Разработка программы календарного планирования кружка «Дебатное движение». Для учащихся общеобразовательных школ.


ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта города Шахтинска»
КГУ «Общеобразовательная школа № 6 акимата города Шахтинска»
ПРОГРАММА
Кружка
«Дебатное движение»
Для учащихся общеобразовательных школ.
Подготовила учитель истории: Балапанова А.Б.
ШАХТИНСК 2013
Пояснительная записка.
Программа кружка «Дебатное движение» - это технология проведения игр, формирующих навыки критического мышления, умения отстаивать свою позицию, действовать в новых непредсказуемых ситуациях, быть терпимыми к другим точкам зрения.
Основополагающими принципами организации дебатов являются честность и уважение партнёров. В ходе игр учащиеся получают основательные знания по изучаемым темам, учатся правильно строить свою речь, получают навыки ведения исследовательской; работы, проходят через мастерские логики, культуры речи, имиджа спикера. Наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку материала. «Дебаты» позволяют решать обучающие, развивающие, воспитательные и коммуникативные задачи. Их используют как форму урока для актуализации знаний, организации самостоятельной работы учащихся, обобщения, систематизации, закрепления учебного материала, обеспечения «обратной связи», как форму аттестации учащихся.
«Дебаты» можно применять на уроках общегуманитapного и естественнонаучного циклов.
Освоить методику работы по программе «Дебаты» в школе под силу любому учителю истории, географии, литературы, риторики, иностранного языка или классному руководителю.
Особую актуальность в современных условиях приобретает развивающе-ролевая форма организации учебного процесса. Ключевое положение в ней занимают деловые игры. Использование их на уроках обществознания - в курсах истории, граждановедения, права, на уроках литературы, иностранного языка и других — способствует решению, целого ряда задач, реализации нескольких целей:
- учебная деятельность осуществляется в межличностном общении школьников, происходит в процессе совместной деятельности;
-реализуется поисковый исследовательский тип обучения;
-в ходе игр воспроизводится поведение людей в реальной жизни, что
TOC \o "1-5" \h \z способствует формированию важнейших умений и навыков, глубокому осознанию социальных ролей;
-формируется устойчивая мотивация изучения общёствознания.
Функции игры очень многоплановые: обучающая, развивающая, коммуникативная, воспитательная, релаксационная.
Программа «Дебаты» представляет собой интеллектуальную игру, которая позволяет значительно повысить уровень развития детей, приобрести навыки ораторского искусства, научить свободно общаться и повысить интерес к получению новых знаний.
Количество часов в неделю: 1 час
37 часов в учебный год(включая каникулярное время)
Цели и задачи:
1.Внедрение в педагогическую практику технологии «Дебаты», способствующей формированиюи развитию социально-правовых компетентностей у учащихся.
2. Теоретическое изучение педагогических технологий.
3.Экспериментальная разработка методических и дидактических материалов по технологиям компетентностного обучения.
4. Апробация.
5. Разработка критериев.
6. Обобщение опыта через различные формы: открытые уроки.
7. Способствовать становлению гражданского общества.
8. Способствовать развитию:
критического мышления;
толерантности и уважительного отношения к различным взглядам;
партнерского общения и умения работать в команде.
Основными принципами дебатов являются:
обучение,
TOC \o "1-5" \h \z честность,
уважение.
Особенности курса:
Предполагает активные формы обучения, практикумы и тренинги, анализ видеофрагментов дебатов.
Для обеспечения работы спецкурса требуется использование технических средств обучения, аудио-, видеотехники.
Форма отчета по спецкурсу - участие в открытых играх в рамках спецкурса, публичное выступление, где ученики применяют умения и навыки, приобретенные на занятиях спецкурса «Дебатное движение».
Спецкурс "Дебатное движение" - это учебные занятия, своего рода дополнительный предмет с учебным планом и программой.
Спецкурс "Дебатное движение" в нашей школе могут выбрать все желающие. Иными словами, главное - это желание приобрести навыки, так необходимые для жизнедеятельности в современном обществе. Посещение спецкурса не предполагает обязательного участия в соревнованиях.
ГИМН ИГРЫ «ДЕБАТЫ»
1. На свете много разных игр существует,
И в каждой смысл, и азарт, и интерес.
Мы для себя нашли не самую простую,В ней не бывает незаслуженных чудес.
Припев:
Игра «Дебаты» - спор интеллектов и умов,
Игра «Дебаты» - извечный поиск точных слов.
В игре «Дебаты» язык и логика важны,
Дебаты нам нужны.
Здесь свои силы в дело вкладывает каждый,
И темы вовсе не знакомые подчас,
Но кто попробовал роль спикера однажды
В «Дебаты» пуститься потом еще не раз.
Припев:
Ожидаемый результат:
Технология «Дебаты» представляет собой не только увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирования у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества. В процессе поиска аргументов участники дебатов знакомятся с новой для себя областью знаний, учатся искать и обрабатывать информацию, логически мыслить, определять стратегию спора, вести дискуссию, выслушивать собеседника, работать в команде. Иными словами дебаты способствуют развитию:
- интеллектуальных;
- лингвистических;
- коммуникативных навыков;
- способствует формированию умений и навыков: работы с источниками, документами справочным материалом, периодикой и т.д.;
- развивает устную речь;
- учит критически мыслить;
- учит слышать не только своё мнение, но и чужое;
- учит работать сообща ради достижения общей цели:
- учит корректно общаться.
Содержание курса:
Организация дебатов включает в себя три этапа : подготовку, проведение и обсуждение.
Сложность дебатов как формы обучения заключается не столько в их проведении, сколько в огромной предварительной работе.
Глава 1. Введение 3 часа
История возникновения дебатов.
Что такое дебаты?
Почему нужны дебаты?
Великая традиция дебатов.
Три принципа дебатов.
Этика защиты противоположных точек зрения.
Глава 2. Дебаты как игра. 2 часа
Навыки дебатов.
Игра «Дебаты»: суть и основные элементы.
Стили дебатов.
Регламент и правила.
Обязанности спикера.
Глава 3. Темы дебатов. 2 часа
Формулировка темы.
Анализ темы.
Определение темы.
Примерные темы.
Глава 4. Дефиниции. 2 часа
Определение дефиниций.
Как найти определения дефинициям.
Глава 5. Разработка критерия и аргументов. 4 часа
Мозговой штурм.
Как создать критерии и аргументы.
Примеры критериев и аргументов.
Рабочий листок для дебатов.
Глава 6. Исследование и поддержка
критерия и аргументов. 4 часа
Сбор информации по теме дебатов.
Предварительное чтение первоисточников.
Вопросы об источниках.
Карточки для записей доказательств.
Проверка содержания доказательства.
Этика доказательства.
Глава 7. Утверждающий кейс. 4 часа
Интерпретация в определении критерия и аргументов.
Обоснование (конструирование) кейса.
Основы «Дебатов»: бремя доказательств (представление кейса).
Кейс по политической теме.
Неполитический утверждающий кейс.
Глава 8. Стратегия отрицания. 4 часа
Как построить отрицание.
Отрицание неполитического кейса (уровни атаки).
Конструирование неполитического отрицающего кейса.
Примеры неполитического отрицающего кейса.
Глава 9. Рассуждение.
Рассуждение с доказательством.
Типы рассуждений.
Глава 10. Перекрёстный опрос. 3 часа
Цели перекрёстного опроса.
Методы формулирования эффектных вопросов.
Стратегия защиты.
Глава 11. Проведение дебатов. 4 часа
Глава. Обсуждение дебатов. 2 часа
Тематический план кружка «Дебатное движение».
№ Тема часы
Глава 1. Введение 3
История возникновения дебатов. 1
Почему нужны дебаты? 1
Три принципа дебатов. 1
Глава 2. Дебаты как игра. 2
Игра «Дебаты»: суть и основные элементы. 1
Регламент и правила. 1
Глава 3. Темы дебатов. 2
Формулировка темы. 1
Определение темы. 1
Глава 4. Дефиниции. 2
Определение дефиниций. 1
Как найти определения дефинициям. 1
Глава 5. Разработка критерия и аргументов. 4
Мозговой штурм. 1
Как создать критерии и аргументы. 1
Примеры критериев и аргументов. 1
Рабочий листок для дебатов. Глава 6. Исследование и поддержка критерия и аргументов. 4
Сбор информации по теме дебатов. 1
Карточки для записей доказательств. 1
Проверка содержания доказательств. 1
Этика доказательства. 1
Глава 7. Утверждающий кейс. 4
Интерпретация в определении критерия и аргументов. 1
Обоснование (конструирование ) кейса. 1
Основы «Дебатов»: бремя доказательств (представление кейса). 1
Неполитический утверждающий кейс. 1
Глава 8. Стратегия отрицания. 4
Как построить отрицание. 1
Отрицание неполитического кейса (уровни атаки). 1
Конструирование неполитического отрицающего кейса. 1
Примеры неполитического отрицающего кейса. 1
Глава 9. Рассуждение. 3
Рассуждение с доказательством. 2
Типы рассуждений. 1
Глава 10. Перекрёстный опрос. 3
Цели перекрёстного опроса. 1
Методы формулирования эффектных вопросов. 1
Стратегия защиты. 1
Глава 11. Проведение дебатов. 4
Проведение дебатов. 4
Глава. Обсуждение дебатов. 2
Обсуждение дебатов. 2
Глоссарий:
Аргументы – суждение, приводимое в подтверждение истинности другого суждения (концепции и теории).
Контраргумент –используемый в ходе дискуссий, дебатов аргумент, отстаивающий противоположную точку зрения.
Аргументация - (от лат. argumentatio — приведение аргументов) — приведение доводов с намерением изменить убеждения другой стороны. В числе таких доводов могут быть ссылки на опыт, на более общие и кажущиеся достоверными принципы, на принятую систему убеждений, на традицию или интуицию.
Аргументировать – доказывать, приводить доводы, аргументы.
Аспект - одна из сторон рассматриваемого объекта, то, как он видится с определённой точки зрения.
Дебаты - чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Эта разновидность публичной дискуссии направлена на то, чтобы участники дебатов убедили в своей правоте третью сторону, а не друг друга. Поэтому вербальные и невербальные средства, которые используются участниками дебатов, имеют целью формирование у аудитории определённого мнения по поставленной проблеме.
Доказательность – обоснованность тезиса аргументами; важнейшее свойство правильного рассуждения.
Доказательный – убедительный, представляющий собой доказательство.
Доказательство -это логическая операция обоснования истинности утверждения с помощью фактов и связанных с ним суждений. С помощью совокупности логических приёмов истинность какого-либо суждения обосновывается исходя из других истинных суждений.
Критерий – признак, основание, правило принятия решения по оценке чего- либо на соответствие предъявленным требованиям.
Кейс – 1) система доказательств команды, в которую входит совокупность аспектов и аргументов, представленных в организованной форме, которая используется для обоснования своей позиции. 2) это система понятий, аспектов, аргументов, поддержек и контр аргументов, которые используются командой для доказательства правильности и наилучшей обоснованности своей позиции.Обоснованность – важное качество правильного мышления, свидетельствующее о том , что в рассуждении все мысли опираются на другие, истинность которых доказана.
Опровержение – это способ познания, направленный на установление ложности или недоказательности выдвинутого утверждения. Любое доказательство должно состоять из следующих составных частей: тезиса. Аргументов и формы доказательства.
Перекрёстные вопросы – раунд вопросов и ответов спикеров обеих команд. Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции, так и для выяснения потенциальных ошибок противника.
Поддержки – цитаты, факты, статистические данные, объективно подтверждающие конкретный аргумент заявленного аспекта.
Таймпикер - это учащийся, который следит за соблюдением регламента и правил игры.
Тезис – положение, утверждение, требующее доказательства.
Анти… - приставка, означающая: противоположность, враждебную чему-либо, направленность против чего-нибудь.
Тема – формулируется в виде утверждения, предмет какого-либо рассуждения или изложения.
Возможные темы дебатов.
Социально – экономические:
Генная инженерия аморальна.
Охрана окружающей, важнее экономического процветания государства.
Соревновательность превыше сотрудничества для достижения цели.
Социальные задачи государства важнее принципов свободы рынка.
Технический прогресс ведет к гибели цивилизации.
Политические:
Переговоры с террористами недопустимы.
Служба в армии должна быть обязательной.
Цензура во благо государства оправдана.
Национальные интересы выше моральных принципов в вопросах внешней политики.
Ядерное оружие следует уничтожить.
Правовые:
Более строгие приговоры оправданы для снижения преступности.
Несовершеннолетних особо опасных преступников необходимо наказывать как взрослых.
Родители должны нести ответственность за преступления своих детей.
Смертную казнь нужно отменить.
Культурные:
Западная культура губит отечественную культуру.
Засилье иностранных фильмов губит отечественный кинематограф.
Развитие личности невозможно без восстановления утраченных памятников культуры.
Преподавание культуры в средней школе должно быть обязательным.
Телевидение формирует новый тип культуры.
Образовательные:
Обучение девочек и мальчиков должно быть раздельным.
Средняя школа не готовит к реальной жизни.
Школьная форма должна быть обязательной.
Список литературы для учителя и учащегося.
1. Вершанская Ж. Основа ораторского искусства. История дебатов.
2. Майничева А.Ю. Организация школьного дискуссионного клуба.
3. Морозов А.Ю. Школьные дебаты. Преподавание истории в школе.
4. Петренко О., Польдяева О. Шумим, братец, шумим. Занятие «Дебаты».
5. Кожин Ю.А. Как вырастить призёров. Из опыта работы учителя права.
6. Ходаев О.К. Использование методики дебатов при изучении истории.
Список используемой литературы.
Аты-баты, шли дебаты // Комсомольская правда, 7 июля 1997.
Виртуальные дебаты // Биржа плюс карьера, 16 декабря 1998. С 2.
Дебаты: Учебно-методический комплект. -М.; Изд-во «Бонфи», 2001.
Калинкина Е.Г. Современные образовательные технологии: Дебаты на уроках истории и обществознания // Образовательные технологии на уроках истории и обществознания: теория и практика. – Н. Новгород: НГЦ, 2001.
Романов И. Дебаты: итоги первой пятилетки // Сороковушка, 6 декабря 2000 г.
Борщёва В.Н. Ещё раз о школьных дебатах.
Вершанская Ж. Основа ораторского искусства. История Дебатов.
Кожин Ю.А. Как вырастить призёров. Из опыта работы учителя права.
Козленко С.И., Саплина Е.В. Современные образовательные технологии на уроках истории и профильной школе.
Коновалова Е. Дистанционные игры – новая форма внеурочной деятельности старшеклассников.
Майничева А.Ю. Организация школьного дискуссионного клуба.
Петренко О.А., Полдяева О. Шумим, братец, шумим. Занятие «Дебаты».
Польдяева О.В. Возможности технологии «Дебаты».
Попенкова О.А. Что такое дебаты?
Релеев С.И. «Дебаты» на уроках.
Серебренникова М. Дебаты – командная игра.