Статья Повышение профессиональной компетентности педагогов в инновационной деятельности учреждения дополнительного образования


Повышение профессиональной компетентности педагогов в инновационной деятельности учреждения
как важнейший фактор успеха в развитии детской одаренности.
Субботина О.А.
«… Новая школа потребует и новых учителей.
Понадобятся педагоги как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности способные помочь ребятам найти себя, в будущем стать самостоятельными творческими и уверенными в себе людьми»
(«Наша новая школа»).
Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса.
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.
В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской деятельностью воспитанников.
Для развития профессиональной компетентности педагогов Центра разработана и реализуется Программа совершенствования педагогического мастерства и профессионализма «СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА».
Программа представляет собой систему взаимосвязанных действий, для которых характерны целостность, многоуровневость, многофункциональность, использование научно–обоснованного передового педагогического опыта и достижений учреждений дополнительного образования области и России.
Программы повышения квалификации всегда были важным фактором профессионального роста педагогов. Их необходимость обусловлена постоянным изменением содержания образования и приведения его в соответствие с задачами развития образования.
В настоящее время система образования находится в сложных условиях. Реформа общества приводит к формированию иных социально – экономических условий, новообразований культуры, новых ценностных ориентиров. Это должно найти отражение в изменении содержания образования, темпы его развития должны соответствовать скорости социальных изменений. В этих условиях инновационная деятельность является главным, определяющим сегодняшний этап развития образования. В ее рамках могут быть найдены адекватные пути его будущего развития.
Поэтому инновационная деятельность становится важной составляющей профессиональной деятельности в сфере образования и, следовательно, может и должна стать предметом и содержанием учебной деятельности в рамках программы повышения квалификации педагогов.
А ведь именно педагоги выступают ценным ресурсом учреждения дополнительного образования детей, а их педагогический потенциал – является предпосылкой его конкурентноспобности. Это непросто разносторонние личности, а порой уникальные. В то же время ни для кого не секрет, что ни одно учреждение высшего профессионального образования до недавнего времени не готовило педагогов дополнительного образования, кроме того в учреждениях дополнительного образования работают люди не только с педагогическим образованием, но и с техническим, юридическим, экономическим, специальным (работники культуры), и т.д. Поэтому такая важная задача как модернизация профессионального образования педагогов особенно остро стоит перед дополнительным образованием. Подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных, социально и профессионально мобильных, готовых к профессиональному непрерывному росту – это необходимое условие для формирования системы эффективного качественного образования. В связи с этим на данном этапе модернизации образования остро встал вопрос о новом педагоге с новым мышлением, гибко реализующим на интеллектуальные запросы ребенка, отвечающего современной парадигме образования, в соответствии с этим возникает необходимость овладением каждым педагогом определенными компетенциями.
Среди них важное место занимают:
культура владения современными технологиями, достижениями образовательных целей.
педагогическая культура, основанная на новых цивилизованных, социокультурных ценностях;
культура построения технологии образовательного процесса, выстраивания индивидуального стиля обучения и проектирования качества результатов образования;
культура педагогического общения;
информационная культура, связанная с гибкостью реагирования на современные тенденции в педагогическом сообществе.
Ключевые компетенции являются составной частью педагогической культуры, именно они являются носителями новых целей образования, учить – это значит не только давать знания, а помогать детям усваивать и добывать знания, осваивать способы продуктивной деятельности, творчески развиваться.
Под высокой педагогической культурой как основной характеристикой педагога понимаются следующие качества:
педагогическая позиция по отношению к детям
психолого-педагогическая компетентность и развитое психологическое мышление.
свободное владение предметом и педагогическими технологиями.
опыт творческой деятельности, умения обосновать собственную педагогическую деятельность как систему, способность разобрать авторский образовательный проект.
культура профессионального поведения, способы саморазвития, обучение умению саморегуляции.
Реализация программы осуществляется в трёх направлениях с учётом уровней развития профессиональной компетентности педработников центра:
Обучение на курсах повышения квалификации (Академия повышения квалификации г. Москва, Педуниверситет «Первое сентября», Ростовский ИПК и ПРО);
Обучение внутри учреждения (через разноуровневую систему семинаров, практикумов, научно-практических конференций, мастер-классов, инновационных форм методической учёбы: мозговой штурм, аукцион идей, конкурсы методических и дидактических материалов, конкурсы профессионального мастерства и др.);
Обучение по индивидуальным маршрутам, по индивидуальным проектам (программам инновационного поиска).
Формы повышения квалификации предполагают систематическое самостоятельное обучение, длительные и краткосрочные курсы, систему программ развития профессиональной компетентности и алгоритмы программирования, проектирования, анализа самообразовательной и инновационной деятельности.
В текущем учебном году в соответствии с программой 20 педагогов пройдут обучение на курсах повышения квалификации в ГОУ ДПО РО РИПК и ППРО, два педагога завершили обучение на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября».
Педагоги-инноваторы систематически проводят мастер-классы, открытые занятия разного уровня. В прошлом учебном году на районной педагогической конференции были представлены мастер-классы педагогов высшей квалификационной категории Дьяконова Д.С. по проблеме: «Организация дистанционной работы с одарёнными детьми посредством реализации творческо-исследовательских интегрированных проектов», Овчаровой Г.Л. по проблеме: «Разработка индивидуальной траектории развития способных обучающихся дошкольного возраста», Дубченко Е.В. по проблеме «Совершенствование модели творческого сотрудничества учителей ОУ и педагогов ДОД в рамках повышения эффективности образования» и Кабакова П.П. «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности ребёнка в современных условиях».