Рабочая программа Физическая культура 1-4 кл. по ФГОС


1.Пояснительная записка.
Физическая культура - обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения – физкультурно - оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлиненных переменах и в группах продленного дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слеты и походы)-достигается формирования физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
В Федеральном законе « О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в переделах основных образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а так же дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ.
Данная программа создавалась с учетом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья , оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотноситься с решением следующих задач:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
- формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
- овладение школой движений;
- развитие координационных ( точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влияния физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
- выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
- воспитание дисциплинированности , доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов ( представления, памяти, мышления и др.) входе двигательной деятельности.
Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся начальной школы в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, интенсификация и оптимизация, расширеннее межпредметных связей.
Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей, построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношении, переходе от подчинения к сотрудничеству.
Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учете индивидуальных способностей личности каждого ребенка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.
Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества-идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.
Деятельный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Это подход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом, применении активных и творческих методов и форм обучения ( проблемные, исследовательские, сопряженного развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.); в развитие навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.
Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологий, психологии и др.

2.Общая характеристика учебного предмета, курса.
Предметом обучения физической культуры в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
- требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
- Законе «Об образовании»;
- Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
- примерной программе начального общего образования;
- приказе Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889.


3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчета 3 ч в неделю (всего 450ч): в 1 классе-99 ч, во 2 классе-102 ч, в 3 классе-102 ч, в 4 классе-102 ч. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 8889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Рабочая программа рассчитана на 405 ч на четыре года обучения (по 3 ч в неделю)


4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
1. формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека ( физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
2.овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
3. формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.

6.Содержание учебного предмета, курса.
Знания о физической культуре
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползанье, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развитие мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактики и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положении лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переходом в упор присев, кувырок вперед.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперед ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Легкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъемы; торможение.
Плавание. Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание; лежание и скольжение; упражнения на согласование работы рук и ног. Проплывание учебных дистанций: произвольным способом.
Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр.
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету.
Условные обозначения: Д-демонстрационный экземпляр; К-комплект; Г-комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.


п/п
Наименование объектов и средств материально-технического оснащения
Необходимое количество
Примечания



Начальная школа


1
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1
Стандарт начального общего образования по физической культуре
Д
Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного обеспечения кабинета п о физической культуре (спортивного зала)

1.2
Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 1-4 классы
Д


1.3
Рабочие программы по физической культуре
Д


1.4
Учебник и пособия, которые входят в предметную линию В. И. Ляха.
В.И. Лях. Физическая культура. 1-4 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика (Серия «Работаем по новым стандартам»).
Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. Физическая культура. Учебно-наглядное пособие для учащихся начальной школы. 1-4 классы.
К
Учебник, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации, и пособия входят в библиотечный фонд

1.5
Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению
Д
В составе библиотечного фонда

1.6
Методические издания по физической культуре для учителей
Д
Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе»

2
Демонстрационные учебные пособия

2.1
Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности
Д


2.2
Плакаты методические
Д
Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и коррегирующим упражнениям

2.3
Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения
Д


3
Экранно-звуковые пособия

3.1
Аудиовизуальные пособия по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» (на цифровых носителях)
Д


3.2
Аудиозаписи
Д
Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям; проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников

4
Технические средства обучения

4.1
Телевизор с универсальной приставкой
Д
Не менее 72 см по диагонали

4.2
DVD-плеер или DVD- рекордер (с набором дисков)
Д


4.3
Аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок
Д
С возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD-RW, MP3, а также магнитофонных записей

4.5
Мегафон
Д


4.6
Мультимедийный компьютер
Д


4.7
Сканер
Д


4.8.
Принтер лазерный
Д


4.9
Копировальный аппарат
Д
Может входить в материально-техническое оснащение образовательного учреждения

4.10
Цифровая видеокамера
Д


4.11
Цифровая фотокамера
Д


4.12
Мультимедиапроектор
Д


4.13
Экран (на щтативе или навесной)
Д
Минимальные размеры 1,25 х 1,25

5
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

5.1
Стенка гимнастическая
Г


5.2
Бревно гимнастическое напольное
Г


5.3
Бревно гимнастическое высокое
Г


5.4
Козел гимнастический
Г


5.5
Конь гимнастический
Г


5.6
Перекладина гимнастическая
Г


5.7
Канат для лазанья с механизмом крепления
Г


5.8
Мост гимнастический подкидной
Г


5.9
Скамейка гимнастическая жесткая
Г


5.10
Комплект навесного оборудования
Г


5.11
Скамья атлетическая наклонная
Г


5.12
Гантели наборные
К


5.13
Коврик гимнастический
Г


5.14
Акробатическая дорожка
Г


5.15
Маты гимнастические
Г


5.16
Мяч набивной (1 кг, 2 кг)
К


5.17
Мяч малый (теннисный)
К


5.18
Скакалка гимнастическая
К


5.19
Палка гимнастическая
К


5.20
Обруч гимнастический
К


5.21
Коврики массажные
Г


5.22
Секундомер настенный с защитной стенкой
Д


5.23
Стенка для переноса малых мячей
Д


Легкая атлетика

5.23
Планка для прыжков в высоту
Д


5.24
Стойка для прыжков в высоту
Д


5.25
Флажки разметочные на опоре
Г


5.26
Лента финишная
Д


5.27
Дорожка разметочная для прыжков в длину с места
Г


5.28
Рулетка измерительная (10м, 50м)
Д


5.29
Номера нагрудные
Г


Подвижные и спортивные игры

5.30
Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой
Д


5.31
Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой
Г


5.32
Мячи баскетбольные для мини-игры
Г


5.33
Сетка для переноса и хранения мячей
Д


5.34
Жилетки игровые с номерами
Г


5.35
Стойки волейбольные универсальные
Д


5.36
Сетка волейбольная
Д


5.37
Мячи волейбольные
Г


5.38
Табло перекидное
Д


5.39
Ворота для мини-футбола
Д


5.40
Сетка для ворот мини-футбола
Д


5.41
Мячи футбольные
Г


5.42
Номера нагрудные
Г


5.43
Ворота для ручного мяча
Д


5.44
Мячи для ручного мяча
Г


5.45
Компрессор для накачивания мячей
Д


Измерительные приборы

5.46
Пульсометр
Г


5.47
Шагометр электронный
Г


5.48
Комплект динамометров ручных
Д


5.49
Динамометр становой
Д


5.50
Ступенька универсальная (для степ-теста)
Г


5.51
Тонометр автоматический
Д


5.52
Весы медицинские с ростометром
Д


Средства первой помощи

5.53
Аптечка медецинская
Д


Дополнительный инвентарь

5.54
Доска аудиторная с магнитной поверхностью
Д


6 Спортивные залы

6.1
Спортивный зал игровой

С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки. коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек

6.2
Спортивный зал гимнастический



6.3
Зоны рекреации

Для проведения динамических пауз (перемен)

6.4
Кабинет учителя

Включает в себя рабочий стол, стулья, сейф, книжные шкафы (полки), шкаф для одежды

6.5
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования

Включает в себя стеллажи, контейнеры

7 Пришкольный стадион (площадка)

7.1
Легкоатлетическая дорожка
Д


7.2
Сектор для прыжков в длину
Д


7.3
Сектор для прыжков в высоту
Д


7.4
Игровое поле для футбола (мини-футбола)
Д


7.5
Площадка игровая баскетбольная
Д


7.6
Площадка игровая волейбольная
Д


7.7
Гимнастический городок
Д


7.8
Полоса препятствий
Д


7.9
Лыжная трасса
Д














Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна по учебному предмету :
Основные направления оценочной деятельности
· характеристика достижений и положительных качеств обучающегося;
· определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом, как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;
· система психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию задач начального общего образования.


Цели оценочной деятельности
Повышение эффективности учебного процесса, контроль за освоением программного материала, информирование о двигательной подготовленности учеников, стимулирование их активности на занятиях физическими упражнениями.

Описание и содержание оценки
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.


Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.

Критерии оценки
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
В 1 – 4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.


Процедура оценивания
При выполнение гимнастических, акробатических элементов оценивают качество исполнения упражнения; в легкой атлетике-качество исполнения и результат, выраженный в секундах, минутах, сантиметрах, метрах, километрах. Оценки снижают: В строевых упражнениях: -при повороте кругом – за поворот чесрез правое плечо; -при перестроении в движении – за нарушение направления, ранний поворот. В общеразвивающих упражнениях – за неточность положения рук, ног, туловища. В акробатических упражнениях: -при кувырке вперед – за отсутствие опоры на руки, неплотную группировку, упор головой в мат, дополнительную опору при перекате в упор присев, выпрямление ног в конце кувырка, искажение направления; -при кувырке назад – за резкое падение на спину, отсутствие плавного переката, отсутствие опоры на руки, выполнение кувырка через плечо, приход на колени, отсутствие плотной группировки, изменение направление; -при выполнение «моста» из положения лежа на спине – за опору на голову, неустойчивое равновесие, наклон головы вперед, сильно согнутые руки ноги; -при стойке на лопатках перекатом назад из упора присев – за чрезмерно согнутое положение тела, значительно согнутые или разведенные ноги, отсутствие устойчивого равновесия. В лазанье – за отсутствие прочного захвата ногами, нарушение последовательности исполнения приемов, спуск «скольжением». В удержании равновесия (на носках, на одной ноге, на одном колене, в шаге, в седее, в поворотах с различными положениями рук) – за изменение положения рук, ног или туловища, значительные колебательные движения с целью сохранения равновесия, недостаточную уверенность. В висах на гимнастической стенке, упорах стоя, присев, лежа на бревне, скамейке – за нарушение правильности осанки, неоттянутые носки. В подготовительных упражнениях ( приставной шаг галопа, переменный шаг польки) – за общую расслабленность туловища, отсутствие скользящего движения при отведении ноги на носок и ее приставлении, за слишком опущенные или чрезмерно поднятые плечи. В технике бега в осанке – за сильный наклон туловища вперед, иногдасо сгибанием в тазобедренных суставах, отклонение туловища назад, сведение плеч вперед, сутулую спину, опущенную вперед или отклоненную назад голову; в работе рук – за закрепощение плечевых, локтевых суставов, сильно согнутые или судорожно выпрямленные руки, поперечную работу рук, вызывающую значительные раскачивания туловища, движения кистей не по дугам, а по волнообразным траекториям.; в положении «На старт!» - за видимое закрепощение туловища, стойку вполоборота к направлению бега, непараллельное расположение ступней, отставленную сзади стоящую ногу от стартовой линии более чем на 2,5 ступни; в положение «Внимание!» - за резкий наклон вперед, вызывающий потерю равновесия, широкое разведение рук или ног, очень низкое подседание; в выполнении команды «Марш!» - за движение вперед одноименной рукой и ногой, одновременное с выносом бедра ( в первом шаге) выпрямление туловища. В метаниях малого мяча с места в цель способом из-за спины через плечо – за неправильное исходное положение, чрезмерное сгибание правой руки и низкое пронесение ее, неправильное держание мяча, отсутствие переноса тела на впереди стоящую ногу, отведение локтя в сторону, в момент хлеста кистью перенос руки впереди плеча, предшествующее движение руки, напряженное сгибание руки при замахе, укороченную амплитуду движения. В лыжной подготовке: в фазе свободного скольжения – за ходьбу на прямых ногах, чрезмерное выдвижение вперед стопы или колена опорной ноги, сильно наклоненное вперед туловище и прямые ноги, резкое выпрямление туловища; за слишком длительное скольжение, снижающее скорость, преждевременную постановку на снег маховой ноги с лыжей; в фазе выпрямления опорной ноги – за недостаточное выдвижение вперед стопы, излишнее сгибание маховой ноги в колене, излишнее сгибание толчковой руки, пассивность туловища при отталкивании рукой; в фазе приседания – за утрированное приседание, слишком изогнутую маховую ногу, неодновременное выполнение махового движения ноги и руки; В периоде отталкивания – за запоздалый перенос тяжести тела вперед и ранний толчок ногой («подпрыгивающий ход»), медленный и вялый толчок ногой, незаконченный толчок рукой (до бедра); за неполное распрямление ноги в коленном и голеностопном суставах, резкую задержку другой лыжи после толчка при переносе на нее тяжести тела (броском). При вы полнении подъемов, спусков, торможений: при подъемах «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой» - за недостаточную постановку лыж на ребро в тех случаях, когда это требуется, большой наклон туловища вперед, слабые и короткие толчки палками, недостаточно горизонтальную постановку лыж при всех подъемах «лесенкой», недостаточное разведение носков лыж при подъемах «елочкой»; при прямом спуске - за спуск на прямых ногах, выпрямленные ноги и сгибание в тазобедренных суставах, вытянутые вперед руки и палки; при спуске наискось – за отсутствие опоры на нижнюю лыжу, значительное загружение верхней лыжи, отклоненное назад тело, опору на верхнюю палку, которая волочится по снегу; при торможении «плугом» - за недостаточное разведение пяток лыж в стороны, недостаточный нажим на каблуки при разведении пяток лыж, резкое начало торможения без соответствующей подготовки, перекрещивание носков лыж, неравномерное давление на лыжи, потерю равновесия, нарушение прямолинейности спуска. В подвижных играх – за начало действий до сигнала, игру без взаимодействия с товарищами по команде, без взаимопомощи, захваты за одежду, ноги.

Состав инструментария оценивания


п/п
Физические способности
Контрольное
Упражнение
(тест)
Возраст,
лет
Уровень





Мальчики
Девочки





низкий
средний
высокий
низкий
средний
высокий

1
Скоростные
Бег 30 м, с
7
8
9
10
7,5
7,1
6,8
6,6
7,3-6,2
7,0-6,0
6,7-5,7
6,5-5,6
5,6 и менее

5,4
5,1
5,0
7,6
7,3
7,0
6,6
7,5-6,4
7,2-6,2
6,9-6,0
6,5-5,6
5,8и менее

5,6
5,3
5,2

2
Координационные
Челночный бег 3Ч10 м, с
7
8
9
10
11,2
10,4
10,2
9,9
10,8-10,3
10,0-9,5
9,9-9,3
9,5-9,0
9,9 и
9,1
8,8
8,6
11,7
11,2
10,8
10,4
11,3-10,6
10,7-10,1
10,3-9,7
10,0-9,5
10,2и менее
9,7
9,3
9,1

3
Скоростно-силовые
Прыжок в длину с места, см
7
8
9
10
100и менее
110
120
130
115-135
125-145
130-150
140-160
155
165
175
185
90и менее
100
110
120
110-130
125-140
135-150
140-155
150 и более
155
160
170

4
Выносливость
6- минутный бег, м
7
8
9
10
700и менее

750
800
850
730-900
800-950
850-1000
900-1050
1100
1150
1200
1250
500именее

550
600
650
600-800
650-850
700-900
750-950
900 и более
950
1000
1050

5

Гибкость
Наклон, вперед сидя, см
7
8
9
10
1и менее
1
1
2
3-5
3-5
3-5
4-6
9и более
7,5
7,5
8,5
2и менее
2
2
3
6-9
6-9
6-9
7-10
11,5и более
12,5
13,0
14,0


6
Силовые
Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол- во раз (мальчики)
Сгибание и разгибание рук из положения в упоре, лежа (девочки)
7
8
9
10



7
8
9
10
1
1
1
1
2-3
2-3
3-4
3-4
4
4
5
5







2
3
3
4







4-8
6-10
7-10
8-13







12
14
16
18




Форма представления результатов
Текущий, зачёт, тренировочные упражнения, фронтальный, индивидуальный, поточный зачёт, тестирование, оценка техники выполнения.

Условия и границы применения системы оценки
Традиционно сложилось, что используемой формой оценки достижений учащихся начальной школы являются суммарные показатели полноты и глубины освоения школьной программы, выраженные в баллах по пятибалльной шкале. Необходимо, чтобы каждый учащийся в течении четверти получил пять - шесть оценок. При оценке успеваемости принимаются во внимание индивидуальные особенности детей: принадлежность к разным медицинским группам, уровень физического развития, последствия заболеваний и др. Оценка умений и навыков выставляется за качество выполнения упражнений. Кроме того, следует учитывать количественный показатель учащихся при выполнении учебных нормативов по бегу, прыжкам, метаниям, лыжной подготовке и т.д.

Комплексный подход к оценке результатов
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. На уроке ученикам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Оценка динамики учебных достижений обучающихся
Видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.







































Заголовок 1 Заголовок 2ђ Заголовок 3ђ Заголовок 4ђ Заголовок 5zђ Заголовок 6zђ Заголовок 915