Статья Использование компьютерных технологий на уроках английского языка

Е.Е. Курносова, преподаватель английского языка
ОГБОУ СПО Ульяновский технический колледж г. Ульяновск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие общества информационного, оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:
ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня [1].
Соответственно требуется существенно иной подход в обучении.
Современного ученика трудно чем-то удивить. В ногу со временем нам помогают идти современные компьютерные технологии. Без них невозможно представить современный урок.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы [3, с. 24].
Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему.
Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала [3, с. 26].
Формирование и развитие информационно-коммуникационных компетентностей современного учителя позволяет вывести процесс преподавание того или иного предмета на более высокий качественный уровень [2].
Большие возможности содержатся в использовании компьютеров при обучении иностранному языку.
Образовательный потенциал компьютерных технологий как средства обучения широко используется на уроках английского языка в основном для осуществления наглядной и опорной поддержки обучения.
Современное общество предъявляет высокие требования к студентам в овладении иностранными языками. Но ни один преподаватель не сможет научить, если сам студент не захочет учиться. И тут на помощь нам приходят компьютерные технологии.
Привлечение компьютерных технологий в практику обучения английскому языку является не только средством поддержания мотивации, но и помогает в решении дидактических задач:
- формирование умение чтения;
- пополнение словарного запаса учащихся;
- повышение познавательной активности учащихся;
- совершенствование их знаний по предмету;
- расширение их кругозора, знакомство с культуроведческими знаниями [4].
Современные информационные технологии привлекают обучающихся и являются одним из главных их интересов. Презентация помогает проиллюстрировать любое выступление, как преподавателя, так и обучающегося. Поэтому при работе над проектом обучающиеся активно используют компьютер и Интернет-ресурсы. Понятно, что каждый обучающийся имеет свой багаж знаний, умений и навыков, и проекты отличаются по содержанию и качеству, но при этом каждый обучающийся видит свой реальный практический результат.
Преподавание английского языка в нашем колледже имеет профессиональную направленность. Колледж готовит студентов по разным профессиям: автомеханик, повар, станочник, поэтому предметное содержание по каждой специальности различное.
Обучающиеся на уроках с большим интересом готовят презентации на английском языке. Например, обучающиеся по профессии «Автомеханик», изучив лексику по теме «Устройство автомобиля», подбирают фотографии, собирают информацию о модели автомобиля, переводят ее на английский язык и представляют свой проект в виде презентации с использованием программы Power Point, либо в виде фильма.
Обучающиеся по профессии «Повар, кондитер» в свою очередь готовят презентации по теме «Рецепты любимых блюд».
Обучающиеся, работая над презентациями, приобретают интеллектуальные, организационные, коммуникативные, конструкторско-технологические умения, воспитывают в себе трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, проявляют изобретательность, развивают проектное мышление. Все это помогает им в дальнейшей учебе, повышает познавательный интерес и формирует устойчивую положительную мотивацию к предмету «Иностранный язык».
Бесспорно, что в современном обучении компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Однако позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности обучающихся.

Список литературы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://festival.1september.ru/articles/310931/
Иванчихин В.Г. Использование информационно-коммуникационных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе школы как средство повышения профессиональной компетентности учителя.
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994.
Шмальц С. И. Современный урок английского языка с использованием информационно-коммуникативных технологий. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://pedsovet.su/publ/44-1-0-1309