Презентация Нетрадиционные формы организации НОД по физической культуре в практике ДОУ


Подготовила: заместитель заведующего по УВР, Полунина И.Л. к.п.н. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦРР - ДЕТСКИЙ САД № 38 «УСПЕХ»Нетрадиционные формы организации НОД по физической культуре в практике ДОУ. ПОТЕНЦИАЛЫ ЗДОРОВЬЯУКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯРЕСУРСЫ ЗДОРОВЬЯУСЛОВИЯ ЖИЗНИНА ИНДИВИДУАЛЬНОМ УРОВНЕНА СЕМЕЙНОМ УРОВНЕНА УРОВНЕ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВАГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕГОСУДАРСТВЕННЫЕИНДИВИДУАЛЬНЫЕТРУДОВЫХКОЛЛЕКТИВОВПОЛИТИЧЕСКИЕЭКОНОМИЧЕСКИЕСОЦИАЛЬНЫЕПОТЕНЦИАЛ ЗДОРОВЬЯВОЗМОЖНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ,ПСИХИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХФУНКЦИЙБАЛАНС ЗДОРОВЬЯСОСТОЯНИЕ БИОЛОГ. ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХФУНКЦИЙФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕНА УРОВЕНЬЗДОРОВЬЯФИЗИЧЕСКОЕСОЦИАЛЬНОЕОБРАЗ ЖИЗНИ Факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольникаЭкологические проблемы;Некомпетентность населения в вопросах валеологической культуры,различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением. Нынешняя ситуация: УХУДШЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ - КАК ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ, ТАК И ОТДЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ.БЫТЬ ЗДОРОВЫМ ДОЛЖНО СТАТЬ ПРЕСТИЖНЫМ, ВОЙТИ У НАСЕЛЕНИЯ В МОДУ.ПРОБЛЕМА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДОЛЖНА СТАТЬ ПРИОРИТЕТНОЙ И АКТУАЛЬНОЙ.ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ, ЗДОРОВОЙ СЕМЬИ, НАКОПЛЕНИЕ ОПЫТА. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ НАДО НАЧИНАТЬ С МОМЕНТА ПОСТУПЛЕНИЯ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САД. Фундамент здоровьяФизическое здоровье - основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Направления работыРазвитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно и полноценно развиваться.Здоровый ребёнок - это жизнерадостный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый, сильный. Воспитание и развитие такого ребенка является целью дошкольного учреждения и семьи.Чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, работа в нашем дошкольном учреждении ведется по следующим направлениям: создание условий для физического развития, снижение заболеваемости детей; комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач совместно с медицинскими работниками; воспитание здорового ребёнка во взаимодействии образовательного учреждения и семьи. Объект исследования – НОД по физической культуре с детьми дошкольного возраста.Предмет исследования – нетрадиционные формы НОД с детьми дошкольного возраста.Цель исследования: обосновать использование альтернативных форм проведения НОД по физической культуре в ДОУ.Задачи исследования: Изучить состояние проблемы использования альтернативных форм проведения НОД по физической культуре в научно-методической литературе. Охарактеризовать альтернативные формы НОД по физической культуре в работе с детьми дошкольного возраста. На основе анализа нормативных документов по развитию системы дошкольного образования, философских, психолого-педагогических (отечественных и зарубежных) источников, была выдвинута гипотеза: Использование альтернативных (нетрадиционных) форм проведения НОД по физической культуре обеспечит повышение интереса к физкультуре, если: Создать систему интересных форм организации НОД по физической культуре; Продумать специально организованную методику НОД, включающую отбор форм проведения, содержания, методов и приемов; Состояние проблемы в научно-методической литературеРетроспективный анализ литературных источников показывает, что постоянно повышаются требования к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья дошкольников (В.В. Ким, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, А.Я. Наин, Н.А. Фомин и др.).Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у дошкольников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни.Наблюдаемый в настоящее время хронический дефицит двигательной активности детей тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Одна из причин происходящего – излишняя зарегламентированность учебной программы, не позволяющая педагогу учитывать уровень развития детей, их интересы, а также возможности ДОУ (В.И. Лях, В.Н. Непопалов, Т.Н. Прунин, С.Т. Смагин и др.).Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Именно здесь происходит выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, динамичности и открытости (Е.Н. Вавилова (33), С.И. Гальперин (45), О. Козырева (85), Л.Е. Любомирский (114), Т.И. Осокина (135), А. Щербак (208) и др ). Проблема альтернативного образованияВпервые проблемы альтернативного образования были подняты Открытым Авторским Институтом Альтернативного Образования имени Януша Корчака, но касались они образования школьников. В то же время, мало кто станет сейчас отрицать, что повышение эффективности физического развития дошкольников – важнейшая задача современного общества. Решить эту задачу пытались и пытаются многие ученые и педагоги поиском альтернативных подходов к физическому воспитанию в дошкольных учреждениях. Именно в дошкольном возрасте, закладываются основы физического здоровья, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности. НОД как форма работы по физической культуре заняла прочное место в ДОУ, которая решает целый комплекс оздоровительных, образовательных и развивающих задач. Принципы альтернативной физкультуры :На сегодняшний день сформулированы и определены принципы альтернативной физкультуры: принцип целостности (единство образовательной, воспитательной и развивающей функций, где объединение знаний, умений и навыков составляют единую систему, целевая установка на качественное изменение одного состояния организма ребенка на другое, более совершенное при помощи различных средств физического воспитания) принцип вариативности средств физического воспитании (одно и то же психофизическое качество можно развивать, используя различные средства физического воспитания, имеющиеся в распоряжении педагога. Это обстоятельство дает педагогу уникальную возможность обеспечивать на физкультурном занятии достижение единой целевой установки, варьируя для этого различные по характеру воздействия средства физического воспитания) экзистенциальный подход (адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуальному состоянию ребенка, гармонизация и оптимизация физического воспитания, выбор формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребенка) Альтернативная физическая культураАльтернативная физкультура в детском возрасте – это часть системы физкультурно-оздоровительного комплекса. В процессе организации НОД по физической культуре, в основу которой положен игровой метод и широкое использование имитационных движений, у детей формируются навыки и умения, воля и сознания. Это помогает поддерживать дисциплину, создает положительный эмоциональный фон. Если физическая культура – это часть системы физкультурно-оздоровительного комплекса, однако постоянное использование только данной структуры зачастую «ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому необходимо использовать нетрадиционные подходы к построению и содержанию НОД, позволяющие постоянно поддерживать интерес детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой принцип подбора движений. Активная двигательная деятельностьЛичностно ориентированная модель отводит педагогу иную роль, заключающуюся в организации такой образовательной среды, которая обеспечит возможность реализации индивидуальных интересов, потребностей и способностей, то есть самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребенком своего личного опыта. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки поведения в обществе. Организация НОД по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя. Понятие «нетрадиционность»Использование термина «нетрадиционный» это не значит, что супер оригинальный или супер инновационный подходы к их содержанию. Нетрадиционность в данном случае предполагает отличие от классической структуры за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесение некоторых изменений в традиционную форму построения НОД, оставив неизменным главное: При организации и проведению НОД должны реализовываться задачи оздоровления, образования и развития ребенка; Обучение основным движениям должно осуществляться по трём этапам: обучение, закрепление, совершенствование; Содержание и методика проведения НОД должна способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств. Характеристика альтернативных форм проведения НОД по физической культуре в работе с детьмиНазначение НОД по физкультуре состоит в том, чтобы: Удовлетворить естественную потребность в движении, запрограммировать ее определенную дозу; Обеспечить развитее и тренировку всех и функций организма ребёнка через специально организованную, оптимальную для всех детей данного возраста и для каждого ребёнка в отдельности физическую нагрузку; Дать возможность каждому ребёнку демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них. ЦельПланируя работу, педагог должен помнить, что основная их цель: научить детей правильно и красиво двигаться, развивать их физические способности, воспитывать моральные качества, помочь освоить элементы техники выполнения движений. Именно это, а не погоня за нетрадиционностью, должно определять выбор вида занятия, формы его содержания и проведения. ЗадачиРезультатом образования детей являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций. Главное заключается в том, чтобы все они были направлены на решение следующих задач: укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности; гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата; формирование правильной осанки; совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; развитие психических способностей и эмоциональной сферы; воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями. УсловияОсновными условиями считаются: воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий; включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры; развитие воображения в процессе освоения двигательных действий; создание условий для творчества и преобладание положительных эмоций на физкультурных занятиях; выполнение детьми движений с установкой на легкость и красоту на занятиях; создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.Таким образом, воспитание двигательной культуры дошкольника должно быть одной из наиглавнейших задач каждого педагога не только в теории, но и в практической ежедневной работе с детьми. Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.  Гиппократ Альтернативные формы организации и проведения НОД по физической культуре в работе с детьми в дошкольных учреждениях. Какие же варианты проведения НОД можно использовать? Альтернативные варианты проведения НОДС элементами психогимнастики – это специальный вид (этюды, упражнения, игры), направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы психики ребенка. Между телом и психикой человека, его сознанием существуют весьма сложные взаимосвязи. Учитывая это, физические упражнения можно использовать не только для физического совершенствования, но и для развития памяти, внимания, воли, воображения, развития творческих способностей. Также включены такие нетрадиционные методы, как вводная медитация, спонтанный танец, релаксация. Они помогают создать положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаются различными текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ, войти в него. ТренировочноеТренировочное - закрепление определенных видов движений. Оно обеспечивает возможность многократного повторения движение, потренироваться в технике его выполнения. Структура может быть несколько изменена за счет исключения общеразвивающих упражнений и увеличения времени работы над основными движениями, элементами спортивных игр при обязательном обеспечении разумной и правильной нагрузки.Как вариант может быть использована, построенное на одном движении. В упражнения в основных движениях отбирается только один из видов (например лазание), и дети упражняются в разных его видах: ползание по скамейке, лазании по гимнастической стенке, пролезания в обруч и т.д. При планировании НОД важно продумать последовательность упражнений, чтобы чередовать нагрузку на разные группы мышщ. Поэтому нецелесообразно использовать этот же вид движения в водной части и подвижной игре. Круговая тренировка Круговая тренировка -способ организации НОД. Используемая форма проведения рекомендована в работе со старшими дошкольниками. Принцип организации достаточно прост: вводная и заключительная часть з проводится в традиционной форме. Во время, отведенное для общеразвивающих упражнений и основных движений, и организуется собственно круговая тренировка. Для этого следует подготовить несколько групп с одинаковым спортивным инвентарём в каждой, чтобы дети одной группы могли упражняться на них одновременно, и расположить их по кругу. Например, для группы детей в 20 человек можно приготовить 5 групп предметов: скакалки, мячи пролёты гимнастической лестницы, скамейки и расположить их в последовательности, обеспечивающей тренировку разных групп мышц. Каждый ребенок встает к какому-либо пособию и упражняется на нём в течении 2-х минут. Затем по сигналу педагога дети переходят по кругу к следующему пособию и так далее, пока не замкнется круг. В зависимости от степени физической нагрузки, полученной детьми на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способ организации НОД позволяет обеспечить высокую моторную плотность, дает возможность детям проявить творчество и инициативу, самим придумывая способы выполнения упражнений. В основной части круговой тренировки могут быть использованы тренажеры и массажёры. Этот вид НОД условно можно назвать, на тренажёрах. Построенное на одном движении Для упражнений в основных движениях отбирается только один из видов (например, лазание).Дети упражняются в различных его видах: ползании по скамейке, лазании по гимнастической стенке, пролезании в обруч и т.д. При планировании такого занятия важно продумать последовательность упражнений, чтобы чередовать нагрузку на разные группы мышц. Поэтому в водной части и подвижной игре этот вид движения лучше не использовать. НОД на подвижных играх Форму проведения на подвижных играх, целесообразно использовать для снятия напряжения после НОД с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций. Вводная часть такого может быть недолгой, т.к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой и средней подвижности. В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть должна обеспечить снижение нагрузки. НОД на свободное творчество Свободное творчество. Здесь надо уметь не только проявить интерес, но и уметь в свободной двигательной деятельности использовать полученный двигательный опыт, т.е. все время находиться в творческом поиске; Из серии «Забочусь о своем здоровье»  проводятся не менее 3–4 раз в месяц. На этих НОД дети учатся приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, разминке в постели. НОД, построенные на музыкально - ритмических движениях НОД, построенная на музыкально - ритмических движениях, нравятся детям и успешно применяются для создания бодрого настроения у детей и обеспечения более тесной взаимосвязи в работе музыкального руководителя и воспитателя по физической культуре. Вводная часть, как правило, состоит из разного вида ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений. Общеразвивающие упражнения чаще проводятся в виде ритмической гимнастики. После неё целесообразно предложить детям музыкальные игры и танцы, закончив их хороводом или медленными танцевальными движениями, чтобы снизить нагрузку. Элементы Хатха-йогиС элементами Хатха-йоги – основу составили комплексы физических упражнений с элементами Хатха-йоги. Для проведения подбираются самые доступные йоговские позы. Проведение такой НОД просто необходимо для полного гармоничного развития дошкольников, т.к. большинство упражнений Хатха-йоги естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определенные положения людей, предметы. Многие позы названы их именами. Знакомые образы кошки, льва, рыбы, аиста, дерева и т.д. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Благодаря этому дети лучше запоминают упражнения и легче их осваивают. НОД по карточкамДля обеспечения более дифференцированного подхода при обучении и закреплении основных движений в старшей и подготовительной группах могут быть использованы. После проведения вводной части и общеразвивающих упражнений каждый ребенок получает индивидуальную карточку, на которой в виде пиктограмм изображены основные движения, в которых нужно поупражняется данному ребенку, и указана последовательность выполнения движений. По сигналу педагога дети упражняются в первом, изображенном на карточке виде движения, через 2 минуты переходят к следующему упражнению и т.д. виды основных движений и их количество зависит от уровня подготовленности детей и степени нагрузки, полученной в общеразвивающих упражнениях. На индивидуальных карточках могут быть изображен предмет, с которым ребенку предлагается выполнить упражнения. Это позволяет педагогу предлагать отдельным детям выполнять упражнения с палкой для профилактики нарушений осанки, с гантелями для развития силы: девочкам с лентами, мальчикам выбрать снаряд по желанию. С одним пособиемНОД, с одним пособием интересны уже тем, что у педагога есть возможность продемонстрировать детям многообразие способов использования какого-либо спортивного предмета в различных видах деятельности (прыжках, беге, метании, лазании, равновесии). Оно включает в себя разнообразные упражнения, что обеспечивает развитие физических качеств, двигательных умений, оказывает положительное влияние на различные виды мышц и способствует воображению, фантазии, дети учатся использовать один предмет в разных ситуациях. Например: с обручем. Вводная часть – бег из обруча в обруч, ходьба приставным шагом боком по обручу, прыжки из обруча в обруч. Общеразвивающие упражнения – с обручем. Основные движения – в обруч различными способами, бег змейкой между ними. Подвижные и малоподвижные игры подбираются также с использованием обруча. Интегрированные (бинарные,полинарные)Сегодня обязательным условием организации образовательной деятельности в ДОУ, связанной, в том числе, с организацией работы по физической культуре, выступает принцип интеграции образовательных областей. Актуальность интеграции образовательных областей обусловлена тем, что проблемы коммуникативного и интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста все чаще становятся факторами, тормозящими процесс его социокультурного развития и становления качеств творческой личности. В процессе освоения основных движений у ребенка можно развивать различные виды памяти:  эмоциональную (если ребенок за­интересован обучением, получает удовольствие от организованной двигательной активности),  Образную (при восприятий наглядного образца движений),  Словесную (при осмыслении двигательной задачи и запоминании последовательности всех элементов упражне­ния, а также действий в подвижной игре) и др. Участие в проведении НОД 2-3 специалистов, делает его более интересным, мотивационным и продуктивным. Походы Длительная спортивная ходьба по заданному маршруту. Эта форма проведения позволяют детям укрепить свое здоровье, так как ходьба и бег – универсальные виды движения, при которых работают все группы мышц. Расстояние, которое дети проходят во время похода – от 1,5 до 3 км, время непрерывного движения – от 15 до 25 минут, длительность промежуточного привала – 5–10 мин., большой привал, на котором организуются игры, соревнования и отдых перед обратной дорогой – 30–40 минут. Отправляясь в мини-поход с некоторыми его атрибутами (рюкзаками, бутербродами, фляжками с чаем), в первую часть пути дети проходят несколько медленнее. Чтобы ввести организм в режим нагрузки, темп ходьбы может быть несколько увеличен. Но очень важно следить за состоянием детей. Перед привалом темп также снижается. В процессе движения организуются промежуточные остановки (для наблюдений, сбором природного материала и просто подышать воздухом леса) можно предложить немного попить. Диагностические Диагностическое или контрольное - может быть построено в виде приема в школу космонавтов, спортивную школу, для чего дети проходят как бы проверку на силу, выносливость, умение выполнять основные движения. Диагностику также можно провести в игры «Вертушка». Каждый ребёнок или группа детей получают путевой лист по типу, по карточкам, на котором указаны движения и порядок их выполнения. На станциях их поджидают эксперты (воспитатель, инструктор), которые фиксируют результаты выполнения упражнения. Такой прием в проведении диагностики очень эффективен. Спортивное ориентирование Проводятся на участке детского сада. Перед началом проведения 2 команды получают маршрутные листы. На них схематично изображен участок, где будет проходить занятие и путь следования команд. После небольшой разминки команды отправляются в путь в сопровождении воспитателя и преодолевают различные препятствия: перелезают через барьеры или пролезают сквозь них, лазают по гимнастической лестнице, идут по бревну и т.д. Заканчивают маршрут обе команды в одном месте, где их поджидает письмо или сказочный персонаж с предложением поиграть, провести эстафету и т.д.Для НОД в такой форме целесообразно использовать полосу препятствий, а заканчивать рекомендуется игрой или эстафетами. Сюжетно-игровые занятия Сюжетно-игровые занятия – построенное на сказочной или реальной основе. Беря за основу классическую структуру занятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика НОД должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывая их уровень: репортаж со стадиона, цирк, поездка на дачу, сказочные сюжеты и т.д. Такие занятия сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию, развитию речи и т.д. Можно сделать выводы:Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм НОД, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка. При выборе таких занятий воспитателю необходимо учитывать задачи, содержание, место и условия проведения, физическую подготовленность детей, степень владения ими определенными видами движений, индивидуальные особенности и интерес детей.А все разнообразие, в проведении альтернативных форм помогает педагогу развить в детях интерес к физической культуре, повысить двигательную активность детей и моторную плотность занятий. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через «ворота детской игры". Деятельность дошкольного учрежденияДеятельность направлена на  создание  социальной ситуации развития для  всех участников образовательного поля, включая создание образовательной среды, которая:1) гарантирует  охрану и укрепление  физического  и психического здоровья детей;2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;4)  создаёт условия  для  развивающего  вариативного дошкольного образования;5) обеспечивает открытость дошкольного образования;6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.