Рабочая программа по литературе на 2016/2017 год. Класс 8. Учебник под редакцией Ланина Б.А.


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Тюринская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании МО
гуманитарных наук
Руководитель МО:
________З. Ж. Джангалиева
«___»___________2016 г. «Утверждаю»
«Согласовано» Директор школы:
Завуч школы по УВР:
________А.А. Нурушова ________Х. С. Нурекешев
«___»______2016г. «_____»_______2016г.



Рабочая программа
по литературе
на 2016 / 2017 учебный год
класс 8
УМК:
Б.А.Ланин «Агоритм успеха»
Москва издательский центр «Вентана-граф» 2015
Составитель
Утегулова Майя Елеусиновна,
учитель русского языка и литературы
2016г.
Литература.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.122012 №273-ФЗ;
Постановления Главного государственного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03 2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
учебного плана МКОУ «Тюринская ООШ» на 2016-2017 уч. год;
Программа рассчитана на 68 часов.
Согласно требованиям к результатам в программе последовательно выдерживается направленность на обучение поиску и селективной обработке учебной информации; на формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности).
В основу программы положен принцип вовлечения обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приемов работы с ресурсами Интернета.
В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов, обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Цель программы – воспитание у учащихся любви и привычки к чтению, приобщение к богатствам отечественной и мировой литературы, воспитание  эстетического вкуса, формирование духовно-нравственных качеств.
Задачи  - развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста; расширять теоретико-литературные  знания обучающихся.                                                 Программа предусматривает формирование у учащихся следующих общеучебных умений и навыков:
-         выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Общие цели учебного предмета для ступени обучения:
1. Расширить литературную эрудицию, вводя в круг чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров, созданные отечественными и зарубежными авторами.
2. Заложить основные умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка).
3. Подвести к постижению истоков и природы литературы как феномена духовной культуры и способа познания действительности, жизни, человека.
4. Содействовать интеллектуально- нравственному и мировоззренческому развитию личности.
5. Формировать гуманистическое толерантное сознание, способность понимать себя и других.
6. Поддерживать стремление выразить себя в слове.
7. Обучать общению с Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, коммуникативных и творческих задач.
Сроки реализации программы
Программа реализуется в течение одного года.
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы.
Основные критерии отбора художественных произведений:
Художественная ценность
Гуманистическая направленность
Позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям
Культурно-исторические традиции
В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIX—ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему.
Программа обогащена целым рядом новых произведений русской классики, современных писателей с целью воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, а также расширять и углублять жизненный и художественный опыт учеников.
Содержание программы соответствует психологическим особенностям детей.
Разнообразие произведений, авторов, рубрик способствует развитию индивидуального читательского вкуса и тем самым – становлению личностного самосознания школьников. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, постепенно становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-эстетической проблематике.
Программа полностью обеспечивает учебную деятельность школьников на уроке и дома. Новизна и «плюс» в том, что в него включены и те произведения, которые в последнее время не издавались или выпускались недостаточными тиражами (Л.А.Кассиль «Кондукт и Швамбрания», С.П. Алексеев «История крепостного мальчика», Мустай Карим, Ф.А.Искандер, В.Г.Губарев).
Произведения подобраны таким образом, что удовлетворяют разный читательский вкус.
Структурно-содержательные особенности программы по Литературе для 5–9 классов (учебник под ред. Ланина Б.А.).
Iэтап (5 – 6 классы). Этап знакомства с литературой как искусством слова, видом творчества и феноменом духовной культуры, этап накопления читательского опыта учащихся.
IIэтап (7 – 8 классы).Этап развития литературного вкуса.
IIIэтап (9 класс). Этап формирования представления о нравственно-этических традициях русской литературы, её художественных открытиях.
IVэтап (10 – 11 классы). Этап познания закономерностей литературы как особого вида творчества, постижения произведения в его целостности.
К каждому классу программы по литературе Б.А. Ланина предлагается список литературы, рекомендованной для внеклассного чтения как из русской литературы, так и из зарубежной, – «Круг чтения».
Программа по литературе Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. построена на сочетании концентрического (в основной школе), историко-литературного (в старшей школе), хронологическогои жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.
Ведущая тема.
5 кл. – художественный вымысел, событие и сюжет.
6 кл. – от истоков литературы – к литературным жанрам.
7 кл.– литература и действительность.
8 кл.– литература в поисках героя.
9 кл.– личность – история – судьба.
10 – 11 кл.– литература XIX– XX веков в её историческом развитии
Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Особое внимание общению в малых группах на уроках литературы и «медленному чтению».
Предполагаемые результаты
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
работать с книгой;
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета
Учебники содержат методический аппарат, формирующий различные коммуникативные умения школьников; вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов; организует проектную деятельность школьников.
Программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие современной учебной и читательской деятельности.
1. «Культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах.
2. Навыки поиска экспертных оценок: мнения учителей, критиков, родителей, новостной информации и т.д. – и опираться на них.
3. Умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники.
4. Навыки в специфическом чтении и составлении Интернет-текстов (графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию).
Запланированы вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов. Их содержание направлено на деятельностный подход, предполагающий включение школьников в самостоятельный поиск истины. Организуется проектная деятельность школьников. Характер вопросов и заданий позволяет развивать творческие и исследовательские навыки школьников; постепенно, не форсируя усилий, подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ. Система проектной деятельности учащихся позволяет шаг за шагом формировать основные компетенции, приучать к самостоятельному литературному поиску, к различным приемам работы с информацией, с библиотеками – книжными и электронными. В самостоятельной работе формируются интерес к предмету, любовь к литературе, а также литературный вкус – основа шкалы эстетических ценностей. Произведения зарубежной литературы даются во взаимосвязи с русской классикой. Русская литературная классика стала в предлагаемых учебниках основой для понимания современной литературы. Постоянно предлагают ученику вопросы на повторение и закрепление. Конечно, новое – основа учебы, но повторение и закрепление придают знаниям прочность, помогают подготовиться к будущим экзаменам.
Особая роль отводится пониманию социальной и культурной роли литературной критики, формированию умения работать с литературно-критическими статьями. Программа расширяет литературную эрудицию учащихся; учит воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать художественный текст; подводит школьников к пониманию литературы как феномена духовной культуры.
Специфика предмета:
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
система инновационной оценки «портфолио»;
технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Содержание учебников полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по литературе. Курс литературы в УМК под ред. Б.А. Ланина направлен на включение обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приёмов работы с ресурсами Интернета. Интернет используется не только как источник информации, но и как стимул к изучению литературы. Новые информационные технологии позволяют каждому желающему ученику увидеть свои тексты опубликованными. Стратегия программы также даёт возможность школьникам не только научиться выражать своё отношение к прочитанным литературным произведениям, но и сверять своё мнение с оценками других: сверстников, учителей, литературных критиков, писателей.
Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность.
Методы обучения:
ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;
ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;
ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ;
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
Виды деятельности:
восприятие,
истолкование,
оценку литературных произведений,
различные типы речевых высказываний (пересказы, ответы на вопросы, изложения, сочинения на литературную тему, отзывы и рецензии и др.)
Все перечисленные виды деятельности учащихся связаны с чтением литературных произведений и обращены к их тексту, рассчитаны на выявление понимания идейного смысла и художественного своеобразия текста, предполагают свободное речевое высказывание школьников.
Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования
Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики
Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста
Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев
Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения
Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся
Требования к уровню обученности:
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)
Учебно-методическое обеспечение
1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература 8 класс. В двух частях. Москва«Вентана-Граф», 2015 г.
2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2015г.
Справочные пособия
Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2013.
Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2013.
Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2011.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2010.
Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2012.
Список литературы
Ланин Б.А. Литература: программа: 5-9 класса общеобразовательных учреждений / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. – М. : Вента-Граф, 2013.
standart.edu.ru Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
УМК: 1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература 8 класс. В двух частях. Москва«Вентана-Граф», 2015 г.
Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2015г.

(2 ч в неделю, всего 68 ч)
Ведущая тема: литература в поисках героя
№ п/п Количество
часов Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности учащихся Дата по плану фактически
Классицизм — 7 ч Задачи: — знакомство с основными литературными направлениями XVIII в., выявление их особенностей;— усвоение и активизация литературоведческих терминов: классицизм, ода, трагедия, комедия.Повторение: жанры устного народного творчества и литературные жанры.Виды деятельности: чтение, обсуждение, классификация произведений по жанрам. Понятия для изучения: литературные направления, классицизм как литературное направление, жанр оды, исторические корни трагедии, комедия как драматический жанр.
Интернет: знакомство с современным писателем. Виртуальное интервью. Подписка на литературную рассылку. Первая электронная библиотечка «Мои любимые книги». Дискуссия в чате на литературные темы: умение убеждать виртуальных собеседников 1 2 ч Вводный урок. Н. Буало. Поэма-трактат «Поэтическое искусство» Знакомиться с канонами классицизма. Выявлять правила комедии классицизма. Читать по ролям отрывки из комедии. Соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определённой литературной эпохи, направления.
Характеризовать героя зарубежной литературы 3.09.16
6.09. 2 1 ч Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены из комедии)
Отражение в пьесе социального противоречия эпохи: богатеющая буржуазия, не имеющая прав и привилегий, и беднеющая аристократия. Комический характер господина Журдена. Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главного героя. Комические ситуации, их роль в развитии сюжета комедии 10.09 3 2 ч М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. «Теория трёх штилей» Знакомиться с национальной самобытностью отечественного классицизма, его гражданским, патриотическим пафосом. Выявлять в тексте произведений особенности поэтики жанра оды. Выразительно читать оды 13.09
17.09 4 2 ч Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество драматурга. «Недоросль» (сцены из комедии)
Черты классицизма в пьесе: единство места, времени и действия, «говорящие» имена и фамилии. Просветительская проблематика: понимание государственной службы как служения Отечеству, изображение бесправия крепостных крестьян. Тема воспитания в комедии. Приёмы создания комического эффекта. Речь героев как средство их характеристики. Современное звучание произведения Выявлять правила комедии классицизма.
Соотносить содержание произведений русской литературы XVIII в. с особенностями русского Просвещения и классицизма.Описывать опыт читательской интерпретации классического или современного произведения.
Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя (Д.И. Фонвизина) 20.09
24.09 Сентиментализм и его традиции — 5 чЗадачи: — выявление особенностей сентиментализма;— воспитание эстетической восприимчивости;— усвоение и активизация литературоведческих терминов: сентиментализм, русский сентиментализм.Виды деятельности: чтение, проект, интерпретация, дискуссия.
Понятия для изучения: сентиментализм как литературное направление, русский сентиментализм.
Связь между видами искусства: «Аделаида» Л. ван Бетховена на стихи Фридриха фон Маттиссона 5 3 ч Н.М. Карамзин. Жизнь и творчество. Н.М. Карамзин — основоположник отечественного сентиментализма, писатель, поэт, переводчик.«Бедная Лиза»
Поэтика сентиментальной повести. «Естественный человек» и человек цивилизованный в повести. Сюжет и композиция повести, композиционная роль авторских отступлений, способы показа «внутреннего человека» (Н.М. Карамзин): «психологический жест», речь героев, одушевление природы Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей сентиментализма.
Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Н.М. Карамзина 27.09
1.10
4.10 6 2 ч А.И. Куприн. Жизнь и судьба. «Гранатовый браслет»
Тема любви. Трагические чувства Желткова. Роль вставных новелл. Финал как заключительный аккорд музыкальной темы произведения. Роль цветовой детали.
Тема для обсуждения. «Маленький» ли человек Желтков? Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному 8.10
11.10 Русская литература XIX в. — 38 чЗадачи: — приобщение к богатству русской лирики первой трети XIX в., выявление особенностей авторских стилей;— развитие эстетического вкуса;— усвоение и активизация литературоведческих терминов: романтизм, элегия, идиллия, романс.Виды деятельности: чтение, заучивание наизусть, интерпретация, проект. Понятия для изучения: элегия, идиллия, романс как жанры романтической поэзии, система характеров в литературном произведении, антитеза, дума как жанр русской литературы, особенности русского романтизма, романтическая поэма.Связь между видами искусства: романсы на стихи В.М. Жуковского, К.Н. Батюшкова, А.А. Дельвига (музыка А.А. Алябьева, М.Л. Яковлева, А.Е. Варламова); романсы на стихи А.С. Пушкина (музыка М.Л. Яковлева, М.И. Глинки, А.А. Алябьева, Б.П. Шереметева).Фильм «Капитанская дочка» (режиссёр В. Каплуновский, 1958), телеспектакль (режиссёр П. Резников, 1978), фрагменты фильма «Русский бунт» (режиссёр А. Прошкин, 2000), фильм «Ася» (режиссёр И. Хейфиц, 1977). Сценические интерпретации комедии: Хлестаков на русской сцене. «Инкогнито из Петербурга» (режиссёр Л. Гайдай, 1977); телеспектакль театра Сатиры «Ревизор» (постановка В. Плучека, 1982); «Ревизор» (режиссёр С. Газаров, 1996). Современные постановки пьесы; фильм «Попрыгунья» (режиссёр С. Самсонов, 1955).
Интернет: подбор материалов для создания электронного варианта мини-энциклопедии об одном из русских поэтов; написание отзыва о спектакле для театрального сайта 7 1 ч Поэты пушкинской поры. Предшественники и современники А.С. Пушкина.
Обзор раздела и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя) Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения. Писать сочинение на заранее объявленную литературную или публицистическую тему 15.10 8 1 ч Г.Р. Державин. Жизнь и творчество поэта. «Памятник», «Фелица» (фрагменты), «Русские девушки», «Снигирь» (по выбору учителя)
Многообразие тематики поэзии Державина. Гражданские и философские оды. Новаторство поэта: расширение жанровых рамок, разрушение системы «трёх штилей». Тема поэтического творчества. Анакреонтическая лирика. Цветовые эпитеты в лирической поэзии Державина, пластичность и конкретность образов Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей классицизма 18.10 9 1 ч В.А. Жуковский. Жизнь и творчество поэта. «Светлана»
Жанр баллады в творчестве Жуковского. Русская фольклорная традиция в балладе. Изображение внутреннего мира героев. Психологизм в описании переживаний главной героини. Создание романтического характера. «Невыразимое», «Море»
Центральные темы и образы лирики Жуковского. Мотив поэтического молчания: как передать словами «невыразимое»? Параллелизм в описании образа моря и человеческой души. Истовое стремление к недостижимому идеалу. Музыкальность лирики Жуковского. Роль звуковых и лексических повторов Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей романтизма. Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях различных жанров, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя 22.10 10 1 ч К.Н. Батюшков. «Вакханка», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» (по выбору учителя)Жизнь и творчество поэта. Элегии Батюшкова — основной жанр его творчества. Эмоциональное разнообразие переживаний в батюшковских элегиях: грусть, предчувствие близкой смерти, тоска, радость, счастье от упоения жизнью и молодостью. Мотив мечты. Античные образы в стихотворениях поэта, их пластичность. Гармония звучания и содержания.
Античная лирика и поэзия эпохи Возрождения: Тибулл, Торквато Тассо (на выбор — обзор). Образы и мотивы, повлиявшие на поэзию Батюшкова Выразительно читать произведения романтической поэзии. Выявлять различия в характеристике художественного чтения произведений классицизма и романтизма. Узнавать «вечные» образы мифологии и мировой литературы в произведениях писателей, учитывать знание основных характеристик этих образов при анализе художественного произведения 25.10 11 1 ч Е.А. Боратынский. Жизнь и творчество поэта. «Родина», «Разуверение», «К чему невольнику мечтания свободы?..» (по выбору учителя)«Поэзия мысли» Боратынского и её автобиографизм. Тема изгнанничества в лирике. Образ отверженного героя. Тема любви в творчестве Боратынского. Размышления о судьбе как о непреодолимой, высшей силе, довлеющей над человеком. Новеллистичность и психологизм любовной лирики поэта.
«Унылая» элегичность поэзии Боратынского, её «холодная гармония». Утверждение поэзии как спасительной силы в бездуховном обществе, забывшем о красоте и гармонии. «Скромность» музы поэта, надежда найти в потомках единомышленника Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений 29.10 12 8 ч А.С. Пушкин. «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар»Жизнь и судьба. Тема свободы в лирике А.С. Пушкина.Размышления о смысле жизни в лирике Пушкина. Тема свободы. Романтические образы в пушкинской поэзии 20-х гг.«К ***», «На холмах Грузии…», «Я вас любил...»Своеобразие любовной лирики поэта. Жертвенность и благородство чувств лирического героя. «Биография души» поэта в интимной лирике. Музыкальность стихотворений, их звуковая инструментовка.«Бесы»Особенности инструментовки стихотворения. Приёмы создания таинственной, мистической атмосферы.«Осень»
Авторское настроение и сюжет в лирическом произведении. Размышления о природе творчества. Особенности лексики стихотворения, его композиции. Жанровые особенности отрывка. Новаторство поэта: создание реалистического стиля.
«Пророк», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, её эволюция. Образ поэта.«Капитанская дочка»
Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Историческая основа повести. Гринёв и Пугачёв, их встречи, «обмен дарами». Тема русского бунта. Проблема жанра: повесть или роман? Понятие об «историческом романе». Роль эпиграфа. Автор и рассказчик. Фольклорные жанры в произведении Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей основных литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения), характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик, описаний внешности, действий, размышлений и т. д. (элементы исполнительской интерпретации произведения). Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актёров.Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.).Обосновывать жанровое различие рассказа, повести и романа на конкретных примерах изучаемых произведений. Конспектировать литературно-критическую статью. Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.Характеризовать героя русской литературы разных периодов (первой половины и второй половины XIX в.).Выявлять характерные для произведений русской литературы XIX в. темы, образы и приёмы изображения человека.Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XIX в.Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XIX в.Характеризовать героя русской литературы XIX в.Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XIX в. темы, образы и приёмы изображения человека.Соотносить содержание произведений русской литературы XIX в. с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека.Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.Формулировать вопросы по тексту произведения.Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова.Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
Конспектировать литературно-критическую статью
13 8 ч М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк»Драматическая судьба поэта в современном ему мире. Обречённость поэта, его непонятость людьми. Гражданский пафос и элегичность стихотворений. Особенности метафоры.«Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «И скучно, и грустно…»Духовный мир лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова. Философская проблематика и психологизм лирики: Лермонтов и Байрон. Размышления о собственной судьбе и судьбе поколения. Контрастность образов лермонтовской лирики, мир маскарада и мир живых, искренних чувств. Трагическое одиночество лирического героя.«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Из Гёте»Лирическая исповедь и элегия в творчестве поэта. Мотивы покоя и одиночества. Антитеза как основной художественный приём в лирике М.Ю. Лермонтова. «Прощай, немытая Россия…», «Родина»Тема Родины в лирике Лермонтова. Противоречивость отношения к России.«Мцыри»
Гуманистический пафос произведения. Герой-бунтарь в поэме Лермонтова. Романтическое двоемирие: прекрасный мир мечты и свободы и монастырь. Пейзаж как отражение души героя. Особенности языка поэмы: развёрнутые метафоры и олицетворения 14 6 ч Н.В. Гоголь. Жизнь и судьба писателя. «Ревизор»История создания комедии. Сюжет и композиция «Ревизора», особенности конфликта. Нравы уездного города: смысл эпиграфа. Типичность персонажей пьесы: групповой портрет чиновников. Образ Хлестакова. Приёмы создания комического. Сатира, юмор и ирония в произведении. Н.В. Гоголь о смехе. «Шинель»«Маленький человек» в русской литературе. Трагическая судьба героя. Отношение автора к своему герою. Образ Петербурга в повести. Роль фантастического финала.
Тема для обсуждения. «Я брат ваш!» (Акакий Акакиевич) 15 2 ч Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба писателя. «Бедные люди»
Название повести как характеристика героев. Тема «маленького человека» в произведении Достоевского. Пространство как завязка конфликта. Герои в поиске выхода из одиночества. Художественные особенности произведения: эпистолярный жанр.
Темы для обсуждения. Все мы вышли из гоголевской «Шинели» (Ф.М. Достоевский): традиции Гоголя в произведении Достоевского. Чем богаты «бедные» люди? 16 6 ч И.С. Тургенев. Жизнь и судьба писателя. «Записки охотника»Понятие «цикл рассказов». История создания, основные темы. Мастерство Тургенева-рассказчика: сюжеты, герои, язык произведений.«Бирюк»Роль пейзажа в раскрытии образа героя. Система характеров. Авторское отношение к изображаемому.
«Певцы»
Образы Дикого Барина и Якова Турка. Народная песня в рассказе Тургенева. Эмоциональность, взволнованность повествования. «Ася»История несостоявшегося романа: главный герой и Ася. Романтические черты героини: одухотворённость и мечтательность. Пейзаж в повести, его роль.
Тема для обсуждения. Русская критика о повести: споры о главных героях (Д.И. Писарев. «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова»; Н.Г. Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous») 17 3 ч А.П. Чехов. Жизнь и судьба. «Дом с мезонином», «Попрыгунья»
История человеческой жизни как основа сюжета. Сопоставительный анализ образов главных героинь. Ироническое и лирическое в рассказах Из зарубежной литературы — 13 чЗадачи: — приобщение к основным достижениям мировой литературы и знакомство с её «вечными» темами;— усвоение и активизация литературоведческих терминов: трагедия, сонет.Виды деятельности: чтение, рассказывание, интерпретация, дискуссия.Повторение: драма как род литературы, особенность драматического действия, трагедия.
Понятия для изучения: драма, сонет.
Связь между видами искусства: экранизации трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (режиссёр Ф. Дзеффирелли, 1968). Сценические постановки: телеспектакль (режиссёр А. Эфрос, 1982), балет на музыку С.С. Прокофьева; фильм «Фауст» (режиссёр А. Сокуров, 2011); современные экранизации произведений зарубежных писателей: «Повелитель мух» (режиссёр П. Брукс, 1963); «Властелин колец» (режиссёр П. Джексон, 2002–2004) 18 2 ч Данте Алигьери. «Божественная комедия» («Ад»)
Особенности жанра и композиции произведения. Образ поэта, спускающегося по кругам ада. Пороки человечества и наказание за них. Числовая символика Выявлять художественные средства создания образов прекрасных, возвышенных и их антиподов — образов безобразных и низменных.Выявлять характерные черты трагического и комического в литературе, объяснять причины очищающего и возвышающего воздействия на душу читателя трагического и комического в искусстве. Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения.Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии.
Сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык 19 3 ч У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» (сцены)Тема любви и рока в трагедии. Эволюция образов Ромео и Джульетты. Особенности авторского повествования: сочетание поэзии и прозы, комических, трагических и лирических сцен.Сонеты (по выбору учителя)
Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира 20 2 ч И.-В. Гёте. «Фауст» (фрагменты)
Герой в поисках смысла жизни. Вмешательство демонических сил в судьбу человека. Фауст и Мефистофель 21 2 ч Дж.Р.Р. Толкиен (Толкин). «Властелин колец»
В поисках добра и справедливости. Гэндальф: идея, ведущая человека по жизни Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета 22 2 ч У. Голдинг. «Повелитель мух»Дети, создающие своё государство: жестокие игры и их жертвы. Дети и власть. Порочный круг насилия в романе. Символический образ «повелителя мух».
Тема для обсуждения. Возможно ли создание идеального общества? Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений Из русской литературы ХХ в. — 3 чЗадачи: — выявление особенностей современной литературы, её новаторства; — усвоение и активизация литературоведческих терминов: очерк, эссе.Виды деятельности: чтение, интерпретация, виртуальная дискуссия.
Понятия для изучения: жанровые особенности очерка и эссе 23 2 ч К.Г. Паустовский. «Золотая роза» (отрывки)Как рождается художественное произведение? Искусство и художник: муки творчества и счастье художника-творца. Смысл сопоставления творчества с поиском золотых пылинок.
Творческое задание. К.Г. Паустовский в воспоминаниях современников: портрет писателя Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XX в. темы, образы и приёмы изображения человека.Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения
24 1 ч В.А. Пьецух. «Прометейщина»Переосмысление мифологического персонажа. Авторская ирония. Художественные особенности рассказа.
Тема для обсуждения. Мифологический сюжет в современной литературе Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта Повторение и обобщение изученного в 8 классе — 4 ч Рекомендации для самостоятельного чтения
Русская литератураА.Т. Аверченко. РассказыИ.Ф. Анненский. Из книги стихов «Кипарисовый ларец»А.А. Ахматова. «Вечер», «Белая стая»К.Д. Бальмонт. Произведения из книги стихов «Под северным небом»Ю.В. Бондарев. «Батальоны просят огня», «Горячий снег»И.А. Бунин. СтихотворенияБ.Л. Васильев. «А зори здесь тихие…»М. Горький. «Дед Архип и Лёнька»А.Н. Житинский. «Параллельный мальчик»М.М. Ибрагимбеков. «За всё хорошее — смерть»Н.М. Карамзин. «Предания веков» (сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского»), «Наталья, боярская дочь»М.Ю. Лермонтов. «Маскарад»И.Л. Андроников. «Загадка Н.Ф.И.»А.П. Платонов. «Сокровенный человек», «В прекрасном и яростном мире»А.С. Пушкин. Стихотворения, «Бахчисарайский фонтан», «Домик в Коломне»В.Г. Распутин. «Живи и помни», «Пожар», «Прощание с Матёрой»А. и Б. Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу»Л.Н. Толстой. «Юность»И.С. Тургенев. «Три встречи», «Месяц в деревне», «Накануне»Н.А. Тэффи. РассказыМ.И. Цветаева. «Идёшь, на меня похожий…»А.П. Чехов. РассказыЗарубежная литератураР. Брэдбери. «Вино из одуванчиков»В. Гюго. «Отверженные», «Человек, который смеётся»Ч. Диккенс. «Домби и сын», Дж.Р. Киплинг. «Свет погас», «Отважные мореплаватели»У. Коллинз. «Лунный камень»А. Конан Дойл. «Рассказы о Шерлоке Холмсе»Дж.Ф. Купер. «Зверобой», «Последний из могикан», «Следопыт»