Учитель года 2017. Методический семинар.


МБОУ Ломовская средняя школа
Арзамасский муниципальный район

Районный конкурс «Учитель года 2017»
Конкурсное задание «Методический семинар»
Тема
«Использование различных видов искусства для развития творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности».
Автор: Антонова Ольга Викторовна -
учитель музыки, изобразительного искусства
и технологии МБОУ Ломовская СШ
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
  Работая в школе, убеждаешься в том, что она сегодня очень быстро меняется, стремится идти в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, – это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, которая их ждёт впереди. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках дисциплины «Музыка», сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Эффективным считается то обучение, которое ведёт за собой развитие. Развивающим считается то обучение, в котором дидактические воздействия обеспечивают развитие как познавательных возможностей обучающихся, так и творческих способностей.
В настоящее время, в условиях современной школы, от учителя требуется не только его высочайший уровень профессиональной компетентности, но и умение подготовить учащихся к творческой деятельности, самостоятельности в поиске путей решения поставленных перед ними задач. В педагогической теории и практике творческая деятельность школьников рассматривается как одно из средств реализации личностно - ориентированного направления образования. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Только такие личности внесут свой вклад в развитие науки, культуры, промышленности, искусства и, тем самым, поднимут престиж нашей страны.
Слайд 2. Вашему вниманию я представляю методический семинар по теме «Использование различных видов искусства для развития творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности».
Слайд 3. Мой девиз в работе я обозначила замечательными словами педагога - философа Ш. Амонашвили:
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах»
Слайд 4. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, а способность к творчеству рассматривается как норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой, содержательной и радостной его жизнь. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.
Цель моей работы: сформировать полноценную личность ребёнка через нестандартное, творческое восприятие музыки, её взаимосвязь с такими видами искусства, как художественная литература, изобразительное искусство, история.
Слайд 5. Задачи, которые я ставлю перед собой, выходят в связи с введением ФГОС нового поколения, а именно:
Средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у ребят эстетические качества, правильное представление о прекрасном , расширять их знания об искусстве, воспитывать высокий художественный вкус.
Выбрать метод работы с учащимися и изучить их психолого- педагогические возможности и состояние проблемы развития творческой активности учащихся через задания творческого характера.
Ознакомиться с основными подходами к развитию творческих способностей, опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей, найти художественно – образную связь музыки, литературы, изобразительного искусства, природы и жизни.
Внедрить в педагогическую практику технологию организации творческой деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.
Слайд 6. В современном учебно-воспитательном процессе приоритетная роль принадлежит системно – деятельностному подходу к развитию личности. Его основная идея состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Хочу сказать о современных педагогических технологиях, которые позволяют вовлечь ребенка в процесс открытия новых граней своей личности, которые ориентированы на формирование положительной мотивации к учебному труду, интенсификацию коммуникативной среды, развитие творческой личности, на охрану здоровья учащихся.
Данные технологии я использую на уроках музыки:
Здоровьесберегающие технологии позволяют регулировать психоэмоциональное состояние учащихся, повысить их социальную активность, приобрести новое средство эмоциональной экспрессии, облегчить усвоение новых положительных установок и форм поведения.
Использую приёмы: вокалотерапия, логоритмика, ритмотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия и улыбкотерапия; упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Технология критического мышления развивает способность добывать знания, умение анализировать, оценивать, вырабатывать собственное мнение.
Использую приемы : «Мозговая атака», «Групповая дискуссия», «Синквейн», «Верите ли вы?», «Дерево шедевров», музыкальный ринг.
Игровые технологии способствуют расширению поведенческого диапазона ученика, развивают коммуникативные способности, эмоциональную сферу, побуждают к творчеству.
В практике я использую следующие игровые приёмы: инсценирование (инсценировка детских песен, сказок, разыгрывание фрагментов музыкальных произведений), игры на развитие слухового внимания, чувства ритма, динамического слуха, импровизацию.
Применение ИКТ на уроках музыки позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивать наглядность, привлекать к работе большее количество дидактического материала. На уроках и во внеурочной деятельности использую музыкальные игры, занимательные упражнения, тесты, презентации, интернет – ресурсы.
Групповая технология на уроках музыки это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. Класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством учителя.
На мой взгляд, все перечисленные мною технологии помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный
опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.
Слайд 7. Для развития творческих способностей учащихся на уроках музыки, изобразительного искусства и во внеурочной деятельности, необходимо создать организационно-педагогических условия, используя такие виды совместной деятельности учителя и учащегося, как:
Проектирование и проведение уроков с использованием межпредметных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, историей.
Использование определенных типов заданий, направленных на развитие творческих способностей учащихся.
Организация внеурочной деятельности: подготовка и участие в различных конкурсах, проектах; в межпредметных школьных и районных мероприятиях; посещение концертов, театра, музеев.
Сотрудничество с ДК, ДДТ Арзамасского района, сельской библиотекой, детским садом.
Слайд 8. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам
способность находить новые решения (регулятивные);
способность творчески мыслить (личностные);
способность познавать и интересоваться жизнью (познавательные);
способность сотрудничать с другими людьми (коммуникативные).
В важную роль педагога входит подбор заданий творческого характера:
пластическая импровизация;
инсценирование и театрализация;
сочинение стихов, сказок, рассказов;
использование кроссвордов, ребусов, загадок;
художественное рисование;
словесное и музыкальное рисование;
инструментальное музицирование и др.
Использование творческих заданий помогает накопить необходимый сенсорный, эмоциональный, интеллектуальный опыт, необходимый для творческого развития, а так же:
 - повышает уровень музыкального творчества детей,  развивает умение экспериментировать;
 - позволяет развивать познавательные процессы, представления о музыкальном  мире;
-  снижает уровень эмоционального  дискомфорта,
- помогает реализации и раскрытию творческого потенциала всех участников  взаимодействия;
Слайд 9. Творческий ребенок может самостоятельно мыслить, он независим и обладает широким кругозором, открыт новому опыту и решениям, не боится пробовать и справляется с неудачами, гибок в связи с меняющимися обстоятельствами и увлечен любимым делом, общителен и готов поделиться своими открытиями с другими. Таким открытием для нас стал социальный проект «В детский сад со сказочкой». Куклы и декорации к спектаклям ребята изготовили своими руками на кружке «Мастерская добрых рук». А тематикой спектаклей стали знаменитые сказки о добре, взаимопомощи, дружбе, которые ребята подготовили на кружке «Фольклор».
Слайд 10-20. В нашей школе сложились определённые традиции. Ежегодно проводятся праздники и акции, участвуя в которых, ребята проявляют свои творческие способности, учатся уважать обычаи своего народа, родного села. Ребята с удовольствием участвуют в районных и школьных мероприятиях, конкурсах, праздничных концертах, посвящённых Дню Победы, Дню Матери, Дню Учителя, Дню Пожилого человека, Рождеству и др. Мероприятия проходят в тесном содружестве детей, учителей, родителей. Осуществляются поездки в музеи, театры, на концерты.
Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. “Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю. ”(Китайская народная мудрость).
Слайд 21. Если делаешь и понимаешь, что делаешь, то добиваешься определённого результата. У моих ребят имеются некоторые достижения в конкурсах различного уровня на протяжении последних трех лет:
Городской конкурс «Святая Арзамасская Земля» - диплом 2 степени;
Районный творческий фестиваль - конкурс «Во славу Отечества» в номинации «Вокал»- два лауреата 3 степени;
Районный конкурс эстрадной песни «Парус Надежды »- диплом 1 степени;
Районный фестиваль комсомольской песни «Песни поколений» в номинации «Соло»- диплом 1 степени;
Районный конкурс декоративно – прикладного творчества «Ярмарка талантов»- 1, 2, 3 места;
Районный конкурс рисунков «8 марта»- 1 место;
Районный конкурс рисунков «Новогодний калейдоскоп» - два 1 места;
Первый международный конкурс «Мириады открытий» по музыке проекта «Инфоурок» - диплом 2 степени.
Творческого человека можно сравнить с могучим деревом, корни которого глубоко уходят в землю, а вершина - высоко в небо. Глубокие корни ассоциируются с предельным проникновением в рассматриваемую проблему, доскональное знание предмета, вершина - с отрывом от реальности, умением посмотреть на проблему с какой-то высокой точки зрения, охватывая ее целиком, уходя от приземленного, обычного решения задачи.
Слайд22. Спасибо!