Календарно-тематическое планирование по учебникуА.А.Плешакова, Н.И.Сонина Естествознание. 5класс


Приложение 1
Естествознание. 5класс. 2 часа в неделю. Всего за год 70 часов.
Учебник: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин Естествознание 5 класс. Введение в естественно-научные предметы. М., Дрофа,2013
№ урока
п/п№ урока
по
теме Тема урока Кол-
во
часов Дата Технологии Решаемые проблемы
знания, умения
базов уровень
Планируемые результаты Речевой материал на слух
Предметные УУД Метапредметные УУД Личностные УУД 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Первая четверть (18 часов)
Изучение природы (9 часов).
1
2
3 1
2
3 Науки о природе.
П.Р №1
"Составление схемы наук о природе" 3ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения. Называть естественные науки, изучающие природу, тела, вещества Формирование понятий "естественные науки","тела", "вещества" Познавательные: самостоятельно отбирают решения предметных учебных задач.
Регулятивные: понимают учебные задачи раздела урока, стремятся их выполнить, оценивают результаты своей работы.
Коммуникативные: слушают собеседника, излагают свою точку зрения, организовывают учебное взаимодействие в группе. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, адекватно понимают причины успешности (неуспешности) учебной деятельности. география биология химия, физика, естественные науки
4
5
6 4
5
6 Методы изучения природы.
П.р. №2. «Выбор способа измерения, отбор необходимых измерительных приборов" 3ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков. Называть различные методы изучения природы. Их использования в практической деятельности. Пользоваться приборами, соблюдение техники безопасности Приводить примеры физических явлений, превращений веществ, называть отдельные методы изучения природы. Познавательные: сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников, анализируют , сравнивают и обобщают факты и явления, выявляют причины простых явлений.
Регулятивные: самостоятельно формулируют учебную задачу, стремятся ее выполнить, оценивают свои достижения на уроке. Коммуникативные: слушают собеседника, ведут диалог, признают возможность существования различных точек зрения, могут критично относиться к своему мнению. Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют целостный взгляд на мир в его органичном единстве. наблюдение, эксперимент, измерение
7
8 7
8 Великие естествоиспытатели 2ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, критичности мышления. Вклад ученых в развитие науки. Формирование знаний о заслугах великих естествоиспытателях Познавательные: анализируют, сравнивают, классифицируют, обобщают факты и явления, самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач справочники, энциклопедии.
Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки.
Коммуникативные: понимают точку зрения другого, для этого владеют правильным типом читательской деятельности, самостоятельно используют приемы изучающего чтения на различных текстах. Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности К. Линней
Ч. Дарвин
В.Вернадский
9 9 Зачет №1. «Изучение природы». 1ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения. Обобщить и систематизировать знания по теме. Формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать изученный материал. Давать определения естественным наукам, называть отдельные методы изучения природы, вклад великих естествоиспытателей в науку. Познавательные:
Сопоставляют, отбирают информацию, полученную из различных источников, анализируют, сравнивают, классифицируют, обобщают факты и явления.
Регулятивные: самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, стремятся ее выполнить, оценивают свои достижения на уроке. Коммуникативные:
Слушают собеседника, ведут диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения, могут критично относиться к своему мнению. Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности Вселенная (12часов).
10 1 Как древние люди представляли себе вселенную. 1ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, развитие исследовательских навыков. Иметь представления о различных взглядах о строении Вселенной в древности. Формирование представлений о Вселенной у древних индейцев, шумеров, греков. Познавательные: передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.
Регулятивные: работать по составленному плану, используя дополнительные средства. Коммуникативные: критично относиться к своему мнению, работать в группе. Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность Вселенная Аристотель, Птолемей
11
12 2
3 От Коперника до наших дней. 2ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, развитие исследовательских навыков. Иметь представления о взглядах Н.Коперника, Дж. Бруно, Г.Галилея на систему мира. Формирование представлений о взглядах на Вселенную в раннем Средневековье и их влияние на развитие астрономии Познавательные: ставят и формируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Н.Коперник, Дж. Бруно, Г.Галилей.
13
14 4
5 Соседи Солнца.
П. р. №3. «Наблюдение за Луной. Зарисовка лунных фаз» 2ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, развитие исследовательских навыков. Называть планеты земной группы, объяснять смены фаз Луны. Характеризуют строение и состав Солнечной системы, указывают положение Земли в Солнечной системе. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, согласовывают свои действия с партнером.
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий группой, выражают положительное отношение к процессу познания. Меркурий
Венера
Земля
Марс
15 6 Планеты-гиганты. 1ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения. Различать планеты- гиганты и планеты земной группы Определять особенности планет -гигантов Солнечной системы Познавательные: самостоятельно выделяют и формируют цели, анализируют вопросы, и формулируют ответы. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера
Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом Юпитер
Сатурн
Уран
Нептун
16
17
7
8 Астероиды, кометы, метеоры, метеориты. 2ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения. Уметь определять термины "астероиды", "кометы". Приводить примеры различий комет и астероидов Познавательные: сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников, анализируют , сравнивают, обобщают факты и явления, выявляют причины простых явлений.
Регулятивные: самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную задачу, стремятся ее выполнить, оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные: слушают собеседника, ведут диалог,, излагают и аргументируют свою точку зрения, могут критично относиться к своему мнению.
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности и неуспешности учебной деятельности. астероиды, кометы, метеоры, метеориты.
18 Резерв. 1ч. Вторая четверть (14 часов)
19
20 9
10 Мир звезд. 2ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, развитие исследовательских навыков. Солнце- как ближайшая к нам звезда. Различие звезд по размеру и цвету. Познавательные: передавать содержание в сжатом виде. Регулятивные: работают по составленному плану, используют дополнительные источники информации.
Коммуникативные: могут критично относиться к своему мнению, организовывают учебное взаимодействие в группе.
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности и неуспешности учебной деятельности. Солнце
гиганты
карлики
21
22
11
12 Обобщение "Вселенная"
Зачет №2 "Вселенная". 2ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, критичности мышления. Обобщить и систематизировать знания по теме. Находить отличия в системе мира по Птолемею и Н.Копернику Определять строение и состав Солнечной системы. Давать общую характеристику планет. Познавательные: сопоставляют и отбирают информацию, анализируют, сравнивают, классифицируют и обобщают факты и явления, выявляют причины и следствия простых явлений.: Регулятивные: самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, стремятся ее выполнить, оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные : слушают собеседника, ведут диалог, признают возможность различных точек зрения, могут критично относиться к своему мнению.
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности география биология химия, физика, естественные науки
Земля (20часов).
23 1 Как возникла Земля.
1ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, критичности мышления, информационно-компьютерная технология. Знать основные гипотезы происхождения Земли Обосновывать основные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы. Познавательные: анализируют, сравнивают, классифицируют и обобщают факты и явления, самостоятельно отбирают для решения предметных задач необходимые словари, справочники и другие источники информации. Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе
оценки и самооценки.
Коммуникативные : понимают точку зрения другого, для этого владеют правильным типом читательской деятельности, самостоятельно используют приемы изучающего чтения, а также приемы слушания. Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом гипотеза
24
25
26 2
3
4 Что у Земли внутри.
П.р. №4 "Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их свойствами" 3ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, развития исследовательских навыков, навыков коллективного взаимодействия. Описывать внутреннее строение Земли. Описание внешнего вида и свойств полезных ископаемых области. Описывать внутреннее строение Земли, горных пород и минералов, полезных ископаемых и различать их. Познавательные: Сопоставляют, отбирают информацию, полученную из различных источников : словари, справочники, энциклопедии, электронные диски, анализируют, сравнивают, классифицируют, обобщают факты и явления.
Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе
оценки и самооценки.
Коммуникативные : понимают точку зрения другого, для этого владеют правильным типом читательской деятельности, самостоятельно используют приемы изучающего чтения, а также приемы слушания. Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. Ядро,
мантия,
земная кора
минерал
горная порода
27
28
29
5
6
7 Вещества и явления в окружающем мире.
П.р. №5 "Наблюдение признаков химических реакций". 3ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, критичности мышления, развития исследовательских навыков. Различать тела, вещества , явления Определять тела и вещества, физические и химические явления. Состояние тел в природе в трех состояниях. Отличие простых и сложных веществ. Познавательные: Сопоставляют, отбирают информацию, полученную из различных источников : словари, справочники, энциклопедии, электронные диски; анализируют, сравнивают, классифицируют, обобщают факты и явления, выделяют причины и следствия.
Регулятивные: самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, стремятся ее выполнить, оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные: слушают собеседника, ведут диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения, могут критично относиться к своему мнению. Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности и неуспешности учебной деятельности. Вещество,
смесь,
физические явления,
химические явления
30
31 8
9 Землетрясения и вулканы. 2ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, критичности мышления, развития исследовательских навыков. Называть природные явления: землетрясения, извержение вулканов. Характеризовать причины природных явлений: землетрясений, извержений вулканов.
Научиться верно вести себя при стихийных бедствиях. Познавательные: Сопоставляют, отбирают информацию, полученную из различных источников : словари, справочники, энциклопедии, электронные диски; анализируют, сравнивают, классифицируют, обобщают факты и явления, выделяют причины и следствия.
Регулятивные: самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, стремятся ее выполнить, оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные: слушают собеседника, ведут диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения, могут критично относиться к своему мнению. Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом землетрясения, вулканы
32 Резерв. 1ч. Третья четверть (20 часов)
33
34
35 10
11
12 Суша планеты Земля.
П.Р. №6
"Обозначение на контурной карте материков и океанов, островов и гор". 3ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, критичности мышления, развития исследовательских навыков Называть и находить на карте материки, острова. Называть и находить на карте материки, острова.
Давать краткую характеристику природных условий материков. Познавательные: умеют передавать содержание в сжатом и развернутом виде. Регулятивные: работают по составленному плану, используя дополнительные источники информации.
Коммуникативные: могут критично относиться к своему мнению, организовывают учебное взаимодействие в группе
Сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. материк
континент
остров
36
37
38
13
14
15 Воздушная одежда Земли.
П. р. №7 "Анализ состояния погоды". 3ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, развития исследовательских навыков Давать понятие "Атмосфера."Наблюдать за погодой, анализировать ее состояние. Характеризовать погоду по основным параметрам. Вести наблюдение за погодой, оценивать влияние погоды на самочувствие людей. Познавательные: умеют передавать содержание в сжатом и развернутом виде. Регулятивные: работают по составленному плану, используя дополнительные источники информации.
Коммуникативные: могут критично относиться к своему мнению, организовывают учебное взаимодействие в группе.
Сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. атмосфера погода климат
39
40 16
17 Вода на Земле. 2ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, развития исследовательских навыков Называть составные части гидросферы. Находить и показывать на карте океаны и части океанов - моря. Характеризовать гидросферу, называть различные ее части Познавательные: сопоставляют и отбирают информацию, анализируют, сравнивают, классифицируют и обобщают факты и явления, выявляют причины и следствия простых явлений.: Регулятивные: понимают учебные задачи урока и стремятся их выполнить, оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные : слушают собеседника, ведут диалог, признают возможность различных точек зрения, могут критично относиться к своему мнению, организовывают учебное взаимодействие в группе.
Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют целостный взгляд на мир в его органичном единстве Гидросфера, Мировой океан.
41 18 Неповторимая планета Земля 1ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, коммуникативного обучения развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, развития исследовательских навыков Объяснять смену дня и ночи, времен года на Земле.
Уникальность планеты Земля. Определять особенности планеты Земля как среды обитания живых организмов. Определять расположение Земли в Солнечной системе. Познавательные: Сопоставляют, отбирают информацию, полученную из различных источников : словари, справочники, энциклопедии, электронные диски; анализируют, сравнивают, классифицируют, обобщают факты и явления, выделяют причины и следствия.
Регулятивные: самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, стремятся ее выполнить, оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные: слушают собеседника, ведут диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения, могут критично относиться к своему мнению. Сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. жгвые организмы
42
43 19
20 Обобщение Земля
Зачет №3 "Земля" 2ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, коммуникативного обучения развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, развития исследовательских навыков, критичности мышления. Обобщить и систематизировать знания по теме. Называть и находить на карте материки, острова.
Давать краткую характеристику природных условий материков. Характеризовать гидросферу, называть различные ее части.
Определять особенности планеты Земля как среды обитания живых организмов. Познавательные: сопоставляют и отбирают информацию, анализируют, сравнивают, классифицируют и обобщают факты и явления, выявляют причины и следствия простых явлений.: Регулятивные: самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, стремятся ее выполнить, оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные : слушают собеседника, ведут диалог, признают возможность различных точек зрения, могут критично относиться к своему мнению.
Сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Жизнь на Земле (14часов).
44
45 1
2 Развитие жизни на Земле. 2ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, развития .Называть основные этапы формирования жизни на Земле. Формировать понятие о том как развивалась жизнь на Земле.
Характеризовать гипотезы появления и развития жизни на Земле. Звери и птицы прошлого. Познавательные: Сопоставляют, отбирают информацию, полученную из различных источников : словари, справочники, энциклопедии, электронные диски; анализируют, сравнивают, классифицируют, обобщают факты и явления, выделяют причины и следствия.
Регулятивные: самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, стремятся ее выполнить, оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные: слушают собеседника, ведут диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения, могут критично относиться к своему мнению Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют целостный взгляд на мир в его органичном единстве медузы
кораллы
динозавры
46
47 3
4 Живые клетки организмов.
Лабораторная работа № 8. «Изучение строения клетки с помощью микроскопа». 2ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, коммуникативного обучения развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, развития исследовательских навыков. Называть части клетки, деление клетки, виды клетки. Рассказывать о строении клетки и из разновидностях, Пользоваться микроскопом Познавательные: умеют передавать содержание в сжатом и развернутом виде. Регулятивные: работают по составленному плану, используя дополнительные источники информации.
Коммуникативные: могут критично относиться к своему мнению, организовывают учебное взаимодействие в группе. Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения. Сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. клетка
ядро цитоплазма мембрана
48 5 Разнообразие живого. 1ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, коммуникативного обучения развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, развития исследовательских навыков. Определять группы царств живых организмов и их представителей. Определять разнообразие клеток растительного и животного организмов от простейших до млекопитающих. Познавательные: Самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Регулятивные: понимают учебные задачи урока и стремятся их выполнить, оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные : слушают собеседника, ведут диалог, признают возможность различных точек зрения, могут критично относиться к своему мнению, организовывают учебное взаимодействие в группе.
Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом Бактерии, Грибы,
Растения, Животные
49
50
6
7 Три среды обитания. 2ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, коммуникативного обучения развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникативного. Называть среды обитания. Верно соотносить живые организмы их среду обитания. Определять понятие "среда обитания". Давать характеристику условий обитания живых организмов. Познавательные: Сопоставляют, отбирают информацию, полученную из различных источников : словари, справочники, энциклопедии, электронные диски; анализируют, сравнивают, классифицируют, обобщают факты и явления, выделяют причины и следствия.
Регулятивные: самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, стремятся ее выполнить, оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные: слушают собеседника, ведут диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения, могут критично относиться к своему мнению Сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. среда обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная.
51 8 Жизнь на разных материках. 1ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, коммуникативного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникативного обучения Приводить примеры растений и животных , обитающих на материках Давать общую характеристику растений и животных различных материков. Уметь "читать" карту. Познавательные : анализируют , сравнивают, классифицируют и обобщают факты и явления. Самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе самооценки Регулятивные: Понимают точку зрения другого, для этого владеют правильным типом читательской деятельности, самостоятельно используют приемы изучающего чтения, различных текстов, а также приемы слушания. Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности и неуспешности учебной деятельности. Евразия
Африка
Австралия
Антарктида
52 Резерв. 1ч. Четвертая четверть (18 часов)
53
54
55 9
10
11 Природные зоны Земли.
П.р. №9 "Размещение животных по природным зонам" 3ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, коммуникативного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникативного обучения Размещение природных зон на Земле. Зависимость их распространения от климата. Кратко давать характеристику природной зоны. Сравнивать объекты по трем - четырем зонам. Познавательные : анализируют , сравнивают, классифицируют и обобщают факты и явления. Самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе самооценки Регулятивные: Понимают точку зрения другого, для этого владеют правильным типом читательской деятельности, самостоятельно используют приемы изучающего чтения, различных текстов, а также приемы слушания. Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения. Сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. смешанные, широколиственные леса, степи, саванны.
56 12 Жизнь в морях и океанах. 1ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, коммуникативного обучения развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, развития исследовательских навыков Различать природные сообщества морей и океанов. Определять природные сообщества морей и океанов. Приводить примеры населяющих их организмов. Познавательные: Самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Регулятивные: понимают учебные задачи урока и стремятся их выполнить, оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные : слушают собеседника, ведут диалог, признают возможность различных точек зрения, могут критично относиться к своему мнению, организовывают учебное взаимодействие в группе.
Сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. сообщества толщи воды
57 13 П.Р. №10.
"Разнообразие природных сообществ Воронежского края" 1ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, коммуникативного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникативного обучения Называть природные сообщества Воронежской области. уметь работать с картографическим материалом. Формировать представление разнообразии природных сообществ родного края. Познавательные: Сопоставляют, отбирают информацию, полученную из различных источников : словари, справочники, энциклопедии, электронные диски; анализируют, сравнивают, классифицируют, обобщают факты и явления, выделяют причины и следствия.
Регулятивные: самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, стремятся ее выполнить, оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные: слушают собеседника, ведут диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения, могут критично относиться к своему мнению Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения. Сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Заповедники,с"Красная книга"
58 14 Зачет №4
"Жизнь на Земле" 1ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, коммуникативного обучения развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, развития исследовательских навыков, критичности мышления Обобщить и систематизировать знания по теме. Определять клеточное строение живых организмов, рассказывать о средах обитания. Распределение растений и животных на материках и по природным зонам. Познавательные: Сопоставляют, отбирают информацию, полученную из различных источников : словари, справочники, энциклопедии, электронные диски; анализируют, сравнивают, классифицируют, обобщают факты и явления, выделяют причины и следствия
Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему, стремятся ее выполнить, оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные: слушают собеседника, ведут диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения, могут критично относиться к своему мнению
Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения. Сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности Человек на Земле (10часов)
59
60 1
2 Как человек появился на Земле
2ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, коммуникативного обучения, развития информационно-коммуникативного обучения, поэтапного формирования умственных действий Характеризовать древних предков человека. Формулировать научные представления о происхождении человека. Характеризовать древних предков. Познавательные: умеют передавать содержание в сжатом виде.
Регулятивные: работают по составленному плану, используют дополнительные средства. Коммуникативные : слушают собеседника, ведут диалог, признают возможность различных точек зрения, могут критично относиться к своему мнению, организовывают учебное взаимодействие в группе.
Сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. человек умелый, неандерталец
61
62 3
4 Как человек открывал Землю. 2ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, коммуникативного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникативного обучения Называть имена великих первооткрывателей и их вклад в исследования Земли. Описывать историю географических открытий . Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Познавательные: Сопоставляют, отбирают информацию, полученную из различных источников : словари, справочники, энциклопедии, электронные диски; анализируют, сравнивают, классифицируют, обобщают факты и явления, выделяют причины и следствия
Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему, стремятся ее выполнить, оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные: слушают собеседника, ведут диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения, могут критично относиться к своему мнению .Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом Христофор Колумб, Джеймс Кук, Фаддей Беллинсгаузен
63 5 Как человек изменил Землю. 1ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, коммуникативного обучения, развития исследовательских навыков Приводить примеры опасного влияния человека на природу. Характеризовать изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Познавательные: Самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Регулятивные: понимают учебные задачи урока и стремятся их выполнить, оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные : слушают собеседника, ведут диалог, признают возможность различных точек зрения, могут критично относиться к своему мнению, организовывают учебное взаимодействие в группе.
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности и неуспешности учебной деятельности. экологические проблемы, озоновая дыра
64 6 Жизнь под угрозой. 1ч.
Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, коммуникативного обучения, развития исследовательских навыков, критичности мышления. Приводить примеры изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Характеризовать изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Приводить примеры изменения окружающей среды. Познавательные: умеют передавать содержание в сжатом виде.
Регулятивные: работают по составленному плану, используют дополнительные средства. Коммуникативные : слушают собеседника, ведут диалог, признают возможность различных точек зрения, могут критично относиться к своему мнению, организовывают учебное взаимодействие в группе.
Сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. национальные парки,
заповедники,
питомники
65 7
Станет ли Земля пустыней. 1ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, коммуникативного обучения, развития исследовательских навыков, критичности мышления. Давать определение "Опустынивание". Определять причины опустынивания, приводить примеры борьбы с ними. Познавательные: Сопоставляют, отбирают информацию, полученную из различных источников : словари, справочники, энциклопедии, электронные диски; анализируют, сравнивают, классифицируют, обобщают факты и явления, выделяют причины и следствия
Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему, стремятся ее выполнить, оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные: слушают собеседника, ведут диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения, могут критично относиться к своему мнению Сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. опустынивание,
засушливые земли.
66
67
8
9 Обобщение "Естествознание".
Зачет №5
"Естествознание" 2ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, коммуникативного обучения, развития исследовательских навыков, критичности мышления. Обобщить и систематизировать знания по учебному курсу. Характеризовать влияние деятельности человека на окружающую среду.
Давать определения естественным наукам, называть отдельные методы изучения природы Определять клеточное строение живых организмов, рассказывать о средах обитания. Распределение растений и животных на материках и по природным зонам Познавательные: Сопоставляют, отбирают информацию, полученную из различных источников : словари, справочники, энциклопедии, электронные диски; анализируют, сравнивают, классифицируют, обобщают факты и явления, выделяют причины и следствия
Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему, стремятся ее выполнить, оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные: слушают собеседника, ведут диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения, могут критично относиться к своему мнению
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, выражают положительное отношение к учебному материалу, к процессу познания, адекватно понимают причины успешности и неуспешности учебной деятельности. 68 10 Здоровье человека и безопасность жизни. 1ч. Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, коммуникативного обучения, развития исследовательских навыков, личностно-ориентированного обучения Определять взаимосвязь здоровья и образа жизни Определять факторы здорового образа жизни, предупреждать вредные привычки. измерять свой рост и массу тела. Познавательные: умеют передавать содержание в сжатом виде.
Регулятивные: работают по составленному плану, используют дополнительные средства. Коммуникативные : слушают собеседника, ведут диалог, признают возможность различных точек зрения, могут критично относиться к своему мнению, организовывают учебное взаимодействие в группе.
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности и неуспешности учебной деятельности. вредные привычки,
наркотики
69
70 Резерв 2ч.