Урок по КРК для 5 класса «Современное изоискусство Чувашии»

Культура родного края, 5 класс
Современное изобразительное искусство Чувашии
В классе оформляется выставка книг, посвященная чувашским художникам
Цели урока:
Познакомиться с современными художниками Чувашии, с их жизнетворчеством.
Научиться воспринимать красоту окружающей действительности.
Доказать важную роль произведений изобразительного искусства в жизни народа.
Конспект урока
Здравствуйте, дорогие ребята! Как ваше настроение?..
Очень хорошо, значит, мы можем начинать наш урок.
Я бы хотела узнать, есть ли среди вас желающие стать художником?.. Поднимите, пожалуйста, руки, если есть
Хорошо. А есть среди вас те, кто очень любит рисовать?..
Спасибо, ребята, в любом случае неплохо. Не все становятся художниками, но многие любят рисовать, хотя бы в младшем возрасте. Но у вас еще все впереди.
А у меня лично мечта стать художником зародилась тогда, когда я, как и вы, училась в 5 классе. Вкратце расскажу эту историю. Как-то в мартовский весенний день наш учитель Павлов Иван Павлович, его, правда, уже нет в живых, пусть земля ему будет прахом, принес на урок картину «Грачи прилетели», вот эту, видите, она уже немного потрепалась. Это картина Саврасова – о чуде весеннего пробуждения природы от зимнего сна. Это самый поэтический образ нашей весны с березами, ширью полей. И, кажется, всюду слышится гомон грачей. Казалось бы, березы похожи на струны, и они вот-вот запоют. Смотреть картину, конечно, очень интересно, но этому тоже надо учиться. А для этого нужно рисовать самому И, начиная с того урока, с картины «Грачи прилетели», у меня зародилась мечта стать художником. Я окончила художественно-графический факультет Чувашского госпедуниверситета имени И.Я. Яковлева и пришла работать учителем рисования в родную Кульгешскую школу, меня сильно потянули родные места: поля, луга, зелень, овраги
И вот сейчас я уже стою перед вами, юными будущими ценителями искусства. Меня зовут Романова Светлана Васильевна. Я очень люблю свою профессию, много рисую. И сегодняшний урок с удовольствием посвящаю всем талантливым художникам родной Чувашии.
Слайд 1
Ребята, обратите внимание на слайд. Давайте попробуем отгадать, кто эти люди? Ребята, не стесняйтесь, поднимите руки
Слайд 2
Это первые профессиональные художники Чувашии, с которыми вы познакомились на прошлом уроке: Егоров, Спиридонов, Зайцев, Сверчков и Кокель. Кстати, Алексей Афанасьевич Кокель за свою картину «В чайной» был удостоен заграничной командировки в Италию. Затем он был ректором Харьковского художественного техникума и профессором института.
Слайд 3
А теперь смотрим на эти картины. Попробуем вспомнить название этих картин и их авторов
Слайд 4
Здесь мы видим копии картин Зайцева «Акатуй» и Спиридонова «Пузырист».
Слайд 5
Хорошо, ребята, молодцы! А что же изображено на этом слайде?..
Вижу, что вы задумались. А это уже современные художники и их произведения, о которых мы подробнее узнаем сегодня чуть позже.
Слайд 6
Как вы уже догадались, сегодня мы с вами изучим современное изобразительное искусство Чувашии. Это параграф 11, страница 41. Открываем тетради и запишем число и тему урока (Проходит 8 минут).

Слайд 7
Ручки положили. Одна из наших сегодняшних целей – это познакомиться с современными художниками Чувашии, с их жизнетворчеством. Мы узнаем, как и что любят изображать чувашские художники.
Слайд 8
В 20 веке в Чувашии стали активно развиваться профессиональное изобразительное искусство, архитектура, а с конца 20 века теперь уже и дизайн, ювелирное искусство.
С уроков ИЗО вы уже знаете, что художники бывают разные: живописцы, графики, иллюстраторы, декораторы, скульпторы. Каждый в основном занимается по своей излюбленной области.
Скажите, пожалуйста, какие художники здесь изображены?.. Давайте прочтем внимательно и запишем в тетрадях эти фамилии: Белоусов, Карачарсков, Бубнов, Терюкалова, Владимиров, Рыбкин
Действительно, это живописцы, которые любят писать картины красками. Например, Карачарсков уже написал и продолжает писать множество портретов.
Слайд 9
А вот возьмем еще Николая Васильевича Овчинникова, родом из деревни Мижули Мариинско-Посадского района. Он участник войны с Финляндией и участник Великой Отечественной войны, воевал на Западном фронте, участвовал в обороне Ленинграда. До самой глубокой старости он писал картины и преподавал в институтах г. Чебоксары. У него огромное количество картин. Обратим внимание на некоторые из них. Здесь мы видим картину «И.Н.Ульянов и И.Я.Яковлев в чувашской школе». А вот «Чувашская мадонна», где колхозница в обеденный перерыв кормит своего младенца. Это реальная жизнь. Раньше женщины не могли сидеть дома, даже с малышами, они работали с утра до ночи. Но смотрите, ребята, она счастлива! Счастлива потому, что она мать!
Овчинников занесен в международный каталог художников, благодаря своей картине «Здравствуй, Земля!», где изобразил космонавта № 3 А.Г. Николаева с парашютом. Человек, побывавший в космосе, счастлив, что он на родной земле!
Слайд 10
Кто-нибудь из вас, ребята, слышал об этом художнике?.. Это гордость нашего района – профессор Ревель Федорович Федоров. Он долгие годы преподавал в Педуниверситете, возглавлял Союз художников Чувашии. Здесь вы видите его картины «Сеспель», «Песня», «Автопортрет».
Слайд 11
Виктор Леонтьевич Немцев родом из Комсомольского района. Прекраснейший пейзажист, в свое время также и артистом был и спортсменом, обратите внимание на фотографии.
Слайд 12
А вот Анатолий Иванович Миттов из Канашского района. Он жил недолго, но оставил глубокий след в изобразительном искусстве. Большинство его работ посвящено чувашской старине, в которых показана жизнь простых чувашских земледельцев. Его картины: «Сеятель», «Стога», «Хоровод вокруг костра» и многие другие. Я горжусь и тем, что являюсь его родственником. Мой папа, Корнилов Василий Андреевич – художник, тоже родом из деревни Тобурданово Канашского района, как и Миттов Мне приходилось несколько раз побывать в доме Митты, где на стенах висят его замечательные картины.
Слайд 13
Художники иллюстрируют разные литературные произведения и книги. Без иллюстраций для ребят они были бы скучными и непривлекательными, правда? А вы знаете какого-нибудь художника-иллюстратора?..
В Чувашии есть такой замечательный художник, как Владимир Иванович Агеев, родом из Яльчикского района, который проиллюстрировал множество книг, долгое время работал в редакциях республиканских журналов «Капк
·н», «Зилзунат».
А вот Виктор Глебович Бритвин из Чебоксар, график, живописец. Преподаватель.
(Проходит всего 20 минут).
Наши города, ребята, украшают различные памятники. Как вы думаете, кто их создает?.. Конечно же, скульпторы. А вы знаете кого-нибудь из них?..
Как вы думаете, как бы выглядели города без памятников?..
А для чего же все-таки делают памятники?.. Они нам нужны?..
Слайд 14
Конечно же, нужны. Во-первых, они украшают. А во-вторых, их делают, чтобы увековечивать что-то или память кого-то. Например, вот памятник Святославу Федорову, замечательному офтальмологу, основоположнику микрохирургии глаза в Чебоксарах. Слышали об этом?.. Автор памятника – художник Владимир Порфирьевич Нагорнов. Он же автор памятника К.В. Иванова у чувашского драмтеатра и монумента Матери-покровительницы.
Слайд 15
Скульптор Анатолий Константинович Брындин создал памятник космонавта А.Г. Николаева в Чебоксарах.
Чувашия гордится еще такими замечательными скульпторами, как Мадуров, Пупин, Майраслов, Бондарь и др.
Слайд 16
Есть в Чувашии, известный во всем мире, необычный художник по эмали. Он пишет картины истории чувашского народа на эмалированных и керамических плитках. Это художник-монументалист и график под псевдонимом Праски Витти. Он преподает на факультете дизайна в ЧГУ.
Слайд 17
Художник Николай Балтаев продолжает традиции булгарских мастеров и создает из цветных и драгоценных металлов украшения, медали, ордена. Он же создает вместе со своими студентами целые коллекции национальной одежды.
Ребята, а вы умеете вышивать?.. Знаете, что это такое?.. А вот художницы-вышивальщицы Екатерина Иосифовна Ефремова и Татьяна Васильевна Шаркова. Их вышивка высоко оценивается далеко за пределами Чувашии. Шаркова также занимается изготовлением национальных кукол. А Ефремова занесена в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской Республики.
Слайд 18
Вижу, ребята, вы немного переутомились. Отдохнем?.. Предлагаю физкультминутку. Однако мы не будем делать зарядку, а поиграем. Разделимся на две команды А теперь я предлагаю каждой команде свое слово, из букв которого вы сделаете еще другие слова, при этом каждый член команды будет выходить по одному к доске и записывать. И еще посмотрим, сможете ли вы придумать длинные слова. Вы готовы?.. Начали
А вот что получилось у меня, давайте посмотрим
Слайд 19
Художники Изоискусство
Дух Визит
Жуки Воск
Инок Исток
Кино Кит
Кожух Кот
Кони Сито
Ножик Сок
Уж Соус
Ужин Ток
Ухо Туз
Уход Укос
Худо Ус
Ходунки Искусство
(Проходит всего 30 минут)
Слайд 20
Славно поиграли. Молодцы! Садитесь. Ребята, скажите, пожалуйста, что изображено на этом слайде?..
Конечно же, это символы Чувашской Республики, здесь же герб города Чебоксар. Эти символы очень важны для народа, государства. В них вся история народа.
А как вы думаете, кто их придумал?.. Поэт? Писатель? Композитор? Художник?..

Слайд 21
Конечно же, художник. И зовут автора этих работ Элли Михайлович Юрьев. Он график, живописец, дизайнер. Родился в Красноармейском районе, вырос в городе Чебоксары. Здесь еще вы видите его иллюстрации к поэме «Нарспи».
Конечно же, художников много, и нам не хватит урока, чтобы перечислить их всех. Я думаю, вы сможете прочитать о них в книгах, вот здесь вы видите некоторые из них.
А теперь мы просто обязаны поинтересоваться, какие же художники вышли из нашего Урмарского района?.. Вы знаете кого-нибудь?..
Слайд 22
Конечно же, это профессор Р.Ф. Федоров, о котором мы уже говорили сегодня. Есть еще большой любимец наших с вами родителей, бабушек и дедушек, которые выписывали журнал «Капк
·н». Это художник-карикатурист Георгий Яковлевич Яковлев из села Арабоси. А выходец из села Ковали – Садюков Николай Иванович – известный график, живописец. А еще мы очень гордимся Анатолием Павловичем Васильевым из деревни Систеби. Именно он в 1980 году основал в Урмарах художественную школу. Сейчас работает художником-реставратором в Урмарском краеведческом музее.
Слайд 23
Ребята, а теперь я бы хотела проверить ваши знания, насколько вы поняли сегодняшний материал. Вы непротив?.. Предлагаю ответить в течение 5 минут на несколько вопросов на индивидуальных листочках. Не забудьте написать сверху ваши фамилии
Достаточно, ребята, соберем листочки, аккуратно передаем мне
А теперь смотрим ответы
Слайд 24
Ребята, сегодня мы с вами вкратце изучили современное изобразительное искусство Чувашии. Давайте подведем итоги. А что значит современное?.. Это время примерно со второй половины 20 века и по сегодняшний день. Думаю, что вы запомнили многие фамилии художников и их основные произведения. Скажите, пожалуйста, а что, как и чем изображают художники?.. Они изображают жизнь, историю народа, будни, красоту красками, карандашами, нитками, бисером, камушками и прочими материалами. Скульпторы создают произведения из дерева, металла, камня. Они помогают сохранить память, историю, украшают, учат воспринимать и чувствовать красоту. И тем самым эти произведения изобразительного искусства имеют огромное значение в жизни народа.
К сожалению, наш урок подходит к концу. Слайд 25
А вот задание на дом. Запишите, пожалуйста, в тетрадях
Содержание параграфа.
Написать мини-сочинение по репродукциям картин художников (задание 1).
Придумать и нарисовать небольшой кроссворд по сегодняшней теме.
Всем понятно? Есть вопросы по поводу домашнего задания? Задавайте, не стесняйтесь Ребята, мне интересно, а у вас не зародилась мечта стать художником?..
Не зародилась мечта воспевать красоту родного края, родного языка, родного народа?.. Что же хочется сказать напоследок.
Вообще художником в душе может и должен быть каждый человек. Вы, наверное, слышали, как про прекрасную работу поэта, врача, агронома, машиниста или же ученого говорят: он работает как художник. И это высшая похвала его мастерству, его умению работать творчески, с выдумкой, фантазией и с глубоким знанием дела.
Удачи вам, ребята, спасибо за урок и до свидания!

Вопросы викторины «Современное изобразительное искусство Чувашии»

Напиши фамилии этих художников:













1. _________________________________________
2. _________________________________________
3. _________________________________________
4. _________________________________________

Напиши названия произведений и их авторов:

























1. ______________________________________________________________________________

2. ______________________________________________________________________________

3. ______________________________________________________________________________








13PAGE 15


13PAGE 14515



1

2

3

4

1

2

3