Рабочая программа по внеурочной деятельности РОСТОК (общеинтеллектуальное направление)


МБОУ «Октябрьская школа №1»
Красногвардейского районного совета
Республики Крым

СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
Зам. директора по УВР приказом МБОУ «Октябрьская
_________ ______________ школа №1»
(подпись) от ___._____.20___ г. № _____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«РОСТОК»
для 1 классовуровень: начальный общийна 2015/2019 учебный год
Составлена:
Вепринцевой Надеждой Ивановной,
учителем начальных классов МБОУ «Октябрьская школа№1»
РАССМОТРЕНА и РЕКОМЕНДОВАНА СОГЛАСОВАНА
на заседании школьного методического на заседании педагогического
объединения учителей начальных совета школы классов Протокол № ____ от ____ ___20__ г
Протокол № ___ от ___ ___20___ г.
Октябрьское, 2015
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………………… 3
Примерное содержание курса…………………………………………………………………. 6
Требования к уровню подготовки обучающихся ……………………………………………. 7
Учебно-тематический план …………………………………………………………………… 8
Список литературы ……………………………………………………………………………. 9
Календарно-тематическое планирование ……………………………………………………. 10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность изучения данного курса
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.
В связи с переходом на новый образовательный стандарт внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в совместной деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников, способствует не только более продуктивному усвоению знаний и умений, но и более результативному их использованию, укрепляет веру детей в свои способности и силы.
Содержание занятий предполагает игры и упражнения тренировочного характера, воздействующие непосредственно на психические качества ребенка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, способствует расширению словарного запаса детей, развитию речи.
Цель обучения:
интеллектуально-личностно-деятельностное развитие младших школьников; развитие у школьников познавательных и творческих способностей; навыков решения математических и языковых задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций); умение планировать последовательность действий; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой и русским языком. Основной целью должно стать формирование такого стиля мышления, который должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышление практика и образное мышление художника. Программа обучения делится на четыре ступени (4 года обучения).
Данный курс представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности для 1 класса.
Задачи:
Обучающие:
обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для умственной деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,
сформировать умение учиться;
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, обучение различным приемам работы с бумагой,
применение знаний, полученных на уроках математики, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
развитие общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
развитие мелкой моторики рук и глазомера;
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
выявить и развить математические, лингвистические и творческие способности.
Воспитательные:
формирование учебной мотивации; воспитание интереса к процессу обучения, желания познавать новое;;расширение коммуникативных способностей детей;
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Специфика программы.
Данная программа способствует развитию творческих мыслительных способностей и
преодолению стереотипов и шаблонов мышления. Оптимальным условием выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
познавательные задачи строятся на междисциплинарной, интегрированной основе и
способствуют развитию памяти, внимания, мышления, логики;
2) задания подобраны с учетом рациональной последовательности;
Психолого-педагогические принципы
1.Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности.
2. Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности, переход от деятельности в учебной ситуации к жизненной, переход от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной, опора на предшествующее развитие, формирование потребности в творчестве и умений творчества.3.Культурно-ориентированные принципы: принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний.
4. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Формы и методы работы
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Программа реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
на развитие внимания и закрепления терминологии;
игры-тренинги;
игры-конкурсы (с делением на команды);
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
интеллектуально-познавательные игры;
интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому занятия состоят из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика. Использование сказки всегда обогащает работу и делает понятнее объект изучения.
Методические рекомендации
Занятия проводятся с учащимися 6-7-летнего возраста и начинаются с 1-го класса. Программа основана на комплексном подходе к построению занятий. В данной программе создана система заданий, направленных на развитие творческого и логического мышления у младшего школьника, включающую в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения, проверять их, делая выводы, иллюстрировать их на примерах. Одним из факторов является правильность отбора содержания и построения учебной программы. В предлагаемой программе часть заданий отобрана из учебной, педагогической и справочной литературы и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. Задания, во-первых, подбираются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Во-вторых, в программе используются различные типы заданий:
«закрытые» задачи, т.е. имеющие точные решения;
задачи с неполным условием;
с избыточными условиями;
открытые задачи, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
творческие задания.
Перед учениками ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель. Приоритетное внимание на занятиях уделяется развитию мышления. Программа содержит задания, большинство из которых не требует вычислений, однако на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учит строить правильные суждения, проводить несложные доказательства, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.
Регулярно проводятся конкурсы творческих работ, математические викторины, турниры и т.д. В зависимости от содержания цели и задач занятия, возрастных особенностей и возможностей учащихся используются следующие типы занятий: урок – рассказ, урок - упражнение, урок - практическая работа, урок – игра, урок – сказка, урок – КВН. Занятия по данной программе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя формированию и развитию их личности.
Содержание и объём курса
Программа рассчитана на 66 учебных часов. Занятия проходят по два часа в неделю.
Продолжительность занятий 40 минут. Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников (возраст – 6-7 лет, 1 класс)
Развивающий курс «Росток» состоит из 5 блоков: «Я и школа», «Арифметические забавы», «Весёлая геометрия», «Учись учиться», «Страна слов». Занятия рассчитаны на 4 года. С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже.
Контроль знаний
Проводится всегда с целью отслеживания, какой процент информации остается в голове у каждого конкретного ребенка. Проводится в следующих формах:
один вопрос – четыре ответа, выбрать нужный;
вставить пропущенное ключевое слово;
опрос по «цепочке»;
цифровой диктант;
графический диктант;
обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление;
повторение последней фразы и оценка ее корректности;
продолжение ответа, прерванного в произвольном месте;
организация цепочки отвечающих;
комбинированная эстафета и т.д.
Форма подведения итогов
По окончании курса проводится тест оценки уровня развития внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Я и школа (8ч)
Установление контакта. Оценка психологической готовности к школе. Чувственное восприятие себя. Оценка уровня развития внимания, памяти. Оценить уровень развития мышления. Оценить уровень развития мелкой моторики. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование воображения.
2. «Арифметические забавы» (15ч)
Собираемся в путь. Как появилась математика. В гости к Волшебнице (магические квадраты). В царстве Чисел. Турнир смекалистых. Чудеса математики. В гостях у Золушки. Праздник чисел. Математика в сказке (задания на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики). Приключения Колобка (сочини математическую сказку).
3. Весёлая геометрия (15ч)
Геометрия вокруг нас. Знакомство с веселой точкой (знакомство с основными геометрическими фигурами: точка, прямая). Прямая линия и ее свойства (знакомство с понятиями: линия, кривая замкнутая линия, незамкнутая линия, луч, отрезок, угол, виды углов). Математика в сказке (задания на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики). Приключения Колобка (сочини математическую сказку).
4. Учись учиться (15ч)
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование воображения . Анаграмма. Шифр. Ребусы. Загадки. Игры со словами и знаками. Рисование по клеточкам. Игры на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики, быстроты реакции.
5. Страна Слов (13ч)
В мире безмолвия и неведомых звуков. В стране Слов. Выбор друзей в Стране Слов. Чудесные превращения. В гости к алфавиту. Встреча с Радугой. В Королевстве ошибок. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. В театре Близнецов. Экскурсия в прошлое и Полёт в будущее. В Клубе весёлых человечков.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯОжидаемые результаты обучения по программе В результате обучения по данной программе ученики должны уметь:
1 год
работать с разными источниками информации;
сравнивать, анализировать полученную информацию;
рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
раскрывать общие закономерности;
обучиться решению логических задач;
научиться решать задачи с геометрическим содержанием;
составлять простейшие ребусы, кроссворды, магические квадраты;
научиться стилистически правильно выражать свои мысли;
составлять текст по вопросам учителя;
объединять слова в группы, работать со словарём;
работать в группе и в паре;
научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним, единство с коллективом.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1 год обучения)

№ Наименование разделов, блоков, тем Количество часов учебных занятий
1. Я и школа
8
2.
Арифметические забавы 15
3.
Весёлая геометрия 15
4.
Учись учиться 15
5.
Страна слов 13
Итого: 66 ч
Список литературы
Гвоздева Е., Плотникова Н. Волшебные лабиринты. – М.: Речь, 2011.
Гурьев А. Большая книга игр и головоломок для умного ребёнка. – М.: Ридерз Дайджест, 2006.
Надеждина В. Танграм. 1000 + 1 фигура. – Минск: Харвест, 2007.
Перельман Я. И. Веселые задачки и головоломки. – М.: АСТ, 2010.
Тюлле Эрве. Каляки-маляки. – М., 2012.
Федин С. В стране головоломок. Магические квадраты, игры со словами, числовые ребусы, кроссворды, лабиринты. – М.: Ридерз Дайджест, 2008.
Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
Марк Беденко Разноцветные задачи, Ярославль, академия развития, Академия Холдинг, 2004
О. Холодова, Юным умникам и умницам, М.: РОСТ - книга, 2009
Г.В.Керова. Нестандартные задачи по математике, -М.: Вако, 2006.