Литературно-музыкальная гостиная «Знакомый ваш, Сергей Есенин»


Министерство образования Иркутской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Братский политехнический колледж»
Сценарий литературно-музыкальной гостиной
«Знакомый ваш, Сергей Есенин»
Братск, 2015
Литературно-музыкальная гостиная «Знакомый ваш, Сергей Есенин»
Демонстрация видеоролика: Сергей Есенин - «Хулиган» (Сергей Безруков), HD.
3 октября исполнилось 120 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина.
Его поведение многие неизменно находили вызывающим, эпатажным и даже шокирующим. Его стихи — особая страница русской поэзии. Есенина невозможно загнать в тесные рамки литературных течений начала ХХ века, он — сам по себе, бунтующий, страстный, с огромной русской душой нараспашку. Наверное, поэтому поэзия Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным: её либо обожают, либо отказываются понимать и принимать.
И сегодня в нашей литературной гостиной мы попробуем раскрыть малую толику многогранного таланта поэта – любовную лирику.
Ведущий: Уважаемые дамы и господа! Давайте перенесёмся в  Москву ровно на 95лет назад. И мы рады вас приветствовать в литературном кафе имажинистов «Стойло Пегаса». Сегодня мы услышим удивительные поэтические строки и воспоминания об одном из талантливых, ярких поэтов России – Сергее Есенине.
Своим восторженным впечатлением об Есенине поделилась президент Славянского фонда России Галина Боголюбова.
"Он действительно был очень талантлив, вышел из народа и как ему удалось стать таким выдающимся поэтом - это только дар, который дан от природы. Потому что человек абсолютно был малограмотный, писал с ошибками, запятые нигде не ставил. Но то, что это бунтарь по натуре, - это да. То, что его поддержали чекисты в своё время - это тоже, потому что нужно было показывать не только истеблишмент и богему того периода - декадентскую богему - это Блок, это Хлебников, это Волошин, - а надо было показать того, кто вышел из пролетариев, из деревни, - вот он наш мужик. А наш мужик действительно был очень талантлив, но со своим талантом, со своим буйным темпераментом он не смог справиться и влиться в эту систему, которая всё контролировала. Его заставляли работать подконтрольно, а он не мог, потому что он не получил специального образования, он ещё не понимал, что происходит. Поэтому и писал "я не могу, задрав штаны, бежать за комсомолом". Это не его вообще, как можно представить Есенина с комсомольским значком. - считает Галина Боголюбова.
Отрывок из сериала Есенин Биография Детектив Хулиган 3 серия
Ведущий: Есенин преодолел путь от деревенского крестьянского мальчика до самого известного дебошира России. Того, раннего Есенина русский советский поэт Владимир Маяковский называл "декоративным мужиком", слишком слащавым, неискренним, а его стихи — "ожившим лампадным маслом".
Миф о взаимной ненависти Сергея Есенина и Владимира Маяковского — один из самых известных в истории литературных направлений ХХ века. Поэты на самом деле являлись непримиримыми идейными противниками и частенько публично поливали друг друга грязью.
Отрывок из сериала Есенин Биография Детектив Дуэль 8 серия
Однако оба прекрасно отдавали себе отчёт в силе таланта другого. Есенин прекрасно понимал значение творчества Маяковского и выделял его из всех футуристов: "Что ни говори, а Маяковского не выкинешь. Ляжет в литературе бревном, и многие о него споткнутся". Поэт не раз читал отрывки из стихов Маяковского. Тот же, в свою очередь, однозначно оценил Есенина: "Чертовски талантлив!" - однако тщательно скрывал своё мнение.
Ведущий: Великий русский лирик XX века, он до двадцати восьми лет не написал ни одного стихотворения, которое можно было бы причислить к любовной лирике. По воспоминаниям Анатолия Мариенгофа, в сентябре 1923 года поэт с грустью сказал ему:— А у меня стихов про любовь нету. Всё про кобыл да про телят. А про любовь — хоть шаром покати.— За чем же дело стало? — спросил его Мариенгоф.— Для этого ж влюбиться надо, — отвечал Есенин. — Да вот не знаю в кого... В городе, черт подери, два миллиона юбок, а влюбиться человеку не в кого! Хоть с фонарем в полдень ищи.
Чтец (Сай Сергей)
Письмо к женщинеВы помните,Вы всё, конечно, помните,Как я стоял,Приблизившись к стене,Взволнованно ходили вы по комнатеИ что-то резкоеВ лицо бросали мне.Вы говорили:Нам пора расстаться,Что вас измучилаМоя шальная жизнь,Что вам пора за дело приниматься,А мой удел -Катиться дальше, вниз.Любимая!Меня вы не любили.Не знали вы, что в сонмище людскомЯ был как лошадь, загнанная в мыле,Пришпоренная смелым ездоком.Не знали вы,Что я в сплошном дыму,В развороченном бурей бытеС того и мучаюсь, что не пойму -Куда несет нас рок событий.Лицом к лицуЛица не увидать.Большое видится на расстоянье.Когда кипит морская гладь -Корабль в плачевном состоянье.Земля - корабль!Но кто-то вдругЗа новой жизнью, новой славойВ прямую гущу бурь и вьюгЕе направил величаво.Ну кто ж из нас на палубе большойНе падал, не блевал и не ругался?Их мало, с опытной душой,Кто крепким в качке оставался.Тогда и я,Под дикий шум,Но зрело знающий работу,Спустился в корабельный трюм,Чтоб не смотреть людскую рвоту.Тот трюм был -Русским кабаком.И я склонился над стаканом,Чтоб, не страдая ни о ком,Себя сгубитьВ угаре пьяном.Любимая!Я мучил вас,У вас была тоскаВ глазах усталых:Что я пред вами напоказСебя растрачивал в скандалах.Но вы не знали,Что в сплошном дыму,В развороченном бурей бытеС того и мучаюсь,Что не пойму,Куда несет нас рок событий...Теперь года прошли.Я в возрасте ином.И чувствую и мыслю по-иному.И говорю за праздничным вином:Хвала и слава рулевому!Сегодня яВ ударе нежных чувств.Я вспомнил вашу грустную усталость.И вот теперьЯ сообщить вам мчусь,Каков я был,И что со мною сталось!Любимая!Сказать приятно мне:Я избежал паденья с кручи.Теперь в Советской сторонеЯ самый яростный попутчик.Я стал не тем,Кем был тогда.Не мучил бы я вас,Как это было раньше.За знамя вольностиИ светлого трудаГотов идти хоть до Ла-Манша.Простите мне...Я знаю: вы не та -Живете выС серьезным, умным мужем;Что не нужна вам наша маета,И сам я вамНи капельки не нужен.Живите так,Как вас ведет звезда,Под кущей обновленной сени.С приветствием,Вас помнящий всегдаЗнакомый вашСергей Есенин.
Ведущий: В течение всей жизни любовная лирика, как и сам поэт, претерпевали значительные изменения: от первых пылких юношеских к глубоким душевным переживаниям. Пытаясь глубже разобраться в себе, своих чувствах, Есенин посвящает теме любви целые циклы стихов. 
Чтец Баданова Софья
Заметался пожар голубой,Позабылись родимые дали.В первый раз я запел про любовь,В первый раз отрекаюсь скандалить.Был я весь - как запущенный сад,Был на женщин и зелие падкий.Разонравилось пить и плясатьИ терять свою жизнь без оглядки.Мне бы только смотреть на тебя,Видеть глаз злато-карий омут,И чтоб, прошлое не любя,Ты уйти не смогла к другому.Поступь нежная, легкий стан,Если б знала ты сердцем упорным,Как умеет любить хулиган,Как умеет он быть покорным.Я б навеки забыл кабакиИ стихи бы писать забросил.Только б тонко касаться рукиИ волос твоих цветом в осень.Я б навеки пошел за тобойХоть в свои, хоть в чужие дали...В первый раз я запел про любовь,В первый раз отрекаюсь скандалить
 Стихи Есенина — искренняя исповедь его романтической души, которая привлекает прежде всего проявлением самых лучших человеческих чувств. Притягательная сила есенинской поэзии именно в этой пронзительной искренности. 
Чтец: (Ипатов Евгений)
Мне грустно на тебя смотреть,Какая боль, какая жалость!Знать, только ивовая медьНам в сентябре с тобой осталась.Чужие губы разнеслиТвое тепло и трепет тела.Как будто дождик мороситС души, немного омертвелой.Ну что ж! Я не боюсь его.Иная радость мне открылась.Ведь не осталось ничего,Как только желтый тлен и сырость.Ведь и себя я не сберегДля тихой жизни, для улыбок.Так мало пройдено дорог,Так много сделано ошибок.Смешная жизнь, смешной разлад.Так было и так будет после.Как кладбище, усеян садВ берез изглоданные кости.Вот так же отцветем и мыИ отшумим, как гости сада...Коль нет цветов среди зимы,Так и грустить о них не надо.
Разные интонации звучат в лирике Есенина, глубокой, отзывчивой и трепетной. В стихах часто звучит мотив грусти, сожаления об ушедшей юности, о растраченных силах. В них видны и личные переживания поэта, и отражение сложного времени, в которое он жил. 
Чтец (Андреев Федор)
Какая ночь! Я не могу.Не спится мне. Такая лунность.Еще как будто берегуВ душе утраченную юность.
Подруга охладевших лет,Не называй игру любовью,Пусть лучше этот лунный светКо мне струится к изголовью.
Пусть искаженные чертыОн обрисовывает смело,-Ведь разлюбить не сможешь ты,Как полюбить ты не сумела.
Любить лишь можно только раз,Вот оттого ты мне чужая,Что липы тщетно манят нас,В сугробы ноги погружая.
Ведь знаю я и знаешь ты,Что в этот отсвет лунный, синийНа этих липах не цветы —На этих липах снег да иней.
Что отлюбили мы давно,Ты не меня, а я — другую,И нам обоим все равноИграть в любовь недорогую.
Но все ж ласкай и обнимайВ лукавой страсти поцелуя,Пусть сердцу вечно снится майИ та, что навсегда люблю я.
Любовная лирика Сергея Есенина яркая, эмоциональная, неподражаемая. Будучи человеком с глубоким сердцем и открытой душой, поэт обнажает перед читателями свои чувства. Его поэзия настолько откровенная и простая, что каждый читатель может увидеть в образе лирического героя самого себя. 
Чтец (Токарская Алина)
Ты меня не любишь, не жалеешь,Разве я немного не красив?Не смотря в лицо, от страсти млеешь,Мне на плечи руки опустив.
Молодая, с чувственным оскалом,Я с тобой не нежен и не груб.Расскажи мне, скольких ты ласкала?Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?
Знаю я — они прошли, как тени,Не коснувшись твоего огня,Многим ты садилась на колени,А теперь сидишь вот у меня.
Пусть твои полузакрыты очи,И ты думаешь о ком-нибудь другом,Я ведь сам люблю тебя не очень,Утопая в дальнем дорогом.
239
Этот пыл не называй судьбою,Легкодумна вспыльчивая связь,—Как случайно встретился с тобою,Улыбнусь, спокойно разойдясь.
Да и ты пойдешь своей дорогойРаспылять безрадостные дни,Только нецелованных не трогай,Только негоревших не мани.
И когда с другим по переулкуТы пройдешь, болтая про любовь,Может быть, я выйду на прогулку,И с тобою встретимся мы вновь.Отвернув к другому ближе плечиИ немного наклонившись вниз,Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер...»Я отвечу: «Добрый вечер, miss».
И ничто души не потревожит,И ничто ее не бросит в дрожь, —Кто любил, уж тот любить не может,Кто сгорел, того не подожжешь.
Мотивы и акценты любовной лирики Сергея Есенина менялись в зависимости от его жизненных обстоятельств и душевых переживаний. Лишь одно в его стихотворениях всегда оставалось неизменным - подлинная откровенность. От его стихов пронзает дрожь - столько в них искренней правды и душевной драматической глубины.
Чтец (Улитенко Анастасия)
Пускай ты выпита другим,Но мне осталось, мне осталосьТвоих волос стеклянный дымИ глаз осенняя усталость.О возраст осени! Он мнеДороже юности и лета.Ты стала нравиться вдвойнеВоображению поэта.Я сердцем никогда не лгу,И потому на голос чванстваБестрепетно сказать могу,Что я прощаюсь с хулиганством.Пора расстаться с озорнойИ непокорною отвагой.Уж сердце напилось иной,Кровь отрезвляющею брагой.И мне в окошко постучалСентябрь багряной веткой ивы,Чтоб я готов был и встречалЕго приход неприхотливый.Теперь со многим я мирюсьБез принужденья, без утраты.Иною кажется мне Русь,Иными - кладбища и хаты.Прозрачно я смотрю вокругИ вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,Что ты одна, сестра и друг,Могла быть спутницей поэта.Что я одной тебе бы мог,Воспитываясь в постоянстве,Пропеть о сумерках дорогИ уходящем хулиганстве.
Ведущий: Широка и объемна тема любви в творчестве Сергея Есенина. Да и биография Есенина — «Последнего поэта деревни» ознаменована длительным этапом понимания отношений, начиная от юношеских порывов и заканчивая зрелыми чувствами. Среди его произведений есть светлые, возвышенные стихи, но есть и такие, которые в состоянии написать лишь человек, находящийся в глубоком отчаянии. Читая его стихотворения, мы можем понять лишь небольшую часть жизни поэта, но даже этого хватит для того, чтобы извлечь для себя нужные уроки, утешиться в трудные минуты. Ведь никто другой не сможет так хорошо передать чувства, как человек, слившийся с поэзией душой.