Мастер-класс для педагогов Новый ФГОС — новые возможности в форме деловой игры Мировое кафе

Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Новый ФГОС – новые возможности»
в форме деловой игры «Мировое Кафе (Кафе проблем и возможностей)»


Ход игры.
- Уважаемые коллеги, так как уже не раз было отмечено, что ведущим видом детской деятельности является игра, мы предлагаем вам поиграть в деловую игру «Мировое кафе». Правила игры Вам будут объявлены чуть позже, а сейчас нам необходимо определить участников игры.
Старший воспитатель предлагает каждому участнику один билет с вопросом. Дается несколько секунд на подготовку. Вопросы задаются по порядку, ответившему выдается цветная карточка. (Всего три цвета – три стола обозначены различным цветом). Педагоги рассаживаются в соответствии с цветом полученной карточки.

ВОПРОСЫ (приложение 1):

Когда принят ФГОС ДО? – 17. 10. 2013 № 1155.
В каком году он вступил в силу? – 1 января 2015.
Каков объем времени реализации части программа формирующуюся участниками образовательного учреждения – не более 40%
Назовите направления развития ребенка? – Их 5: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое/.
В какой из образовательных областей решается задача развития игровой деятельности детей? – «Социально-коммуникативное».
В какой из ОО решается задача практического овладения воспитанниками нормами речи? – «Речевое развитие».
Какие разделы включает ФЭМП в программе для детей дошкольного возраста? («познавательное развитие»)
К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками?
(социально-коммуникативное развитие)
8. Определите время реализации ООП ДО:
а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду;
б) только во время занятий;
в) может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации.
9. К какой образовательной области относится восприятие музыки, художественной литературы, фольклора?
а) социально-коммуникативное развитие;
б) познавательное развитие;
в) речевое развитие;
г) художественно-эстетическое развитие;
д) физическое развитие.
10. На что нацелен Стандарт ДО?
а) формирование знаний, умений, навыков;
б) формирование интегративных качеств личности;
в) целевые ориентиры дошкольного образования.


- Представьте себе, что мы сейчас находимся в кафе. Кафе необычное, оно носит название «Кафе проблем и возможностей». Психологи утверждают, что любая из проблем, которая возникает в жизни, несет в себе массу возможностей – нужно только правильно ими воспользоваться. Сейчас вы разделилились на три группы и для дальнейшей работы вам необходимо выбрать хозяина стола.
Обратите внимание на правила работы  кафе.  (слайд с правилами работы кафе)
Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном.
Не отсиживайтесь – высказывайте свои мысли, мнения, размышления.
Говорите открыто и от всего сердца.
Слушайте «хозяина стола», чтобы понимать.
Связывайте и соединяйте идеи в одно целое.
Работайте – не сидите на «трибуне»
Рисуйте и пишите на скатертях – здесь это можно и нужно!
Получайте удовольствие!

Сейчас более подробно я раскрою правила нашей игры. В ходе вашей работы будет 3 раунда с переходом участников за разные столики. При этом «хозяева» стола остаются за своими столиками. Их задача – знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей работы группы и фиксировать новые идеи. На ваших столах сегодня особенные скатерти (листы бумаги, разного цвета и разного размера) и мы предлагаем Вам  результаты обсуждения оформить на них схемами, рисунками либо плакатами. Приборы – это ручки, карандаши, фломастеры. Перед закрытием нашего кафе т.е. ровно через 20 минут мы предоставим возможность «хозяину» каждого столика презентовать свои идеи, опыт и перспективы дальнейшей работы по вашему вопросу.
У каждого стола разные вопросы для обсуждения:
- Какие результаты от внедрения ФГОС ДО Вы ожидаете?
- Назовите три принципиально новых признака ФГОС ДО.
- Сформулируйте три значимые проблемы, которые, по Вашему мнению, препятствуют внедрению ФГОС ДО.
Не забывайте, это основные ваши вопросы, обсуждать и отвечать на которые будут каждые гости стола, но кроме этого, вам необходимо будет выполнять определенные задания. В ходе этой работы, мы надеемся, вы сможете найти ответы на основные вопросы. Сигналом для перехода гостей за другой стол будет служить звук колокольчика. Напоминаю, что время ограничено: не более 5-7 минут для работы за одним столом.
А сейчас мы начинаем нашу деятельность. Все мы понимаем, что образовательная среда ДОУ – многокомпонентная модель. На первом месте в перечне стоит РППС.
1 задание
Командам раздаются листочки с заданиями (приложение 2).
Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях РПП среды.
1 команда. Младший дошкольный возраст
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с и со .., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль . деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Ответ.  Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
2 команда. Средний дошкольный возраст
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей .. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного .. дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Ответ. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
3 команда. Старший дошкольный возраст
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя . среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься . делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, .. развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Ответ. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Задание для зрителей : В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры.
Перед вами целевые ориентиры ФГОС ДО. Разделитесь на подгруппы, Перечислите условия, способствующие их успешному, полноценному достижению (приложение 4).

2 задание.
Каждая команда выбирает карточку с определенной темой недели (приложение 3), за 5 минут нужно создать модель образовательной среды по теме данной недели (независимо от возраста)
1 группа – развивающая среда
2 группа – совместная деятельность
3 группа – взаимодействие с семьей и социальными партнерами.

3 задание
Вам необходимо продолжить фразу «Современный педагог, какой он?», и ответить на вопрос «Какие личностные качества необходимы педагогу для успешного овладения ФГОС?» Перечислите профессионально важные качества, необходимые  современному педагогу в области дошкольного образования.
  Команды озвучивают свои ответы.
Вывод: Примените эти качества   для себя. Может быть, у каждого они будут на разном уровне. Но если все эти качества вам присущи, то значит, ВЫ уже современный воспитатель.

- А сейчас мы приглашаем тех педагогов, которые курировали работу за столами – «хозяев столов» с теми выводами, ответами на поставленные в начале игры вопросы.
«Хозяева столов» формулируют ответы на поставленные в начале вопросы, происходит совместное обсуждение выводов.






Приложение 1

Раздаточный материал:
вопросы для выбора педагогов для работы за столами

Когда принят ФГОС ДО ?
В каком году он вступил в силу?

Каков объем времени реализации части программа
формирующуюся участниками
образовательного учреждения –

Назовите направления развития ребенка? –

В какой из образовательных областей
решается задача развития
игровой деятельности детей?

В какой из ОО решается задача
практического овладения
воспитанниками нормами речи?

Какие разделы включает ФЭМП
в программе для детей дошкольного возраста?

К какой образовательной области
относится развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками?

Определите время реализации ООП ДО:
а) от 65% до 80% времени пребывания детей
в детском саду;
б) только во время занятий;
в) может реализовываться в течение
всего времени пребывания детей в организации.

К какой образовательной области
относится восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора?
а) социально-коммуникативное развитие;
б) познавательное развитие;
в) речевое развитие;
г) художественно-эстетическое развитие;
д) физическое развитие.

На что нацелен Стандарт ДО?
а) формирование знаний, умений, навыков;
б) формирование интегративных качеств личности;
в) целевые ориентиры дошкольного образования.












Приложение 2

1 команда. Младший дошкольный возраст
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в .
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с .. и со ...., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ... деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит . благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.


2 команда. Средний дошкольный возраст
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения.., проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей .. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного .. дошкольника, где он может подумать, помечтать.


3 команда. Старший дошкольный возраст
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя . среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься . делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, .... развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.












Приложение 3








Один дома (безопасность)

Моя семья, мой дом

Весна, весна на улице



















Приложение 4
Целевые ориентиры ФГОС ДО:
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.











В помощь педагогам при затруднениях:

Какие результаты от введения  ФГОС ДО Вы ожидаете?
улучшение качества образования;
реализация на практике возможностей индивидуального подхода;
творческий и продуктивный характер деятельности педагога;
создание условий для профессионального саморазвития педагога;
развитие дошкольного образования в России.
Три принципиально новых признака ФГОС ДО:
усиление роли индивидуализации ребенка;
учет этнокультурных особенностей в едином образовательном пространстве;
более широкие возрастные рамки (от 2 мес. До 8 лет);
новый тип структурирования содержания по образовательным областям (социально - коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое и физическое развитие);
возросшая роль родителей как субъекта образования.
Три значимые проблемы препятствующие введению ФГОС ДО:
недостаточность методического и материального обеспечения;
большая наполняемость групп:
недостаточная квалифицированность педагогов:
пассивность и неготовность родителей к сотрудничеству.



Воспитатель XXI века. Какой он? Я считаю, что воспитатель – это и педагог, и психолог, и профессионал. Воспитатель должен быть добрым, любящим детей, искренним, честным, терпеливым и обаятельным. Педагог для детей эталон. Дети, как губка, впитывают наши слова, жесты, манеру поведения, позу. Не надо забывать, что воспитатель XXI века - это ещё и творческий человек. Имея педагогическое образование  и повышая  свой профессиональный уровень, владея новыми технологиями и разнообразием программ, воспитатель XXI века планирует и разрабатывает интересные интегрированные занятия, досуги, развлечения, вносит игровые и сюрпризные моменты, участвует совместно с родителями в проектной и исследовательской деятельности. В работе с детьми руководствуется основными принципами
Воспитатель XXI века на сегодняшний день должен владеть современными информационными технологиями и внедрять их в образовательно-воспитательный процесс ДОУ, искать новые методы и формы использования ИКТ в работе с детьми, повышать  компьютерную грамотность и информационную культуру с помощью электронных библиотек, мультимедийных презентаций, учебно-методических материалов и т.д.. Воспитатель XXI века широко использует в своей работе электронную почту, благодаря которой появилась неограниченная возможность обмениваться мнениями, информацией и фотографиями с проведённых мероприятий, совместных  досугов и развлечений с родителями, коллегами.

]ђ Заголовок 115