Научная работа на тему Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка


Тема урока: Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка.
Цели:
Показать учащимся богатство русского языка.
Закреплять знания по изученным темам.
Способствовать развитию речи, мышления, творческой активности.
Воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: картина И.Левитана “Весна”, симфония Вивальди “Весна”, ТСО.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).
– Дети, вам тепло? (Да!)– В классе светло? (Да!)– Прозвенел уже звонок? (Да!)– Уже закончился урок? (Нет!)– Только начался урок? (Да!)– Хотите учиться? (Да!)– Значит можно всем садиться!
II. Постановка задачи.
Звучит музыка Вивальди “Весна”. На доске картина И.Левитана “Весна”. Учитель читает стихотворение Е.Баратынского:
Весна! Весна! Как воздух чист.Как ясен небосклон!Своей лазурию живойСлепит мне очи он.Весна! Весна! Как высокоНа крыльях ветерка,Ласкаясь к солнечным лучамЛетают облака.Под солнце самое взвилсяИ в яркой вышинеНезримый жаворонок поетЗаздравный гимн весне.
Учитель. Перед вами три вида искусства: музыка, изобразительное искусство, поэзия. Каким одним словом можно все это объединить? (Весна) – Как вы думаете, почему сегодня урок начался со слова весна? Как весна богата чудесами, волшебством, тайнами, так и русский язык богат. Чем богат русский язык? Сегодня на уроке мы это докажем. Мы рассмотрим слово весна с точки зрения разных разделов русского языка. А какие разделы русского языка вы знаете? (Лексика, орфография, фонетика, морфология, синтаксис).
III. Объяснение нового материала
Лексика.
– Что такое весна? (Весна – время года, следующее за зимой.)– Если мы не знаем значение слова, где можно найти? (В словаре Ожегова). Переносное значение слова весна: "весна жизни" ("молодость жизни").
Орфография – наука о правильном письме.
ВЕСНА
– Какая орфограмма в этом слове? (Безударная гласная в корне слова).– Запишите еще два слова с этой орфограммой. – Запишите в тетради текст, исправив ошибки:
Раса сверкает натрове. Блистят глаткие маладые листя бирезы. (9 ошибок)
Проверка выполнения задания. Дети объясняют орфограммы в словах.
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударный слог.
Задание. Выбрать транскрипцию к слову весна.
[ весна ] [ в’исна ] [ висна ] [ вэсна ]
– Сколько слогов?– На какой слог падает ударение?– Сколько букв, звуков?– Сколько гласных звуков; согласных звуков?– Как можно перенести слово?– Придумай слово, в котором столько же букв и звуков.
Словообразование – раздел науки о языке, изучает стороение слов и способы их образования.
Задание. Выбрать родственные слова к слову весна.
веснывесеннийвеселовесовщиквеснянкавеснушка.
Морфемный разбор слова: Придумай слово с таким же составом.
Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи.
– Какой частью речи является слово весна? (Существительное)– Что вы знаете о существительном?
*Тест по теме: “Имя существительное.”1. Имя существительное обозначает:
а) признак предмета;б) действие;в) предмет. В
2. Имя существительное отвечает на вопрос:
а) Что делает?б) Какой? Какое?е) Кто? Что? Е
3. Имена существительные бывают:
а) м.р., ж.р.;б) ж.р., с.р.;с) м.р., ж.р., с.р.С
4. Имена существительные изменяются:
а) по родам;н) по числам и падежам. Н
5. Имя существительное в предложении:
а) подлежащее и второстепенный член; б) сказуемое. А
Самопроверка – должно получиться слово ВЕСНА.
Выберите морфологические признаки этого существительного :одушевленное – 1;неодушевленное – 2;собственное – 3;нарицательное – 4;ед. число – 5; 2 4 5 7мн. число – 6;ж. род –7;с. род – 8;м. род – 9.Синтаксис – изучает словосочетание и предложение.
Составить словосочетание:
I вариант.(прил. + сущ.) II вариант.(гл. + сущ.)
ранняя весначудесная весна дружная веснаголубая весна люблю веснуговорю о весне
Разбор предложения у доски.

– Придумайте сами предложение о весне.
Учитель. О весне народ сложил много пословиц, поэты пишут стихотворения, писатели произведения о весне. Вам необходимо восстановить текст: “Подснежник”. Определите, где начальная часть текста, где средняя, где концовка. Соберите текст.
ПОДСНЕЖНИК
Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капелька на снег. Пробила сугроб и сухую траву. Там, где она упала, показалась зеленая стрелочка. А на ней расцвел голубой цветок. Смотрит на снег и удивляется. Не рано ли я проснулся? Нет не рано; пора, пора – запели птички. Вот так и наступила весна. Разбудило солнышко лес.
Звучит музыка.
Учитель. Все оживает весной, все тянется к свету, к солнцу. Вот лопнула почка – и показался молоденький листочек; вот высунул из-под земли крохотную головку росток – это выглянул первый весенний цветок. Вот пробежал по своим делам муравьишка. Куда он торопится? Вот выполз жук… Все для них ново на земле, незнакомо. Они оглядываются, знакомятся с миром. Что они чувствуют? О чем думают? Какие вопросы задают друг другу? Нравится ли им весна, солнце?
III. Домашнее задание.
Cоставляем сборник “Сказки весны”: сочините весеннюю историю о солнышке, о цветке, о молоденьком листочке, о муравье, о жучке.
IV. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?