Проект: «Сказка – ложь, да в ней намек…» (р. н. сказка «Теремок»)


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 91»
Муниципального образования г. Братска
Проект: «Сказка – ложь,
да в ней намек…»
(р. н. сказка «Теремок»)
Составил проект: Воспитатель
Шулика И.И
Участники проекта: дети 3-х лет
Исполнители: воспитатели, родители, дети
Братск 2017
Тип проекта:
По содержанию:творческий
По характеру участия ребенка: от зарождения идеи идо получения результата
По характеру контактов: в контакте с семьёй
По количеству участников:коллективный
По продолжительности: краткосрочный
Сроки реализации проекта:5дней
Постановка проблемы: отсутствие интереса у детей к художественной литературе.
Актуальность проекта.
«Благодаря сказке ребёнок познаёт
мир не только умом, но и сердцем».
В.А.Сухомлинский.
Жили – были… Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Дети выбирают удобную позу, прижимаются к любимым взрослым или к мягким, пушистым игрушкам и слушают сказки, рассказы, истории.
Конечно, самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образа, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, - всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.
Сказка- источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказки помогают обогащать ребёнка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям. Они служат могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Благодаря сказке ребёнок узнаёт, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений: что в любой миг мир может заговорить, потому что он- живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке ребёнок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчётливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит детей учиться, познавать себя самого и мир вокруг.
Однако, как показали наблюдения, у детей стал пропадать интерес к книге в целом и к русскому народному творчеству в частности.
Обоснование проблемы:
- непонимание родителями значение чтения сказок в воспитании ребенка;
- недостаточно времени уделяется чтению детской литературы в домашних условиях;
- интерес к книге подменяется просмотром телевизора и компьютерными играми.
Цель
- Закрепление и систематизация знаний у детей о художественной литературе.
- Повышение интереса родителей к чтению детям художественной литературы.
Задачи:
Для детей:
Закреплять и развивать у детей интерес к прочтению книг;
Развивать любознательность, творческое воображение, память, фантазию;
Для воспитателей:
Совершенствовать профессиональный уровень педагогов;
Рост творческой активности педагогов;
Создавать условия для взаимодействия с семьями воспитанников.
Для родителей:
Повышать читательскую культуру родителей;
Заинтересовать родителей расширением читательского кругозора дошкольника, знакомя с русскими народными сказками;
Не допускать раннего приучения ребёнка к телевизору, видео, компьютерным играм, не заменять непосредственного общения ребёнка с родителем.
Привлекать к участию в совместном творчестве с ребёнком.
Игровая мотивация:
«Лучший подарок »
В группу входит почтальон:
- Здравствуйте, ребятки! У меня для вас письмо! Письмо не простое, из волшебного леса.
Отдает письмо воспитателю.
Воспитатель:
- Давайте посмотрим, кто же нам письмо написал!!! Интересно? Будем читать?
Открывают конверт и читают письмо:
«Здравствуйте, мои маленькие друзья!!! Слышал я, что вы любите читать книги. Я тоже очень люблю читать сказки и разные истории! Вот поэтому и хочу встретиться с вами. И есть у меня для вас подарочек! Ждите в гости! Мишка».
Воспитатель: - Что ж ребята, к нам идет необычный гость.
Звенит колокольчик и входитМедведь с корзинкой.
Медведь: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Вот и добрался я к вам. Как я рад вас видеть. Любите ли вы слушать сказки? А мамы читают вам книги?
Вот и я к вам не с пустыми руками. Но сначала помогите мне, пожалуйста, собрать картинки моих друзей. В моей корзинке всё перемешалось.
Достает из корзинки 6 конвертов с разрезными карточками с изображениями персонажей. Дети собирают картинки.
Медведь:
-Как вы думаете кто это?
-Из какой сказки герои?
Дети говорят свои предположения.
Медведь: - Какие вы все молодцы. Я рад нашему знакомству и, как и обещал, подарю свой подарок. Как вы думаете, что это? Конечно же, это книга. Моя самая любимая сказка «Теремок».
Воспитатель: - А давай, Мишка, мы почитаем её ребяткам?
Медведь садиться с детьми в круг, и воспитатель начинает читать сказку.
Медведь: - А теперь вы можете сказать с какой сказки эти животные на картинках?
- Ну, теперь мне пора домой, ведь меня ждут мои друзья.
План реализации проекта:
№ Способ реализации Цель Сроки
1 Анкета для родителей: «Сказка в жизни вашего ребенка»
Выявить отношение родителей к сказкам и чтению их дома. Вызвать интерес к теме проекта Подготовительный этап
2 Подбор необходимой для реализации проекта литературы, материала
Подготовить теоретический и практический материал по теме 3 Игровая мотивация
Вовлечь детей в тему проекта
День первый
4 Чтение сказки «Теремок»
Познакомить детей со сказкой и её персонажами 5 Дидактические игры: «Выложи по порядку», «Кто тут лишний?», «Какого отрывка не хватает?»
Учить строить сериационные ряды; Развивать сенсорные навыки; формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. 6 Лепка «Яблочки для героев сказки»
Продолжить учить детей формировать из кусочков пластилина комочки, скатывать их в шар. Повторить основные цвета. Развивать мелкую моторику рук. 7 Показ настольного театра «Теремок»
Развивать интерес к просмотру театра, узнавать и радоваться знакомым персонажам День второй
8 Конструирование домика для зверят по сказке «Теремок» Учить детей передавать структуру сказки с помощью моделирования 9 Пальчиковая гимнастика «Теремок» Развивать мелкую моторику, координацию движения пальцев рук 10 Консультация для родителей «О необходимости читать!!!» (буклет) Познакомить родителей с необходимостью чтения книг в развитии детей, дать советы и рекомендации как правильно читать. День третий
11 Пальчиковый театр «Теремок»
Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, речь, обогащать активный словарь детей 12 Раскраски по сказке
Учить детей подбирать правильные цвета, соответствующие персонажам, вспомнить цвета и название животных 13 Подвижные игры на улице: «У медведя во бору», «Мышки» Учить детей играть по правилам,приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить), развивать подражание 14 Игра - драматизация «Теремок» Формировать у детей интерес к играм-драматизациям, способствовать активизации речи День четвертый
15 Настольно-печатные игры по теме сказок: лото «Сказки», «Разрезные картинки» Развивать внимание, наблюдательность, память 16 Картинная галерея «Мир сказок» Показать родителям итог деятельности детей по сказке «Теремок» 17 Ритуал-начало Познакомить участников проекта, установить доброжелательные отношения День пятый
(заключительный этап)
18 Постановка проблемы Найти дальнейшее решение 19 Решение проблемы (работа в микрогруппах) Создать свою сказку и мини книгу к ней 20
Презентация собственной сказки Показать значение сказок в жизни ребенка
21 Выставка детско-родительских работ «По страницам сказок» Поделиться итогами проекта Описание проекта
Предварительная работа:
1. Анкета для родителей«Сказка в жизни вашего ребенка»
Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?
Просит ли ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?
Какие сказки предпочитает ваш ребенок?
Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?
Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?
Какой любимый сказочный герой вашего ребенка?
Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам (игрушкам)?
Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?
Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрациям?
Придумывает ли Ваш ребенок сам сказку?
Придумываете ли Вы сказки для Вашего ребенка?
Что предпочтет Ваш ребенок:
а) чтение книги
б) просмотр мультфильма
Нужно ли читать детям сказки? Почему?
Подбор сказки, иллюстраций к ней, соответствующей литературы.Подбор консультаций для родителей.
День первый
Игровая мотивация. Приходит в гости к детям Медведь.
Читаем сказку «Теремок» вместе с Медведем. Опять смотрим на собранные разрезные картинки.Называем героев.
3.Играем в дидактические игры «Выложи по порядку», «Кто тут лишний?», «Какого отрывка не хватает?»
4. Во второй половине дня делаем подарки героям сказки. Проводится лепка «Яблочки для героев сказки».
День второй
Снова вспоминаем прочитанную сказку, но уже используя настольный театр «Теремок».
Проводиться пальчиковая гимнастика «Теремок»
Воспитатель проговаривает слова и показывает движения рук. Дети выполняют упражнения вместе с воспитателем (2 раза):
Мы хотим построить дом, (руки над головой «домик»)
Чтоб окошко было в нем. (руки перед глазами, концы пальцев сомкнуты в «окошко»)
Чтоб у дома дверь была, (ладони повернуты к себе, сомкнуты боковыми частями)
Рядом, чтоб сосна росла. (пальцы растопырены, руки тянет вверх)
Чтоб вокруг забор стоял (руки перед собой кольцом, пальцы соединены)
Волк ворота охранял. (одна рука «волк», мизинец отсоединить от других)
Солнце было, (скрестить кисти рук, пальцы растопырены)
Дождик шел, (потрясти кистями рук)
И цветок расцвел (предплечья прижаты, пальцы-лепестки смотрят вверх)
Воспитатель предлагает построить свой теремок уже из конструктора и отправить фотографию домика Мишке в лес.
Воспитатель говорит:
- Вот построили мы дом.
Хорошо всем будет в нем.
Здесь под крышей под одной
Заживут одной семьей:
Волк, лиса, лягушка, мышка,
Не забудем про зайчишку,
Мишке тоже хватит места,
Никому не будет тесно!
Будут жить да поживать,
Песни вместе распевать!
День третий
Воспитатель утром раздает родителям буклет «Консультация для родителей: «О необходимости читать».
Дети с помощью воспитателя показывают пальчиковый театр «Теремок».
Проводятся подвижные игры на улице «У медведя во бору», «Хитрая лиса».
Подвижная игра «У медведя во бору»
Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:
У медведя во бору.
Грибы,ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.
Как только дети закончили, стихотворение медведь с рычанием встает т ловит детей, они бегут домой.
Подвижная игра «Мышки»
Дети изображают мышек-трусишек. Ни слова взрослого (дети могут повторять) «Вышли мышки как-то рано, посмотреть, который час» мышки идут по группе. «Раз-два, три-четыре, мышки дернули за гири» — мышки имитируют движение руками. «Вдруг раздался страшный звон (можно позвонить в колокольчик, ударить в бубен), убежали мышки вон» — дети убегают. Дети должны стараться действовать в соответствии со словами взрослого.
Во второй половине дня воспитатель предлагает детям раскрасить карандашами героев сказки «Теремок».
День четвертый
Проводиться игра-драматизация «Теремок». Дети в масках. Воспитатель читает за автора. Дети говорят за героев.
Воспитатель предлагает поиграть в настольные игры: лото «Сказки», «Разрезные картинки».
В приемной группы оформляется картинная галерея «Мир сказок» по детским раскраскам героев сказки «Теремок».
День пятый (заключительный)
В этот день приглашаются родители с детьми.
Ритуал начало
Дети и родители встают в круг. Воспитатель берет в руки любую игрушку и объясняет участникам, что нужно делать. Передавая по кругу игрушку говорить своему соседу справа приятную фразу, комплимент.
Постановка проблемы.
После игры воспитатель предлагает родителям и детям сесть на стульчики. При этом держит в руках книгу. И начинает беседовать с участниками проекта.
-Знаете ли вы что у меня в руках?
Нужно ли читать детям? Почему?
А есть ли польза от чтения?
Читаете ли вы сказки своим детям?
Какие сказки читаете вы дома?
Воспитатель: - Сегодня мне бы очень хотелось, что бы каждый из вас поучаствовал в создании своей уникальной книги сказок.
Кто хочет поучаствовать в процессе?
И воспитатель заканчивает беседу стихотворением Аркадия Маркова:
Приходит книга в дом любой.Коснись её страниц,Заговорит она с тобой.
Про жизнь зверей и птиц.Увидишь ты разливы рек,Услышишь конский топот.Придут к тебе и Чук, и Гек,Тимур и дядя Стёпа.Ей вьюга злая не страшна.
И не страшна распутица.С тобой беседует она,Как умная попутчица.Ну, а взгрустнется вдруг,Не огорчайся слишком:Как самый лучший верный друг.
Развеет скуку книжка.
Делимся на микрогруппы. В этом поможет Теремок. Ребенок подходит и открывает одно окошка Теремка, а за ними все герои сказки. После этого необходимо придумать мини сказку, где главным героем был бы выбранный персонаж, и оформить её как книжку.
Оформление результатов проекта в виде презентации. Каждая микрогруппа представляет своё произведение. Рассказывает остальным сказку и показывает итог своей работы.
Предполагаемый результат:
Для детей:
чтоб развился у детей интерес и стремление к общению с книгой;
чтоб дети научились отображать прочитанное в творческих работах.
Для родителей:
мотивировать родителей на традиции семейного чтения;
чтоб родители поняли, что чтение художественной литературы должно занимать одно из первых мест в семейном досуге;
помочь заинтересованность родителей необходимостью расширять читательский кругозор ребенка, знакомя его с русскими народными сказками.
Для воспитателя:
повысить свой профессиональный уровень;
повысить творческую активность;
создать условия для взаимодействия с семьями.
Оценка результатов проекта:
Для детей:
дети просят больше читать книг, им интересно;
научились отображать прочитанное в творческих работах, в игре.
Для родителей:
родители стали больше читать своим детям;
поняли, что книга лучший помощник в воспитании ребенка.
Для воспитателя:
заинтересовала родителей читать книги детям;
донесла до родителей значение книги в жизни и воспитании ребенка;
повысила профессиональный уровень, творческая активность.
Список использованной литературы:
Русская народная сказка в обработке А. Н. Афанасьева.
В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям».
Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»,1999. — 48 с.
Тимофеева Е.А., Сагайдачная Е.А., Кондратьева Н.Л. Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации: Методическое пособие. Часть 1. – М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2010