на пороге как бы двойного бытия (о философии и поэтике двоемирия в лирике Ф.И. Тютчева)


«НА ПОРОГЕ КАК БЫ ДВОЙНОГО БЫТИЯ» (О ФИЛОСОФИИ И ПОЭТИКЕ ДВОЕМИРИЯ В ЛИРИКЕ Ф.И. ТЮТЧЕВА)
Постижение Тютчева дается не вдруг. С первого чтения его и не поймешь, и не осмыслишь. Нужно долго и пристально беседовать с ним. Тогда это собеседование становится душевно насущным. Данная работа посвящена творчеству гениального русского поэта Федора Ивановича Тютчева.
Имя Тютчева издавна сопровождает эпитет «поэт-философ». справедливость этого определения подтверждает даже самое поверхностное знакомство с его поэзией.
Тютчев умел, как никто, вскрывать тайники человеческого сознания и подсознания, сложность взаимоотношений с окружающим его противоречивым миром.
Цель данной работы: раскрыть мотивы «двойного» бытия в лирике Ф.И. Тютчева.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
На примере анализа стихотворений понять тютчевскую картину мира.
Выяснить, какое место Тютчев отводит человеку в макромире.
Понять причины трагической раздвоенности человека в век «растления не плоти, а духа».
В ходе подготовки к написанию данной работы были изучены и проработаны ряд источников, которые содержат сведения о жизненном и творческом пути Ф.И. Тютчева.
Тютчев и жил, и чувствовал, и мыслил, как поэт. А между тем, на звание поэта никогда не претендовал. Свои «поэтические упражнения» именовал «бумагомаранием», печататься не стремился, оценкой собратьев по перу не интересовался, даже стихов не собирал. Они были в письмах к родным и знакомым, их находили забытыми в книгах и деловых бумагах.
В поэзии Тютчева много общечеловеческой, земной, пронзительной правды. А стихотворения его часто звучат как откровения.
Ф.И. Тютчев осознавал себя человеком, живущим в роковые для мировой истории и для истории России годы. За свою жизнь он был свидетелем многих «роковых минут» истории: Отечественная война 1812г., восстание декабристов, революционные события в Европе 1830 и 1848 годов и др. Все эти события не могли не волновать Тютчева и как поэта.
По складу своего философского и аналитического ума Тютчев был одержим выяснением смысла человеческого существования.
Основа поэтической модели Тютчева – двоемирие. Человек, его душа – меж небом и землей, «на пороге двойного бытия». Отсюда – прямо противоположное решение одних и тех же вопросов, над которыми бьется разум поэта.
Гармония – хаос, вера – неверие, небесное – земное, человек – природа, любовь – смерть, бытие – небытие – вот основные полюса поэтического мира Тютчева. Нередко они совещаются в одном стихотворении (например, «День и ночь», «О, как убийственно мы любим!» и др.)
Противоречие становится темой, пафосом, смыслом образов, композиционным принципом Тютчева.
Два, двойственность, двойное (бытие) – эта поэтическая цифра символична у Тютчева и выражает антитезу.
В стихотворении «Сон на море» Тютчев говорит:
Две беспредельности были во мне,
И мной своевольно играли оне.
Вся двойственность лирики Тютчева – «два проявления стихии одной». Стихия одна, но проявляется она двояко.
С первых шагов своего поэтического пути Тютчев искушаем был «проклятым вопросом»: существует ли в мире нечто изначально разумное? Он мучительно искал ответы на вопросы и собственным умом пробивался к решению сложных задач.
Поэт воспринимал мир, бытие как катастрофу. В 1830 году он написал:
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!
Стихотворение называется «Последний катаклизм». Само слово «катаклизм» подчеркивает философский смысл стихотворения. Судя по названию, можно предположить, что в тексте будет развернута картина из Апокалипсиса, рисующая последний день творения. Но для Тютчева последний день окажется первым днем нового творения. Это стихотворение отражает два основных мировых процесса – разрушения и созидания, которые даны в двух симметрично расположенных в тексте глаголах «разрушится» и «изобразится».
В стихотворении присутствуют две стихии – земли и воды. Рисуя гибель земли под водой, Тютчев обращается к библейскому мифу о Ноевом потопе («Все зримое опять покроют воды»). В самом этом обращении есть одновременно указание на гибель и спасение.
Мятущаяся душа Тютчева искала веры, равновесия душевных сил, идеалов. Вера была прибежищем от сомнений. Поэту казалось, что без веры все разрушится, все потеряет точку опоры. «Двойное бытие» протекает в борениях ума с безумием и веры с безверием.
1836 год у Тютчева весь прошел в борениях мысли, завершившихся отрицанием верховной воли, богоборчеством:
И чувства нет в твоих очах,
И правды нет в твоих речах,
И нет души в тебе.
Мужайся, сердце, до конца:
И нет в творении творца!
И смысла нет в мольбе!
Это еретическое стихотворение, со скорбным мужеством отвергающее божественный промысел, не предназначалось к опубликованию; оно и было обнародовано только после смерти поэта, в 1879 году. Но с какой силой обнажает оно духовную драму Тютчева, вынужденного вести двойное бытие: человека, скованного рамками господствующих идеологических устоев, и поэта могучего ума, обуреваемого размышлениями о глубинных загадках миропорядка.
Разрыв с божественностью Тютчев выстрадал долгими сомнениями. Тремя годами раньше он также создал еретическое стихотворение, но еще в форме сомнения:
С горы, скатившись, камень лег в долине, -
Как он упал? Никто не знает ныне –
Сорвался ль он с вершины сам собой,
Или низвергнут мыслящей рукой?
Столетье за столетьем пронеслося:
Никто еще не разрешил вопроса!
Тютчев не только обходился без Бога, но и бунтовал против неладно, равнодушно скроенного мира. Еще в стихотворении «Бессонница» (1829г.) он сокрушался: «Нам мнится: мир осиротелый Неотразимый рок настиг – И мы, в борьбе с природой целой Покинуты на нас самих», а спустя 7 лет восклицает: «Мужайся, сердце, до конца», ибо «творца» нет и молить некого.
С присущим Тютчеву мужеством разуверений он создает стихотворение, уже начальной строфой декларирующее трагическую подчиненность человека року:
Из края в край, из града в град
Судьба, как вихрь, людей метает,
И рад ли ты, или не рад,
Что нужды ей?.. Вперед, вперед!
Равнодушие природы томило пылкую натуру поэта, сознание человека, мыслью объемлющего вселенную, не мирилось с ролью осеннего листа, покорно влекомого ветром. Богоборчество и было проявлением «стихийного бунтарства».
У Тютчева развивается тема разлада – разлада человека и природы. В 1865 году он пишет стихотворение «Певучесть есть в морских волнах…», в котором утверждает, что в природе есть лад. Но человек с его «призрачной свободой» резко противопоставлен природе:
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, -
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
В разладе с природой человек ощущал свою душу «жилицей двух миров». Порог этого двойного бытия Тютчев пытался переступить. Он бился над загадкой: а возможно ли вообще его переступить, доступно ли человеку слиться с «беспредельным»?
Стихотворение юного поэта «Проблеск» (1825г) дает отрицательный ответ на этот вопрос: душой мы «к бессмертному летим», грустим по небесам, хотим сорваться с «земного круга», но тщетно:
Мы в небе скоро устаем, -
И не дано ничтожной пыли
Дышать божественным огнем.
Человек здесь уже приравнивается к пыли. В стихотворении также примечательно противостояние неба и земли как возвышенного и низменно-повседневного.
Но где-то в кольце переживаний возникает из «двойного бытия» поэта и нечто иное, пахнущее землей, живыми травами:
Нет, моего к тебе пристрастья
Я скрыть не в силах, мать-Земля!
Духов бесплотных сладострастья,
Твой верный сын, не жажду я.
Так, человеку «двойного бытия», Тютчеву сродни было и чувство единства с миром, а не только отчуждения.
Одним из лучших произведений русской философской лирики является стихотворение Тютчева «День и ночь».
Тема стихотворения – противопоставление дня и ночи. День здесь – это златотканый покров, наброшенный высокой волею богов на бездну – тот древний хаос, о котором Тютчев писал во многих своих стихах. День – это нечто искусственное, вторичное, созданное богами на благо себе и людям:
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
Люди и боги в данном стихотворении не противопоставлены друг другу, но, напротив, объединены в своем страхе перед изначальным хаосом. День, по мнению Тютчева, прекрасен и благодатен, но он бессилен перед ночью с ее страхами, одновременно манящими людей и внушающими им ужас.
В этом стихотворении со всей яркостью проявляется проникновение поэта в тайны бытия - то, что Тютчев считал основной задачей поэзии.
Особенно важно для понимания тютчевской картины мира стихотворение «Смотри, как на речном просторе…», написанное уже зрелым поэтом в 1851 г. В нем звучит важнейшая и мучительнейшая для поэта проблема личности. Здесь возникает образ всеобъемлющей и роковой бездны, а также образ человеческого «я», ведущего призрачное существование, свершающего свой подвиг бесполезный, чтобы бесследно исчезнуть во всепоглощающей бездне.
В этом стихотворении мы встречаем характерное для творчества поэта противопоставление Бытия и Небытия. Здесь жизнь людей (или льдин), пусть краткосрочная, призрачная, бесполезная, но все-таки это жизнь, Бытие. Бездна же, это безличное, бездушное, мертвое море, поглощающее все и вся, - это Небытие.
Это стихотворение перекликается с другим, написанным Тютчевым в 1871 г., «От жизни той, что бушевала здесь…». Там тоже Бытие – призрачно, краткосрочно и бесполезно. Все поглощается бездной, не остается даже праха и памяти – полное Небытие. Опять всех ждет один конец, одна судьба:
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.
Но если в этом стихотворении Тютчев называет жизнь подвигом, пусть и бесполезным, то в «Смотри, как на речном просторе…» человеческая жизнь описана менее красочно, а в последней строфе создается впечатление, что человеческой личности, индивидуальности, он вообще отказывает в праве на существование, называя человеческое «я» «нашей мысли обольщеньем».
Свой мирообраз Ф.И. отразил во многих стихотворениях, место человека в этой картине мира менялось в разных произведениях поэта в зависимости от того, что пересиливало в его сознании: погружался ли он всецело в стихию индивидуализма, или же наоборот, человеческая личность подавлялась грандиозностью мироздания.
«На пороге как бы двойного бытия…» - эта строчка – ключ ко всему Тютчеву. Ф.И. Тютчев – поэт непримиримых противоречий. Поэт обнажает противоречия, не стараясь их «снять» логическим путем. Они остаются нерешенными и для новых поколений. Они остаются обнаженными: надежда столь жива в человеке, как и безнадежность, жажда познаний не менее сильна, чем невозможность абсолютного познания. Тютчев утверждает и опровергает.
Ф.И. Тютчев был первым поэтом, который увидел хаотический смысл бытия. Два главных понятия в философии Тютчева – это космос и хаос, день и ночь. Хаос – это всегда тьма, сон, беспамятство, страх и бездна, а космос – всегда гармоничен, светел, он служит покровом для бездны.
Нужно отметить, что единство всей лирике Тютчева придает эмоциональный тон – постоянная неясная тревога, за которой стоит смутное, неизменное ощущение приближения всеобщего конца.
Мир Тютчева многомерен, беспределен, исполнен пугающей тайны и победоносного величия одновременно. Мир в лирике поэта предстает расколотым. Ему присущи утрата цельности и раздвоенность. Человек тоскует о потерянной цельности. Тоскуя, он пытается создать эту цельность в своей душе, в виде идеала, но и создание этого идеала терпит крах.
Разуверение в какой-то изначальной силе бытия привело поэта к кощунственному отрицанию верховной воли, богоборчеству.
Таким образом, при помощи решения ряда задач была достигнута цель данной работы.
Поэзия Ф.И. Тютчева учит нас, может быть, самому главному – мужественному восприятию жизни:
Чему бы жизнь нас не учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
……………………………….
И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не все, что здесь цвело увянет,
Не все, что было здесь, пройдет!
Благодарение Тютчеву за бесценный дар – его поэзию.
Библиографический список
Архангельский А. Ф.И. Тютчев: Глава из нового учебника по литературе для 10 кл. // Литература, - 2001г. - №19.
Библия. Откровение Святого Иоанна Богослова.
Благой Д.Д. Литература и действительность. – М., 1959г.
Баевский В.С. История русской поэзии: 1730-1980. – М.: Новая школа, 1996 г.
Брюсов В.Я. Ремесло поэта. – М.,1980г.
Озеров Л. Поэзия Тютчева. – М., 1975г.
Пигарев К. Жизнь и творчество Тютчева. – М., 1962г.
Тютчев Ф. Стихотворения. – М., 1990г.
Тютчев Ф. Я встретил вас: Стихотворения. – М., 2001