Деловая игра для педагогов ДОУ «Индивидуализированная предметно-пространственная среда в ДОУ»


МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Голубок», г.Коряжма
Деловая игра для педагогов ДОУ
«Индивидуализированная предметно-пространственная среда в ДОУ»
Авторы: Медведева Н.Я., воспитатель.
Начать игру мы хотим начать цитатой из ФГОС Дошкольного образования
1.4. Основные принципы дошкольного образования:
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
Деловая игра называется «Индивидуализированная предметно-пространственная среда в ДОУ»
Цель игры: Повысить компетентность педагогов в вопросе индивидуализации предметно-пространственной среды в ДОУ, поддерживать активность, творческий потенциал и умение работать в команде.
Педагогам предлагается разделится на две команды.
I тур командам предлагается из набора слов составить определение Индивидуализация – это (выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия) Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь.
Педагоги записывают термин и за правильный ответ команда получает 1 балл.
II тур Основные положения личностно ориентированной модели построения предметно- пространственной среды отражаются в принципах ее построения. Принципы вы видите на экране. Вам предлагается выбрать принцип и раскрыть его содержание с точки зрения индивидуализации ребенка. Например, принцип комплексирования и зонирования дает возможность каждому ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим. Создаются игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Принципы:
- эмоциональности среды (создание индивидуального комфорта, эмоционального благополучия, создание условий для игр, обучения и развития для каждого ребенка, т.е. создается личное пространство, где ребенок может заниматься, чем нравится);
- эстетической организации среды (внесение привычных и неординарных элементов, развивает вкус и побуждает к творческой деятельности);
- доступности и единства (создание условий, где дети ведут себя по схеме «вижу - действую»;
- активности, творчества (реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании среды. Организация выставок, коллекций, мастерских, опытно-экспериментальных центров);- комплексирования и гибкого зонирования;
- «половых и возрастных» различий (дать возможность и девочкам и мальчикам проявлять свои склонности и увлечения в соответствии с общепринятыми нормами);
- индивидуальности и неповторимости каждого структурного компонента единого пространства (нет жесткого стандарта организации пространственной среды упор делается на учет индивидуальных качеств детей и на возможности их развития);
- безопасности (соблюдение САНПиН);
- рациональности и целесообразности.
Создание предметно-пространственной среды, обеспечивает уважение к личности каждого ребенка, развивает его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять перемены, осуществлять выбор, ставить и решать проблемы, проявлять творчество, фантазию, изобретательность, заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире.III тур Приведена на слайде таблица, которая показывает как компоненты предметно-пространственной среды способствуют индивидуализации в ней каждого ребенка.
Педагогам предлагается выбрать зону или уголок и привести примеры компонентов, которые будут способствовать индивидуализации ребенка. Например,
- уголок ИЗО;
- уголок Дружбы
За выполненное задание команда получает 1 балл.
IV тур В развивающей среде важно место педагога, так как именно он, зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду, определяет свое место в ней относительно каждого ребенка. Педагогам предлагается найти выход из педагогической ситуации, используя компоненты предметно- пространственной среды. За выполненное задание команда получает 1 балл.
Одного из воспитанников товарищи по группе зовут не по имени, а по национальности. Ребенок постоянно плачет и не хочет ходить в детский сад. Воспитатель пытается объяснить детям, что они поступают жестоко. Тогда дошкольники начинают дразнить малыша так, чтобы не слышали взрослые.  
Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу начинает бегать. Трудно переключить его на спокойное занятие. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он садится за настольную игру, то сразу же вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами.
Подведение итогов.