«Мороз, Красный нос» Образ женщины в поэме Некрасова


Открытый урок
Образ женщины в поэме Некрасова
«Мороз, Красный нос»
Провела: Рахимова Б.И.
сш. №253
г.КызылордаТема урока: Образ женщины в поэме Некрасова
«Мороз, Красный нос»
Цель урока: а) Образовательная:
Раскрыть образ женщины, показать внешнюю и духовную красоту женщины, физическую силу, смелость, трудолюбие.
б) Развивающая:
Развитие логического, критического мышления, умение высказывать собственные мысли.
в) Воспитательная:
Воспитывать любовь к прекрасному , уважения к женщине.
Метод: Комбинированный.
(метод ассоциации, метод пятистишья, диаграмма « Венна»)
Тип урока: Урок-закрепление.
Виды работ: индивидуальная, творческая, групповая.
Наглядность: портрет писателя; высказывания, пословицы о женщине, карточки.
I. Организационный момент.
Настроить учащихся к уроку.
II. Опрос домашнего задания по поэме Некрасова «Мороз, Красный нос»
А) какова основная тема поэмы?
Б) Какие чувства вызвали у вас при чтении поэмы?
В) Кто является главным героем поэмы?
Ученикам на дом было дано опережающие задание: подобрать пословицы о женщине.
1. Без корня и трава не растет.
2. Сердце матери лучше солнца греет.
3.При солнышке тепло, при матери добро.
Учитель:
Есть высказывания известных людей о женщине.
1. «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать».( Муса Джалил)
2. « В человека должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» ( Чехов)
3. « Красота женщины в уме, а ум женщины – в красоте»
Учитель:
Слова « женщина» в разных языках содержит разные понятия.
Femine (лат) - кормящая
Potnia ( греч ) - хозяйка
Woman (англ) - думающая
Weib (нем) – труженица
Женщина ( русс) – рождающая
Әйел ( каз) - замужняя
Учитель: А какие ассоциации у вас возникают при слове
« женщина»?
сестра
Мать

родник

хозяйка

счастья
женщина

невеста

дочь

воспитательница
душа

Представим женщину как существо, от которого тянутся в разные стороны лучики. Учащиеся предлагают ответы, подбирают пословицы, проаргументировав свой ответ. Вырисовывается в конце такая картина.
III. Новая тема:
А) Вводное слова учителя.
Учитель: Не зря начали разговор о женщине, так как наш урок посвящен Образу женщины в поэме « Мороз, Красный нос»
Женщина – мать, занимает в семье особое место. С женщиной связаны счастье семьи, воспитание. Она- родник, от которой берут начало.
В поэме Некрасов рисует нелегкую жизнь женщины – крестьянки, не боясь истекающей кровью истины.
Он разоблачает социальное неравенство , чувство любви, семейное счастье, поет гимн трудолюбию, человеческую красоту, мужество и душевную силу людей из народа.
Вопросы: Есть ли разница в отношении времени к женщине того времени и сегодняшней женщины?

Учитель: В казахской литературе тоже создано много прекрасных женских образов.
Назовите известные образы женщин - казашек, полные гордости, смелости, величия, красоты.
Ответы: ( Зере, Улжан ,Ботагоз , Дина, Маншук, Алия)
Учитель: А как изображает Некрасов судьбу русской женщины? Найти из текста.
Ученик: Три тяжкие доли имела судьба…

Учитель: « Бірінші байлық – денсаулық,екінші байлық –ақ жаулық»
Ақ жаулық – это значить жена.
Все хорошее ценное, прекрасное казахский народ связывал с женщиной и потому превозносил ее красоту.
Учитель: В чем проявляется величие женщины у Некрасова?
Ученик читает отрывок
«Есть женщины в пусских селеньях...»
Какие изобразительное средства использует поэт,рисуя образ крестьянки?
Учитель:
А теперь ребята,давайте,выполним такое задание. Здесь все известные вам герои по казахской литературе. Нужно найти пару, соединить линиями. Диагнрамма Венна.

Сопоставление
Сходство – все они матери, преданные, воспитывают детей, хранительница очага. Различие – речь национальность, одежда, обычай, внешность.
IV. Закрепление
А) Составление методам пятистишья стихотворения.
I. ряд Мама
Любимая, милая
Заботится, бережет, лелеет
Люблю свою маму и ценю
Хранительница семейного очага
II. ряд Красота
Неописанная, неповторимая
Завораживает, увлекает, радует
Красота спасёт мир.
Обаяние
Б) Разминка. Собрать из данных слов стихотворение Некрасова.
1) Пошёл же, ради, ну, бога, песок, небо, ельник , дорогая , невесёлая, дружок , ко мне, эй ,садись.
2) Над бором, ветер, не, бушует, с гор, ручьи, не,побежали, дозором, Мороз – воевода, свои, владения, обходит.
V. Подведение итога урока
Заполните карты ( что знаю, что узнал, хочу узнать)
VI. Дача домашнего задания. Написать – (Эссе) о матери.
VII. Комментирование оценок учащихся.

Мороз, красный нос
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц-
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
« Пройдет – словно солнце осветит!
Посмотрим – рублем подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Ко всякой терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна!
Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой – то парнёк изловчился
И кверху подбросил их, шум!
Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.
Она отвела их руками.
На парня сердца глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом говорит…
По будням не любит безделья,
Зато вам ее не узнать,
Как сгонить улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Такого сердечного смеха
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь.- « Утеха!»
Твердят мужики меж собой.
В игре ее конный не словит.
В беде – не сробеет, - спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!