Планирование по биологии к учебнику курса «Животные» для 7 класса авторов В.М. Константинова, В.С .Кучменко, И.Н. Пономаревой

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8
с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Назарово Красноярского края
662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А
тел.: 5-11-56, 5-02-42, 5-06-00, 3-15-07

Принято Согласовано
школьным заместителем директора
методическим по УВР
объединением
«28» августа 2014 г. « » ____________ 2014 г.
Протокол № 1
Утверждено.
Приказ № от « » сентября 2014 г.



Рабочая программа по биологии
для 7 класса

Учитель:
Попович Елена Владимировна


г. Назарово
2014-2015 учебный год










Развернутое тематическое планирование по биологии 7 класс
Пояснительная записка.
Планирование составлено на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования и Программы курса «Животные» для 7 класса авторов ВМ Константинова, ВС Кучменко, ИН Пономаревой //Биология в основной школе: Программы. - М: Вента-Гранф,2006,отражающей содержание примерно программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
На изучение биологии на базовом уровне отведено 70 часов или 2 часа в неделю.
Основная литература:
ВМ Константинов, ВГ Бабенко, ВС Кучменко. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса/Под ред. ИН Пономаревой. - М.: Вента - Граф, 2006.
Структура тематического планирования
В графе №2 представлены: тема урока, тип урока и домашнее задание. Типология урока определена по следующей классификации:
1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
2. Урок закрепления знаний.
3. Урок комплексного применения ЗУН учащимися.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
6. Комбинированный урок
В графе «Элементы содержания» выделены основные информационные единицы программы: ключевые понятия, процессы и объекты, закономерности и законы, которые изучаются на данном уроке.
Результаты обучения приведены в графе «Планируемые результаты» и полностью соответствуют стандарту. Результаты обучения сформулированы в деятельностной форме. Приоритетными при изучении биологии считаются следующие общеучебные умения и навыки: сравнение объектов анализ, оценка, самостоятельный поиск информации.
Цели изучения темы формулируются на основании планируемого результата, поэтому не приведены в планировании.
На уроках используются следующие формы работы с обучающимися:
*фронтальная (Ф),
*индивидуальная (И),
*групповая (Г),
*парная работа (П).
В тематическом планировании предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы:
-увеличено количество часов на тему «Введение» на 2 час,
-увеличено количество часов на тему «Строение тела животного» на 1 час,
-увеличено количество часов на тему «Подцарство Простейшие» на 1 час,
-увеличено количество часов на тему «Тип Кишечнополостные» на 1 час,
-увеличено количество часов на тему «Тип Членистоногие» на 1 час,
-увеличено количество часов на тему «Класс Пресмыкающиеся» на 1 час,
Все часы взяты из резервного времени.



сроки

Тема урока
Тип урока
Домашнее задание
Элементы содержания
Планируемые результаты
Формы работы с обучающими
УМК
Информационное обеспечение





Предметные ЗУНы




Учащиеся смогут:
Общеучебные умения и навыки



Учащиеся смогут:



Введение (4+ 2 час из резервного времени) по программе 4 час

1-я неделя сентября
1
Зоология – наука о животных
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура.
Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.
Называть предмет изучения зоологии.
Описывать признаки животных.
Выделять значение животных в природе и в жизни человека.
Характеризовать этапы развития зоологии


Ф,
И


Эл презентация: Зоология - наука о животных



Урок обобщения и систематизации знаний








Д.з. §1,5






1 неделя сентября
2
Сходство и различия животных и растений.
Сходство и различия животных и растений. Многообразие животных.

Сравнивать и на основе сравнения отличать животных от растений.

Ф,
И,
П,





Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. с 6-10






2 неделя сентября
3
Среды жизни и места обитания животных
Среды жизни и места обитания животных
Давать определение понятию место обитания животного.
Называть основные среды жизни и приводить примеры животных, обитающих в них.
Описывать и приводить примеры различных форм взаимоотношений между животными.
Объяснять приспособленность животных к условиям среды обитания по плану.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации
Ф,
И,
П,





Урок обобщения и систематизации знаний









Д.з. §2






2 неделя сентября
4
Взаимосвязи животных в природе.
Роль животных в природных сообществах
Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты.
Роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе, экосистемы.
Объяснять взаимосвязи животных в природе.
Характеризовать роль животных в природных сообществах.
Переводить информацию в знаковую форму, т.е. схематизировать и читать схемы.


И,
П,
Г
Эл презентация: Пищевые цепи



Урок обобщения и систематизации знаний








Д.з. § 2






3 неделя сентября
5
Классификация животных.
Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род , вид, популяция. Значение классификации животных
Называть систематические категории.
Объяснять значение классификации животных.

Отличать классификацию животных от классификации растений

Ф,
И,
П,





Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §3






3 неделя сентября
6
Влияние человека на животных
Влияние человека на животных негативное и заботливое отношение к животным. Законы об охране животного мира. Красная книга.

Приводить примеры воздействия человека на численность и разнообразие животных.
Называть животных, исчезнувших в результате деятельности человека.
Описывать меры охраны редких животных
Прогнозировать последствия исчезновения животных
Ф,
И,
П,





Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §4






Тема 1 Строение тела животных (2 +1 час из резервного времени) по программе 2 часа

4 неделя сентября
7
Клетка
Животный организм как биосистема. Клетка структурная единица организма. Особенности животных клеток.
Перечислять основные органоиды клетки
Называть роль в клетках основных органоидов.
Распознавать на рисунке основные органоиды животной клетки.
Объяснять, почему животные могут питаться только готовыми органическими веществами.
Сравнивать клетки растений и животных и на основе сравнения отличать их.
Ф,
И,
П,

Плакат:
Строение клетки животного (в общей биологии ОБ 45)
Микропрепарат: Животная клетка.
Цифровой микроскоп



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний









Д.з. § 6






4 неделя сентября
8
Ткани
Особенности животных тканей.
Давать определение термину ткани.
Называть основные виды тканей.
Объяснять, почему у животных есть нервная ткань.
Характеризовать основные виды тканей.
Представлять информацию в табличной форме.
Ф,
И,
П,

Плакат:
Типы тканей (в анатомии А1)
Эл презентация Ткани
Проверочная работа:
Функции органоидов клетки



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний









Д.з. § 7






1 неделя октября
9
Органы и системы органов
Органы и системы органов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.
Давать определение терминам орган, система органов
Называть системы органов.
Характеризовать строение и функции систем органов

Доказать, что системы органов в организме функционируют взаимосвязано.
Ф,
И,
П,

Плакат Класс Млекопитающие. Собака - внутреннее строение



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §8






Тема 2 Подцарство Простейшие (4 +1 час из резервного времени) по программе 4 час

1 неделя октября
10
Тип Саркодовые
Простейшие. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Амеба обыкновенная как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Называть среду обитания и способ передвижения амебы
Описывать условия образования цисты.
Распознавать по рисункам и описывать органоиды амебы.
Объяснять способ питания и выделения, размножения амебы.

Доказывать, что клетка амебы является самостоятельным организмом.
Ф,
И,
П,

Плакат Амеба. Эвглена. Инфузория.
Эл презентация Инфузория




Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §9






2 неделя октября
11
Класс Жгутиконостцы
Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.
Распознавать по рисункам и описывать органоиды эвглены зеленой.
Называть условия обитания и способ передвижения.
Объяснять, почему вольвокс относят к одноклеточным организмам.
Выделять черты усложнения у эвглены зеленой.
Сравнивать эвглену зеленую с растениями и животными.
И
П
Плакат Амеба. Эвглена. Инфузория.
Эл презентация Простейшие
Микропрепарат: Эвглена.
Цифровой микроскоп



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §10






2 неделя октября
12
Тип Инфузории
Инфузория туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.
Называть функции органоидов инфузории-туфельки
Распознавать по рисунку и описывать строение инфузории-туфельки.
Выделять особенности размножения инфузорий.
Сравнивать различных простейших и на основе сравнения доказывать, что инфузории более сложные организмы.

Ф,
И,
П,

Плакат Амеба. Эвглена. Инфузория.
Эл презентация Простейшие
Микропрепарат:
Инфузория туфелька.
Цифровой микроскоп



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §11






3 неделя октября
13
Многообразие простейших.
Л/работа №1 Строение и передвижение инфузории – туфельки.
Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный плазмодий. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией.
Перечислять меры, предупреждающие заболевание амебной дизентерией и малярией.
Объяснять роль простейших в природе и жизни человека.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации
Ф,
И,
П,

Плакат Амеба. Эвглена. Инфузория.
Эл презентация Простейшие



Комбинированный урок








Д.з. §12






3 неделя октября
14
Зачет по теме Подцарство Простейшие.
Тестирование по теме: «Подцарство Простейшие.»
И
Тест №1 «Простейшие»



Урок контроля, оценки и коррекции знаний




Тема 3 Подцарство Многоклеточные животные.
Тип Кишечнополостные (2 +1 час из резервного времени) по программе 2 часа

4 неделя октября
15
Тип кишечнополостные. Общая характеристика
Общая характеристика типа кишечнополостных.
Называть признаки типа Кишечнополостные.
Объяснять значение термина кишечнополостные.

Выделять причинно-следственную связь между образом жизни кишечнополостных и симметрией тела.
Ф,
И,
П,
Г
Плакат Гидра
Эл презентация Кишечнополостные




Комбинированный урок








Д.з. §13






4 неделя октября
16
Пресноводная гидра
Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.
Называть образ жизни гидры.
Распознавать строение гидры.
Перечислять значение различных клеток.
Описывать особенности жизнедеятельности гидры.
Объяснять при помощи рисунка процесс регенерации пресноводной гидры.
Характеризовать по плану размножение пресноводной гидры.
Сравнивать строение и жизнедеятельность гидры и инфузории-туфельки.

Ф,
И,
П,
Г
Плакат Гидра
Эл презентация Кишечнополостные Микропрепарат: Гидра (поперечный разрез)
Цифровой микроскоп



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §13






5 неделя октября
17
Морские кишечнополостные
Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека.
Распознавать и описывать представителей типа Кишечнополостные.
Характеризовать тип Кишечнополостные.
Доказывать принадлежность представителей к одному типу.
Ф,
И,
П,
Г
Плакат Гидра
Эл презентация Кишечнополостные



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §14






Тема 4 Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 час)

5 неделя октября
18
Класс Ресничные черви
Многообразие червей, среда обитания. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.
Называть функции систем внутренних органов.
Узнавать по рисункам и таблицам системы органов
Распознавать животных типа Плоские черви
Объяснять поведение белой планарии.
Доказывать усложнение строения плоских червей по сравнению с кишечнополостными.
Сравнивать строение белой планарии и пресноводной гидры.
Ф,
И,
П,
Г
Плакат Белая планария
Эл презентация Плоские черви




Комбинированный урок








Д.з. §15






2 неделя ноября
19
Разнообразие плоских червей
Плоские черви – возбудители заболеваний человека и животных. Цикл развития паразитических червей. Меры защиты от заражения.
Называть меры защиты от паразитических червей
Узнавать по рисунку стадии развития печеночного сосальщика. Выявлять приспособления к паразитизму
Объяснять роль плоских червей в природе и жизни человека
Сравнивать свободноживущих и паразитических плоских червей.
Характеризовать по плану тип Плоские черви
Ф,
И,
П,

Плакат Белая планария
Эл презентация Плоские черви
Модель аппликация Развитие бычьего цепня
Проверочная работа: Плоские черви



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §16






2 неделя ноября
20
Тип круглые черви
Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви.
Объяснять меры профилактики заражения
Характеризовать образ жизни круглых червей.

Ф,
И,
П,

Плакат Бычий цепень. Паразитические черви.
Эл презентация Круглые черви




Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §17






3 неделя ноября
21
Тип кольчатые черви Л/работа№2 Внешнее строение дождевого червя
Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Узнавать по рисункам и называть системы органов
Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Кольчатые черви.


Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей
Ф,
И,
П,

Плакат Дождевой червь
Эл презентация Кольчатые черви




Комбинированный урок








Д.з. §18






3 неделя ноября
22
Малощетинковые черви Л/работа №3 Внутреннее строение дождевого червя.
Образ жизни и особенности строения дождевого червя. Значение в природе и жизни человека.

Описывать приспособления для жизни в почве
Объяснять роль дождевого червя в почвообразовании.
Определять принадлежность кольчатых червей классам.
Характеризовать по плану тип Кольчатые черви
Ф,
И,
П,

Плакат Дождевой червь
Эл презентация Кольчатые черви
Микропрепарат: Дождевой червь
Микроскопы




Комбинированный урок








Д.з. §19 проверь себя с 93






4 неделя ноября
23
Зачет по теме «Тип плоские черви»
Тестирование по теме «Тип плоские черви»
Тест по теме Плоские, круглые, кольчатые черви



Урок контроля, оценки и коррекции знаний



Тема 5 Тип Моллюски (4 часа)

4 неделя ноября
24
Общая характеристика Типа Моллюски
Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Узнавать по рисункам и называть системы органов
Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Моллюски.
Выделять особенности строения и функций моллюсков.
*Объяснять влияние малоподвижного образа жизни на организацию моллюсков
Сравнивать строение органов моллюсков и кольчатых червей
Ф,
И,
П,

Плакат : Класс брюхоногие моллюски
Эл презентация Моллюски




Комбинированный урок








Д.з. §20






1 неделя декабря
25
Класс Брюхоногие моллюски
Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Определять принадлежность моллюсков классам
*Узнавать по рисункам и называть системы органов брюхоногих моллюсков.
Выделять приспособления брюхоногих моллюсков к среде обитания.
Объяснять значение в природе и жизни человека

Ф,
И,
П,

Плакат : Класс брюхоногие моллюски
Эл презентация Моллюски




Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §21






1 неделя декабря
26
Класс Двустворчатые моллюски
Л/работа №4 Внешнее строение раковин моллюсков
Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Определять принадлежность моллюсков классам
*Узнавать по рисункам и называть системы органов брюхоногих моллюсков.
Выделять приспособления двустворчатых моллюсков к среде обитания.
Объяснять значение в природе и жизни человека
Сравнивать строение двустворчатых и брюхоногих моллюсков
Ф,
И,
П,

Плакат Класс Двустворчатые моллюски
Эл презентация Моллюски




Комбинированный урок








Д.з. §22






2 неделя декабря
27
Класс Головоногие моллюски
Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Называть функции головоногих моллюсков
Выделять особенности строения головоногих моллюсков

Характеризовать по плану представителей классов моллюсков
Ф,
И,
П,

Плакат Класс головоногие моллюски
Эл презентация Моллюски




Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §23






Тема 6. Тип Членистоногие (7 + 1 час из резервного времени) по программе 7 часов

2 неделя декабря
28
Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные
Многообразие, среда обитания. Строение. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Распознавать животных типа Членистоногие.
Описывать:
- внешнее строение паука-крестовика;
-жизнедеятельность паука-крестовика
Узнавать по рисункам системы внутренних органов
Выявлять приспособления паукообразных к среде обитания, образу жизни.
Доказывать, что паукообразные – животные сложной организации
Ф,
И,
П,
Г

Плакат:
1.Класс ракообразные, речной рак – внутреннее строение
2. Класс ракообразные (простейшие ракообразные)
Эл презентация Членистоногие
Модель Скелет рака
Микропрепараты: 1.Дафния.
2.Циклоп
Цифровой микроскоп



Комбинированный урок








Д.з. §24






3 неделя декабря
29
Класс Паукообразные
Многообразие, среда обитания. Строение. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Распознавать животных класса Паукообразные
Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих
Узнавать по рисункам системы внутренних органов.
Объяснять роль ракообразных в природе и жизни человека
Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.

Ф,
И,
П,

Плакат
1.Класс Паукообразные
2. Паук крестовик (внутреннее строение)
Эл презентация Членистоногие




Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §25






3 неделя декабря
30
Класс насекомые Л/работа № 5 Внешнее строение насекомого
Многообразие, среда обитания. Внешнее строение. Образ жизни и поведение.
Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата.
Выделять приспособления насекомых к среде обитания.

Сравнивать по выделенным критериям представителей членистоногих
Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи.
Ф,
И,
П,

Плакат:
1. Отряд прямокрылые;
2. Отряд жесткокрылые
Эл презентация Членистоногие
Коллекции: Основные отряды насекомых (15 наборов по 2 насекомого)
Лупы
Микропрепараты:
1. Ротовой аппарат комара
2. Конечность пчелы
Цифровой микроскоп



Комбинированный урок








Д.з. §26






4 неделя декабря
31
Внутреннее строение насекомых
Внутреннее строение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Узнавать по рисункам системы внутренних органов
Описывать:
- внутреннее строение насекомого;
-жизнедеятельность насекомого.
Характеризовать размножение насекомых
Сравнивать внутреннее строение насекомых и паукообразных
Ф,
И,
П,

Плакат:
1. Отряд прямокрылые;
2. Отряд жесткокрылые
3. Майский жук-внутреннее строение
Эл презентация Членистоногие



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §26






4 неделя декабря
32
Типы развития насекомых
Развитие насекомых с неполным и с полным превращением. Признаки отрядов насекомых. Стадии развития с неполным и полным превращением.
Приводить примеры насекомых с неполным и с полным превращением. Перечислять признаки отрядов насекомых. Описывать стадии развития с неполным и полным превращением.
Выделять особенности развития насекомых.

Ф,
И,
П,

Плакат Отряд чешуекрылые
Эл презентация Членистоногие
Коллекция : Развитие насекомых




Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §27






2 неделя января
33
Полезные насекомые
Значение в природе и жизни человека. Одомашненные насекомые: пчела медоносная, тутовый шелкопряд. Продукты пчеловодства.
Описывать значение насекомых в природе и жизни человека.
Приводить примеры продуктов пчеловодства.
Доказывать, что тутовый шелкопряд – домашнее животное.
Ф,
И,
П,

Плакат: Отряд Перепончатокрылые
Коллекция: Тутовый шелкопряд



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §28






2 неделя января
34
Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.
Отрицательное значение насекомых: вредители культурных растений, переносчики заболеваний
Методы борьбы человека с насекомыми.
Называть насекомых – переносчиков возбудителей заболеваний человека.
Приводить примеры насекомых - вредителей культурных растений.
Перечислять методы борьбы человека с насекомыми.

Ф,
И,
П,

Коллекция Вредители сельскохозяйственных культур



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §29 проверь себя с 144






3 неделя января
35
Зачет по теме Тип Членистоногие
Тестирование по теме Тип Членистоногие
Тест по теме Членистоногие



Урок контроля, оценки и коррекции знаний



Тема 7 Тип Хордовые Подтип Бесчерепные ( 1 час)

3 неделя января
36
Общие признаки хордовых. Ланцетник.
Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание и внешнее строение. Система внутренних органов ланцетника
Распознавать животных типа Хордовые.
Узнавать по рисункам системы внутренних органов.
Выделять особенности строения ланцетника для жизни в воде.
Характеризовать особенности строения ланцетника.
Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.
Ф,
И,
П,

Эл. Презентация Ланцетник



Комбинированный урок








Д.з. §30






Тема 8 Тип Хордовые Подтип Черепные Надкласс Рыбы (5 час)

4 неделя января
37
Надкласс рыбы
Л/ работа №6 Внешнее строение и особенности передвижения рыбы
Общая характеристика Надкласса Рыбы. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Внешнее строение . части тема. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.

Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.
Описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб.
Характеризовать функции плавников рыбы.
Выделять особенности строения рыб

Ф,
И,
П,

Плакат Класс Рыбы. Речной окунь – внутреннее строение.
Эл презентация Рыбы
Лупы (15 шт)
Живая рыба.




Комбинированный урок








Д.з. §31






4 неделя января
38
Внутреннее строение рыбы
Л/ работа №7
Внутреннее строение тела рыбы
Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение.
Называть отделы, органы систем и их функцию.
Перечислять характерные черты внутреннего строения.
Узнавать по рисунку системы внутренних органов.
Объяснять значение плавательного пузыря для костных рыб.
Выделять особенности строения рыб.

Ф,
И,
П,

Плакат Класс Рыбы. Речной окунь – внутреннее строение.
Эл презентация Рыбы
Модель остеологическая: Скелет рыбы
Модель рельефная: Внутреннее строение рыбы




Комбинированный урок








Д.з. §32






1 неделя февраля
39
Особенности размножения рыб
Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб.
Называть тип оплодотворения у большинства рыб.
Приводить примеры проходных рыб.
Выделять особенности строения и функций органов размножения рыб.
Объяснять значение миграций в жизни рыб.

Ф,
И,
П,
Г

Эл презентация Размножение рыб




Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §33






1 неделя февраля
40
Основные систематические группы рыб.
Промысловые рыбы
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановлению.
Называть представителей хрящевых и костных рыб.
Распознавать и описывать наиболее распространенные виды рыб, обитающие в водоемах Назаровского района.
Перечислять особенности строения кистепёрых и двоякодышащих рыб.
Сравнивать различные отряды костистых рыб.
Доказывать, что хрящевые рыбы – древняя группа рыб.
Выявлять приспособления рыб к различным условиям жизни.
Ф,
И,
П,
Г

Эл презентация Рыбы




Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §34, 35 проверь себя с 171






2 неделя февраля
41
Зачет по теме Надкласс Рыбы
Тестирование по теме Надкласс Рыбы
Тест по теме Надкласс Рыбы



Урок контроля, оценки и коррекции знаний



Тема 9 Класс Земноводные (4 час)

2 неделя февраля
42
Места обитания и строение земноводных
Л/работа №8 Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни
Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Внешнее строение лягушки.
Узнавать отделы скелета земноводных.
Описывать внешнее строение земноводных.
Описывать приспособления к жизни на суше и в воде.
Выделять особенности строения земноводных.
Сравнивать скелет земноводного и костных рыб.
Ф,
И,
П,

Плакат Класс Земноводные. Лягушка – внутреннее строение
Эл презентация Земноводные
Фотографии земноводных (15 шт)




Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §36






3 неделя февраля
43
Внутренне строение земноводных
Внутренне строение земноводных. Питание. Обмен веществ и энергии.
Узнавать по рисункам системы внутренних органов.
Описывать строение и функции систем внутренних органов.
Сравнивать строение систем внутренних органов.
Объяснять, почему у земноводных хуже развит мозжечок, чем у рыб.
Ф,
И,
П,
Г

Плакат Класс Земноводные
Эл презентация Земноводные

Модель рельефная: Внутреннее строение лягушки
Модель остеологические Скелет земноводного



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §37






3 неделя февраля
44
Годовой цикл жизни и происхождение земноводных.
Годовой цикл жизни. Происхождение земноводных.
Объяснять проявление метаморфоза у головастиков.
Находить сходство в размножении и развитии рыб и земноводных.
Сравнивать по выделенным критериям головастика и взрослую особь.
Сравнивать развитие рыбы и лягушки.
Ф,
И,
П,
Г

Плакат Класс Земноводные
Эл презентация Земноводные





Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §38






4 неделя февраля
45
Многообразие и значение земноводных
Многообразие земноводных. Значение земноводных. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. Охрана земноводных.
Называть:
- места обитания;
-основные отряды.
Указывать причины сокращения и меры по охране.
Характеризовать роль амфибий в природе.
Объяснять приспособления земноводных к различным условиях.
Ф,
И,
П,

Плакат Развитие лягушки
Эл презентация Земноводные




Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §39 проверь себя с 187






Тема 10 Класс Пресмыкающиеся (4 + 1 час из резервного времени) по программе 4 час

4 неделя февраля
46
Внешнее строение и скелет пресмыкающихся
Л/работа №9 Внешнее строение прыткой ящерицы
Общая характеристика класса. Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желёз. Строение скелета.
Называть приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни.
Объяснять название класса – «Пресмыкающиеся»
Сравнивать:
-внешнее строение прыткой ящерицы и гребенчатого тритона;
-скелет ящерицы и ужа.
Ф,
И,
П,

Плакат Класс Пресмыкающиеся. Ящерица – внутреннее строение.
Эл презентация Пресмыкающиеся
Фотографии земноводных
Модель остеологическая: Скелет земноводных




Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §40






1 неделя марта
47
Внутреннее строение пресмыкающихся
Особенности внутреннего строения: появление дыхательных путей, увеличение головного мозга. Обмен веществ: питание, дыхание, выделение. Поведение. Размножение и развитие.
Перечислять усложнения в строении систем органов.
Узнавать по рисункам системы внутренних органов.
Объяснять причины более сложного поведения пресмыкающихся
Выделять особенности размножения, способствующие сохранению потомства.
Характеризовать по плану земноводных и пресмыкающихся.

Ф,
И,
П,

Плакат Класс Пресмыкающиеся
Эл презентация Пресмыкающиеся





Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §41






1 неделя марта
48
Многообразие пресмыкающихся
Отряды класса Пресмыкающиеся: чешуйчатые, черепахи. Ядовитые змеи. Меры первой помощи. Неядовитые змеи.
Называть известные виды пресмыкающихся различных отрядов.
Распознавать и описывать представителей отрядов пресмыкающихся.
Перечислять общие признаки класса пресмыкающиеся.

Ф,
И,
П,
Г

Плакат Пресмыкающиеся - многообразие
Эл презентация Пресмыкающиеся




Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §42






2 неделя марта
49
Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся
Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древних пресмыкающихся.причины их вымирания. Зверозубые ящеры.
Приводить примеры ящеров и их среды жизни. Называть причины вымирания ящеров.
Объяснять:
-роль пресмыкающихся в жизни человека и в природе;
-необходимость охраны пресмыкающихся.

Ф,
И,
П,
Г

Эл. Презентация Древние пресмыкающиеся




Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §43 Проверь себя с 203






2 неделя марта
50
Зачет по темам Класс Земноводные и Пресмыкающиеся
Тестирование по темам Класс Земноводные и Пресмыкающиеся
Тест по темам Класс Земноводные и Пресмыкающиеся



Урок контроля, оценки и коррекции знаний



Тема 11 Класс Птицы (6 час)

3 неделя марта
51
Среда обитания и внешнее строение птиц. Л/ работа № 10
Внешнее строение птиц.
Общая характеристика класса Птицы. Многообразие, среда обитания. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету. Усложнение покровов по сравнению с пресмыкающимися.
Характеризовать типы перьев и их значение в жизни птиц.
Описывать приспособления внешнего строения для полета.
Сравнивать строение пресмыкающихся и птиц.
Ф,
И,
П,
Г

Плакат Класс Птицы. Голубь – внутреннее строение.
Эл презентация Птицы
Чучела птиц.




Комбинированный урок








Д.з. §44






3 неделя марта
52
Внутреннее строение птиц
Л/работа № 11 Строение скелета птицы
Скелет птиц. Отделы. Приспособленность к полету: срастание и пневматичность костей.
Мышцы. Приспособленность к полету: большие грудные мышцы, длинные сухожилия. Системы внутренних органов. Приспособления к полету. Интенсивный обмен веществ.
Выделять особенности строения скелета птиц.
Объяснять причины расположения и строения мышц птиц.
Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом.
Узнавать по рисункам системы внутренних органов.
Выделять приспособленность систем внутренних органов птиц к полету.
Объяснять причины интенсивного обмена.
Называть прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися.
Сравнивать строение головного мозга птиц и пресмыкающихся. Объяснять, почему у птиц быстрее вырабатываются условные рефлексы по сравнению с рептилиями.
.
Ф,
И,
П,

Плакат Класс Птицы. Голубь – внутреннее строение.
Эл презентация Птицы
Модель остеологическая Скелет птицы



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §45, 46






1 неделя апреля
53
Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл птиц.
Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Называть этапы развития яйца и зародыша.
Выделять особенности строения органов размножения, связанные с полетом.
Устанавливать соответствие между частями яйца и их функциями.
Находить отличия между гнездовыми и выводковыми птицами.
Ф,
И,
П,

Эл презентация Птицы




Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §47, 48






1 неделя апреля
54
Многообразие птиц
Экологические группы птиц по метам обитания: птицы леса, водоемов , открытых пространств. Экологические группы по типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные птицы. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни.
Называть экологические группы птиц.
Приводить примеры птиц различных экологических групп.
Определять особенности строения птиц различных экологических групп.

Ф,
И,
П,

Плакат:
1.Хищные птицы.
2. Лесные птицы
3. Дикие утки





Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §15






2 неделя апреля
55
Происхождение птиц. Значение птиц.
Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Роль птиц в природе и в жизни человека. Охрана птиц.
Перечислять:
-роль птиц в природе;
-роль птиц в жизни человека.
Приводить примеры хозяйственных групп и пород кур.
Распознавать и описывать домашних птиц.
Находить сходства и различия в строении птиц и пресмыкающихся
Ф,
И,
П,

Модель Археоптерикс



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §15 проверь себя с 241






2 неделя апреля
56
Зачет по теме Класс Птиц
Тестирование по теме Класс Птиц
Тест по теме Класс Птиц



Урок контроля, оценки и коррекции знаний



Тема 12 Класс Млекопитающие (8 час)

3 неделя апреля
57
Внешнее строение и места обитания млекопитающих
Общая характеристика класса Млекопитающие. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих.
Называть общие признаки млекопитающих
Перечислять функции желез млекопитающих.
Описывать строение кожи.
Выделять особенности внешнего строения.
Сравнивать по заданным критериям внешнее строение млекопитающих и рептилий.
Ф,
И,
П,

Плакат Класс Млекопитающие. Собака – внутреннее строение.
Эл презентация Млекопитающие




Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §51






3 неделя апреля
58
Внутреннее строение млекопитающих
Л/работа №12 Строение скелета млекопитающих
Особенности внутреннего строения.
Усложнение строения опорно-двигательной и нервной системы. Усложнение органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися.
Перечислять особенности строения скелета.
Узнавать по рисункам системы внутренних органов.
Выделять особенности внутреннего строения.

Пояснять отличия в строении больших полушарий у различных млекопитающих.
Ф,
И,
П,

Плакат
1.Класс Млекопитающие. Собака – внутреннее строение.
2. Собака (скелет)
Эл презентация Млекопитающие
Модель остеологическая Скелет млекопитающего.
Модель рельефная Внутреннее строение собаки.




Комбинированный урок








Д.з. §52






4 неделя апреля
59
Размножение и развитие млекопитающих
Размножение и развитие млекопитающих, забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.
Приводить примеры заботы о потомстве.
Объяснять влияние на поведение птиц сезонных изменений.

Находить черты сходства в размножении пресмыкающихся и млекопитающих.
Доказывать преимущества живорождения и вскармливания детёнышей молоком.
Характеризовать по плану размножение и развитие зародыша.
Ф,
И,
П,

Эл презентация Млекопитающие
Микропрепараты:
1. Сперматозоиды млекопитающего
2. Яйцеклетка млекопитающего




Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §53






4 неделя апреля
60
Происхождение и многообразие млекопитающих
Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие и настоящие звери.
Называть группу рептилий, от которых произошли млекопитающие.
Описывать строение и жизнедеятельность первозверей.
Перечислять черты сходства млекопитающих и пресмыкающихся.
Ф,
И,
П,

Плакаты:
1. Отряд насекомоядные
2. Отряд рукокрылые



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §54






5 неделя апреля
61
Плацентарные млекопитающие
Признаки отрядов.
Приводить примеры млекопитающих различных отрядов.
Находить черты сходства между отрядами Грызуны и Зайцеобразные.
Сравнивать по выделенным критериям плацентарных и первозверей.
Ф,
И,
П,

Плакаты: Отряд хищники
2. Отряд грызуны
3. Отряд ластаногие
4.Отряд Китообразные
5.Отряд Парнокопытные
6. Отряд непарнокопытные
7. Отряд приматы



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §55






5 неделя апреля
62
Конференция Многообразие млекопитающих
Признаки отрядов.
Приводить примеры млекопитающих различных отрядов.
Выделять особенности отрядов.
Доказывать принадлежность к классу млекопитающие.
Сравнивать отряды млекопитающих
Ф,
И,

Плакаты: Отряд хищники
2. Отряд грызуны
3. Отряд ластаногие
4.Отряд Китообразные
5.Отряд Парнокопытные
6. Отряд непарнокопытные
7. Отряд приматы



Комбинированный урок








Д.з. §56, 57






1 неделя мая
63
Экологические группы млекопитающих Значение млекопитающих для человека
Среда обитания: наземная, почвенная, водная, воздушная. Экологические группы: водные, роющие, летающие, млекопитающие наземно-древесного образа жизни.
Перечислять основные экологические группы зверей.
Распознавать и описывать приспособления к среде обитания у млекопитающих различных экологических групп.
Характеризовать по плану приспособления млекопитающих.
Ф,
И,
П,





Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §58 проверь себя с 284






1 неделя мая
64
Зачет по теме Млекопитающие
Тестирование по теме «Млекопитающие»
Тест по теме Млекопитающие



Урок контроля, оценки и коррекции знаний



Тема 13 Развитие животного мира на Земле (4 часа)

2 неделя мая
65
Доказательства эволюции животного мира
Понятие об эволюции. Доказательства эволюции: сравнительно- анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Многообразие животных – результат эволюции.

Называть факторы эволюции
Приводить доказательства эволюции животного мира.

Ф,
И,
П,

Эл презентация Схема развития животного мира.
Коллекция ископаемых растений и животных



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §60






2 неделя мая
66
Основные этапы развития животного мира
Основные этапы эволюции: появление многоклеточности, систем органов.
Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу.
Называть основные этапы развития животного мира на Земле.
Объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных.
Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов.
Ф,
И,
П,

Эл презентация Схема развития животного мира.




Урок изучения и первичного закрепления новых знаний








Д.з. §61






3 неделя мая
67
Обобщение и систематизация знаний за курс биологии 7 класса



Ф,
И,
П,





Урок обобщения и систематизации знаний







3 неделя мая
68
Годовое тестирование
Тестирование за курс 7 класса
Годовой тест







Урок контроля, оценки знаний




Всего: 70 часов, 2 часа административных контрольных работ

Лабораторных работ 12

·
· Заголовок 115