Организация работы дружины юных пожарных в районе в рамках социального партнерства


Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительногообразования «Центр дополнительного образования «Вектор»
654025, г. Новокузнецк, ул. Емельяновская, Д.1, тел. 31-04-59
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Методика организации
детского печатного
издания
Опыт реализации проекта «Нольодинка»
Авторы:
Данилова Г.И.
методист ДЮП МБУ ДО ДТ «Вектор»

г. Новокузнецк 2017
Введение
Методическая разработка «Методика организации детского печатного издания в образовательной организации» предназначена для руководителей отрядов дружины юных пожарных, , а также может оказать помощь учителям и заместителям директора по воспитательной работе образовательных организаций при организации работы с детьми разного возраста.
Материалы разработки направлены на оказание помощи всем заинтересованным педагогам в организации работы детского печатного издания в образовательной организации, а в особенности в учреждении дополнительного образования детей, в которых организованы дружины юных пожарных.
Данная методическая разработка поможет педагогическому коллективу организовать работу детской газеты, направленной на развитие творческого потенциала детей в непривычной для них сфере деятельности. А также приобщить к работе детского печатного издания, по противопожарной безопасности каждого или любого желающего проявить себя воспитанника, а не только небольшую группу детей и подростков, объединенных в редколлегию.
Методическая разработка включает в себя:
Описание проекта «Газета Нольодинка»
Мультимедийную презентацию газеты «Нольодинка»
Избранные номера детской газеты «Нольодинка»
Листовки.
Пояснительная записка.
В деле защиты населения в опасных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за формирование у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, способности сохранять жизнь и здоровье в экстремальных ситуациях, в том числе в случае возникновения пожара. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания. Особенно это касается подростков, которые в силу возрастных особенностей стремятся участвовать во взрослой жизни.
Причиной пожаров по вине подростков может быть умышленный поджог, курение, опыты с химическими веществами. Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает взрослому, то подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений. Поэтому для подростка и мужество, и смелость важны только в связи с социальной позицией, с формированием социальной активности.
Подросток требует признания своей самостоятельности, своего равенства, хотя для этого отсутствуют реальные условия, и физические, и интеллектуальные и социальные. Так, например, у подростка нет потребности в курении, но есть желание выделиться, привлечь к себе внимание, небрежным щелчком выбросив окурок. Самосознание возникает и развивается на основе такой практической деятельности ребенка, которая предполагает его собственную активность и сотрудничество с окружающими людьми, а система воспитания и образования играет в этом процессе решающую роль.
Вместе с тем у подростков существенно возрастает ориентация на качества мужественности, начинает формироваться своеобразный идеал мужественности подростка. При этом содержание и характер представлений о себе прямо зависит от меры включения школьника в разные виды деятельности и опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Исходя из этой необходимости – включения взрослых форм деятельности в учебный процесс, – на базе образовательных организаций созданы дружины юных пожарных. Для детей этого возраста интересны и полезны встречи с работниками пожарной службы, рассказы которых будут привлекать ребят риском, победой над стихией, но в то же время объяснять, что для этой профессии необходимы знания, опыт, дисциплина и т.д.
Для пропаганды пожарной безопасности и формирования потребности в здоровом образе жизни, а также для ознакомления родителей, педагогов и воспитанников с содержанием работы отрядов ДЮП выбрали такую форму работы как детская газета.
Идея создания газеты в ОО не нова. Во многих образовательных организациях существуют и другие периодические издания, и радиоточки. Особенностью нашей газеты является то, что она направлена на распространение пожарно-технических знаний, целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности.
Проект подготовлен в рамках программы «Дружина юных пожарных».Идея проекта укладывается в высказывание «газета – это средство, которое помогает ребёнку, подростку организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей».
Издание на современном уровне детской газеты позволяет в комплексе решить целый ряд важных задач:
1. Создается центр для самоорганизации наиболее активных и талантливых детей. Общая работа редакционного коллектива объединяет школьников независимо от того, в каком классе они учатся, чем занимаются в свободное время и т.п.
2. Воспитанники получают возможность реализовать свои способности в самых разнообразных видах деятельности: административно-организаторской, редакторской, журналистской, в верстке газеты и т.д.
3. Создание газеты стимулирует самообразование: от повторения правил правописания к освоению специальных компьютерных программ. Детская газета предоставляет возможность первой публикации начинающим поэтам и писателям.
4. Вокруг газеты создается широкий круг толерантного неформального общения, в которое, кроме воспитанников, включаются педагоги, родители, работники отделения надзорной деятельности, сотрудники ГО и ЧС района.
Конечная цель проекта – создание организационной структуры, которая имела бы возможность:
1. Создавать условия для привлечения общественности к проблеме пожарной безопасности путем организации выпуска газет, бюллетений, листовок и иной печатной продукции.
2. Предоставлять организационную и информационную поддержку всем, кто готов проявить творческую инициативу и включиться в реализацию проекта.
Опыт работы над реализацией проекта «Нольодинка»
Данный опыт будет интересен тем, кто, работая в отрядах ДЮП, стремится не только передать знания по пожарной безопасности, но и создать условия для творческой самореализации воспитанника. Мы убедились, что участие воспитанника в проекте «Газета дружины юных пожарных» поддерживает его индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей. Дружиной юных пожарных выпускается ежеквартальная (формат А4) информационно-познавательная газета «Нольодинка», в которой ребята рассказывают о деятельности дружины, обеспечении пожарной безопасности родного района, публикуют познавательные материалы по обеспечению пожарной безопасности (выписки из правил пожарной безопасности, порядок действий в случае возникновения пожара, правила пользования огнетушителями, информация по истории создания пожарной охраны и т.д.)
Проект «Нольодинка» можно считать успешным, о чём свидетельствует его существование до сегодняшнего дня. В работе с воспитанниками руководители отрядов ДЮП стараются следовать основному принципу личностно-ориентированного обучения – «обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самостроительства личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности». Для того чтобы поддерживать индивидуальное развитие воспитанников, руководители предоставляют ему необходимую свободу для творчества, как во время учебных занятий, так и во внеурочное время. Мы согласны с высказыванием Жака Гоне, французского исследователя, работающего на стыке журналистики и педагогики: «Чтобы понять свою внутреннюю сущность, ребёнку необходимо осознать, что он существует, что его творчество так же важно, как и творчество взрослых». Поэтому, когда встал вопрос о создании газеты отрядов Дружины юных пожарных, мы с удовольствием взялась за данную работу. Руководитель проекта, вокруг себя собрала детей, которые издание газеты не воспринимают как игру, а считают это серьёзным делом, чувствуют ответственность, так как освещают основные события жизни Дружины юных пожарных. Работая над первым выпуском, мы поняли, что это очень трудоёмко. Поэтому приняли решение выпускать газету раз в четверть, по мере накопления информации. Таким образом, за год– четыре выпуска.
Модель газеты «Нольодинка»:
1. Форма и количество страниц, основные элементы оформления: формат А4, количество страниц не ограничено, цветная печать, фотографии, рисунки, маркирование.
2. Периодичность: раз в четверть.
3. Система рубрик:
«Они обеспечивают нашу безопасность».
Вам, героическим труженикам пожарной охраны!
Вам, покорителям стихии огня!
Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых в борьбе с огнем
ПОСВЯЩАЕТСЯ!
Эта рубрика рассказывает о людях, которые посвятили себя этому нелегкому труду. О их судьбе, о их подвигах, знакомясь с такими людьми, начинаешь понимать, что, значит, «Один за всех и все за одного».
«В помощь руководителю отряда юных пожарных».
Классическая фраза «Пожар легче предупредить, чем потушить» приобрела сегодня новое звучание, особенно в свете событий последних лет, связанных с пожарами в детских учреждениях и по вине детей.
Пожар – это всегда страшно. Дети в огне – обычно следствие ошибок взрослых: не убрали, не предупредили, не уследили… Поэтому необходима кропотливая, постоянная работа, по обучению детей правилам пожарной безопасности, как в учебной так и во внеклассной деятельности.
Эта страничка содержит организационно – методический материал по обеспечению пожарной безопасности во всех звеньях образовательных школ, а также планы – конспекты различных занятий, конкурсов, эстафет, праздников и инсценировок.
«Дружина юная моя».
Рассказ о дружине всегда интересует всех, кто связан с ней, или слышал о ней, присутствовал на ее мероприятиях. Дружина живет интересной насыщенной жизнью. Много лет юные пожарные ведут пропаганду среди детей и подростков в Орджоникидзевском районе. Эта страничка поможет поближе узнать о делах юных пожарных, о их общественной жизни, о их работе.
«Рыцарям огня - посвящается».
Пожарный – профессия отважных. Каждый мальчишка мечтает быть таким же сильным, смелым, отважным, как пожарные. Ребята стараются быть похожими на них, подражают им во всем, относятся с уважением к этой профессии и все это выражают в своих стихах, сочинения, рисунках, в творческих номерах.
«Тушилкин предупреждает!»
Кто с огнем не осторожен – у того пожар возможен.
Предупреждающая страничка ведет профилактическую работу по пожарной безопасности. Она напоминает о правилах обращения с огнем, с электроприборами, со спичками. Призывает быть внимательными и осторожными.
«Это интересно…»
Первый пожар… От чего он вспыхнул? От яростной молнии, ударившей в перестойную сосну, или от раскаленного камня, выброшенного из кратера вулкана? Известно лишь одно – человек не повинен в этом пожаре. Зато с той поры человек учится бороться с пожарами. Именно на этой страничке можно узнать много познавательного из истории пожарной охраны, о ее совершенствовании, о технике и вооружении, о средствах пожаротушения. О том, как раньше люди боролись с пожарами, что применяли для его тушения.
Кроме того, в каждом номере нашей газеты есть рубрика «Что было, что будет» из которой дети и их родители узнают обо всех событиях, произошедших с дружиной юных пожарных, о призерах различных выставок и конкурсов по пожарной безопасности, о перспективах дружины. Знакомясь с этой страничкой, становится ясно, какой отряд юных пожарных защищал честь школы или района, каких результатов достиг. Хорошие результаты подстегивают ребят из других отрядов стремиться быть лучше и как можно больше принимать участие в различных мероприятиях по противопожарной безопасности.
Рубрики «Зарядка для мозгов» и «Хиханьки да хаханьки»
в занимательной форме предупреждают детей об опасности возникновения пожара и в тоже время учат их правилам пожарной безопасности. Разгадывая загадки, ребусы, дети развивают логическое мышление, потихоньку подбираются к слову, которое хоть как-то связано с пожарами. Отгадывая слова в кроссворде – ребята знакомятся с атрибутами пожаротушения, с символикой пожара.
Смешные анекдоты, заставляют задуматься о том, каких последствий можно было бы избежать, как лучше и правильно поступить в той или иной ситуации. И, наконец, на страничке «Мастерилка» печатается материал, автором которого может стать любой воспитанник нашего учреждения. Для этого достаточно лишь интересной увлекательной идеи. А в этом детям, безусловно, помогают их талантливые педагоги.
Важно правильно организовать работу с детьми, чтобы процесс создания газеты доставлял им удовольствие, чтобы каждый из них проявил себя в той области, которая ему наиболее близка, поэтому корреспондентам на выбор предлагаются те направления, которые им интересны. Только в этом случае они смогут проявить большую степень самостоятельности. Кроме того, учитывая занятость детей, надо стараться заранее распланировать задания на ближайший номер.
Процесс создания выпуска можно представить схематически: Сбор информации по направлениям: «Достижения юных пожарных» (конкурсы, творчество), «Воспитательная работа» (экскурии в пожарную часть №4 районные, городские мероприятия), «Спортивная жизнь», «Информация развлекательного плана».
Мы не ставим перед собой цель – сделать из детей журналистов. Газета – это, прежде всего, средство привлечения общественности к проблеме пожарной безопасности. Однако считаем, что определённой информацией, как корреспонденты, они должны владеть обязательно. Речь идёт об особенностях публицистического стиля. С этой целью провдятся индивидуальные беседы, у ребят есть памятки, буклеты, которые помогают юным журналистам в работе. Знание особенностей публицистического стиля позволяет юнкорам преподнести читателям материал более качественный. Воспитанники понимают, что от этого зависит интерес к газете. «Нольодинка» – это, прежде всего новости и пропаганда безопасного обращения с огнем. Они занимают и первую полосу газеты. Корреспонденты стараются замечать всё необычное, что происходит в нашем образовательном учреждении, и пытаются отразить это в своих работах. При этом они всегда тщательно продумывают названия статей, так как заголовок имеет большое значение: он должен привлечь внимание и возбудить желание прочесть статью. Вот несколько примеров: «Мы честно служим людям», «А у нас юбилей!», «Здравствуй, дедушка Мороз!» и т. д.
Освещая основные события жизни дружины юных пожарных, ребята обращаются к разнообразным жанрам публицистики (очерки, интервью, заметки, статьи и т.д.). Данная практика не только учит детей всматриваться в явления окружающего мира, наблюдать, критически оценивать то, что происходит вокруг, но и позволяет им совершенствовать навыки письменной речи. Нацеливаем детей на то, что в газете необходимо осветить события жизни ДЮП по разным направлениям: спортивное, творческое, учебное. В детском издании обязательно должна быть развлекательная страница. В нашей газете их несколько. Созданием кроссвордов, шарад, загадок, подбором материала для рубрики занимаются сами дети. И очень успешно.
О том, что газета становится неотъемлемой частью жизни дружины юных пожарных, говорит неподдельный интерес к ней со стороны воспитанников. Некоторые настолько заинтересовались, что стали принимать участие в работе в качестве корреспондентов. Радует то, что авторы приносят в редакцию свои тексты без боязни (многие работы носят глубоко личностный характер), потому что знают: к их творчеству отнесутся бережно. Конечно, есть работы, которые требуют серьёзного редактирования. Мы помогаем авторам, не обижая их резкой критикой, тем самым поддерживаем в них желание творить. Иногда из принесённых ребёнком в редакцию текстов, можно опубликовать только несколько строчек. «Какая находка! Замечательные строчки!» – скажет автору руководитель, и через несколько дней, найдя свои строки среди других напечатанных текстов, ребёнок поймёт, что его творчество тоже нужно, а значит, нужен он сам. Большое значение имеет не только содержание, но и оформление. Наша «Нольодинка» цветная, что более привлекательно для читателей. Проект «Нольодинка», реализованный в стенах нашего учреждения, можно считать успешным, потому, что он объединяет детей творческих, позволяет им реализовать свои способности.
Таким образом, благодаря нашей газете нам удалось:
создать условия для организации деятельности школьников по изучению правил пожарной безопасности и привлечения их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди учащихся и населения в микрорайоне;
наладить более тесные взаимоотношения с семьями, родителями воспитанников;
привлечь внимание общественности к проблеме пожарной безопасности;
сформировать атмосферу сотрудничества, сотворчества и доверия;
развить творческий потенциал воспитанников в новой, непривычной для них сфере деятельности.
Создание здоровьесберегающей, безопасной, творческой воспитательной среды возможно при условии комплексного проведения мероприятий, направленных на здоровьесбережение наших воспитанников. А детская газета, это один из факторов, безусловно, влияющий на формирование такой среды.
Газета «Нольодинка» детская во всех смыслах этого слова, то есть она создается детьми и создается в первую очередь для детей. В последнее время стала популярной и среди родителей, которые хотят быть в курсе всех дел, происходящих в отрядах дружины юных пожарных, тех акций и здоровьесберегающих мероприятий, которые, интересны их детям. По просьбе родителей мы издаем буклеты и листовки под общим названием « Дети против пожаров » (Приложение ).
И как результат, активное участие родителей в мероприятиях дружины юных пожарных (акциях, слетах, семейных праздниках, выставках семейного творчества). Родители с удовольствием участвуют в комплексных занятиях для детей и родителей, а также охотно являются непосредственными участниками и организаторами коллективных творческих дел.
Таким образом, приложение к детской газете «Нольодинка» является новым средством повышающим эффективность воспитательного взаимодействия «педагог– ребенок – родитель», и помогает создать комфортные условия для сохранения и укрепления здоровья, а также творческого развития ребенка в процессе совместной деятельности.
Этапы реализации проекта.
1 (ПОГОТОВИТЕЛЬНЫЙ) ЭТАП.
Вынесение идеи создания детского печатного издания на обсуждение педагогического коллектива.
Создание группы единомышленников
Объявление о конкурсе на лучшее название детской газеты.
Проведение опроса или анкетирования, с целью выяснения наиболее интересных тем, рубрик.
Проведение всеобщего конкурса на самое интересное название рубрик.
Осуществление выборов в редколлегию и постоянных ведущих рубрик (это могут быть либо одни и те же дети из того или иного объединения, ответственного за рубрику, либо разные дети из этого же объединения, которые будут проявлять инициативу).
2 ЭТАП
Организация работы каждого творческого объединения, ведущего той или иной рубрики, по выбору темы номера или данной странички, сбору материала и определения сроков подачи материала в печать.
3 ЭТАП
Сбор материала у ведущих рубрик (страничек).
Редактирование и набор текста.
Компьютерная графика.
Анонс очередного номера, реклама.
4 ЭТАП
Распечатка очередного номера.
Тиражирование.
5 ЭТАП
Распространение осуществляется членами редколлегии для всех желающих за счет денежных средств покупателей. А также несколько экземпляров или отдельных страничек вывешивается в специально отведенное для этого место (газетный уголок) для всех воспитанников учреждения, их родителей и гостей образовательного учреждения.
Ресурсная база проекта
Ресурсы, необходимые для реализации проекта:
Технические ресурсы:
1. Компьютеры
2. Принтер
3. Фотоаппарат цифровой
4. Сканер
Материальные ресурсы:
1. Помещение
2. Бумага формата А4
3. Расходные материалы для заправки принтера
Кадровые ресурсы
1. Педагогические кадры ( руководитель проекта детской газеты, педагог информатики)
2. Главный редактор
3. Дизайнер
4. Журналисты
5. Фотокорреспонденты
6. Корректоры
7. Верстальщики
9. Выпускающий редактор
Практическая значимость
Деятельность юных пожарных по выпуску детской газеты имеет большую практическую значимость: это совместная полезная работа для коллектива всех отрядов ДЮП под девизом «Научился сам - научи другого!». Осознание важности порученного поднимает ребят в своих глазах, способствует росту самооценки. Растет также и творческая активность учащихся, потому, что любой воспитанник из отряда ДЮП может стать автором, специальным корреспондентом или ведущим рубрики, для этого нужна лишь творческая инициатива самого воспитанника и поддержка педагога.
Данный проект позволяет развивать творчество воспитанников в непривычной для них сфере деятельности, установить более тесные взаимосвязи РОДИТЕЛЬ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ВОСПИТАННИК.
Работа строится на основе метода проектов с учетом склонностей ребят. Выделилась группа «малой прессы», отвечающая за выпуск стенгазет, молний, боевых листовок и участвующая в конкурсе рисунков и плакатов на соревнованиях.
Другая творческая группа отвечает за выпуск газеты «Нольодинка».
Есть также и лекторы, читающие небольшие лекции в классах о том, как быть бдительными и что делать в момент опасности.
Благодаря работе детской газеты в учреждении дополнительного образования возможно:
установление более тесных взаимоотношений с семьями, родителями воспитанников;
изучение их запросов и пожеланий;
формирование атмосферы сотрудничества, сотворчества и доверия;
развитие творческого потенциала воспитанников в новой, непривычной для них сфере деятельности.
Кроме того, в работе по пожарной безопасности со старшеклассниками необходима и ориентация на выбор ими профессии. Газета является средством того, что воспитанники должны твёрдо уяснить, что правила пожарной безопасности необходимо соблюдать всегда и всюду: в быту, на производстве, на отдыхе для обеспечения своей личной безопасности и безопасности окружающих.
Выпуск приложения для родителей помогает осуществить решение следующих задач:
ознакомить родителей с деятельностью дружины юных пожарных;
обеспечить расширение социальных контактов и его самоопределение в поле профессиональных возможностей;
активно вовлечь семью в современное образовательное пространство;
помочь семье создать условия для развития личности воспитанника и его духовного становления;
выработать единые педагогические требования.
При этом следует учитывать, что противопожарная разъяснительная работа среди школьников должна проводиться в неразрывной связи с общим учебно-воспитательным процессом, планомерно как во время уроков, так и во время внеклассных и внешкольных мероприятий. Нельзя забывать, что прочные навыки соблюдения требований пожарной безопасности формируются у человека лишь в ходе длительной и систематической разъяснительной работы.