Рефлексивный отчет по групповым презентациям (3-х уровневые курсы)



.

Методы работы в группах
415290180975
Учитель информатики
Смайлова А.К
Работая в школе десять лет с перерывом в три года, я понимала, что надо что-то менять. Но что и как менять?
Попав на эти курсы, я не сразу поняла, что это то, что мне нужно.
Группа – это собрание людей, включённых в познавательно-координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчинённую общей цели. А цель у нас одна – повышение педагогического мастерства.
Для более близкого знакомства я организовала работу в паре, где мы ближе знакомились друг с другом, задавая такие вопросы, как «Откуда вы? Ваше любимое дело?» Каждый раз, работая в разных группах, я получала возможность поговорить с каждым, при этом узнавая еще ближе своих коллег. Работая в непринужденной обстановке я могла свободно говорить о себе, о своих увлечениях. Участвуя в групповых презентациях, обсуждениях я получала возможность высказывать свое мнение, научилась слушать своих коллег и извлекать из этого то, что мне поможет в дальнейшей моей педагогической деятельности. Именно в группе создается та комфортная обстановка, где есть возможность принятия и оспаривания мнения других, в процессе обсуждения прийти к общему решению.
396240130746533013651307465Я научилась организовывать работу в группе именно на этих курсах. Здесь я поняла насколько может быть эффективным урок, когда вся работа происходит в группе. Я никогда не придавала значение тому, что деление на группы можно проводить по разному, по картинкам, по месяцам рождения, по аксессуарам и т.д.Состав групп менялся постоянно, поэтому у нас была возможность поговорить с каждым. Обучаясь тому, как нужно учить детей, чтобы они выросли свободно мыслящими, осознающими необходимость самостоятельного обучения, мы сами оказывались в роли учеников.
Как стать эффективным учителем? Как сделать урок интересным? Как сделать так, чтобы дети доверяли нам, стали активными, не боялись высказывать свои мнения?
Каждый раз, оказавшись в новой группе, я открывала для себя что-то новое. Давая задание по изображениям транспорта, тренер не сказала нам что делать, а предложила «Что вы бы сделали?» Мы начали делать классификацию видов транспорта, легковые отдельно, грузовые отдельно, и т.д. Выполняя эту работу, мы и не подозревали, что мы этим развиваем у себя критическое мышление.
На каждом занятии мы получали новые знания. Мы узнали, что такое эффективный учитель, эффективный ученик, компетентный учитель.
На первом этапе я научилась размышлять над своей деятельностью. Эти размышления помогут мне в дальнейшем планировании уроков.
С мыслями, что после первого этапа курсов я все умею, я все могу я приехала на практику.
На уроках информатики детей трудно заставить учить теорию. Ученики считают, что если они обладают навыками работы мышью и умеют открывать и закрывать программы, то этого достаточно. Только во время практики я убедилась, что внедрение семи модулей помогает мне решить эту проблему.
На первом же уроке дети, при создании групповой презентации по истории ЭВМ, порадовали меня. Для них это новый вид работы и я не представляла, как они смогут выполнить его. Одна группа выполнила свою презентацию в виде дерева, другая в виде солнца. Наблюдая за их работой в группе, я увидела, что ученики могут выражать свое мнение, спорить и отстаивать свое мнение. Если раньше на уроке ученики переговаривались шепотом, и то мы им делали замечание, то здесь в непринужденной обстановке они могли говорить, обмениваться идеями, взаимообучаться. Учеников не надо заставлять делать презентацию, они это делают с удовольствием. При такой форме удается вовлечь всех в процесс обучения, дети становятся более активными.

2787015-596265-309245-596900
Приехав на второй этап «Лицом к лицу» у меня было много вопросов, которые я бы хотела выяснить, посоветовавшись с коллегами. При создании своих презентаций, предназначенных для защиты, я стала осмысливать и понимать, что я сделала не так, и как я могу это сделать по – другому. Каждая презентация требовала знания, применения и понимания ключевых идей программы.
314896558420-381058420Именно на этом этапе, обсуждая свои удачи и неудачи с коллегами, я стала осмысливать всю свою практику.
Мне всегда было сложно оценивать. И только сейчас я понимаю, как важно применять формативное оценивание для обучения. Посмотрев уроки коллег, их презентации я научилась проводить оценивание. Мне необходимо разработать критерии оценок для каждого задания, проводить самооценивание и взаимооценивание в группах. Эта форма оценивания дает мне возможность, определить на какой стадии обучения находятся мои ученики, а также поможет мне в планировании следующего урока.
Во время подготовки своих презентаций я поняла важность дифференцированных заданий для выявления талантливых и одаренных.
Большую помощь оказали занятия, которые проводил Джозеф, преподаватель из Лондона. Все задания, говорил он, необходимо создавать с учетом того, чтобы могли выполнить все ученики, включать вопросы, с которыми могут справиться большинство и задания, которые могут выполнить только некоторые.
Осмысливая всю свою практику в школе, я увидела свои сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы (SWOT). Мои дети, работая в группе стали свободно выражать свое мнение, стали активнее участвовать в познавательной деятельности, изменился характер взаимоотношений между учениками, дети стали дружнее, никто не оставался в стороне не замеченным, они стали сплоченнее, стали самокритичны. И это сильные стороны моей деятельности на практике.
Моей слабой стороной было оценивание, но после обсуждений этого вопроса с коллегами я уже смогу объективно оценивать работу своих учеников, а также проводить постоянно рефлексию над своей педагогической деятельностью.
Подводя итог, могу сказать, что я поняла насколько важно то, чем я сейчас занимаюсь. Я хочу, чтобы наши дети росли свободными, умеющими высказывать свое мнение, и аргументировано отстаивать его, умели работать в сотрудничестве с другими людьми, принимать самостоятельно решение. И могли это делать не только во время уроков, но и в дальнейшей жизни. Еще одно преимущество внесенных изменений в преподавании и обучении, это то, что ни один ученик не остается не замеченным, не остается в сторонке. Каждый ученик, выполняя разные виды работ, получая знания и навыки практической работы, может высказывать свое мнение, внести вклад в работу группы, не остается пассивным.