Выступление на педагогическом совете Организация взаимодействия и обеспечение социального партнёрства в условиях дополнительного образования


Организация взаимодействия и обеспечения социального партнерства в условиях дополнительного образования
(выступление на педагогическом совете)
Педагог дополнительного образования
(Малая академия наук школьников),
Дмитриева Л.П.
Как, говорят, назовешь корабль, так он поплывет. Вот и дополнительное образование. Если рассматривать его как некий придаток к основному, который призван выполнять функцию дополнения к образовательным стандартам, то соответственно и отношение к нему будет несерьезное, необязательное.
А если учесть, что ценность дополнительного образования заключается в том, что оно даёт возможность на практике применять школьные знания и навыки, стимулирует познавательную деятельность учащихся, мотивирует их на творческую активность, помогает определиться в выборе будущей профессии, то и значимость такого образования возрастает.
Чтобы ребёнок полноценно развивался, и его интересы и свободное время были направлены в нужное русло, необходимо объединить усилия, как того требуют изменившиеся социально-экономические и культурные ситуации в стране. А поиск новых подходов к содержанию и формам взаимодействия призвана обеспечить интеграция общего и дополнительного образования, что является залогом воспитания успешной личности. Иными словами, «в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием». А.С. Макаренко на практике доказал верность своего суждения, думается, что и сегодня это звучит актуально.
Но надо признать, что многие учителя считают, что их основная забота – уроки, к тому же, загруженность педагога (ОГЭ, ЕГЭ, электронные журналы, которые, кажется, должны бы разгрузить учителя) не оставляет времени на общение с ребёнком; не многие могут похвастаться, что знают, чем занимаются дети в свободное от учёбы время. И это не может не тревожить. А путём арифметических подсчетов можно вывести, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. В оставшиеся дни года еще треть его времени не занята уроками. Но ребенок никогда не бывает свободен от самого себя. И тогда на помощь приходит дополнительное образование, способное не только заполнить вакуум, но и предоставить право выбора занятия по интересу. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. И тогда из дополнительного мы превращаемся в главное образование времяпрепровождения детей после школы, поскольку в последние годы перед системой дополнительного образования встала еще одна социально значимая задача - превращение учреждений дополнительного образования в одно из главных средств предупреждения детской безнадзорности, духовно-нравственной деградации, интеллектуального примитивизма, аморальных способов социализации.
При этом, в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения; его можно начать на любом возрастном этапе и, в принципе, в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь и даже определение будущей профессии. Именно с целью повышение качества подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам высокого уровня, развития интереса к научно-исследовательской деятельности, предоставления условий для способной молодежи в ранней профилизации и подготовке к поступлению в вузы осуществляется сотрудничество на основе соглашения Малой академии наук школьников с Московским физико-техническим институтом «Средняя школа – МФТИ». Ежегодно Межвузовский центр воспитания талантливой молодежи в области естественно-математических наук «Физтех-центр» проводит выездную олимпиаду по математике и физике для учащихся 9-11 классов. Связующим звеном становятся выпускники академии - нынешние студенты МФТИ. Успешное выполнение олимпиады – это шаг к заветной мечте стать студентом престижного вуза.
Также заключен Договор о сотрудничестве с филиалом «Казанского (Приволжского) федерального университета» в г. Елабуга. Преподаватели вузов проводят практические занятия для учащихся МАН, организуют экспериментальную деятельность на базе института при соответствующих кафедрах и лабораториях.
Социально партнёрство, как известно, объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования. Благотворительный фонд «Одарённые дети» ПАО «Татнефть» в этом плане выполняет благородную миссию по поддержке талантов. Наше сотрудничество продолжается уже более десяти лет. Это и участие в ежегодных слетах, и научно-практических конференциях, и других мероприятиях. Выявлению талантливых учащихся в познавательной области способствует региональная научно-практическая конференция «Школьники – науке XXI века». Лучшие направляются во всероссийскую школу-семинар «Академия юных», а детям из социально-незащищённых семей выплачиваются именные стипендии. Таких у нас стипендиатов было пятеро.
В настоящее время к числу наиболее актуальных проблем современного общества относится проблема социализации подрастающего поколения, а осуществление коллективного проекта по созданию детско-юношеской газеты «Лестница» как раз и создаёт предпосылки для более ранней и успешной социализации и профессиональной ориентации обучающихся. Газета активно сотрудничает со школьными юнкорами, городской газетой и местным телевидением.
Конечно, далеко не все наши выпускники по окончании ДДТ выбирают именно то направление, где они занимались, но тот опыт, который они приобрели, безусловно, сыграет большую роль в их взрослой профессиональной жизни. И в первую очередь – это желание учиться всему новому, добывать самостоятельно знания (ведь мы только к этому подталкиваем), это умение что-то делать своими руками, что так немаловажно, а бесценный опыт общения! с единомышленниками (это в наш-то век виртуального общения).
Вместе с тем данная форма работы с одаренным ребенком таит серьезные опасности. Очень важно не создавать у него "чувства исключительности": и потому, что оно может не получить подтверждения в дальнейшей жизни, и потому, что кружки и студии посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься, и отношения с ними должны складываться гармонично. Ещё один принцип «не навреди» необходимо помнить: ведь порой ради престижа учебного заведения и их руководителей мы просто начинаем эксплуатировать неординарные способности ученика (интеллектуальные, вокальные, музыкальные, сценические), а порой наше неосознанное стремление реализоваться через детей приводит к кажущейся успешности результата. И тогда ребёнок оказывается инструментом для решения задач взрослых.
Действительно, в последние годы копилка побед ДДТ стремительно пополняется, и это не может не радовать. Но как бы в «погоне» за дипломами не упустить развитие «обыкновенного» ребенка, который выбор своего свободного времяпрепровождения сделал в пользу нас. Примером альтруизма может служить педагог Иноятова Ф.Ш., которая интересы ребенка поставила выше своих амбиций. Выпестованную и взлелеянную ею, подающую большие надежды Диляру Б., которая приносила призовые места, Фарида Шафкатовна собственноручно отправила учиться в школу для одаренных детей при консерватории в г.Казань.
Если же всех этих трудностей удается избежать, то область дополнительного образования становится исключительно значимой для развития и одаренного, и не очень одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути. И наш корабль под названием «Счастливое детство» будет успешно бороздить необъятные просторы океана различных знаний.