Доклад на тему Формы организации учебной деятельности на уроках естественнонаучного цикла и дифференцированный подход в обучении


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №1
опыт работы учителя химии, биологии
Коваленко Инны Евгеньевны
Формы организации учебной деятельности
на уроках естественнонаучного цикла
и дифференцированный подход в обучении
Невинномысск, 2017 г.
Жить — вот ремесло, которому я хочу учитьего (воспитанника)…и, как бы судьба не перемещалаего с места на место он всегда будет на своём месте.
Ж. Русо
 Моя позиция
Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Особенно остро стоят эти вопросы перед учителем химии, биологии: нужно не только сообщить сумму знаний, изучить законы природы, но воспитывать думающего человека, умеющего разумно относиться к природе, беречь, сохранять ее, то есть дать ему те знания, которые нужны в жизни.
Проблема совершенствования учебно-воспитательного процесса, развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без организации учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком. Дифференциация обучения предполагает обязательный учет индивидуально-типологических особенностей учащихся, форму их группирования и различное построение учебного процесса в выделенных группах. Такое понимание дифференциации обучения не предполагает негативных последствий, так как обязательным является учет индивидуально-типологических особенностей личности, что приспосабливает учебный процесс к ученику.
Итак, важным условием обновления содержания школьного химико-биологического образования, становления учащегося как самостоятельного субъекта своего образования являются поставленные учителем задачи:
образовательную
повышение престижа школьного курса химии и биологии, формирование у учащихся целостной картины мира, дифференцированный подход к изучению предмета.
воспитательную
воспитание в детях понимания необходимости сохранения химического разнообразия
развивающую
формирование умений сравнивать, систематизировать материал, делать выводы, работать с наглядными объектами, учебником и дополнительной литературой
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся
Применяя разнообразные формы работ на уроках химии, развиваю основные умения и навыки учащихся, стараюсь дать глубокие знания основ предмета, стимулирую творческую активность обучающихся.
Как же научить детей использовать полученные на уроках   знания, умения и навыки  в жизни?
Эту проблему я стараюсь решать на каждом занятии. Для этого стремлюсь к созданию таких условий, чтобы дети сотворили и сотрудничали со мной, могли самостоятельно искать истину, решать проблему, чтобы каждый имел право «сметь своё суждение иметь».
Ученик берёт пример, прежде всего, с самого учителя. Значит, я должен показать себя высоконравственным человеком, развивать психологическую и эмоциональную культуру, постоянно совершенствовать себя как учителя.
Это все сказывается на уровне знаний моих учащихся. Средний балл по преподаваемым предметам на основе анализа классных журналов составляет по химии – 3,6 баллов. За последниепол года успеваемость учащихся на «4» и «5» (коэффициент качества) повысилась с 44% до 56% по химии, с 58% до 70% по биологии.
Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихсяПовышению эффективности учебно-воспитательного процесса способствует и разнообразная внеклассная работа. Ежегодно провожу недели химии, где традиционны проведение школьных химических олимпиад, практических конференций по защите исследовательских работ,  химические утренники, ролевые игры, дискуссии. Составляется программа недели, ставятся цели и задачи. Каждый год эта  неделя проходит активно, плодотворно, захватывает почти каждого ученика.
Сегодня, когда переосмысливаются история страны и её идеалы, переоцениваются критерии образованности и достижения культуры, низвергаются с пьедесталов прежние властители умов, сложно находить подход к ученикам, оказывать положительное влияние  только уроками. Немаловажную роль в этом играет и кружковая работа. Веду химико-биологическиефакультативы «Растительная жизнь» и «Решение задач повышенной трудности».
Во внеурочной деятельности я придерживаюсь следующих принципов во взаимоотношениях с детьми:
-принцип независимого развития человека. Ребёнок – человек, он имеет право самостоятельно реагировать на обстоятельства и поступать так, как он считает нужным. Тем не менее, использование этого метода характеризуют результаты моей работы: 
1.   Научила ребят навыкам работы с тестовыми заданиями.
2.   Научила учащихся самостоятельно разбираться в научно популярной  литературе, анализировать и сделать итоги, выводы.
3.   Научила их высказывать свою точку зрения, аргументировать факты, связать разнообразную информацию.
 4.  Научила правильно оформлять научные работы.
 5. Научила ребят сотрудничеству, толерантности, коллективному созидательному творчеству.
Результаты внеурочной деятельности по учебным предметам это широкое привлечение учащихся к внеурочным занятиям, что позволяет воспитывать интерес к предмету, создает предпосылки для ранней профилизации. Учащееся принимают активное участие в подготовке предметной недели в школе, конкурсах, викторинах, а также в исследовательской работе.
2) Здоровьесберегающая технология – расширяет знания учащихся о здоровье, факторах, на него влияющих, способствующих его укреплению, развивает умения и навыки по овладению простейшими приемами оказания первой медпомощи.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - технологии, направленные на сохранение здоровья школьников. К таким методам, которые я использую, относятся методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, свобода творчества), активные методы (ученики в роли учителя, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.), методы, направленные на самопознание и развитие (эмоции, общение, воображение, самооценка и взаимооценка), т.е.такихметодов и приемов, которые способствуют вовлечению учеников в активный процесс получения и переработки знаний.
3) Интерактивная технология – часто использую этот метод технологии на своих занятиях. Провожу в виде деловой игры, дискуссии, ролевой игры, телепередачи, соревнования и т.п. Среди наиболее эффективных интерактивных методов обучения являются «мозговой штурм», групповая дискуссия, ролевое моделирование. Цель «мозгового штурма» - стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества новых и оригинальных идей. При проведении «мозгового штурма» участвуют все, высказываются и слушают все, все имеют равные права, все способствуют мирному разрешению конфликтных ситуаций, высказанные мысли и предложения не критикуются и не оцениваются.
4) Модульная технология – в  своей работе яв 10-11 классах по некоторым разделам использую модульную технологию, основанную на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной, научно-популярной и справочной литературой в результате  овладения   содержанием   модуля.   Особое   внимание   обращаю   на разнообразие форм заданий для самостоятельной работы учащихся, которые должны предполагать разные виды познавательной деятельности: ответы на вопросы, заполнение таблиц, тестовые задания, работу с рисунками, конспектирование учебного материала. Смена видов деятельности. А также выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают урок  интересным,     устраняют    психологическую    нагрузку,    позволяют    ребятам максимально реализовать себя на уроке.
5) Компьютерные технологии.
Интернет открывает детям и учителям новые горизонты. Электронные библиотеки, современные образовательные ресурсы, заочное дистанционное обучение, новости науки и техники – вот лишь малый перечень тех возможностей, которые становятся доступны школьник. 
Провожу занятия с применением ИКТ. Использую с целью изучения новых тем, тестирования, закрепления, обобщения. В частности, презентации, как наглядное пособие, помогают излагать учебный материал, развивать навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес  к предмету. Использование презентаций открывает более широкие возможности для творческого преподавания, обеспечивает дифференцированный и личностно-ориентированный подход в обучении. В совершенстве владею компьютером. На уроках активно использую электронные учебники, ресурсы Интернет, мультимедийные презентации. Неоценимую поддержку оказывают новые информационные технологии - электронные справочники, учебники, разнообразные обучающие компьютерные программы. По определенным темам имеются проблемные задачи, имеются задания для построения системы текущего и итогового контроля знаний учащихся. По некоторым темам химии составлены слайды. В кабинете химии имеются: электронные диски уроков
Для формирования и развития знаний учащихся необходимо организовать их работу по самостоятельному добыванию знаний в процессе творческого поиска с любым источником информации: учебной, научно-популярной литературой, наглядными пособиями, натуральными объектами или тестами, составленными учителем. Возникают проблемы: как организовать самостоятельную работу каждого ученика на протяжении всего урока, как сделать эту работу интересной, насыщенной, полезной, как проконтролировать уровень его знаний, умений и навыков. Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время показало, что дети охотнее занимаются решением проблемы в группах, Так как создаются возможности для диалога всех участников, а это развивает умение не только говорить, но и быть понятым, доказательно отстаивать свою позицию, достигать новых общих результатов, контролировать свое участие в работе группы. Интуитивно я стала понимать, что перечисленные проблемы могут быть решены в процессе организации учебной деятельности, основанной на индивидуальном подходе к обучению в условиях сотрудничества.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
   Администрация школы представляет все услуги для самообразования и создает всевозможные  условия для изучения, обобщения и распространения передового опыта коллег своей школы и школ города. Это творческие отчёты по темам самообразования, открытые уроки на разных уровнях, «круглые столы» по обмену опытом.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка
Сложная и многосторонняя учебно-воспитательная  деятельность требует от учителя регулярной и систематической работы по повышению квалификации. Учитель всегда должен  удовлетворять растущие запросы школьников. Нельзя добиться серьезных успехов в обучении и воспитании детей, если учитель надеется только на ранее заученные педагогические правила и методические приемы.
Ученик берёт пример, прежде всего, с самого учителя. Значит, я должна показать себя высоконравственным человеком, развивать психологическую и эмоциональную культуру, постоянно совершенствовать себя как учителя.
Главный смысл моей деятельности – создание ситуации успеха каждому ученику, на каждом уроке, на каждом мероприятии. Мой опыт работы подсказывает, что даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребёнка, резко изменяет его деятельность.
«Видишь ли, у нас тут надо бежать изо всех сил, чтобы оставаться на месте. А если хочешь попасть куда-нибудь, надо бежать еще быстрее».
Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»