Творческая мастерская «Актуальные проблемы и основные направления модернизации преподавания математики в условиях реализации ФГОС ООО»


Говоря о «вчерашнем» образовании, можно написать о князе Владимире — основателе первой школы в Киевской Руси. Или о Петре I и Екатерине II, которые, ориентируясь на опыт европейских стран, планомерно проводили реформы в образовании. Или об образовании начала прошлого века, когда, ликвидируя катастрофическую ситуацию с безграмотностью, была заложена основа советской системы образования, впоследствии признанная одной из лучших в мире. Но лучше говорить о том, где была я сама, поэтому вспомню свое недалекое школьное прошлое. Что мы имели? Большое количество школ, внешне похожих друг на друга благодаря типовому советскому строительству, но при этом имеющих свою «изюминку» и индивидуальность. Я говорю о духе школ, их устремлении сделать своих учеников настоящими людьми. И неважно, что учитель стоял у покрашенной коричневой половой краской доски, держа в одной руке мел, а в другой тряпку. Все мы учились в таких школах, обучались по традиционным технологиям и с благодарностью вспоминаем своих учителей, сеющих разумное, доброе, вечное.
Но время идет. И мир не может стоять на одном месте. «Время есть величайший из новаторов», — говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования. Модернизация образования — это политическая и общенациональная задача. Научить – учиться – лозунг стандартов II поколения.
Мне пришлось задать себе вопрос: Для чего я учу детей? Раньше, я бы ответила: для того, чтобы они умели читать, считать, вычислять и пр. Но с позиции ФГОС я поняла и приняла это по-другому – для того, чтобы они стали успешными в жизни. А дать можно только то, что имеешь сам.
 Надо самим научиться учиться, быть успешными (выбирать, жить и т.д.), и тогда мы научим этому детей. Поэтому все началось  с личностной «перестройки» и «приведения себя в соответствие с ФГОС», а после этого стало  понятнее, что нужно менять в моей педагогической деятельности.
Начальная школа – это первая ступенька, с которой начинается восхождение ученика в будущее; это основа, от прочности которого зависит, каким будет это наше будущее. В руках учителя – будущее наших детей, а значит и будущее России. Это не просто слова – это большая ответственность, сегодняшние дети – это наше завтра, наше будущее.
И главный работник на уроке в новой школе – это ученик. Задача учителя, стараться заменять методы «объяснения» нового построением способов самостоятельного «открытия» новых знаний. Тогда только перед детьми откроется мир знаний, интереса, поиска нового, они будут понимать, что нет на свете проблем, которые они не смогли бы решить. И, конечно же, главная миссия учителя новой школы – разбудить в каждом ребенке творца, личность способную создавать что-то новое, а также воспитать человека с современным мышлением, способного реализоваться в жизни. «Все дети талантливы, но каждый талантлив по — своему » — вот что должны помнить учителя новой школы.
В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Важным является не «багаж» знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение им пользоваться. Необходимость перехода на новые стандарты возникла, в связи с тем, что многие выпускники по окончании школы сталкиваются с трудностями адаптации к взрослой жизни, где нет учителей, которые их направляют, говорят, что следует делать и как. Одних знаний оказывается в жизни недостаточно. Выпускник должен научиться решать свои проблемы самостоятельно. Первый опыт внедрения ФГОС показал, что в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации новых образовательных стандартов актуальны и востребованы современной образовательной системой. Изменились требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Введены часы на внеурочную деятельность обучающихся, которые увеличивают возможность школы и создают условия для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с обучающимися. Изменился характер деятельности обучающихся — исследовательский, творческий, продуктивный; повысилась доля самостоятельной работы учеников на уроке; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий; снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению.Стандарт – это средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного воспроизводства и развития. Стандарт, будучи стабильным, в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования.  В основе ФГОС лежит принцип: Единство преемственности и развития. преемственно развивает многие идеи, реализованные (или декларированные) в предшествующих проектах образовательных стандартов (или их аналогах); обеспечивает преемственность, как ступеней общего образования, так и всей системы основных образовательных программ - от дошкольных до профессиональных.  Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.  Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться. 
Для того, чтобы быть успешным, человеку необходимо развиваться, т.е. владеть УУД, поэтому переосмыслив свою деятельность, приоритетами  считаю развитие способности ученика учиться, иначе говоря – формирование системы универсальных учебных действий. Для этого появилась необходимость изучить системно-деятельностный подход - методологическую основу ФГОС.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он:
-  ставит цели;
-  решает задачи;
-  отвечает за результаты.
Основные  особенности курса математики.
1 Ориентация на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету.  (Задания типа: «придумай», «найди», «составь», «выбери», «нарисуй» , «сравни» и т.д).
Связь   с практикой, с реальными проблемами  окружающего нас мира.
Математическое моделирование (от количества к цифре);
Внутремодельное исследование (сложение и вычитание чисел, таблица , , операции над многозначными числами);
Приложение полученных результатов к реальному миру (решение, составление текстовых задач)
Реализация приемственности содержания между начальной и средней школой.
Формирование стиля мышления, необходимого для успешного использования электронных средств.
Расширению  и углублению математических представление учащихся средней школы  способствует их участие во внеурочной деятельности  (кружки,  факультативы и проектная деятельность).      
        Наиболее удачной с точки зрения поставленных целей формой  работы на занятиях и уроках является групповая работа , так как  она позволяет : 
а) детям:
Получить эмоциональную содержательную поддержку , без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения, у робких и слабо подготовленных детей развиваются симптомы школьной тревожности, а у лидеров  портится характер;
Попробывать свои силы в ситуации , где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
Приобрести опыт выполнения важнейших функций , составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование;
б) учителю:
Использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;
Сочетать на уроке «обучение» и «воспитание»,  одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
 Вести систематическое наблюдение  (мониторинг) за формирование учебного сотрудничества в классе.
Все основные особенности можно свести к самому главному – к уроку.
Требования Урок современного типа
Тема урока Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
 
Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание  результатов деятельности товарищей)
Итог урока Проводится рефлексия
Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Для построения урока в рамках ФГОС ООО я придерживаюсь следующих критерий результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии придерживаюсь.
1. Цели урока задаю с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Систематически обучаю детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Использую разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Владею технологией диалога, обучаю учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Эффективно (адекватно цели урока) сочетаю репродуктивную и проблемную формы обучения, учу детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаю задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Стремлюсь оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряю и поддерживаю минимальные успехи.
9.  Специально планирую коммуникативные задачи урока.
10. Принимаю и поощряю, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучаю корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка учителя. Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает  почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Такие оценки получают учащиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5», как правило, дети дисциплинированные и с хорошей памятью. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями. Мы все знаем, что каждый наш ученик индивидуален, то же касается и учителей. К внедрению ФГОС каждый учитель был готов по-разному.
         Изучая инновационные технологии, методы и приемы, я с удивлением обнаружила, что некоторые из них я применяла на своих уроках и раньше, даже не зная, как они называются.
Например, «Кластер»: информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев), в центре находится ключевое понятие. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.  Этот прием я использую на этапе осмысления нового знания.
К примеру: «Мозговой штурм», когда  ученики могут высказать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Это хороший способ формирования регулятивных УУД (прогнозирование)
Также использую метод создания проблемных ситуаций, а, значит, создания проблемного диалога. Из всех методов этой технологии я отдаю предпочтение подводящему диалогу. При составлении подводящего к теме диалога я подбираю логическую цепочку посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. На уроках математики возможен широкий спектр проблемных ситуаций, я чаще использую проблемную ситуацию с затруднением, которое вызывается практическим заданием, не сходным с предыдущими. Таким образом, я помогаю ученикам открыть новое знание. Если раньше на уроке требовалось выполнить то, что было запланировано, то теперь, самое главное,  - организовать деятельность детей. Это самое трудное при планировании урока. Нужно тщательно продумать формы работы, подобрать материал и мн. др.  (упор должен делаться на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников) Здесь мне до сих пор приходится работать над собой, т.к. иногда так хочется объяснить, показать детям, а вместо этого приходится подталкивать, направлять их к знанию, что гораздо труднее. Не всегда это получается, к сожалению, но, думаю, это дело привычки.
         К сожалению, с реализацией ФГОС, увеличился объём документационного обеспечения. Документов надо составлять больше и качественнее, на что уходит много времени. Взять к примеру Рабочую программу, которая заменила календарно-тематическое планирование. Или технологическая карта, на составление которой уходит далеко не 5-10 минут.
Урок №32
ТЕМА: «Решение задач с помощью выражений».
КЛАСС: 5.
ТЕМА И НОМЕР УРОКА В ТЕМЕ: «Числовые и буквенные выражения» (третий урок из трех по данной теме).
БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика, 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / М.: Мнемозина, 2014.
ЦЕЛИ УРОКА: научить записывать решение задачи в виде числового или буквенного выражений.
ЗАДАЧИ:
образовательные (формирование познавательных УУД)
научить записывать решение задачи в виде числового или буквенного выражений.
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД)
формировать культуру общения при работе в классе; развивать умение слушать и вступать в диалог; воспитывать интерес к математике как к науке.
развивающие (формирование регулятивных УУД)
развитие познавательных интересов учащихся; умение обрабатывать информацию.
ТИП УРОКА: урок комплексного применения знаний.
ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: фронтальная, индивидуальная.
НЕОБХОДИМОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: учебники по математике, карточки рефлексии (приложение 1).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ п/п Этап УУД Деятельность ЭОР Время (в минутах)
учитель учащиеся 1. Организационный момент личностные
развитие познавательного интереса, мобилизация внимания, уважение к окружающим; Приветствует учащихся; проверяет готовность класса к уроку; озвучивает тему и цели урока Приветствуют учителя, подготавливаются к уроку, слушают и обсуждают тему урока — 2
2. Проверка домашнего задания личностные
смыслообразование;
коммуникативные
умение осуществить сотрудничество с учителем Проверяет уровень овладения новым материалом посредством индивидуального опроса Воспроизводят задание на доске — 4
3. Актуализация знаний учащихся коммуникативные
умение слушать, вступать в диалог
регулятивные
планирование своей деятельности, целеполагание Организация устной работы посредством индивидуального опроса Участвуют в работе по устному вычислению, в беседе с учителем — 5
4. Закрепление навыков решения текстовых задач коммуникативные
выявление проблемы, поиск и оценка способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
планирование своей деятельности для решения поставленной задачи Организация коллективной и индивидуальной работы учащихся Выполняют задания у доски и в рабочих тетрадях, участвуют в работе по коррекции ошибок — 23
5. Физминутка -- 1
6. Рефлексия деятельности личностные
нравственно-этическая ориентация
регулятивные
оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения учебной мотивации Подводит итоги урока Проставляют оценки в карточки, делают выводы о достигнутых результатах Прило-жение 1 4
7. Домашнее задание Задает дозированное домашнее задание Записывают домашнее задание в дневник — 1
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:
Организационный момент.
Личностные УУД: развитие познавательного интереса, мобилизация внимания, уважение к окружающим.
П р и в е т с т в и е, о з в у ч и в а н и е т е м ы и ц е л е й у р о к а.
Проверка домашнего задания.
Личностные УУД: смыслообразование.
Коммуникативные УУД: умение осуществить сотрудничество с учителем.
П. 8, №330 б,в, №331 б,вАктуализация знаний учащихся.
Коммуникативные УУД: умение слушать, вступать в диалог.
Регулятивные УУД: планирование своей деятельности, целеполагание.У с т н а я р а б о т а: №315 в,г,д (стр.51), №302 (стр.50).
Закрепление навыков решения текстовых задач.
Коммуникативные УУД: выявление проблемы, поиск и оценка способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.
№307, 309, 311.
Физминутка№297(б,г,е), №327 (1,2) по вариантам
Рефлексия деятельности.
Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные УУД: оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения учебной мотивации.О ц е н к а с о б с т в е н н о й д е я т е л ь н о с т и.
Приложение 1:
Этап урока Оценка
Организационный момент Устная работа Решение задач Итоговая:
Домашнее задание. П. 8, №330(г), №334 №336(б).
Благодаря этому и многому другому, на творческую деятельность у учителя катастрофически не хватает времени. 
Спасибо за внимание!Творческих вам успехов! 
Методическое объединение
учителей математики, физики, информатики
Творческая мастерская «Актуальные проблемы и основные направления модернизации преподавания математики в условиях реализации ФГОС ООО»
«Преподавание математики в 5 классах в условиях реализации ФГОС ООО»
Учитель математики МОУ СОШ №2
Иванова Наталия Владимировна
6 ноября 2015 г.