Применение компьютерных технологий в начальной школе


Применение компьютерных технологий в начальной школе.
Готовясь к выступлению, нашла интересные факты, а именно:
18% учителей 1-4 классов негативно относятся к применению компьютерных технологий  на уроках, не проявляют интереса к компьютеру, избегают обучения на курсах повышения компьютерной грамотности, предпочитая прибегать к помощи своих «продвинутых» коллег. Педагогический стаж этой группы учителей превышает 20 лет.
 54% учителей начальных классов положительно относятся к компьютеру, проявляют интерес к новым ИКТ, используют их в своей практике, среди них как молодые учителя(стаж работы до 5 лет), так и опытные педагоги.
 28% учителей начальных классов положительно относятся к ИТ, интересуются ими, но не используют на своих уроках. В данную группу также вошли педагоги с разным стажем.
Просмотрев эти факты, пришла к выводу, что, скорей всего, я могу отнести себя ко второй группе (где 54%).
Среди учителей начальных классов, владеющих компьютерными технологиями 18% не применяют их на уроках
27% используют, но редко
 36% используют 2-3 раза в неделю,
19% постоянно, практически на каждом уроке
У меня сейчас третий класс, работаю по УМК «Школа 2100». В классе 17 мальчиков и 7 девочек. Класс непростой, уже даже в силу того, что мальчиков больше, чем девочек….Трое из мальчишек – спокойные, я бы даже сказала меланхоличные особы, чего не скажешь о других…Это гиперактивные, вспыльчивые, очччень эмоциональные товарищи…Справится с ними бывает трудновато, каждому хочется высказаться, дать свою оценку каждому событию. Успокоить и заинтересовать таких детей сложно. Но и в то же время с такими детьми интереснее работать, открывать что-то новое в каждом, замечать, как из года в год они взрослеют и меняются…
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
усилить образовательные эффекты;
повысить качество усвоения материала;
осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе.
В наше время трудно представить себе людей, которые не знали бы, что такое компьютер. Он есть почти в каждой семье, где есть ученик, и не только….
Современное образование – это непрерывный процесс. В традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Использование ИКТ особенно актуально в начальной школе. Дети этого возраста имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Использование ИКТ на  уроках  обучения грамоте, а позже и уроках русского языка  позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
На первых уроках обучения грамоте очень важно заинтересовать ребенка новым материалом. Сделать его первое знакомство с буквой и звуком радостным, чтобы в дальнейшем он ждал от встреч с текстом только положительных эмоций.
Для проведения урока с использованием мультимедиа - презентации компьютер выступает в роли наглядного пособия. Его  возможности в этой области неограничены:
        создание ярких слайдов и серии слайдов, которые легко сменяют друг друга с возможностью оперативного их редактирования;
        использование разнообразных мультипликационных эффектов;
        возможность воспроизведения видео и аудио материалов;
        создание интерактивных  наглядных пособий, гипертекстов
Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении  учителя. Она содержит: наименования разделов выступления и основные тезисы; неподвижные и подвижные иллюстрации.
Повышение эффективности учебного процесса происходит за счет следующего:
        восприятие учащихся активизируется за счет использования зрения и слуха и выделения главных положений выступления на экран;
        запас изобразительного материала не ограничен заготовленными учителем  плакатами        во время выступления учителя не тратится время на выписывание тезисов или фрагментов текста на доске
        время, затрачиваемое учителем на подготовку выступления близко ко времени, затрачиваемому на подготовку выступления без средств ИКТ. Но при обновлении и переработке выступлений, обращению к предыдущему материалу время на подготовку выступления существенно сокращается;
        учащемуся значительно проще говорить в том случае, когда он может опираться на визуальный ряд и отображаемый план выступления.
Часто ученики связывают компьютер с играми, поэтому моя  задача как учителя - научить детей использовать «умную машину» не только для игровых целей, но и для учебных. Важно помнить, что ИКТ должно выполнять образовательную функцию:
         помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье.
         выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.
          Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована.
При работе на уроках русского языка в начальной школе ИКТ оправдывает себя во всех отношениях
        Повышает качество знаний;
        Продвигает ребёнка в общем развитии;
        Помогает преодолеть трудности в обучении;
        Вносит радость в жизнь ребёнка;
        Позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
        Создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решить одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.
 На своих уроках русского языка использую презентации, особенно это эффективно при изучении нового материала. Если ребята готовят сообщения по теме урока, разрешаю им пользоваться сведениями из Интернета. Таким образом дети учатся находить нужную информацию, работать со ссылками, вычленять отдельное из общего.
Проводя урок-путешествие (использую на повторении и обобщении изученного материала) даю детям задание по ссылке найти в Интернете нужные сведения, приготовить сообщение. Затем эти сообщения вставляю в урок, обычно это станция «Знайка». Такие поручения дети выполняют с удовольствием.
Дети, работая с интернет-ресурсами, повышают свои знания, начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Мои дети участвуют во всевозможных викторинах , недавно приняли участие во всероссийской викторине «Лингвистический детектив», получили сертификат участия. Давали открытый урок по русскому языку на районном семинаре на базе нашей школы «Работа со слабоуспевающими на уроках русского языка».