Статья на тему Особенности использования коллективной и групповой форм работы при обучении иностранному языку

Особенности использования коллективной и групповой форм работы при обучении иностранному языку

В настоящее время в теории и практике образования идет поиск форм и методов, которые могут создавать условия для развития коммуникативных умений и навыков работы в команде на уроке иностранного языка. Такие формы и методы основываются на активности каждого субъекта образовательного процесса, возможности принимать решения и осуществлять выбор, а также на сосуществовании различных точек зрения и свободном их обсуждении. Большой потенциал для реализации этого имеет такая форма организации образовательного процесса, как работа в группе. Специалист по групповой работе Марвин Шоу утверждает, "что у всех групп есть один общий признак: их члены взаимодействуют". Поэтому он определил группу как "сообщество, состоящее из двух или более взаимодействующих и влияющих друг на друга индивидов". Работа в группе дает возможность чаще вступать в коммуникацию с другими членами группы, формулировать свою позицию, согласовывать действия, что может способствовать развитию сотрудничества, межличностной компетентности, коммуникативной культуре.
Групповая форма обучения – один из эффективных способов организации учебной деятельности на уроке иностранного языка. Здесь же необходимо отметить то, что идея обучения в группе чрезвычайно гуманна по своей сути, а, следовательно, и педагогична.
Можно учиться индивидуально, используя соответствующие методики и учебный материал. Только ученик, в этом случае, замыкается на себе, на своих удачах и неудачах.
Но можно учиться и по-другому, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понятно, можно обсудить с ними все то, что интересно.
Мы выделяем три отличительные особенности работы в группах на уроке иностранного языка.
Взаимозависимость членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей.
Особое внимание уделяется социальным аспектам обучения: способам общения между членами группы.
Общая оценка работы группы складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы. После совместной работы отводится специальное время для обсуждения опроса, как ученики работали, помогая друг другу: они обсуждают свое поведение; что удалось, а что нет, а также намечают пути совершенствования своего сотрудничества.
Хочется отдельно остановиться на преимуществах групповой формы обучения. К ним следует отнести следующее:
глубокий уровень усвоения информации;
выработка умения слушать и слышать другого;
к некоторым выводам ученик приходит сам, либо после обсуждения в группе;
обучение через обмен опытом;
взаимодействие, активизация мыслительной деятельности;
личностный рост;
активность и участие каждого члена группы;
множество путей достигнуть желаемого результата с помощью товарищей;
возможность обмениваться опытом и размышлениями;
высокая эффективность рассмотрения предлагаемого материала;
возможность в непринужденной форме приобретать определенный языковой опыт;
желание приобрести знания с тем, чтобы поделиться ими с остальными участниками группы;
нежелание быть отстающим, чтобы не подвести товарищей;
развитие индивидуальных способностей и, тем самым, стимулирование к более активной деятельности.
Групповая форма обучения помогает разнообразить урок и сделать его более интересным. А так как групповая форма работы основывается на обучении в общении, то, естественно, она способствует реализации методического принципа коммуникативной направленности обучения иностранному языку.