Н.А.Некрасов. Биография и личность поэта. Основные мотивы лирики. Тема города, поэта и поэзии.

9.

Дата____________ Класс: 10(102ч.)
Предмет: рус.лит-ра

Тема: Н.А.Некрасов. Биография и личность поэта. Основные мотивы лирики. Тема города, поэта и поэзии.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:
1. Знакомство с биографией и творческим стилем поэта, обучение конспектированию; знакомство с тематикой лирики, её своеобразием; знакомство с гражданской лирикой Некрасова; умение анализировать стихотворение. 2. Развитие интеллекта, развитие аналитических способностей, умения выделять главное, существенное; развитие интереса к предмету через знакомство с интересной личностью; развитие творческих способностей; развитие устной речи. 3. Осуществлять трудовое, нравственное, эстетическое воспитание.

Базовая компетентность:
Понимать научную картину мира. Иметь навыки поисково-исследовательской деятельности;
Быть патриотом своей Родины, проявлять гражданскую активность, понимать политическую систему, уметь давать оценку происходящим социальным событиям;
Иметь навыки использования знаний для поддержания экологического равновесия, проявлять заботу о сохранении окружающей среды с учетом условий освоения высоких технологий;
Иметь навыки общения на казахском языке как Государственном, языке межнационального общения. на иностранном языке, быть мотивированным к общению на родном языке;
Уметь пользоваться новыми информационными и коммуникационными технологиями, в том числе для самоопределения и профессионального уровня в условиях рыночных отношений;
Уметь приобретать социальные навыки, выполнять социальные роли в семье, сообществе и сотрудничестве с другими людьми;
Уметь соотносить свои возможности с реальной перспективой планировки и организации деятельности с чувством собственного достоинства, быть ответственным за свои поступки и за свою жизнь;
Понимать и ценить культуру своего народа и мировую культуру, быть приверженным к идеям духовного согласия и товарищества;
Иметь навыки здорового образа жизни и плодотворной организации досуга.

Формы: коллективная, индивидуальная. Методы: лекция, беседа, самостоятельная работа.
Приемы: аналитическое чтение, беседа.
Оборудование, наглядные пособия: учебник, тексты, иллюстрации.
Межпредметные связи: история.





Ход урока

1. Оргмомент.

2. Повторение и проверка д/з: - стихи наизусть,
- анализ стихотворения,
- устный опрос по стр. учебника.

3. Изучение нового материала.

а) Изучение биографии.

Николай Алексеевич
Некрасов
( 1821 – 1877 )
Поэтом можешь ты не быть
Н.Некрасов
Поэзия Некрасова правдивая, прекрасная.
Она – как песня русская!
А.Луначарский.
- Слово учителя о Некрасове, работа с иллюстрациями к уроку.
- Выступления учащихся с докладами.
- Самостоятельная работа с учебником (составление хронологической таблицы).
- Обсуждение.

Некрасов Николай Алексеевич Некрасов родился в селе Немирове Каменец-Подольской губернии. Детство поэта прошло в имении Грешнево, на Волге, близ Ярославля. Отец Некрасова, отставной офицер, был ярым крепостником, внушавшим страх и крестьянам, и собственной семье.
РИСУНОК [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Некрасов

   


В 1832 году Некрасов поступил в ярославскую гимназию, но курса не окончил. В 1838 году отец отправил его в Петербург для поступления в военное учебное заведение - Дворянский полк. Но, вырвавшись в Петербург, Некрасов подал прошение в университет и был зачислен вольнослушателем на историко-филологический факультет. Разгневанный отец лишил его материальной поддержки. Начались петербургские мытарства Некрасова, о которых он рассказал в романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова": голод, случайные заработки, нищенские ночлежки. Дворянин по происхождению, он вел жизнь разночинца, испытав многие страдания, выпадавшие на долю бедняка. В 1840 году под инициалами Н.Н. вышел в свет сборник его стихотворений "Мечты и звуки" - книга подражательная, незрелая. Некрасов был огорчен неудачей и скупал экземпляры сборника, чтобы уничтожить весь тираж. Литература постепенно становится основным делом Некрасова. Он писал водевили под псевдонимом Наум Перепельский, печатал статьи на литературные темы. Встреча с Белинским во многом определила творческий путь Некрасова. Когда в 1845 году Некрасов прочитал ему свое стихотворение "В дороге", критик, пораженный новизной и оригинальностью стихов воскликнул: "Да знаете ли Вы, что Вы поэт и поэт истинный!". В 1847 году Некрасов становится редактором и издателем журнала "Современник", в который он привлек лучшие литературные силы. Здесь печатались Белинский и Герцен, Достоевский и Григорович, Лев Толстой и Фет, Тургенев и Гончаров и др. "Современник" стал трибуной русской революционной демократии и в 1866 году журнал был запрещен по высочайшему повелению. С 1868 года и вплоть до кончины Некрасов - редактор журнала "Отечественные записки". Некрасов был сатириком и публицистом, сказочником и хроникером, фельетонистом и тончайшим лириком, эпическим бытописателем и историком. "Тишина" и "Русские женщины", "Мороз Красный нос" и "Рыцарь на час" принадлежат к лучшим образцам русской поэмы. "Кому на Руси жить хорошо" (1864-1876гг.) - исторический эпос, глубоко народный по содержанию и форме, главное эпическое полотно Некрасова. А его лирика вдохновила многих русских компазиторов. На его стихи были созданы романсы П.И.Чайковского ("Прости, не помни дней..."), А. Глазунова, М.Коваля ("Тройка"). На музыку положена М.Мусоргским "Колыбельная Еремушке", создан вокальный цикл Ф.Маслова ("Там били женщину кнутом...", "Голодная", "Соленая", "Веселая").

б) Основные темы.

Основные темы:
1. Назначение поэта и поэзии,
2. Тема Родины и народа.
3. Идеал общественного деятеля.
4. Сатира.
5. Любовная лирика.
6. Пейзажная лирика.

в) Тема города, поэта и поэзии.

Выразительно прочитать и проанализировать стихотворения:
«Размышления у парадного подъезда»
«На улице»: - как изображен город (Петербург)?
- назовите слова, которыми характеризует автор городской пейзаж.
- какое впечатление, настроение остается у вас после чтения?
«Родина»
«Поэт и гражданин»(1856): - прочитать по «ролям»,
- о чем спорят герои стих-я?
- кто победил в этом споре? (нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности).
- в чем заключается идея служения своему народу у Некрасова?
- что вкладывает поэт в понятие «всеобнимающая любовь»?
- должен ли поэт быть гражданином?
«Муза»(1852): - кто такая Муза? (богиня, покровительница искусства;
источник поэтического вдохновения).
- а как изображает поэт Музу? ( по-разному: Муза – крестьянка, т.к. крестьянская тема основная, судьба поэта – судьба крестьянки, крестьянка – сама поэзия).






4. Подведение итогов: Некрасов занимает активную социальную позицию: его
симпатии на стороне народа, он
становится его защитником, сострадает и надеется на изменения
в положении народа в ближайшем будущем.

5. Оценки за урок.

6. Домашнее задание: - стихи наизусть,
- уч. стр. 35 – 37.
- поэма «Мороз, Красный Нос».












13PAGE 15


13PAGE 14415




15