Рабочая программа по литературе 8 класс по учебнику Б.А.Ланина


Егорлыкский район Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1
«Утверждаю»
Директор МБОУ ЕСОШ №1
______________/ Гамова Е.Н./
Приказ от ____________ № ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
Уровень общего образования (класс) основное общее образование, 8а класс
Количество часов 70 часов
Учитель Терещенко Оксана Юрьевна
Программа разработана на основе Авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой - М: «Вентана-Граф», 2011 и Учебника Литература: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М.Шамчикова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф»,  2015.
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 8а классе составлена на основе
Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2010 года (7-9 классы);
Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Устава МБОУ ЕСОШ №1;
ООП ООО МБОУ ЕСОШ №1 (5-9 классы);
Учебного плана МБОУ ЕСОШ №1 на 2016-2017 учебный год;
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ ЕСОШ №1 (приказ от 10.06.2016 №169);
Авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой - М: «Вентана-Граф», 2011
Учебника Литература: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М.Шамчикова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф»,  2015.
Цели и задачи образования с учётом специфики предмета:
В рабочей программе реализуется важнейшая цель литературного образования: воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению; приобщать их к богатствам отечественной и мировой художественной литературы; развивать способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы; формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей, их потребность в творческом самовыражении.
Программа построена на сочетании концентрического (в основной школе), хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.
Специфика программы заключается в организации материала, которая позволяет учителю решать следующие задачи: постепенно приобщать учащихся к миру литературы; формировать способности к восприятию, интерпретации и критической оценке произведения как искусства слова; развивать индивидуальный читательский вкус и тем самым способствовать становлению личностного самосознания школьников. Очевидной новизной является активное использование Интернета в процессе формирования читательской деятельности — не только в качестве источника информации, но и как стимула к изучению литературы, что позволяет на доступном учащимся уровне проследить основные тенденции ее развития, определить «вечные» темы и проблемы, в том числе интересующие юных читателей.
Специфика рабочей программы заключается также в ее нацеленности на включение ученика в современный литературный процесс — в качестве читателя или (по мере способностей и желания) участника. Новые информационные технологии, особенно Интернет, позволяют каждому желающему школьнику увидеть свои тексты опубликованными. Вместе с тем тексты, написанные тысячами и тысячами различных авторов, становятся настоящим валом, захватывающим современного читателя и ставящим его перед необходимостью самостоятельно выстраивать свой круг чтения.
Использование Интернет-ресурсов является принципиально важным новшеством программы. В начале XXI века количество пользователей Интернета удваивается в России каждые два с половиной года. Временное отставание от потребностей общества в техническом оснащении преодолевается невероятно быстро. Будущее чтение неразрывно связано как с печатным текстом, так и с электронными его форматами. Поэтому наряду с понятием «текст» мы вводим и необходимое в новую информационную эпоху понятие «гипертекст». Представление о гипертексте является ключевым для Интернет-чтения и для написания текстов с целью последующей публикации в Интернете. Противопоставление в нашей программе (без использования излишних терминов) «линейных/нелинейных повествований», т. е. текста и гипертекста, не только является принципиальной новизной методики, но и открывает реальные перспективы, философски, информационно и технологически обоснованные, для развития и совершенствования преподавания литературы в школе XXI века.
Программа включает оптимальный объем теоретических сведений, тесно связанных с конкретными литературными произведениями, расширяет историко-литературный контекст, в том числе за счет привлечения мемуарных и различных историко-литературных материалов. Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, разнообразную по формам и содержанию: от простейшего ученического исследования до публикации в Интернете своих работ и самостоятельного создания собственных сайтов (в том числе литературных). Среди традиционных классических форм, методов и приемов обучения мы особенно выделяем общение в малых группах на уроках литературы и «медленное чтение» (М.О. Гершензон), при котором читатель, погружаясь в текст, раскрывает многие не заметные на первый взгляд особенности языка и стиля писателя.
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ ЕСОШ №1 на 2016-2017 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2016-2017 учебном году (23.02.2017г.,24.02.2017г.,08.03.2017г.,01.05.2017г, 08.05.2017г, 09.05.2017г.), расписанием учебных занятий МБОУ ЕСОШ №1 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа по литературе в 8а классе в 2016-2017 учебном году будет реализована в объёме 66 часов.
Планируемые результаты освоения предмета «Литература» в 8 классе
Программа Б.А.Ланина предполагает развивать у учащихся следующие составляющие современной учебной и читательской деятельности:
«культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах;
навыки находить экспертные оценки: мнения учителей, критиков, родителей, новостную информацию и т. д. — и опираться на них;
умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники
навыки в специфическом чтении и составлении Интернет-текстов (краткость «в три экрана», графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию «в три клика»).
Ученики должны:
-воспринимать художественное произведение с учетом специфики языка художественной литературы, истолковывать проблематику и систему образов, особенности композиции и средства создания образов-персонажей; выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в художественном тексте, воспроизводить его конкретное содержание: знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия;
-рассматривать изученное произведение в связи с литературными направлениями эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом), их эстетическими манифестами, раскрывать основные черты этих направлений, определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;
-использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
-интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;
-различать авторский замысел и особенности его воплощения;
-выделять сквозные линии развития литературы (Д.С. Лихачев), составляющие ее национальную специфику («маленький человек», «лишний человек» и т. п.);
-выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;
- пользоваться справочным аппаратом книги, находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе литературные ресурсы Интернета и в связи с последним — понимать разницу между текстом и гипертекстом;
Система оценки планируемых результатов
Оценивание результатов по литературе учащихся 8 класса будет производиться посредством следующих видов контроля: контрольные работы, практикумы, уроки развития речи и внеклассного чтения, тексты для заучивания наизусть, тесты, зачёты.
Содержание учебного предмета «Литература» в 8 классе
Ведущая тема. Литература в поисках героя Повторение. Жанры устного народного творчества и литературные жанры.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
У истоков великой русской литературы. Основные темы и художественные особенности. Самобытный характер древнерусской литературы.
Летописные жанры. Русские летописи. История летописей. Летописцы и их творчество.
«Повесть временных лет» (отрывки по выбору учителя) «Повесть временных лет» как исторический и литературный памятник, художественные особенности. Летописные жанры: историческая повесть, поучение, житие. Фольклорные мотивы в «Повести».
Жития, хожения (хождения), светские повести «Житие Сергия Радонежского» (фрагменты в пересказе Б. Зайцева). Особенность изображения героя в житии. Реальное и чудесное в произведении. Особенности стиля.
Афанасий Никитин «Хожение (хождение) за три моря» (фрагменты по выбору учителя)
Образ автора. Хожение как жанр, его особенности. Простота и доступность языка. «Повесть о Ерше Ершовиче» Сатирическая повесть, средства создания комического. Подробности описания быта.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
М.В. Ломоносов Жизнь и творчество.
«Ода на день восшествия на всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Жанр оды в творчестве М.В. Ломоносова: торжественная, философская, духовная ода. Воспевание России в торжественной оде, обращение к монархине с похвалой и поучением. Композиция произведения, метафоричность стиля. «Теория трех штилей» Ломоносова как основа иерархии жанров классицизма.
Теория литературы. Литературные направления (начальное понятие). Классицизм: идеология и эстетика. Ода.
Д.И. Фонвизин.Жизнь и творчество драматурга.
«Недоросль» (сцены из комедии).Черты классицизма в пьесе: единство места, времени и действия, «говорящие» имена и фамилии. Просветительская проблематика: понимание государственной службы как служения Отечеству, изображение бесправия крепостных крестьян. Тема воспитания в комедии. Приемы создания комического эффекта. Речь героев как средство их характеристики. Современное звучание произведения.
Теория литературы. Исторические корни драмы. Комедия как драматический жанр.
А.Н. Радищев.Жизнь и творчество писателя.
«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор с чтением избранных глав).Просветительский пафос повести. Образ «чувствительного путешественника». Социальная и нравственная проблематика произведения.
Н.М. Карамзин.Жизнь и творчество писателя.
«Бедная Лиза».Поэтика сентиментальной повести. «Естественный человек» и человек цивилизованный в повести. Сюжет и композиция повести, композиционная роль авторских отступлений, способы показа «внутреннего человека» (Н.М. Карамзин): «психологический жест», речь героев, одушевление природы.
Теория литературы. Русский сентиментализм, его основные черты и особенности.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Повторение. Драма как род литературы. Особенности драматического действия.
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» (сцены).Тема любви и рока в трагедии. Эволюция образов Ромео и Джульетты. Особенности авторского повествования: сочетание поэзии и прозы, комических, трагических и лирических сцен.
Сонеты (по выбору учителя).Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира.
Теория литературы. Трагедия. Сонет.
Темы для обсуждения. Поэтичность трагедии «Ромео и Джульетта». Трагедия и сонеты.
Связь между видами искусства. Экранизации трагедии (режиссер Ф. Дзеффирелли, 1968 г.). Сценические постановки: телеспектакль (режиссер А. Эфрос, 1982 г.), балет на музыку С. Прокофьева.
Данте «Божественная комедия» («Ад»)
Особенности жанра и композиции произведения. Образ поэта, спускающегося по кругам ада. Пороки человечества и наказание за них. Числовая символика. История названия поэмы.
Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Отражение в пьесе социального противоречия эпохи: богатеющая буржуазия, не имеющая прав и привилегий, и беднеющая аристократия. Комический характер господина Журдена. Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главного героя. Комические ситуации, их роль в развитии сюжета комедии.
Теория литературы. Комедия классицизма.
И.-В. Гёте «Фауст» (фрагменты). Проблематика трагедии. Герой в поисках смысла жизни. Вмешательство демонических сил в судьбу человека. Фауст и Мефистофель.
Э. Гофман.«КрошкаЦахес...» (фрагменты). Мир, отраженный в кривом зеркале. Безобразный уродец, присваивающий чужие достоинства. Образы Проспера Альпа-нуса и феи Розабельверды, вмешивающихся в ход событий. Борьба добра и зла. Ирония как стилеобразующий прием.
Теория литературы. Романтизм, ирония (обогащение понятий).
Тема для обсуждения. Чудесное в романтических произведениях.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Предшественники и современники А.С. Пушкина
Обзор раздела и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя).
Г.Р. Державин. Жизнь и творчество поэта.
«Памятник», «Властителям и судиям», «Ключ», «Фелица» (фрагменты), «Русские девушки», «Снигирь», «Соловей», «Бог» (другие — по выбору учителя).Многообразие тематики поэзии Державина. Гражданские и философские оды. Новаторство поэта: расширение жанровых рамок, разрушение системы «трех штилей». Тема поэтического творчества. Анакреонтическая лирика. Цветовые эпитеты в лирической поэзии Державина, пластичность и конкретность образов.
Дополнительная литература. Одноименные романы «Державин» В.Ф. Ходасевича и Ю.О. Домбровского.
В.А. Жуковский. Жизнь и творчество поэта.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского. Русская фольклорная традиция в балладе. Изображение внутреннего мира героев. Психологизм в описании переживаний главной героини. Создание романтического характера.
«Море», «Невыразимое» (другие — по выбору учителя).Центральные темы и образы лирики Жуковского. Мотив поэтического молчания: как передать словами «невыразимое»? Параллелизм в описании образа моря и человеческой души. Истовое стремление к недостижимому идеалу. Музыкальность лирики Жуковского. Роль звуковых и лексических повторов.
К.Н. Батюшков. Жизнь и творчество поэта.
«Выздоровление», «Элизий», «Тень друга», «Вакханка», «Мой гений», «Таврида», «К другу», «Есть наслаждение и в дикости лесов. ..» (другие — по выбору учителя)
Элегии Батюшкова — основной жанр его творчества. Эмоциональное разнообразие переживаний в батюшковских элегиях: грусть, предчувствие близкой смерти, тоска, радость, счастье от упоения жизнью и молодостью. Мотив мечты. Античные образы в стихотворениях поэта, их пластичность. Гармония звучания и содержания.
Античная лирика и поэзия эпохи Возрождения: Тибулл, Тор-квато Тассо (на выбор — обзор). Образы и мотивы, повлиявшие на поэзию Батюшкова.
А.А. Дельвиг. Жизнь и творчество поэта.
«Пушкину», «Элегия» («Когда, душа, простилась ты...»), «Вдохновение», «Сонет» («Златых кудрей приятная небрежность...»), «Романс» («Прекрасный день, счастливый день»), «Русская песня» («Соловей мой, соловей...») (другие — по выбору учителя)
Музыкальность лирики Дельвига. Своеобразие лирического героя. Традиционные поэтические и фольклорные образы. Тема любви и радости бытия как одна из ведущих тем творчества.
Теория литературы. Классицизм — сентиментализм — романтизм. Ода (повторение). Элегия, идиллия, романс как жанры романтической поэзии. Анакреонтика.
Связь между видами искусства. Романсы на стихи Жуковского, Батюшкова, Дельвига (музыка А. Алябьева, М. Яковлева, А. Варламова).
Интернет. Подобрать материалы для создания электронного варианта мини-энциклопедии об одном из русских поэтов: Н. Гнедич, Ф. Глинка, К. Рылеев, В. Кюхельбекер, Д. Давыдов, Н. Языков, Д. Веневитинов (по выбору).
Для самостоятельного чтения
Г.Р. Державин. «Осень во время осады Очакова», «Приглашение к обеду», «Соловей во сне», «Лебедь».
В.А. Жуковский. «Цветок», «Теон и Эсхил», «Песня» («Кольцо души-девицы»), «Утешение в слезах», «Листок», «К портрету Гете», «Ночной смотр», «Царскосельский лебедь».
К.Н. Батюшков. «Умирающий Тасс», «Судьба Одиссея», «Разлука», «Веселый час», «Мои пенаты», «Надежда», «Мечта».
А. С. Пушкин. Жизнь и судьба.
«Если жизнь тебя обманет...», «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар» (другие — по выбору учителя)
Размышления о смысле жизни в лирике Пушкина. Тема свободы. Романтические образы в пушкинской поэзии 1820-х гг.
«Бесы». Особенности инструментовки стихотворения. Приемы создания таинственной, мистической атмосферы.
«Осень».Авторское настроение и сюжет в лирическом произведении. Размышления о природе творчества. Особенности лексики стихотворения, его композиции. Жанровые особенности отрывка. Новаторство поэта: создание реалистического стиля.
«Пророк», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»
Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, ее эволюция. Образ поэта.
«К***», «На холмах Грузии...», «Я Вас любил: любовь еще, быть может...»
Своеобразие любовной лирики поэта. Жертвенность и благородство чувств лирического героя. «Биография души» поэта в интимной лирике. Музыкальность стихотворений, их звуковая инструментовка.
Связь между видами искусства. Романсы на стихи Пушкина (музыка М. Яковлева. М. Глинки, А. Алябьева, Б. Шереметева).
«Кавказский пленник»
Жанр романтической поэмы. Особенности образа главного героя. Проблема чести и долга в произведении. Мир и человек в романтическом произведении.
Теория литературы. Романтизм как литературное направление. Поэма как литературный жанр. Романтическая поэма (повторение и обобщение).
«Маленькие трагедии»
«Моцарт и Сальери». Заглавные образы произведения. Творческая природа искусства, тайна вдохновения. Образ черного человека.
Тема для обсуждения. «Совместны» ли гений и злодейство?
«Капитанская дочка».Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Историческая основа повести. Гринев и Пугачев, их встречи, «обмен дарами». Тема русского бунта. Проблема жанра: повесть или роман? Роль эпиграфа. Автор и рассказчик. Фольклорные жанры в произведении.
Теория литературы. Система характеров в произведении. Понятие об историческом романе.
Связь между видами искусства. Экранизация произведения (режиссер В. Каплуновский, 1958 г.).
Тема для обсуждения. Личное и государственное в понимании героев Пушкина.
Творческое задание. Сопоставление работы Ю.М. Лотма-на «Идейная структура „Капитанской дочки"» и фрагментов из книги М.И. Цветаевой «Мой Пушкин».
Е.А. Боратынский. Жизнь и творчество поэта.
«Финляндия», «Родина», «Осень»
«Поэзия мысли» Евгения Боратынского и ее автобиографизм. Тема изгнанничества в лирике. Образ отверженного героя.
«Разуверение», «Признание». Тема любви в творчестве Боратынского. Размышления о судьбе как о непреодолимой, высшей силе, довлеющей над человеком. Новеллистичность и психологизм любовной лирики поэта.
«Старательно мы наблюдаем свет...», «Не подражай...», «Мой дар убог...», «На смерть Гёте», «К чему невольнику мечтания свободы?..», «Когда твой голос, о поэт...», «Последний поэт» (другие — по выбору учителя). «Унылая» элегичность поэзии Боратынского, ее «холодная гармония». Утверждение поэзии как спасительной силы в бездуховном обществе, забывшем о красоте и милосердии. «Скромность» музы поэта, надежда найти в потомках единомышленника.
Теория литературы. Элегия (повторение и обобщение).
М.Ю. Лермонтов.Жизнь и судьба.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Из Гете»
Лирическая исповедь и элегия в творчестве поэта. Мотивы покоя и одиночества. Антитеза как основной художественный прием в лирике М.Ю. Лермонтова.
«Нет, я не Байрон, я другой...», «Как часто пестрою толпою окружен...», «Искучно, и грустно...», «Дума». Духовный мир лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова. Философская проблематика и психологизм лирики.
М.Ю. Лермонтов и Дж. Байрон. Размышления поэта о собственной судьбе и судьбе поколения. Контрастность образов лермонтовской лирики, мир маскарада и мир живых искренних чувств. Трагическое одиночество лирического героя.
«Прощай, немытая Россия...», «Родина». Тема Родины в лирике Лермонтова. Противоречивость отношения к России.
«Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк». Драматическая судьба поэта в современном поэту мире. Обреченность поэта, его непонятость людьми. Гражданский пафос и элегичность стихотворений. Особенности метафоры.
Теория литературы. Лексическая, композиционная и стилистическая антитеза. Дума как литературный жанр.
«Мцыри». Гуманистический пафос произведения. Романтическое двоемирие: прекрасный мир мечты и свободы и монастырь. Особенности композиции: предыстория и исповедь Мцыри. Герой-бунтарь в поэме Лермонтова. Пейзаж как отражение души героя. Особенности языка поэмы: развернутые метафоры и олицетворения.
Теория литературы. Особенности русского романтизма (начальное понятие).
Тема для обсуждения. Взаимосвязь европейской и отечественной литератур: темы, образы, мотивы.
Творческое задание. Жанр романтической поэмы в творчестве русских поэтов XIX в.
Н.В. Гоголь. Жизнь и судьба писателя. «Ревизор». История создания комедии. Сюжет и композиция «Ревизора», особенности конфликта. Нравы уездного города: смысл эпиграфа. Типичность персонажей пьесы: групповой портрет чиновников. Образ Хлестакова. Приемы создания комического. Сатира, юмор и ирония в произведении.
Связь между видами искусства. Сценические интерпретации комедии: Хлестаков на русской сцене. «Инкогнито из Петербурга» (режиссер Л. Гайдай, 1977 г.); телеспектакль Московского Театра сатиры «Ревизор» (постановка В. Плучека,
1982 г.); «Ревизор» (режиссер С. Газаров, 1996 г.). Современные постановки пьесы.
«Шинель»
Трагическая судьба героя. Отношение автора к своему герою. Образ Петербурга в повести. Роль фантастического финала.
Темы для обсуждения. «Я брат ваш!» (Акакий Акакиевич). «Маленький человек» в русской литературе.
Интернет. Написание отзыва о спектакле для театрального сайта.
Дополнительная литература. «Государственный призрак» — лекция В.В. Набокова об Н.В. Гоголе.
И.С. Тургенев Жизнь и судьба писателя. «Записки охотника» История создания, основные темы цикла рассказов. Мастерство Тургенева-рассказчика: сюжеты, герои, язык произведений.
«Певцы» Образы Дикого Барина и Якова Турка. Народная песня в рассказе Тургенева. Эмоциональность, взволнованность повествования.
«Бирюк» Роль пейзажа в раскрытии образа героя. Система характеров. Авторское отношение к изображаемому.
«Русский язык», «Памяти Ю.П. Вревской», «Нищий»Лирика в стихах и прозе. Метафоричность языка, его живописность.
Теория литературы. Стихотворение в прозе как литературный жанр.
Творческое задание. Создание стихотворения в прозе.
«Ася». История несостоявшегося романа: главный герой и Ася. Романтические черты героини: одухотворенность и мечтательность. Пейзаж в повести, его роль.
Тема для обсуждения. Русская критика о повести: споры о главных героях (Д.И. Писарев «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова», Н.Г. Чернышевский «Русский человек на rendez-vous»).
Связь между видами искусства. Экранизация повести «Ася» (режиссер И. Хейфиц, 1977 г.).
Ф.М. Достоевский Жизнь и судьба писателя.
«Бедные люди». Название повести как характеристика героев. Тема «маленького человека» в произведении Достоевского. Пространство как завязка конфликта. Герои в поиске выхода из одиночества. Художественные особенности произведения.
Теория литературы. Эпистолярный жанр.
Тема для обсуждения. «Все мы вышли из гоголевской „Шинели"» (Ф.М. Достоевский): традиции Гоголя в произведении Достоевского.
Н.А. Некрасов Жизнь и судьба поэта.
«Русские женщины». История создания поэмы. Историческая основа сюжетных событий и художественный вымысел писателя. Особенности композиции. Образы жен декабристов в поэме Н.А. Некрасова. Характер русской женщины, тема женской верности в поэме.
Творческое задание. Ученическое исследование: А.Ф. Кони о Н.А. Некрасове.
Тема для обсуждения. Поэт и его призвание: Пушкин, Лермонтов, Некрасов о поэте и поэзии.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ
А.П. Чехов Жизнь и судьба писателя.
«Душечка», «Анна на шее».История человеческой жизни как основа сюжета. Сопоставительный анализ образов главных героинь. Ироническое и лирическое в рассказах.
А.И. Куприн Жизнь и судьба писателя.
«Гранатовый браслет».Тема любви. Трагические чувства Желткова. Роль вставных новелл. Финал как заключительный аккорд музыкальной темы произведения. Роль цветовой детали.
Связь между видами искусства. «Аппассионата» Л. Бетховена.
Тема для обсуждения. «Маленький» ли человек Желтков?
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дж. Р. Р. Толкиен (Толкин) «Властелин колец». В поисках добра и справедливости. Гендальф: идея, ведущая человека по жизни.
У. Голдинг «Повелитель мух». Дети, создающие свое государство: жестокие игры и их жертвы. Дети и власть. Порочный круг насилия в романе. Символический образ «повелителя мух».
Связь между видами искусства. Современные экранизации произведений зарубежных писателей: «Повелитель мух» (режиссер П. Брукс, 1963 г.); «Властелин колец» (режиссер П. Джексон, 2002-2004 гг.).
Тема для обсуждения. Возможно ли создание идеального общества?
ИЗ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В.А. Пьецух «Прометейщина»
Переосмысление мифологического персонажа. Авторская ирония. Художественные особенности рассказа.
Тема для обсуждения. Мифологический сюжет в современной литературе.
Интернет. Знакомство с современным писателем (по выбору). Виртуальное интервью. Подписка на литературную рассылку. Первая электронная библиотечка: «Мои любимые книги». Дискуссия в чате на литературные темы: умение убеждать виртуальных собеседников.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В 5 - 9 классах  формируется  и развивается коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы  и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В программу включен перечень необходимых видов деятельности по развитию речи:
словарная работа,
различные виды пересказа,
устные и письменные сочинения,
отзывы, доклады, диалоги, творческие работы,
произведения для заучивания наизусть,
списки произведений для самостоятельно чтения.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8а классе

п/п Тема урока
Кол-во часов Вид контроля, измерители Дата проведения
план факт
1. Жанры устного народного творчества и литературные жанры. 1 01.09 2. «Повесть временных лет» (отрывки по выбору учителя) «Повесть временных лет» как исторический и литературный памятник, художественные особенности. 1 05.09 3. «Житие Сергия Радонежского» (фрагменты в пересказе Б. Зайцева)
Особенность изображения героя в житии. Реальное и чудесное в произведении. Особенности стиля. 1 08.09 4 Афанасий Никитин. «Хожение (хождение) за три моря» (фрагменты по выбору учителя)
Образ автора. Хожение как жанр, его особенности. Простота и доступность языка. 1 12.09 5. М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество.«Ода на день восшествия на всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». 1 15.09 6. Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество драматурга.«Недоросль» (сцены из комедии)
Просветительская проблематика: понимание государственной службы как служения Отечеству, изображение бесправия крепостных крестьян. 1 19.09 7. Тема воспитания в комедии. Современное звучание произведения. 1 22.09 8. А.Н. Радищев
Жизнь и творчество писателя.
«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор с чтением избранных глав).Просветительский пафос повести. 1 26.09 9. Н.М. Карамзин
Жизнь и творчество писателя. «Бедная Лиза». «Естественный человек» и человек цивилизованный в повести. 1 29.09 10. Сюжет и композиция повести, композиционная роль авторских отступлений, способы показа «внутреннего человека» (Н.М. Карамзин): «психологический жест», речь героев, одушевление природы. 1 03.10 11. А.И.Куприн. «Гранатовый браслет». Тема любви. Трагические чувства Желткова. Роль вставных новелл. 1 06.10 12. Финал как заключительный аккорд музыкальной темы произведения. Роль цветовой детали 1 10.10 13. У. Шекспир
«Ромео и Джульетта» (сцены)
Тема любви и рока в трагедии. Эволюция образов Ромео и Джульетты. 1 13.10 14. Особенности авторского повествования: сочетание поэзии и прозы, комических, трагических и лирических сцен. 1 17.10 15. Внеклассное чтение. Сонеты Шекспира. Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира. 1 20.10 16. Контрольное сочинение
"Тема любви и рока в произведении..."/по выбору учащегося/ 1 Контрольное сочинение 24.10 17. Г.Р. Державин. Жизнь и творчество поэта. «Памятник», «Властителям и судиям», «Ключ», «Фелица» (фрагменты)
Многообразие тематики поэзии Державина. 1 27.10 18. Тема поэтического творчества. Цветовые эпитеты в лирической поэзии Державина, пластичность и конкретность образов. 1 31.10 19-20. В.А. Жуковский
Жизнь и творчество поэта.
«Светлана»
Русская фольклорная традиция в балладе. Изображение внутреннего мира героев. Психологизм в описании переживаний главной героини. 2 10.11
14.11 21. Создание романтического характера.
«Море», «Невыразимое» и др.
Мотив поэтического молчания: как передать словами «невыразимое»? 1 17.11 22. К.Н. Батюшков. Жизнь и творчество поэта. «Выздоровление», «Элизий», «Тень друга», «Вакханка», «Мой гений», «Таврида», «К другу», «Есть наслаждение и в дикости лесов. ..» (другие — по выбору учителя)
Элегии Батюшкова — основной жанр его творчества. Эмоциональное разнообразие переживаний в батюшковских элегиях: грусть, предчувствие близкой смерти, тоска, радость, счастье от упоения жизнью и молодостью. Мотив мечты 1 21.11 23. А. С. Пушкин. Жизнь и судьба. 1 24.11 24. «Если жизнь тебя обманет...», «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»
Размышления о смысле жизни в лирике Пушкина. Тема свободы 1 28.11 25. «Бесы». Особенности инструментовки стихотворения. 1 01.12 26. «Осень». Авторское настроение и сюжет в лирическом произведении.. Жанровые особенности отрывка. 1 05.12 27. «Пророк», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»
Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, ее эволюция. 1 08.12 28. «К***», «На холмах Грузии...», «Я Вас любил: любовь еще, быть может...»
Своеобразие любовной лирики поэта. «Биография души» поэта в интимной лирике. 1 12.12 29. «Кавказский пленник». Жанр романтической поэмы. Особенности образа главного героя. 1 15.12 30. «Моцарт и Сальери»
Заглавные образы произведения. Творческая природа искусства, тайна вдохновения. Образ черного человека 1 19.12 31. Контрольная работа по поэзии А.С.Пушкина 1 Контрольная работа 22.12 32. Контрольное сочинение по лирике А.С.Пушкина 1 Контрольное сочинение 26.12 33. Внеклассное чтение. Предшественники А.С.Пушкина 2 12.01 34. Внеклассное чтение. Предшественники и современники А.С.Пушкина 16.01 35. «Капитанская дочка». Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Историческая основа повести. 1 19.01 36. Гринев и Пугачев, их встречи, «обмен дарами». Тема русского бунта. 1 23.01 37. Проблема жанра: повесть или роман? Роль эпиграфа. Автор и рассказчик. 1 26.01 38. Фольклорные жанры в произведении 1 30.01 39. Контрольная работа по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 1 Контрольная работа 02.02 40. М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Из Гете».Лирическая исповедь и элегия в творчестве поэта. Мотивы покоя и одиночества. 1 06.02 41. «Нет, я не Байрон, я другой...», «Как часто пестрою толпою окружен...», «И скучно, и грустно...», «Дума». Духовный мир лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова.
Трагическое одиночество лирического героя. 1 09.02 42. «Прощай, немытая Россия...», «Родина».Тема Родины в лирике Лермонтова. Противоречивость отношения к России. 1 13.02 43. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк». Драматическая судьба поэта в современном поэту мире. Обреченность поэта, его непонятость людьми. 1 16.02 44. «Мцыри». Гуманистический пафос произведения. Романтическое двоемирие: прекрасный мир мечты и свободы и монастырь. 1 20.02 45. Особенности композиции: предыстория и исповедь Мцыри. Герой-бунтарь в поэме Лермонтова. Пейзаж как отражение души героя. 1 27.02 46. Контрольная работа по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» 1 Контрольная работа 02.03 47. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.Ю.Лермонтова 1 06.03 48. Н.В. Гоголь. «Ревизор»
История создания комедии. Сюжет и композиция «Ревизора», особенности конфликта. 1 09.03 49-50. Нравы уездного города: смысл эпиграфа. Типичность персонажей пьесы: групповой портрет чиновников. 2 13.03
16.03 51. Образ Хлестакова. 1 30.03 52. Приемы создания комического. Сатира, юмор и ирония в произведении. 1 03.04 53. Контрольная работа по комедии «Ревизор» 1 Контрольная работа 06.04 54. «Шинель». Трагическая судьба героя. Отношение автора к своему герою. 1 10.04 55. Образ Петербурга в повести. Роль фантастического финала. 1 13.04 56. И.С. Тургенев
Жизнь и судьба писателя. «Записки охотника». История создания, основные темы цикла рассказов. 1 17.04 57. И.С. Тургенев. «Бирюк». Роль пейзажа в раскрытии образа героя. Авторское отношение к изображаемому. 1 20.04 58. И.С. Тургенев «Русский язык», «Памяти Ю.П. Вревской», «Нищий» Лирика в стихах и прозе. 1 24.04 59. «Ася». История несостоявшегося романа: главный герой и Ася. 1 27.04 60. Промежуточная аттестация.
Контрольная работа по повести И.С.Тургенева «Ася» 1 Контрольная работа 04.05 61. Ф.М. Достоевский. «Бедные люди»
Название повести как характеристика героев. Тема «маленького человека» в произведении Достоевского. 1 11.05 62. Н.А. Некрасов. Жизнь и судьба поэта. «Русские женщины».История создания поэмы. Историческая основа сюжетных событий и художественный вымысел писателя. Особенности композиции. 1 15.05 63. Образы жен декабристов в поэме Н.А. Некрасова. Характер русской женщины, тема женской верности в поэме. 1 18.05 64. Итоговое тестирование 1 Тестирование 22.05 65. А.П. Чехов.«Душечка», «Анна на шее»
История человеческой жизни как основа сюжета. 1 25.05 66. Сопоставительный анализ образов главных героинь. 1 29.05 «Согласовано»
Протокол заседания
методического совета
МБОУ ЕСОШ №1
от 22.08.2016г. № 1
______________/____________________./
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МБОУ ЕСОШ №1

30.08.2016г.
______________/___________________./