Теоретические и методические основы организации деятельности и общения дошкольников. Презентация


Организация различных видов деятельности и общения детейВыполнилаКочетова Марина Леонидовна Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возрастаИгра — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит как в её результате, так и в самом процессеСветлана Леонидовна Новоселова выделяет три класса игр:1. Игры, возникающие по инициативе ребёнка:- самостоятельные игры (игра – экспериментирование)- самостоятельно-сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные);2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:- игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);- досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные);3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные игры (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым). Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольниковЦель – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, а также привить ему желание помочь другим. Очень важно учитывать возраст малыша – от этого и будет зависеть выбор видов деятельности и их сложности.Задачи: сформировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого,вызвать желание помочь; развить трудовые умения, усовершенствовать их; воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость; сформировать навыки в организации рабочего процесса; формировать доброжелательные отношения детей друг к другу, учить оценивать деятельность других, делать замечания. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста:ТРУДОВОЕ ПОРУЧЕНИЕ - возложение на ребенка конкретного зада­ния, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.ДЕЖУРСТВА - такая форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД - общая трудовая деятельность, объединяю­щая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участ­ка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформ­ление зала или групповой комнаты к празднику). Взаимодействие с семьёй по вопросам трудового воспитания и сотрудничества. Создание условий для трудовой деятельностиЦель : активизировать родителей к совместной деятельности по вопросам трудового воспитания, установить взаимосвязь между семьёй каждого ребёнка, создать атмосферу взаимопонимания, взаимоподдержки.Задачи1. Обогатить знания родителей в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста.2. Создать условия для благополучного сотрудничества с родителями.3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.4. Настроить как детей, так и родителей на совместную плодотворную работу по плану и правилам группы.Формы работы:Родительские собранияИндивидуальные и групповые консультацииЗанятия с участием родителейДни открытых дверейСубботникиТренингиОформление выставок и стендовОформление папок-передвижек Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возрастаПродуктивная деятельность дошкольников включает в себя: рисование, лепку, конструирование, аппликацию; имеет большое значение для всестороннего развития. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что - то красивое. Начинать приобщать детей в условиях ДОУ следует с 2 - 3 лет. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом Виды:Слушание-восприятиеДетское исполнительствоДетское музыкальное творчествоМузыкально-образовательная деятельностьФормы организации музыкальной деятельностизанятия, использование музыки на праздниках и развлечениях, в игровой, самостоятельной деятельности.  Самостоятельная музыкальная деятельностьТесные связи устанавливаются между обучением на занятиях и развитием самостоятельной деятельности детей вне их.Важно, чтобы музыкальные занятия были увлекательными, вызывали желание повторять выученные произведения.Определенное влияние на возникновение самостоятельной музыкальной деятельности оказывает участие в утренниках и развлечениях. Необходимым условием является внесение в самостоятельную деятельность тех атрибутов, игрушек, костюмов, которые использовались на праздниках, развлечениях.Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, определенной материальной среды (музыкальные уголки)Воспитатель должен интересоваться каково музыкальное окружение ребенка в семье.Посещение театра и кино также оставляет у детей сильное впечатление.Прослушивание радио и телепередач, что также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытаются отразить в самостоятельной      деятельности.Просмотр выступлений воспитанников детских садов. Сценарий музыкального праздника «День знаний для Рассеянного»Дети под весёлую музыку заходят в зал и занимают свои места.Ведущий:—Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, гости.Поздравляю вас с наступившим новым учебным годом. Желаю, чтобы в этом году у вас всех настроение было только на «отлично». Ребята, в наш детский сад вы уже ходите не первый год, все повзрослели, стали выше и сильнее. Но есть ребята, которые только в этом году пришли к нам в детский сад – вот они. Давайте их сегодня поприветствуем.Осенние листья летят и кружатся,Ковром разноцветным на землю ложатся.Мы дружно пришли, торопились не зря,Чтоб торжественно встретить первый день сентября.Дети садятся. Звучит весёлая музыка, вбегает Рассеянный.Рассеянный: Что за станция такая, Дибуны или Ямская?Ведущая: Дети всё Вам объяснят.Что тут дети?Дети: Детский сад!Рассеянный: Это что за остановка, Балагое иль Поповка?Ведущая: Вам же дети говорят, Вы попали в детский сад.Рассеянный: Это что ещё за шутки, я ищу вторые суткиДом и улицу свою, но нигде не нахожу.Помогите мне, друзья подскажите же, где я!Ведущая: Знает Вас детвора, Вы из книжки Маршака,С улицы Бассеянной человек…Дети: Рассеянный!Ведущая: А попали в детский сад, здесь Вас видеть каждый рад.Рассеянный: Ай – да, дети! Угадали – сразу видно: все читали!Поздравляю с Новым годом! Шлёт весна привет для вас…Ведущая: Спутали Вы время года – первый день осени у нас!Рассеянный: Осень? Вот прекрасно! Значит, ехал не напрасно!Буду петь, играть, плясать – на вопросы отвечать.Ведущая: Ну, тогда слушай наши загадки.1. То я в клетку, то в линейкуНаписать во мне сумей-каМожешь и нарисоватьЧто такое я?(Тетрадь)2. Ты беседуй чаще с ней.Будешь вчетверо умней.(Книга)3. Черный Ивашка - деревянная рубашка,Где носом поведет, там заметку кладет.(Карандаш)4. Кто шагает с сумкой книгУтром в школу?(ученик) .5. Белый камушек растаял,На доске следы оставил.(Мел)Ведущая: Нет, Рассеянный не получается что–то у Вас отгадывать загадки.Лучше поиграй вместе с нами.Игра:«Это я, это я, это все мои друзья!»Если вы согласны с тем, что я говорю, то отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья». Если не согласны со мной – тогда молчите.Детский сад сегодня ожилПосле летних отпусков.Мир знаний, дети, очень сложенКто в него идти готов? (ответ) .Кто будет буквы изучатьЧитая потихоньку?Не будет к маме приставать:«Ну, почитай хоть крошку» (ответ) .Кто конструктором, друзья,Овладеет без труда?«Джип» и «Вольво» соберёт,Папу в садик отвезёт? (ответ)Кто будет петь и танцевать,Писать, читать и рисовать,Чтоб потом оценку «5»На уроках получать? (ответ)Любит, кто с утра поспатьИ зарядку прозевать?Кто капризка и лентяйНу-ка, быстро отвечай! (ответ)Рассеянный:Нет, лучше я петь буду весёлые куплеты!Ведущая:А Вы умеете?Рассеянный:Конечно.(поёт, подыгрывая на деревянных ложках)Ты зачем меня ударил балалайкой по плечЯ затем тебя ударил, познакомиться хочу.Ведущая:А может Вы, и танцевать умеете?Рассеянный: Умею.И сейчас с ребятами с удовольствием потанцевал. Танец «Дружба»Ведущий:-Какой же праздник без поздравительных стихотворений!(Дети рассказывают стихи)1. Мы сегодня поздравляем всех нас с 1 сентября!И, конечно же желаем, чтобы год прошел не зря.Чтоб всему мы научились и друзей себе нашли,Знаний много получили, что-нибудь изобрели2. Если вдруг придется туго, воспитатель тут как тут,Мы не можем друг без друга, развлеченья подождут.Мы читаем и играем, мы рисуем и поем,Обученье продолжаем утром, вечером и днем3. Каждый день иду я с мамой в детский сад.Там игрушки и подружки ждут ребятЗдесь научат нас красиво рисовать,Физкультурой заниматься, танцевать.4. Здесь нас учат одеваться,Чистить зубы, умываться,И шнурки завязывать,И стихи рассказывать.5. И пускай немало славныхРазных дней в календаре,Но один из самых главных –Самый первый в сентябре.6. Солнца луч в окно стучитсяБудит взрослых и ребятПросыпайся, поднимайся,Собирайся в детский сад!7. Ветер песни распеваетИ со звонким ветеркомМы по улице веселойВ садик радостно идем.8. Здесь для скуки места нет,На вопрос звучит ответ:"Я умею, я могу! Можно, я вам помогу?Рассеянный:Ребята а хотите поиграть в мою самуюлюбимую игру?Игра:«Весёлый мяч»Под звучание музыки Рассеяный и ведущий с разных концов перекидывают детям мячи.Ведущий:-Рассеяный, а ты любишь книги читать?Рассеянный:—Я не знаю, где и книжки взять, поэтому и не читаю.Ребята, а где можно взять книжки?Дети:-В библиотеке!Ведущий:-Правильно, ребята, книжки живут в библиотеке.Как только вы научитесь читать, вас запишут в библиотекуи вы будете брать книги. Какие вам книжки больше нравятся?Дети:—Сказки!Ведущий:—Вот сейчас и узнаем, как вы знаете сказки.Рассеяный с Ведущим по очереди задают вопросы детям:Кто жил в теремке?Как звали трёх поросят?Кого позвала Жучка в сказке «Репка»?Назовите самого знаменитого доктора?Почему от мальчика убежали все вещи в доме?Был похож на мяч немножкоИ катился по дорожкам.Укатился ото всех.Кроме "рыжей", вот так смех!(Колобок)А дорога - далека,А корзина - нелегка.Сесть бы на пенек.Съесть бы пирожок.("Маша и медведь".)Ведущий: Молодцы, сказки вы знаете!А сейчас поиграем в игру:"КАК ЖИВЕШЬ? "Рассеянный:Очень мне понравилось у вас, дети, но пора возвращаться.Детский сад – ты самый лучший,Здесь ни капельки не скучно –Детский сад ты самый классный,Самый добрый и прекрасный.Ведущий:Этот день он самый лучший,Добрый день календаря!Как маленькую детскую планетуМы запускаем шар воздушный этот.Лети, лети в глубины мирозданья.Сегодня праздник наш – День знаний!Стремитесь, ребята, в науку добра.В добрый путь, в славный путь, детвора.В небо отпускаются воздушные шары, под песню«От улыбки» Конспект музыкального занятия в средней группе с элементами логоритмики «Кукла в гости к нам пришла»Задачи:1. Закреплять с детьми названия знакомых танцевальных движений через логоритмические упражнения (движение и слово).2. Формировать чувство музыкального ритма, развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений. Способствовать запоминанию текста с помощью музыки и движения.3. Учить детей слушать, воспринимать, анализировать музыкальное произведение. Развивать представление о различном характере музыки, активизировать словарь словами, определяющими характер прослушанной музыки.4. Исполнять знакомые песенки легко, весело, дружно в одном темпе, не отставая и не опережая друг друга, внятно и четко произносить слова.Ход музыкального занятия:Дети заходят в зал, здороваются с гостями и встают в круг.Муз. рук.: А теперь я с вами поздороваюсь! Проводится коммуникативная игра «Здравствуйте» М. Картушиной.Муз. рук.: Ребята, назовите мне какие вы знаете танцевальные движения?Дети: Пружинка, фонарики, кружение лодочкой, ковырялочка, притопы, шаг с полуприседанием и т. д.Муз. рук.: Давайте вспомним «ковырялочку» под стихи. Начинаем движение с правой ноги.Каблучками я стучуПляску русскую учуПляска русская мояЗа–ме – ча – тель – наяМуз. рук.: А сейчас выполним «шаг с полуприседанием». Начинаем выполнять в правую сторону.Шаг – присяду, шаг – присядуЭто танец я учу,Приседать я не устануЯ танцором стать хочу!Муз. рук.: А теперь выполним это движение в левую сторону.Шаг – присяду, шаг – присядуСпинку прямо я держу,Танцевать себя заставлю,Даже если не хочу.Муз. рук.: Выполним топающий шаг – «топатушки» на месте.Топатушки, топатушкиРаз, два, три, четыре, пятьДружно, весело, задорноПовторим мы все опять.А сейчас выполним «топатушки» в движении.(Идут по кругу проговаривают стихи и садятся на места.)Муз. рук.: Сядем, отдохнем и послушаем музыку. Но прежде чем слушать музыку, скажите: Кто сочиняет музыку?Дети: - композитор –Муз. рук.: Сейчас мы послушаем музыку и поиграем в игру «Солнышко и тучка». Если вы услышите веселую музыку, поднимаем «солнышко». Если грустную – «тучку». Слушайте внимательно музыку и показывайте нужную карточку.Слушают «Болезнь куклы», музыка Чайковского.(дети показывают тучку)Муз. рук.: «Почему показали тучку?»Дети отвечают, что музыка звучала грустная, печальная, хмурая, жалобная и называется «Болезнь куклы». Муз. рук.: Дальше слушаем музыку.Звучит «Новая кукла», музыка Чайковского.(дети показывают солнышко)«Почему решили, что солнышко?»Дети: Музыка звучала веселая, радостная, игривая, танцевальная, задорная. Называется «Новая кукла» и рассказывает о девочке, кружащейся по комнате с новой куклой.Муз. рук.: А вот и кукла к вам пришла на занятие. Кукла хочет, чтобы вы ей спели песенки. Давайте вспомним песенку Л. Гусевой «Мышки» с движениями. Затем дети поют «Цап – царапки» Л. Гусевой.Скажите, ребята, какое время года сейчас?Дети: Весна.Муз. рук.: А почему вы решили, что весна?Дети отвечают.Муз. рук.: Сейчас все встанем и проговорим слова песенки «Ветерок» Л. Гусевой с движениями. Затем дети поют песенку с движениями.Кукла: Молодцы, ребята, мне очень понравились ваши песенки. И я для вас приготовила «Музыкальные часики». Вы должны отгадать музыкальные загадки. Я не просто к вам пришла, а загадки принесла. Загадки не простые, а музыкальные.Исполняется песня: «Паровоз», 1 куплет без слов. Дети должны узнать песенку и стрелочкой указать на нужную картинку. Затем песня исполняется всеми детьми под музыку.Муз. рук.: Слушайте еще одну загадку.Исполняется песня «Детский сад», 1 куплет без слов, музыка Филиппенко. Дети также узнают песенку, стрелочкой указывают на нужную картинку.Муз. рук.: Как называется песенка?Дети: «Детский сад».Муз. рук.: А как называется наш детский сад?Дети отвечают.Муз. рук.: Песню будем петь так:1куплет – мальчики2 куплет – девочки3 куплет – все вместеКукла: Молодцы дети, отгадали все мои загадки. И теперь я хочу с вами поиграть. Выходите и становитесь в кружок. Сейчас мы с вами превратимся в птичек.Раз, два, три – покружисьИ в синичек превратись.Ой! Сюда бежит лисичка,На полянку зовет птичек (выбегает девочка в шапочке Лисы)Лиса: Гули – гули, мои птички,Голосистые синичкиВ гости жду я вас всегда,Не хотите ли зерна?Птички: Хотим.Игра: «Лисичка и синички», слова и музыка Картушиной.Игра повторяется, Лисичку выбираем считалочкой.Заяц прыгал по кустам –Тут и там, тут и там,Заяц прыгал у горы,Тот, кто водит, - выходи (синички улетают на места).Муз. рук.: Занятие наше закончилось, что же нам скажет куколка.Кукла: Мне понравилось с вами играть,И хочу я всем сказать!Буду с вами я дружитьЧасто в гости приходить!До свиданья, ребята!(Дети прощаются и уходят из зала) Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста Спасибо за внимание!