Модерация как инновационная педагогическая технология.


Модерация как инновационная педагогическая технология.

Обучение на современном этапе - это реализация в образовательной практике личностно-ориентированных педагогических систем, в которых преподаватель становится не только источником знаний, но и организатором собственной познавательной деятельности обучающихся. И для этого необходим поиск особых организационных форм, адекватных для формирования ключевых компетенций.
В последние годы велик интерес к инновационным образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее эффективными в образовательном процессе в формировании профессиональных компетенций. Одним из таких методов является - метод модерации.
Модерация (MODERATE (англ.) в переводе с английского означает – смягчение, сдерживание, умеренность, обуздание. А в педагогической практике модерация используется как:
Способ проведения занятий или совещаний, обеспечивающий оперативное принятие решений и персональную ответственность каждого из участников
Структурированный по особым правилам процесс группового обсуждения в целях идентификации проблем, поиска путей их разрешения и принятия общего решения

Заинтересовала меня отличительная черта, этого метода, которая заключается в инициативности самих студентов в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции помощника. Ход и результат обучения приобретают личностную значимость для всех участников процесса. При использовании метода модерации каждый студент проживает учебный процесс в роли активного его участника.
Кроме содержательных учебных результатов (знаний и умений по учебной дисциплине) использование метода модерации позволяет развивать у обучающихся способности самостоятельного решения проблем. Это предполагает:
анализировать информацию и определять проблему
находить возможности и ресурсы для решения проблемы
вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия
вести дискуссию и переговоры, т.е. уметь выслушивать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальные решения.
Метод модерации помогает мне на занятиях по дисциплине общегуманитарного цикла «Психология общения» эффективно организовать получение обучающимися новых знаний, применение собственного нового опыта и его осмысление, дает возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные.
В групповом обучении с применением метода модерации значительно меняется моя роль, как преподавателя. В этом случае Я выступаю как ведущий или тренер (модератор). И поэтому от меня требуется не столько обучать участников группы, обеспечивая определенный объем знаний, сколько создавать условия для формирования и развития у членов группы определенных способностей и тренировать их.
Модератор должен обладать:
способностью к интенсивному и эмоциональному общению,
способностью к сопереживанию,
толерантностью,
аналитическими способностями и навыками рефлексии,
креативностью,
навыками саморегуляции.
Работая с методом модерации, я опираюсь на следующие принципы:
- структурированности (все содержание урока рационально делится на    четко определенные части);
- систематичности (отдельные части урока взаимосвязаны и логически    следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
- комплексности (содержание каждой части урока и организуемые    процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию    обучающихся);
- прозрачности (деятельность каждого обучающегося видна учителю,    всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его    промежуточные и итоговые результаты).

Выделяют сновные процессы модерации:
визуализация – наглядное представление мнений, идей, решений (совместно, в виде схем, образных рисунков),
вербализация – групповое обсуждение по принятым правилам,
презентация представление результатов работы малых групп (мимика, жесты, позы),
обратная связь – обмен содержательной и эмоциональной информацией между участниками.
Для проведения модерации участниками определяются, правела ее проведения, которые на занятиях мы со студентами обсуждаем вместе, что позволяет им с начала деятельности чувствовать себя равноправными участниками обучающего процесса.
высказывания должны быть краткими (лидеру группы, дается ограниченное время для выступления – регламент,
говорить можно только по очереди (выступать можно с разрешения модератора, свое желание выражать поднятием руки),
главные идеи и предложения визуализируются (в виде схем, образных рисунков),
все обсуждения протоколируются (чтобы не потерять нить обсуждения),

противоречивые мнения сохраняются с особой пометкой (молния – конфликтные знаки, в целях экономии времени предупреждения личностных конфликтов).
Для успешного проведения модерации я делю студентов на группы так, как состав от 3 до 7 человек обеспечивает возможность принять реальное участие в работе всем членам группы,
Распределяются роли-функции членов группы:
«Ведущий» (лидер) – организует обсуждение проблемы с обязательным вовлечением в процесс дискуссии всех членов группы.
«Аналитик» – задает вопросы по ходу обсуждения, подвергая сомнению высказывания, уточняя и проясняя смысл.
«Протоколист» – фиксирует все относящееся к решению проблемы, систематизирует высказывания группы, выступает с презентацией решения.
«Наблюдатель» - оценивает участие членов группы.
Эти роли на первых порах распределяю я модератор ( преподаватель), поясняя функции и ожидаемые результаты.
При проведении модерации я определяю следующие основные задачи для работы с малыми группами:
конкретизация цели групповой дискуссии,
контроль времени выполнения работы,
подведение итогов с анализом содержания результатов обсуждения и организации дискуссии по оценке «наблюдателя».
Выделяют следующие тапы процесса модерации:
I этап знакомство и создание свободной, доверительной атмосферы в группе.
II этап определение и формулировка проблемы или темы обсуждения (без обсуждения по существу).
III этап обсуждение темы по существу в малых группах, визуализация и презентация результатов. Общая дискуссия
IV этап обобщение и конкретизация результатов работы. Акцентируется вклад каждого, составляется каталог конкретных мероприятий по разрешению выявленных проблем.
V этап подведение итогов и эмоциональная обратная связь.
Я выбираю метод модерации для своей профессиональной деятельности потому, что он помогает выработать у студентов:
способность к анализу информации и выявлению проблемы,
умение находить возможности и ресурсы для решения проблемы,
умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия,
умение выслушать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальные решения,
навык принятия персональной ответственности за воплощение принятых решений в жизнь.


Использованная литература

Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В.Борисовой., Т.Ю. Аветовой и Л.И. Косовой. – СПб.: Изд-во «Полиграф-С», 2002. -79 с.: ил.
Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы / Под ред.Е.В. Ивановой, Л.И. Косовой, Т.Ю. Аветовой – СПб.: Изд-во ООО «Полиграф - С», 2004. – 160 с.
Технологические подходы и интерактивные методы. Программа Обучение Здоровью. М. 2005. -95 с.










13PAGE 15




Заголовок 115