Внеклассное чтение Сказка ложь, да в ней намёк…


Конспект урока по литературному чтению (внеклассное чтение). 2 класс.
Тема: «Сказка ложь, да в ней намёк..»Цель: Познакомится с русскими народными сказками «Бычок смоляной бочок» и «Бычок – чёрный бочок, белые копытца»
Задачи:
- закрепить понятие сказка, как литературный жанр
- прочитать сказки «Смоляной бычок», «Бычок – чёрный бочок, белые копытца»;
- провести анализ каждого литературного произведения ( называть главных героев, определять их качества, воспроизводить сюжетную линию)
- сравнить обе сказки, найти сходство и различие;
- высказываться о своём отношении к сказке;
- упражняться в работе со справочной литературой;
- развивать творческие способности детей;
- обогащать словарный запас;
- прививать интерес к осознанному чтению;
- воспитывать гуманные отношения (доброта, честность, дружелюбие).
УУД:
Познавательные:
Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
 Находить ответы на вопросы в тексте.
Коммуникативные:
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
3. Слушать и понимать речь других
4. Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им
5. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные:
1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
4. Учиться работать по предложенному учителем плану
Личностные:
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
4. Воспитание нравственных отношений
Оборудование: тексты сказок «Бычок смоляной бочок», «Бычок – чёрный бочок, белые копытца».
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
Речевая разминка: скороговорка
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
- прочитайте текст
-что это за литературный жанр?( скороговорка)
- что такое скороговорка и для чего они нужны?
Скороговорка - жанр устного народного творчества, короткая фраза, со специально усложненным произношением. Используются для тренировки дикции и произношения.
- Потренируйтесь прочитать эту скороговорку.
- Произнесите эту скороговорку друг другу .( работа в паре)
-Отгадайте загадки:
1. Летела стрела и попала в болото,И в этом болоте поднял её кто-то.Кто, распростившись с зелёною кожей,Сделался мигом красивой, пригожей?(Царевна лягушка)
2. Эту как зовут старушку?Просит бабушка избушку:«Разверни-ка свой фасад:Ко мне — перед, к лесу — зад!»Топнет костяной ногой.Звать бабулечку ....(Ягой)
3. Ждали маму с молоком,А пустили волка в дом...Кем же были этиМаленькие дети?(Семеро козлят)
4
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка
(колобок)
5. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне (Емеля)
- Что общего у всех этих загадках? (герой русских народных сказок)
- Тогда скажите, какова тема нашего сегодняшнего урока ?(Русские народные сказки)
Правильно, тема нашего урока «Сказка ложь, да в ней намёк..»- Что такое сказка?
- Какие особенности построения сказки вы знаете ?1. состоит из 3-х частей : зачин, основная часть, концовка
2. существует троекратный повтор
3. добро побеждает зло.
4. бывают народные и авторские.
5. Сказка обязательно учит (т.е. для чего нужны сказки?)
- Чем отличаются авторские сказки от народных?
- Какие виды сказок вы знаете? (о животных, бытовые, волшебные)
- Расскажите о сказках о животных
- расскажите о волшебных сказках
- расскажите о бытовых сказках.
Приведите ,пример сказок о животных , волшебных, бытовых.(ответы детей)
- Прочитайте названия сказок и подумайте, какова цель нашего урока?
(Цель - познакомиться с этими сказками)
- Какие задачи нам нужно решить на уроке?
1. Познакомиться со сказками, прочитать их.
2. Определить особенности сюжетного построения сказки.
3. Дать характеристику главным героям.
4. Определить к какому жанру относится сказка.
5. Определить главный смысл этих сказок
- Прочитайте ещё раз названия сказок, рассмотрите иллюстрацию к ним и предположите, о ком и о чём эти произведения? (ответы детей)
ΙΙ. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы.
Групповая работа. Работа с текстом.
- Каждая группа, выберите одну сказку, с которой бы вы хотели подробно познакомиться ? Выбор нужно сделать так, чтоб мы познакомились с обеими сказками .(выбор сказки)
- Сейчас прочитайте сказку в группе, по абзацам. ( чтение сказки) и заполните таблицу.
Название сказки Автор Русские народные
К какому виду сказок относится, докажите. Бытовые с элементами волшебства
Главные герои.
Перечислите их черты характера, подтверждая примером из текста Добрый, смелый, отважный. Приносит пользу человеку.
Особенности построения сюжета :- зачин
- основная часть
-заключение Какова главная мысль сказки Домашние животные приносят пользу своим хозяивам- Найдите значение незнакомых слов, выделенных шрифтом. (Работа по словарю. 1-я сказка: пряжу пряди, бранить, ступа, пестом погоняет.
2 сказка: пёстрые, пастух, смола, солома.
Как обращаются к животным в сказках?
Смоляной бычок. Мишка – медведь, волк – зубами щёлк, зайчик – побегайчик.
О чём говорят эти названия? (Они дают характеристику данным литературным образам. Медведь – неуклюжий, волк – злой, зайяц – быстро бегающий).Пересказ сказки 1 группа начинает, а другая продолжает ?-А теперь давайте, сравним эти сказки.
- Что общего в них?
Обе сказки русские народные.
Главный герой – бычок.
Бычок помогает людям.
Как зовут девочек в сказке? (Нюрочка – девчюрочка, внучка Танюшка)
Почему их называют Нюрочка, Танюшка, а не Таня и Нюра. (они маленькие девочки)
Построение сказки (зачин, основная часть, заключительная).
Есть волшебные элементы
Троекратное повторение. (Спасти Нюрочку пытались овцы, козы и коровы. Смоляной бычок домой привёл волка, медведя, зайца)Домашние животные приносят пользу своим хозяевам.
Чем отличаются сказки:
Смоляной бычок Бычок- чёрный бочок, белые копытца
Бычок – это животное, которое смастерил дед. Бычок – домашнее животное, которое паслось со стадом коров и телят
Зачин . Жили были дедушка и бабушка. Была у них внучка Танюшка Зачин. Жили – были муж да жена, и была у них дочка – Нюрочка – девчурочка.
Троекратный повтор: медведь, волк , заяц. Троекратный повтор: медведь, волк , заяц. овцы, козы, коровы.
Волшебство: бычок ожил, животные разговаривают. Волшебство: животные разговаривают, Баба – Яга.
Отрицательный герой: Отрицательный герой: Баба – Яга.
- О каких человеческих качествах говорится в этих сказках?
(доброте, взаимопомощи, умению давать слово, честности).
- Чему учат эти сказки? (быть добрыми, помогать друг другу и никогда не обманывать).
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.
- А теперь давайте выполним творческое задание (группы выбирают задания).
– инсценирование фрагмента сказки.
– составить самостоятельно сказку о домашнем животном, приносящем пользу.
– составить цитатный план сказки
– нарисовать иллюстрацию к сказке.
Выступление групп.
Ребята, скажите пожалуйста, почему говорят о сказках «Сказка ложь, да в ней намёк…» (ответы детей).
Рефлексия:
Продолжи фразу…
А закончить наш урок мне хочется песней из кинофильма «Там на неведомых дорожках» «Приходите в гости к нам» .Слова: Юлий КимМузыка: Владимир Дашкевич