Консультация для родителей Развитие лексико-грамматических средств речи у детей старшего дошкольного возраста


Развитие лексико-грамматических средств речи
у детей старшего дошкольного возраста.
  При работе с детьми по восполнению в их речи пробелов, связанных с некоторыми трудностями усвоения морфологического состава слов и способов грамматического оформления речи, необходимо использовать такие коррекционные приемы, которые на практическом уровне стимулируют детей к самостоятельному выделению и сравнению морфем, развитию их умений выбирать нужные грамматические формы слова и использовать те или иные словообразовательные модели.
В связи с этим целесообразно проведение коррекционной работы по развитию у детей умений выполнять различные операции по словоизменению и словообразованию (образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах; использование родовых окончаний существительных; подбор слов, образованных с помощью различных способов словообразования; анализ семантики и способов образования сложных слов и др.) .
1.Игра «Один – много»
Цель: закрепить у детей навык образования формы множественного числа имени существительных.
Ход выполнения задания. Предложите детям поиграть в игру «Один много». Взрослый называет один предмет, а дети много таких же предметов.
Лексико-грамматический материал: альбом альбомы, автомат автоматы, автобус автобусы, аптека аптеки, апельсин апельсины, ананас ананасы, аист аисты, атаман атаманы и т. д.
2. Игра «Скажи какой?»
Цель: упражнять детей в подборе к заданному существительному однокоренных прилагательных.
Ход выполнения задания. Взрослый просит детей подобрать слово, похожее на им сказанное, но отвечающее на вопрос, : какой? Предлагаемые слова могут начинаться на один звук, например на звук У.
Лексико-грамматический материал: ум умный, уют уютный, утка утиный, ухо ушной, уголь угольный, ус усатый.
3. Игра «Назови своим»
Цель: упражнять детей в различении на практическом уровне лексико-семантических категорий рода и числа существительных и в использовании притяжательных местоимений в речи.
Ход выполнения задания. Взрослый раздает детям картинки с изображениями различных предметов. Затем предлагает детям назвать предметы, изображенные на картинках, добавив одно из слов мой, моя, мое, мои.
Лексико-грамматический материал: лента, ленты, - лейка, лейки, липа, липы, лекарство, лекарства, лебедь, лебеди, линейка, линейки, линь, леска.
5. Игра «Выдели лишнее слово».
Цель: обратить«выдели лишнее слово». внимание детей на различие в значении различных частей речи; продолжить работу по развитию логического мышления детей.
Ход выполнения задания. Взрослый напоминает детям, что бывают «слова-предметы», «слова признаки предмета», «слова-действия». Затем предлагает выполнить задание «выдели лишнее слово».
Лексико-грамматический материал: а) пугает, пальто, павлины, паук; б) пыль, плита, пьет, петух; в) поет, панама, падает, пылает; г) пуховый, пыльный, питьевой, поле.
6. Игра «Я вижу »
Цель: закрепить навык детей в образовании формы винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных.
Ход выполнения задания. Взрослый выкладывает предметные картинки на наборном полотне и предлагает детям сказать, что (или.кого) видит каждый из них.
Лексико-грамматический материал: танк, табуретка, тарелка, бегемот, тополь, нота, ветка, вата.
7. Игра «Большой маленький».
Цель: тренировать детей в правильном использовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Ход выполнения задания. Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Большой маленький». В ходе игры дети употребляют в речи субстантивные словосочетания с прилагательным большой (маленький) .
Лексико-грамматический материал: (большой маленький) дом домик, пень пенек, конфета конфетка, конь конек, панама панамка, кнут кнутик, туфли туфельки.






8. Тема: Звук К'
Цель: упражнять детей в образовании прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением.
Ход выполнения задания. Логопед предлагает детям изменить данные им слова так, чтобы они звучали «ласково».
Лексико-грамматический материал: тонкий тоненький, полный полненький, толстый ' толстенький, мокрый мокренький, добрый добренький, худой худенький, седой седенький.
9. Тема: Звуки К, X
Цель: упражнять детей в образовании глаголов с приставками.
Ход выполнения задания. В начале занятия логопед предлагает детям: «Сядет тот, кто сможет изменить слова копает, ходит, едет, прибавив к ним в начале один или несколько звуков». При необходимости логопед приводит пример: копает накопает.
Лексико-грамматический материал: перекопает, выкопает, накопает, откопает; входит, выходит, переходит, сходит, уходит; съедет, наедет, поедет, переедет, объедет, отъедет, уедет.
10. Тема: Звуки Г, К, X
Цель: закрепить у детей навык подбора к заданным существительным однокоренных прилагательных.
Ход выполнения задания. Логопед предлагает детям подобрать слово, похожее на сказанное им, но отвечающее на вопрос какой? (какая) Логопед называет слова, включающие изучаемые звуки Г, К, X.
Лексико-грамматический материал: конь конный, танк танковый, мак маковый, охотник охотничий, кухня кухонный, пух пуховый, хлеб хлебный.
11. Тема: Звук Л'
Цель: упражнять детей в использовании в речи существительных, обозначающих детенышей животных.
Ход выполнения задания. Логопед предлагает детям поиграть в игру «у акуленка друзья». В процессе игры дети выполняют поручения «акуленка» приглашают к нему в гости детенышей животных, в названиях которых есть звук Л'.
Лексико-грамматический материал: олененок, бельчонок, тюлененок, львенок, крольчонок, теленок, лисенок.
12. Тема: Звук Л'
Цель: упражнять детей в образовании формы родительного падежа множественного числа существительного; тренировать детей в подборе однокоренных относительных прилагательных к заданным существительным.
Ход выполнения задания. 1. Логопед предлагает изменить названное им слово так, чтобы можно было закончить предложение «Я вижу много. ». 2. Логопед просит детей подобрать к названному им слову другое, отвечающее на вопрос какой?
В упражнениях используются слова со звуком Л'.
Лексико-грамматический материал: лебедь лебедей, поляна полян, ель елей, лифт лифтов, олень оленей, лев львов; липа липовый, ель еловый, калина калиновый, клюква клюквенный, пыль пыльный, малина малиновый.
13. Тема: Звук Л'
Цель: привлечь внимание детей к семантике сложных слов и возможным способам их образования (на практическом уровне) .
Ход выполнения задания. Логопед предлагает детям назвать слово, которое получится, если объединить два названных им слова.
Лексико-грамматический материал: пыль «сосет» пылесос, лес рубит лесоруб, книги любит книголюб, поле «водит» полевод, лес «водит» лесовод.
14. Тема: Звук Ы
Цель: тренировать детей в составлении предложения по образцу с включением в его состав формы родительного падежа существительного с предлогом.
Ход выполнения задания. Логопед предлагает детям составить предложения по образцу, предложенному им, заменив одно из слов («Скажи то же, но про папу /про маму, про Вову/ про Тату. »). При этом дети тренируются в правильном произнесении звука Ы в окончаниях существительных. С учетом речевых возможностей детей можно предложить детям сделать предложение «длиннее» (распространить его за счет новых членов предложения) .
Лексико-грамматический материал: У Наты дыни. У папы дыни (У мамы дыни. У Вовы дыни). У моей сестры Наты большие спелые дыни. У Люды тыква. У мамы оранжевая спелая дыня и т. п.
15. Тема: Звук Ы
Цель: тренировать детей в подборе однокоренных относительных прилагательных к заданным существительным.
Ход выполнения задания. Логопед предлагает детям подобрать к заданному слову другое, отвечающее на вопрос: какой? В процессе выполнения задания логопед стимулирует детей к четкому произнесению окончаний прилагательных (-ый) .
Лексико-грамматический материал: дым дымный, осина осиновый, ива ивовый, клен кленовый, дуб дубовый, береза березовый, стекло стеклянный, железо железный, бумага бумажный и т. д.
Похожие записи:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Развитие лексико-грамматических средств речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Автор: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Опубликовано: 28 января 2012
+8


Развитие лексико-грамматических средств речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речиРисунок 3Развитие лексико-грамматических средств речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речиIђ Заголовок 415