Литературно-музыкальная гостиная, посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. «Вот он, задумчивый и дерзкий, мечтатель…»


Литературно-музыкальная гостиная, посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
«Вот он, задумчивый и дерзкий, мечтатель…»
Цель: познакомить учащихся с богатым дополнительным материалом по данной теме, обучать выразительному чтению, навыкам драматического искусства.
Развивать память, речь.
Воспитывать толерантность, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация.
Зал празднично украшен. Портреты М.Ю. Лермонтова и его современников, рисунки поэта, иллюстрации к произведениям.
(Слова распределяются в зависимости от состава участников или количества учащихся в классе)
1 ведущий: (Слайд 1 - Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837 )Осень! Это прекрасное время года мы всегда связываем с именем А.С.Пушкина, забывая, что оно по праву принадлежит и его собрату по перу М.Ю.Лермонтову. 15 октября - день его рождения.
( Слайд 2 - Лермонтов в расстёгнутом ментике с золотыми шнурками. 1837. П.Е. Заболотский. )Вот он, задумчивый и дерзкий, мечтатель юных лет.
Шнуры на куртке офицерской, узоры эполет.
Его слова, вовек живые, вновь повторяй, страна:
«Недаром помнит вся Россия про День Бородина» ( Чтение стихотворения «Бородино»)
2ведущий:
Именно этим стихотворением входит в наш мир Лермонтов. Входит и остаётся навсегда. Потом будет одинокий парус, гордый, непокоренный Мцыри, символ вечного обновления Демон.
( Слайд 4 - изображение паруса. Рисунки из «Мцыри» и Демон Врубеля)3. Какие прекрасные качества у героев Лермонтова! Но если одним словом определить сущность его творчества, то таким словом будет слово «ЛЮБЛЮ».
-Люблю Отчизну я.
-Москва, Москва, люблю тебя, как сын…
-Люблю я Кавказ.
-Люблю я солнце осени! Люблю я солнце
4. Мой друг, я не рожден для света
И не умею жить среди людей.
Я не имел ни время, ни охоты
Делить их шум, их мелкие заботы.
Любовь моё всё сердце заняла.
5. Что же такое любовь для Лермонтова? На этот вопрос он пытается ответить в одном из стихотворений:
Любить необходимо мне.
И я любил
всем напряжением душевных сил.
6. -Что же любил поэт?
–Прежде всего – жизнь.
Он любил жизнь и хотел жить.
Стихотворение «Желанье» 1832 г.
7. «Я жить хочу» 1832 г.
Это 1832 год. Ни о какой славе ещё нет и речи, никому Лермонтов неизвестен. Радостей немного, а вот страданий предостаточно.
- В младенческих летах я мать потерял…
Печальная судьба отца и сына - Жить розно и в разлуке умереть.
- Моя душа, я помню, с детских лет прекрасного искала…8. Стихи становятся своеобразным дневником юноши, криком его души. Болью сердца.
Как страшно жизни сей оковы
мне в одиночестве влачить.
Делить веселье все готовы,
Никто не хочет грусть делить.
9. Нет, я не Байрон, я другой,
( Слайд 9 - Портрет Байрона – акварель П. Соколова)
Ещё неведомый избранник.
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
10. Отрывок из «Песни о купце Калашникове» ( Слайд 10- иллюстрации к «Песне …»
«Если это первый опыт молодого поэта, то не боимся сказать, что литература наша приобретает сильное и самобытное дарование». В.Г. Белинский
11.
Так жизнь скучна, когда боренья нет.
Мне нужно действовать!
Я каждый день бессмертным сделать бы желал…
И понять я не могу, что значит отдыхать.
Мне жизнь всё как-то коротка.
И всё боюсь, что не успею я свершить чего-то.
12. Справедливо считают, что Лермонтов успел свершить. И не что-то, а поэтический подвиг… Да-да, не бойтесь этого слова. Подвигом поэтическим, человеческим явилось стихотворение, которое сразу принесло поэту известность.
1837 год «Смерть поэта» ( Запись) ( Слайд 12 - Иллюстрация с картины Наумова «Дуэль Пушкина с Дантесом»)
13. «Я уже имел честь доложить Вашему императорскому высочеству, что вступление к этому сочинению дерзко, а конец – бесстыдное вольнодумство, более чем преступное» - Бенкендорф.
14. Николай 1 :«Приятные стихи, нечего сказать . Пока что я велел удостовериться, не помешан ли господин Лермонтов, а затем мы поступим с ним согласно закону» ( Слайд 13 – портреты Бенкендорфа и Николая 1)
15. Высочайшее повеление: «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова за сочинение известных стихов перевести тем же чином в Нижегородский драгунский полк»
16. «Синие горы Кавказа»
17. «Кавказ» ( Слайд 14 , 15,16.17– акварели Лермонтова)
18. О Кавказе Лермонтов не только писал стихи, он оставил 13 картин, 44 акварели «Удивительно талантлив этот юноша. Вот кого жаль! Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог!» Л.Н. Толстой. « Какое дарование! 25 лет не было, он уже пишет «Демона». А какой запас творческих образов, мыслей, удивительных даже для мудреца.» - Федор Михайлович Достоевский.
19. Отрывок из «Думы»
20. «У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый характер. Ну, так это неправда. Пошлости в людях не терпел. Но с людьми простыми и искренними сам был прост и ласков» -- Николай Раевский.
21. Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть.
Как я любил, как я страдал.
Тому судья лишь бог да совесть.
Судьба распорядилась так, что Лермонтов вынужден был постоянно общаться с людьми высшего общества. Легко ли это было? Об этом тоже в стихах : «Как часто пестрою толпою окружен…» (слайд 18 – иллюстрация бала) «Как часто, пестрою толпою окружен…» Михаил Лермонтов
1-е Января
Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, —
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки
Сценка - Отрывок из драмы «Маскарад». Музыка Глинка М. «Вальс-фантазия»
22. Но не подумайте, что Лермонтов только скучал, что просто так проходили его годы. Он работал. Поражаешься, сколько написано им. Более 400 стихотворений, 30 поэм,6 драм,3 романа. ( Слайд 19 – рукописи Лермонтова. Обложка «Героя нашего времени»)«Герой нашего времени»,милостивые государи мои ,точно ,портрет, но не одного человека. Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения»
Сцена --Отрывок из романа «Герой нашего времени».
23. Да. Такова была участь моя с самого детства. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве. Я стал скрытен…. И тогда в груди моей родилось отчаяние
К чему глубокие познанья , жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем?
Грядущее тревожит грудь мою:
Как жизнь я кончу,
Где душа моя блуждать осуждена?
Кто голос мой услышит и узнает?
И с тоской я вижу, что любить, как я – порок.
И вижу: я слабей любить не мог.
24. Екатерине Сушковой Стихотворение «Нищий» ( Слайд 21 – портрет Сушковой)
Стихотворение было написано в 1830 году. Обращено к Е. А. Сушковой (в замужестве Хвостовой) - московской знакомой поэта, в которую тот был горячо, но, увы, безответно влюблен.По воспоминаниям Екатерины Сушковой, стихотворение было написано после посещения Троице-Сергиевой лавры (куда Лермонтов вместе с Сушковой и другими ходил из Москвы на богомолье) под впечатлением встречи со слепым нищим, который рассказал о молодых «господах», бросивших ему камни вместо денег. В семье Столыпиных рассказывали иначе: Сушкова будто бы сама из шалости подала нищему камень. Этот эпизод послужил основой для изображения жестокости и равнодушия
25. Наталье Ивановой «Я не унижусь пред тобой» (Слайд 21а портрет Ивановой)
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Стихотворение было написано в 1832 году. Обращено к Н. Ф. Ивановой, одной из знакомых поэта, которая была предметов его увлечений в юности. Пожалуй, именно Наталье Федоровне Лермонтов посвятил наибольшее количество своих стихотворений, мотивом которых являлись: в начале знакомства – восторг и восхищения, и в конце – обманутые надежды и напрасная жажда любви.
26. Варваре Лопухиной «Она не гордой красотой (Слайд 21б)
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает;
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Стихотворение было написано в 1832 году. Обращено к В. А. Лопухиной (в замужестве Бахметевой) - близкому другу и возлюбленной поэта, единственной женщине, к которой Лермонтов испытывал по-настоящему глубокие чувства.
27. Марии Щербатовой «На светские цепи»Слайд 21 в)
На светские цепи,
На блеск утомительный бала
Цветущие степи
Украины она променяла,
Но юга родного
На ней сохранилась примета
Среди ледяного,
Среди беспощадного света.
Как ночи Украйны,
В мерцании звезд незакатных,
Исполнены тайны
Слова ее уст ароматных…
28. Отрывок из повести К.Паустовского «Разливы рек»(встреча Лермонтова и Щербатовой) на фоне музыки - Шуман, «Грёзы»
Поручик Тенгинского пехотного полка Лермонтов ехал на Кавказ, в ссылку, в крепость Грозную.
Весна выдалась не похожая на обыкновенные русские весны: реки запоздали и долго не могли войти в берега. Разливы задерживали Лермонтова. Он стоял у окна старенькой гостиницы, и мысли веером проносились в его голове.
За окном прогремели по булыжникам колеса, брякнул и замолк колокольчик под дугой. Из запыленной коляски выходила, слегка подобрав дорожное платье, Мария Щербатова – высокая, тонкая, с бронзовым блеском в волосах. Лермонтов отшатнулся от окна. Откуда она здесь, в этом заштатном городке? Так недавно еще он расстался с ней в Петербурге. Любила ли она его? Он не знал. Вообще он не знал, любил ли его по-настоящему хоть кто-нибудь в жизни. Все привязанности кончались обманом. Наталья Иванова променяла его на проворовавшегося офицера, Лопухина вышла замуж за богача.
Как же Щербатова попала сюда? В Петербурге она ничего не говорила ему об этой поездке. Потом он вспомнил: городок этот лежал по пути на ее УкраинуЛюбила ли она его, он не знал. Но он, если бы мог, подарил ей всю землю. Вся теплота этой любви сосредоточилась в нем одном. Он берег ее, он жил с ней одиноко и счастлив Мария Щербатова была здесь! Он слышал ее голос ,шум ее платья, знакомые шаги, , запах лавандовых духов. И наконец он услышал заглушённые слова, каких ждал с той минуты, когда увидел ее выходящей из коляски:– Неужели Михаил Юрьевич здесь? Вот забавный случай! Тогда передай ему вот это.«Вот это» было запиской, наспех набросанной на клочке бумаги. Ее принес слуга.В записке было два слова:«Приходите скорей!»
Никакие слова не казались ему такими зовущими и ласковыми, как два этих маленьких слова.Марии Щербатовой тоже казалось, что впервые в жизни она написала такие удивительные и важные слова.
Они встретились у ворот, и Лермонтов, наклонившись, чтобы поцеловать ее руку, пропустил тот единственный миг, когда слеза блеснула в ее синих, как шелковая лента, глазах и тотчас исчезла. Она слегка потянула его за руки. Лермонтов встал, и она, обняв его за плечи, поцеловала в губы, потом в глаза – поцеловала прямо, открыто, глядя в побледневшее лицо.
Не было ни бурных слов, ни пылких признаний, ни клятв, а только разрывающая сердце нежность.
Он не узнавал ее. Она была прелестна в Петербурге, но куда сейчас девалась ее тамошняя сдержанность, снежная, почти мраморная красота и горделивость движений? Сейчас перед ним была простая, ласковая женщина, и тайная радость, что она переменилась так внезапно ради него, не покидала Лермонтова.
– Мария, – сказал он, и голос его дрогнул, – если бы вы только знали, как мне хочется жить! Как мне нужно жить, Машенька!
Она прижала его голову к груди. Он впервые за последние годы заплакал – тяжело, скупо, задыхаясь в легком шелку ее платья, не стыдясь своих слез.
– Ну что ты? Что ты, солнце, радость моя? – шептала Щербатова. Лермонтов сжал зубы и сдержался. Но долго еще он не мог вздохнуть всей грудью……
Потом было расставание. Предчувствия теснили грудь. Лермонтов начал писать карандашом на обертке от табака:
29.Не смейся над моей пророческой тоскою.
Я знал: удар судьбы меня не обойдет.
Я знал, что голова, любимая тобою,
С твоей груди на плаху перейдет. ( Слайд 22 – место дуэли Лермонтова и Мартынова)
30. Свиридов «Метель» Кавказ сотрясался от раскатов грома. Лермонтов упал. Вся в летнем прозрачном солнце над ним склонилась Мария Щербатова. И он сказал ей: «Не плачьте. Я видел смерть. Значит, буду жить вечно».
Мне любить до могилы творцом суждено.
Но по воле того же творца
Всё, что любит меня, то погибнуть должно.
Иль как я же страдать до конца.
П.И. Чайковский «Времена года»
На пустынной скале незабудка весной
Одна, без подруг расцвела.
И ударила буря, и дождь проливной.
И как прежде недвижна скала.
Но красивый цветок уж на ней не блестит.
Он ветром надломлен и градом убит.
31. На вашем молодом лице (Слайд 23 – Памятник Лермонтову в Пятигорске)
Следов заботы и печали не отыскать.
И вы едва ли вблизи когда – нибудь видали,
КАК умирают. Дай вам бог и не видать.
32.Ещё дуэль! Ещё поэт с свинцом в груди… ( Слайд 24 – могила Лермонтова в Тарханах)
Уста сомкнулись, песен нет. Всё смолкло. Страшное молчанье.
ГРУСТЬ, ВРАЖДА, СТРАДАНЬЕ, ЛЮБОВЬ,
Но не забыт умру я.
Список литературы.
1.Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 4 томах. М.,2007.
2. М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М.,1993.
3.И. Андронников «Лермонтов .Исследования и находки »,М.,1984.
4.Лермонтовская энциклопедия. М, 2009.
5.Э. Найдич «Этюды о Лермонтове». Спб. 1994.
6. К.Г.Паустовский «Разливы рек» М. 2009.
7. Сб. «Дуэль Лермонтова с Мартыновым». М. 1998
Музыкальные произведения.
1.П.И. Чайковский «Времена года» 2. Бетховен «Лунная соната»
3.Моцарт «Соната до мажор» 4.М.Глинка «Вальс- фантазия» 5.Г.Свиридов «Метель»