается как способ организации образовательного процесса, в основе которого лежит постоянное взаимодействие педагога и ребенка, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. [1,90]
Под методом проектов понимается совокупность приёмов, действий детей в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Этот метод позволяет интегрировать не только образовательные задачи и образовательные области, но и различные виды детской деятельности. Именно поэтому чаще нами используются смешанные проекты, в которых представлена не только интеграция образовательных областей, но и несколько видов детской деятельности (творчество, игра, экспериментирование и пр.).
Использование проектного метода позволяет значительно повысить самостоятельную творческую активность детей, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Вместе с тем использование проектного метода предполагает активное участие родителей, что делает образовательную систему ДОУ открытой.
Процесс применения проектного метода в детском саду имеет свою специфику: взрослому необходимо помогать ребенку, обнаруживать проблему, провоцировать ее возникновение, вызвать интерес детей к этой проблеме, привлечь к совместной реализации проекта. Воспитатель выступает только как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. В результате такой работы и развивается самостоятельная, инициативная, активная личность ребенка.
Работа над проектом, независимо от его содержания и длительности разделяется на этапы или фазы. Разные авторы выделяют разное количество этапов проектирования. Мы используем в своей работе классификацию, представленную в своем пособии В.С. Безруковой. [3, 115]
Для работы по проекту необходимо на начальном этапе определить его тему, для этого существует несколько основополагающих пунктов. Выбор темы может осуществляться по интересам детей, не учитывая лексических тем или желания педагога. Согласованный выбор – выбор темы проекта путем математического подсчета голосов.
Педагог формулирует проблемы в соответствии с темой и мотивирует воспитанников на предстоящую деятельность. Независимо от того кем была определена тема проекта (педагогом или детьми), используется модель трех вопросов: что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нам нужно для того, чтобы узнать? При этом все вопросы и ответы детей фиксируются. Действенным оказался способ фиксации вопросов, ответов, предложений педагога и детей разными цветами.
Далее начинается непосредственная подготовка к реализации проекта, для этого нами определяются так называемые «рабочие центры». Это те центры в группе, в которых может вестись какая-либо деятельность по теме проекта. Например, при реализации проекта «Животный мир Севера», дети могут изготовить животных как в художественно-эстетическом уголке (из глины, пластилина, бумаги и пр.), так и в строительном уголке (из различного конструктора).
С большой ответственностью дети относятся к ежедневному итоговому сбору, на который приносят все, что сделано за весь день, так же проводится определенная рефлексия и определяются перспективы (либо проект заканчивается, т.к. по этой теме все что хотели, узнали, либо продолжается, но тогда отмечается то, что еще необходимо узнать по выбранной теме).В своей работе мы используем различные виды проектов - исследовательские (направлены на проведение опытов, каких-либо исследований. Предполагают оформление результатов в виде продуктов деятельности: книжек-самоделок, различных альбомов, подготовленных выставок и т.д.) Игровые проекты - проекты с элементами различных творческих игр, когда дети используют образы персонажей сказок, по-своему решая поставленные проблемы и задачи. Широкое применение получили творческие проекты, результаты которых представляются как итоговое праздничное мероприятие. Независимо от вида проекта к его реализации активно привлекаются родители.
Вся эта деятельность способствует развитию у детей самостоятельности, они учатся работать в группах, подгруппах, парах. Приобретенные во время работы над проектом знания легко и на долго усваиваются, тем самым повышается качество образования. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, анализировать полученную информацию. Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.
Список литературы:
Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
Инновационные процессы в ДОУ. Сборник материалов / Сост.: С.М. Босова. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.