Рабочая программа экологического клуба Росток

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 с. МУГУР-АКСЫ

СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
Зам. директора по ВР Директор МБОУ СОШ №1
________ Демиржан А. Б. ________ Салчак Д. Х.
от «__» __________2013г от «__»_________2013г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

экологического клуба «Росток»
на период 2013-2014 учебный год



Составитель:
учитель биологии
Сырбыкай Чечек Геннадьевна







Мугур-Аксы – 2013 Пояснительная записка
Направленность программы: эколого-биологическая
Новизна программы: Программа построена с учётом естественного интереса детей к объектам окружающей природной среды. В ней предусматривается широкое применение жизненного опыта детей. Игровая форма курса обусловлена возрастными особенностями ребёнка. Дети лучше усваивают учебный материал, когда они вовлечены в учебный процесс и испытывают добрые чувства по отношению друг к другу.
Актуальность программы: В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Обучение детей по программе экологического клуба помогает заложить основы экологической культуры и природоохранного сознания. Но, к сожалению, среди рабочей недели, плотного графика учебных и внеурочных занятий не всегда остаётся время и возможность у детей окунуться в удивительный мир природы; с пользой для себя поучаствовать в увлекательных играх и походах, пообщаться с друзьями, узнать много нового, интересного и полезного из мира живой природы. Поэтому появилась идея создать для ребят экологический клуб друзей, в котором ребята с пользой для себя могут провести время: весело отдохнуть и получить новые знания, практические умения в области экологии и незабываемое общение с друзьями.

Педагогическая целесообразность программы
Программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей детей. В основе построения курса лежит принцип «позитивного эгоцентризма», когда в содержание программы отбираются наиболее актуальные для ребёнка этого возраста знания. Причём педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т.е при опоре на принцип природосообразности.
Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из главных задач общества, а значит и образования.
Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного образовательного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребёнка. Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души: возникает эстетическое наслаждение звуками, запахами и красками природы. Труд человека приобретает радостные оттенки.
Неотъемлемой частью в данном процессе является игра. Игра увлекает ребёнка, ведёт его в свой весёлый мир, учит правильно воспринимать окружающий мир. Поэтому в программу включено проведение игровых, массовых, конкурсных мероприятий.
Огромный вклад в задачу привития любви к природе вносят праздники. Поэтому для большего эмоционального воздействия на детей используютя элементы театрализации, художественное слово, просмотр фильмов, мультфильмов, походы, экскурсии в природу и т.д. Участвуя в увлекательных соревнованиях, викторинах, походах ребята по-новому откроют для себя мир природы. Здесь они получат не сухие факты и цифры, а смогут с легкостью получить первые навыки исследователя, растениевода, эколога, в процессе игры узнать новые интересные данные, поделиться своими наблюдениями с друзьями.
Цели и задачи программы
Цель программы: формирование экологической культуры, экологического мышления и поведения у подрастающего поколения
Задачи:
- Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия;
- привлечь детей к разнообразным видам деятельности в природе и по её охране;
- формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- расширить знания о животном и растительном мире родного края;
- научить применять теоретические знания в практической, исследовательской и общественной деятельности;
- развивать познавательный интерес;
- формировать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе;
- организовать досуговую деятельность детей.

Организационно- педагогические основы обучения
В клуб объединяются дети 7-12 лет с учётом интересов, имеющихся знаний на добровольном основании.
Программа рассчитана на 1 год обучения: 1 занятие в неделю по 2 часа с общим охватом 72 часа в год. Предусматривается проведение кружковых занятий.

Основная форма – проведение комбинированных игровых и познавательных мероприятий. Организация экологических акций, праздников, викторин, конкурсов. Практические занятия в природе и учебно-опытном участке.

Ожидаемый результат.
По истечении учебного года кружковцы должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
Будут сформированы навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Научатся воспринимать красоту природы, понимать и ценить её.
Будут понимать необходимость охраны растительного и животного мира.
Будут стремиться гуманно относиться ко всему живому.
Будут уметь применять знания по охране природы в повседневной жизни.
Будут иметь представления о связи живых организмов со средой обитания, неживой природой
Расширят представление о животном и растительном мире родного края.
Получат навыки коммуникативного общения.

Формы и способы проверки результатов
Отслеживаются и фиксируются результаты конкурсов, викторин, экологических игр и т.д.
Подводятся итоги выставок творческих работ, экологических плакатов, рисунков.
Выпускаются детьми буклеты экологической направленности.
Для определения образовательного результата используются следующие способы:
- тестирования;
- анкетирование;
-экологические диктанты;
- интеллектуальные игры;
-викторины, конкурсы.
Используются следующие виды и этапы аттестации: начальная (анкетирование, тестирование); промежуточная (по итогам тематического блока); итоговая (защита проекта, реферата, исследовательские работы).

Учебно – тематический план.
№ п/п
Месяц
Тема занятий
Кол-во часов
Теоретическая
часть
Практич.
часть

1.
сентябрь
Организационное занятие.
2
2


2.

Экологическая игровая программа «Жалобная книга природы»
Акция «Чистый берег»
2
1
1

3.

«Осень – пора золотая». Познавательное занятие с элементами театрализации.
2
1
1

4.

Акция «Экосумка»
2
1
1

5.
октябрь
Карнавал осенних красок.
2
1
1

6.

Праздник урожая. Выставка.
2
1
1

7.

Акция «Посади дерево».
Подарок родной школе в честь 75-летию школы
2
1
1

8.

Природа – наш дом. Экологическое познавательное занятие.
2
1
1

9.
ноябрь
Мои друзья домашние животные. Викторина « О Барсиках и Мурках»
2
1
1

10.

Конкурс сочинений «Собака – друг человека»
2
1
1

11.

Выставка рисунков и фотографий домашних любимцев «Зверьё моё»
2
1
1

12.

Выпуск буклетов в честь дня науки
2
1
1

13.
декабрь
Игра «Что? Где? Когда?» «Мир природы»
2

2

14.

Викторина «Загадки Зимушки – зимы»
2
1
1

15.

Акция «Операция ёлочка»
2

2

16.

Отчетная конференция учащихся и учителей, посвященная ГОДУ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
2
1
1

17.
январь
Акция «Подари календарь»
2
2


18.

Зимняя столовая для птиц
2
1
1

19.

«Судьба природы – наша судьба».
2
1
1

20.
февраль
Интеллектуальная командная игра «В царстве Берендея»
2

2

21.

День здоровья. Здоровье-богатство на все времена. Подвижная развивающая игра «Ребята и зверята».
2

2

22.

Игра «Природоохранные обычаи наших предков», посвященная к празднику ШАГАА
2
1
1

23.
Март
«Прекрасный мир цветов». Легенды о цветах. Познавательное занятие. Изготовление бумажных цветов к празднику 8 марта.
2
1
1

24.

«Природа вокруг нас» Конкурс знатоков. Презентация.
2
1
1

25.

Экологическая интеллектуальная игра «Хочу всё знать»
2
1
1

26.

Акция «Час Земли»
2
1
1

27.
Апрель
День птиц. Конкурс кормушек «Каждой птице – дом»
2
1
1

28.

Акция «Марш парков»

2

2

29.

Виртуальное путешествие по заповедникам нашей страны. Охраняемые территории Республики Тыва.
2
2


30.

Акция «Зелёный патруль» Участие в уборке прилегающей территории, посадка саженцев растений.
2
1
1

31.
Май
«Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений» Познавательное занятие.
2
1
1

32.

«Тайны Царства насекомых» Познавательное занятие с элементами театрализации.
2
1
1

33.

Сказка, рассказанная «Пандой» для ДОУ Монгун-Тайгинского района и самодельные игрушки детям в подарок
4
2
2

34.

Экскурсия в природу «Здравствуй, лето!»
2
2


35.

Итоговое занятие.
2
2




Итого:
72
34
38









Содержание тем
Тема 1. Организационное занятие.
Вводное занятие. Знакомство с планом работы клуба, выбор старосты. Правила кружковца. Техника безопасности на занятиях кружка. Инструктаж по ТБ в природе и при проведение опытов. Оформление дневника наблюдений. Эмблема клуба. Планирование общих массовых мероприятий и мероприятий с участием родителей.
Тема 2. Экологическая игровая программа «Жалобная книга природы»
Познавательные занятия на тему «Правила поведения в природе» и «Охрана природы». Знакомство в игровой форме с редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами животных и растений. Решение проблемных ситуаций «Как им помочь?». Разгадывание загадок и кроссвордов. Рисование экологического плаката на природоохранную тему. Проведение акции «Чистый берег».
Тема 3. Осень – пора золотая.
Познавательное занятие с элементами театрализации. Знакомство с приметами осени, погодой осенью, фенологическими периодами осени. Сезонные явления в жизни растений и животных. Рисование на тему «Золотая осень».
Тема 4. Акция «Экосумка».
Агитационные бригады ведут просветительскую работу о пользе самодельных «экосумок». Показ мастер класса по изготовлению «экосумки».
Тема 5. Карнавал осенних красок.
Экскурсия в природу «Краски осени». Знакомство с сезонными явлениями в жизни растений, причинами изменения окраски листьев. Сбор осенних листьев для изготовления гербария и поделок.
Обработка материалов экскурсии. Зарисовки и запись в дневники. Сушка собранного материала.
Тема 6. Праздник урожая.
Театрализованное представление. Посещение выставки «Юннат». Знакомство с многообразием видов и форм овощей, фруктов и т.д.
Тема 7. Акция «Посади дерево».
Как правильно посадить дерево? Эстетическое оформление клумбов, сосновых рядов и т.д. Жизненные формы растений.
Тема 8. Природа - наш дом.
Экологическое познавательное занятие. Повторение о взаимосвязях в природе; установление причинно-следственных связей влияния человека на окружающую среду; обобщение экологических правил.
Экскурсия в парк «Берёзка» «Антропогенное влияние на природу».
Просмотр презентации.
Тема 9. Мои друзья домашние животные.
Знакомств с многообразием видов домашних животных. История появления домашних животных. Первые одомашненные животные.
Викторина «О Барсиках и Мурках». Знакомство с породами кошек, историей одомашнивания кошек, легендами и мифами о кошках. Знакомство с основными правилами содержания и кормления кошек.
Практическая работа: подготовка к выставке рисунков. Рисование на тему «Моя любимая кошка»
Тема 10. Собака – друг человека.
Конкурс сочинений «Собака – друг человека». Знакомство с породами собак. Важные «профессии» собак: поисковые, спасательные, собаки – поводыри, ездовые, охотничьи, сторожевые и т.д.
Игра «Поле чудес» «Всё о собаках».
Чтение художественных произведений о собаках, их верности: «Каштанка», «Белый Бим чёрное ухо» и др.
Чтение стихов, посвящённых собаке. Прослушивание и разучивание песен о собаках и т.д.
Тема 11. Выставка рисунков и фотографий домашних любимцев.
Подготовка фоторабот, их оформление. Рисунки животных в свободной технике. Создание выставки. Подведение итогов. Награждение участников и призёров.
Тема 12. Выпуск буклетов в честь дня науки.
Тема 13. Интеллектуальная познавательная игра «Мир природы».
Игра по типу телевизионной игры «Что?» «Где?» «Когда?». Повторение и обобщение знаний в области живой природы, правил поведения в природе. Распознавание объектов и явлений природы.
Тема 14. Загадки Зимушки – зимы.
Познавательное занятие. Знакомство с сезонными зимними явлениями, периодами зимы, народными приметам о зиме. Викторина.
Тема 15. Акция «Операция ёлочка».
Практическая работа: оформление плакатов и изготовление ёлочных украшений из природного материала.
Слепить всей командой на ледовом городке символа WWF – панду.
Тема 16. Отчетная конференция посвященная году охране окружающей среды.
Председатель клуба знакомит с результатами о проделанной работе.
Тема 17. Акция «Подари календарь»
Тема 18. Зимующие птицы. Зимняя столовая для птиц
Зимующие птицы. Знакомство с видами зимующих птиц. Особенности обитания зимующих птиц. Помощь человека зимующим птицам. Викторина «Птицы».
Практическая работа: знакомство с разнообразными видами кормушек для подкормки птиц; изготовление кормушек из подручного материала: пакеты, коробки, пластиковые бутылки. Развешивание кормушек, подкормка птиц. Наблюдения за птицами, прилетевшими к кормушке, распознавание, запись в дневник и зарисовки.
Тема 19. «Судьба природы – наша судьба».
Охрана природы. Необходимость охраны природных объектов живой и неживой природы. Основные правила экологически обоснованного поведения в природе. Экологическая викторина «Вопросы лесовика».
Практическая работа: изготовление памяток «Помощь природе»
Тема 20. Интеллектуальная командная игра «В царстве Берендея».
Растительный и животный мир леса. Многообразие видов. Охраняемые растения и животные нашей местности. Лесная аптека. Викторина «Тайны природы». Подвижные игры: «Сова охотится ночью», «Зайцы и морковка», «Медведь, что ешь?»
Практическая работа: определение видов растений и животных леса по дидактическим карточкам.
Тема 21. Здоровье – богатство на все времена.
Проведение Дня здоровья. Познавательное занятие «В здоровом теле – здоровый дух». Подвижная развивающая игра «Ребята и зверята».
Тема 22. Интеллектуальная игра «Природоохранные обычаи наших предков».
Развивающая викторина по типу телевизионной игры «Поле чудес». Удивительные рассказы о необычных растений и животных.
Практическая работа: Оформление плаката «Это интересно»
Тема 23. Прекрасный мир цветов.
Многообразие видов комнатных и садовых цветов. Луговые цветы. Цветы леса.
Легенды о цветах.
Практическая работа: изготовление цветов из бумаги и ткани к празднику 8 марта.
Тема 24. Природа вокруг нас.
Конкурс знатоков природы. Викторина «Лесные робинзоны».
Практическая работа: рисунки на тему «Чудесные краски природы».
Тема 25. Экологическая интеллектуальная игра «Хочу всё знать».
Игра в 4 этапа: 1 – животный мир Республики Тыва; 2 – животный мир Земли; 3 – растительный мир Республики Тыва; 4 – удивительные растения Земли.
Практическая работа: подборка материалов для публикации в экологической газете клуба: интересные факты из жизни растений и животных.
Тема 26. Акция «Час Земли»
Символичная акция, в определенный час сотни миллионов людей и всемирно известные здания по всему миру выключают свет, чтобы показать свое неравнодушие к будущему Планеты и призвать к бережному отношению к ресурсам Земли. 
Тема 27. День птиц.
Познавательное занятие с элементами театрализации. Перелётные птицы. Помощь птицам. Конкурс кормушек «Каждой птице – дом». Виды скворечников, технология их изготовления, правила размещения.
Викторина «Перелётные птицы».
Тема 28. Акция «Марш парков»
Организация Шествия (парада) в защиту редких видов, в частности, снежного барса.
Участие ребят в муниципальном этапе конкурса театральных постановок о снежном барсе, а также в конкурсе «Сказка (легенда, миф), рассказанная бабушкой».
Тема 29. Путешествие по заповедникам.
Охрана природы. Заповедники и заказники. Причины создания природоохранных территорий и зон. Знакомство с крупными заповедниками страны и ближнего зарубежья. Просмотр видеофильма «Путешествие по заповедникам нашей страны»
Знакомство с животными и растениями, находящимися под охраной в Республике Тыва. Викторина «Они находятся под охраной».
Тема 30. «Зелёный патруль».
Беседа об антропогенном влиянии человека на окружающую среду, необходимости поддержания в порядке прилегающих территорий. Просмотр презентации «Антропогенное влияние на природу»
Практическая работа: акция по уборке и озеленению прилегающей к учреждению территории. Сбор бытового мусора, уборка сухой листвы и сучьев, посадка саженцев растений.
Тема 31. «Лекарственные растения – замечательное богатство природы».
Знакомство с лекарственными растениями нашей местности. Охрана лекарственных растений. Правила сбора и использования лекарственных растений. Экскурсия на лес. Распознавание лекарственных растений в природе при помощи определителя. Сбор материала для гербария.
Практическая работа: зарисовка увиденных в природе лекарственных растений, изготовление гербария. Викторина «Зелёная аптека».
Тема 32. «Тайны царства насекомых».
Насекомые, многообразие видов насекомых. Просмотр презентации «Земля – планета насекомых». Значение насекомых в природе.
Экскурсия в природу, распознавание насекомых при помощи определителя.
Практическая работа: зарисовка насекомых в дневники, изготовление аппликации «Бабочка»
Тема 33. Сказка, рассказанная «Пандой»
Сказка, рассказанная «Пандой» для ДОУ Монгун-Тайгинского района и самодельные игрушки детям в подарок.
Тема 34. Экскурсия в природу» Здравствуй, лето!»
Фенологические изменения в природе.
Практическая работа: наблюдение за изменением в растительном мире. Наблюдение за птицами.
Записи в дневниках наблюдений. Зарисовки в природе.
Тема 35. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы клуба. Награждение активных кружковцев. Подведение итогов выставки рисунков. Концерт, подготовленный кружковцами «Радуга талантов».

Методическое обеспечение
В процессе реализации программы используются следующие формы занятий: комбинированное, практическое, игры, путешествия, экскурсии, праздники.
Используются словесные (беседа, рассказ, объяснение и др.); наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций, видеоматериалов и др.); практический (наблюдение, практическое задание), исследовательские методы.
Широко игровые занятия, т.к. в работе с детьми младшего возраста игра имеет огромное значение. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процесс познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры. Внесение игрового стержня и создание условий для слияния игровой и учебной деятельности повышает интерес детей к объектам и явлениям природы, их умственную активность.
Программой предполагается использование разнообразных форм работы: занятия в классе, экскурсии, практическая деятельность в природе, природоохранные акции, проведение викторин, конкурсов, экологических праздников, выпуск детьми экологических листовок. Важны и другие формы групповой работы: интеллектуальные конкурсы, конкурсы рисунков, наблюдение за объектами природы, проведение экспериментальной работы, экологические тропы.
Для достижения наилучшего образовательного результата рекомендуется: чередование приёмов и методов проведения занятий; использование натуральных наглядных пособий; практическая и опытническая деятельность; проведение физкультминуток и подвижных игр с природоведческим содержанием; самостоятельная работа детей; решение проблемных задач и ситуаций.
Занятия кружка по данной программе могут проводиться в классе, музее (отдел природы), на учебно-опытном участке, в природе и т.д.


Материально-техническое обеспечение программы
Место проведения кружка: кабинет биологии, кабинет соответствует всем санитарным нормам и противопожарной безопасности. Однако возможны выходы на изучаемые объекты, экскурсии, акции по очистке территории и др. Имеется учебно-опытный участок.
Материалы и оборудование:
Инструменты, таблицы, схемы, гербарии, дидактические игры на печатной основе, кинофильмы, презентации, методические разработки занятий, компьютер.

Литература для детей

Александров Ю. Советы друзьям природы. «Московский рабочий». 1989
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных и растениях. Ярославль 1997 г.
Велек И.. Что должен знать и уметь юный защитник природы. «Просвещение». М., 1983.
Голубева Е.Б. Занимательное естествознание СПб 1997
Громова О.Е. Стихи и рассказы о животном мире. М.- 1998г.
Гусев А.Г. Удивительный мир природы. Ярославль. 1986
Захлебный А.Н.. Книга для чтения по охране природы. «Просвещение». М., 1986.
Мариковский П.И.. В мире насекомых с фотоаппаратом. «Кайнар». Алма-Ата, 1983.



Литература для педагогов
Бацанов Н.П.. Ваши домашние четвероногие друзья. «Лениздат». С.-П. 1992.
Беккер И.Л.. Времена года. «ТЦ Сфера». М., 2001.
Бочкарёва Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. Москва. 1998 г.
Горощенко В.П.. Природа и люди. «Просвещение». М., 1976.
Гусев В.Г.. Живой уголок. «Лесная промышленность». М., 1977.
Запортович Б.Б.. С любовью к природе. «Педагогика». М., 1976.
Корабельников В.А.. Краски природы. «Просвещение». М., 1989.
Махнева М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. Сфера, Москва, 2009 г.
Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск.- 1996 г.
Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание в начальной школе. Аркти. Москва, 2003 г.
Шпотова Т.В. Игровая экология. Обнинск, 1996 г.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141715




15