Метод проектов как форма активизации познавательной деятельности при обучении химии.


Метод проектов как форма активизации познавательной деятельности при обучении химии. 
В проекте государственного общеобразовательного стандарта Республики Казахстан с переходом на 12-летнее образование указано, что основной задачей образования является: формирование компетентной, активной, творческой личности, имеющей целостное мировоззрение, способной выносить свои суждения и исполнять социальную роль в обществе. Данная задача успешно решается с помощью применения проектной технологии в обучении.
Я использую на уроках химии для организации проектной деятельности и урочные занятия, когда урок полностью посвящен выполнению проекта, когда ученики выполняют проекты во внеурочное время и защищают их на специально отведенном уроке, а также занимаюсь проектной деятельностью с учащимися во внеклассной работе.
Работа по внедрению метода проектов начинается с простого ознакомления с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам. Как правило, в проекте должна быть отражена какая-нибудь проблема, обязательно наличие практической (исследовательской) части и результатом проекта должен быть какой – либо продукт, имеющий практическую значимость. Учащиеся выполняют проект самостоятельно, а учитель, в свою очередь, выполняет роль консультанта, координатора проекта.
Хорошие результаты дает применение метода проектов при изучении различных веществ. Этот метод позволяет не только показать тесную зависимость свойств от строения, но и рассмотреть во взаимосвязи вопросы получения и применения изучаемого вещества, а также затронуть экологические проблемы, связанные с получением и применением, что, несомненно, способствует формированию экологической культуры школьников. Использую проектную деятельность школьников при изучении тем в 8 классе: “Основные классы неорганических соединений”, “Физические и химические явления”, “Растворы”, «Вода», в 9 классе: “Металлы”, “Неметаллы”, “Органические вещества”. 10 класс: “Строение вещества”, “Химические реакции”, “Вещества и их свойства”, “Химия в жизни общества”. 11 класс: Углеводороды”, “Спирты и фенолы”, “Альдегиды и кетоны”, «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры”, “Углеводы”, “Азотсодержащие соединения”.
Во внеклассной работе гораздо больше возможностей заняться проектной деятельностью. Один из таких проектов, «Анализ экологического состояния воды родника с.Самарское», выполнила Уруспаева Н. ученица 10 класса. Она проводила анкетирование учащихся, собрала материал об истории родника, исследовала состав воды и также была сделана экспертиза воды в Кокпектинской СЭС. Были выпущены памятки и листовки об охране родниковых вод. На областной научно – практической конференции «Экобиоцентра» Уруспаева Н. заняла 1 место.
Таким образом, как показывает опыт работы, проектная деятельность стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии.
Литература
1. Маркачев А.Е., Боровских Т.А., Чернобельская Г.М. Применение
метода проектов в школьной практике.\\ Химия в школе, 2007 - №2.
2. Стрельникова, А. Ю. Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время / А. Ю. Стрельникова // Исследовательская работа школьников. - 2012. - N 1.